Основатель Nvidia Дженсен (Женьсюнь) Хуанг родился на Тайване в 1963 году. Там (и немного в Таиланде) он провел свое раннее детство.

Дальше родители отправили Хуанга и его брата в США к близким родственникам. Причины назывались разные: по одним данным — переезд спровоцировала Война во Вьетнаме, по другим — отец Хуанга как-то попал в Штаты на курсы обучения рабочих, а, вернувшись домой, пообещал отправить туда своих детей.

Так или иначе, но мама будущего миллиардера пыталась обучить детей английскому перед потенциальной релокацией, хотя, надо признать, сама в этом языке вообще ничего не понимала. Схема обучения была примерно следующей: мама выбирала из словаря 10 случайных слов, а потом просила братьев написать их и перевести.

Эта минимальная подготовка помогла Хуангу в США. Хотя, конечно, переезд был не без проблем… Родственники (дядя и тетя) допустили серьезную ошибку: они записали будущего бизнесмена не в частную школу, а в Баптистский институт Онейда (оно позиционировалось как исправительное учреждение в сельской местности). Там Хуанг, кстати, и начал свою трудовую деятельность: подрабатывал посудомойщиком и официантом в ресторане.

РБК пишет, что через некоторое время родители Хуанга переехали в Америку. Семья воссоединилась. Дженсен поступил в среднюю школу в Бивертоне, а далее — стал студентом Университета штата Орегон и Стэнфордского университета (специальность — электротехника).

После окончания вузов Хуанг недолгое время работал в AMD и LSI Logic.

Предприниматель и его друзья (Крис Малаховски и Кертис Прием) создали Nvidia в 1993 году. Стартовые позиции компании отличались крайней бедностью по меркам Кремниевой долины — 40 тысяч долларов и небольшой офис в одном из городков Калифорнии.

Первые годы будущей многомиллиардной корпорации, констатировал бизнесмен, — были сложными. Разработки Хуанга и его друзей не находили места на рынке. В 1996 предприниматель был вынужден уволить часть сотрудников своей молодой компании. Оставшиеся средства он потратил на разработку новых микрочипов.

Именно они и обеспечили компании успех.

  • В 1999 году фирма провела IPO и выпустила GeForce 256. Это был первый в мире графический процессор с техническими характеристиками: 32/64 Мбайт памяти DDR, 120 МГц (частота GPU), 4,8 Гбайт/с — пропускная способность памяти;

  • В июне 2000 вышел NV11 — GeForce 2MX (проект, как писали позже эксперты, относимый к категории «дешево и сердито» — его презентация была необходима для охвата продуктов «начального уровня»);

  • В 2002 появился NV17 — GeForce4 MX 460 — 64 Мбайт памяти DDR; 300 МГц — частота GPU; 8,8 Гбайт/с — пропускная способность памяти. В это же время был презентован NV25 — GeForce4 Ti 4600 (128 Мбайт памяти DDR; 300 МГц — частота GPU; 10,4 Гбайт/с — пропускная способность памяти);

  • В апреле 2004 — представлен NV40 — GeForce 6800 Ultra. В 2005 — публике стал доступен G70 — GeForce 7800 GTX;

  • В 2006 — появился G80 — GeForce 8800 GTX (768 Мбайт памяти; 384-битная шина памяти; 575 МГц — частота GPU);

  • В 2007 — представили G92 — GeForce 8800 GT, в 2008 — GT200 — GeForce GTX 280. Последняя разработка, кстати, была не совсем успешна: фирма установила чрезвычайно-высокие цены по сравнению с конкурентами, что (в том числе) привело к серьезным финансовым убыткам;

  • В 2009 — в Nvidia разработали и представили архитектуру Cuda нового поколения;

  • В 2011 — компания купила производителей чипов для мобильных телефонов;

  • В 2015 — фирма представила мобильный суперчип Tegra X1. Он имел 8 центральных ядер и 256 графических ядер;

  • В 2017 — фирма показала новые технологии в сфере машинного обучения, искусственного интеллекта и «облаков» (была анонсирована архитектура Volta, первый графический процессор Volta GV100 на его основе и первый графический ускоритель на этом чипе — Tesla V100, при этом стоимость чипа оценивалась самой компанией в 3 млрд долларов);

  • В 2018 — компания предложила пользователям самый мощный графический процессор Titan RTX. CNews тогда отмечал, что новый GPU обладал: 576 тензорными ядрами с поддержкой смешанной точности вычислений с суммарной производительностью в 130 терафлопс в операциях глубокого обучения; 72 RT-ядрами, которые обеспечивают трассировку лучей в реальном времени со скоростью до 11 гигалучей в секунду; 24 ГБ высокоскоростной памяти GDDR6 с полосой пропускания 672 ГБ/с.

Сейчас Nvidia монополист (около 80% рынка) специализированных чипов для разработок в сфере искусственного интеллекта.

Каковы финансовые показатели корпорации?

За последний квартал 2023 года  выручка увеличилась на 265% (по сравнению с аналогичным периодом 2022). Рыночная стоимость компании в конце февраля 2024 — более 2 трлн долларов.

Кстати, состояние самого Хуанга оценивается Forbes в 123,5 млрд долларов.

Принципы жизни Хуанга

Предприниматель считает, что успешный бизнесмен-лидер своей компании:

  • Не боится запачкать руки («Для меня нет задачи, которая была бы ниже моего достоинства, потому что, помните, раньше я мыл посуду и чистил туалеты. Я имею в виду, что я вымыл много туалетов», — заявил Хуанг в Стэнфордской высшей школе бизнеса);

  • Активно интересуется проектами своих сотрудников (Хуанг требует присылать еженедельно ему по электронной почте — пять самых важных дел, над которыми в данный момент работают подчиненные);

  • Является перфекционистом

Кстати, сам Хуанг правильно распределяет время, стараясь выполнять все сложные задачи в первой половине дня: «Каждое утро я начинаю с выполнения своей самой приоритетной работы. Еще до того, как я прихожу на работу, мой день уже удался. Я уже завершил свою самую важную работу и могу посвятить свой день помощи другим. Когда люди извиняются за то, что перебили меня, я всегда говорю: „У меня полно времени“».

Реализуются ли эти жизненные принципы Хуанга на практике?

Не всегда. В конце 2023 года в компании произошел серьезный корпоративный конфликт. Молодые сотрудники фирмы (проработавшие менее пяти лет) выступили против «ветеранов». Последних обвинили в том, что они слишком вялы (semi-retirement mode — полупенсионный режим). 

Причина конфронтации крылась в том, что работающие «старики» приобретали постоянно растущие ценные бумаги компании. Это приводило к расслаблению и нежеланию что-либо делать в прежнем темпе: жизнь и так была неплоха с учетом купленных акций, ведь доход в год достигал миллиона долларов! Хуанг пытался исправить ситуацию, мотивируя людей к более активной работе.

Что сейчас происходит с Nvidia

История корпорации никогда не отличалась постоянным ростом. Подъемы сменялись и экстренными падениями. Вспомним тот же Крах доткомов или Кризис 2008 года. Однако компания не банкротилась, а выживала. Возможно, что благодаря активности самого Хуанга.

Сейчас у Nvidia сразу несколько кризисов:

  • Первый — китайский. Власти КНР потребовали от своих компаний отказаться от ИИ-ускорителей, произведенных американской фирмой. Если угроза будет воплощена, то Nvidia получит мощный удар по своему бюджету (Китай был третьим по величине рынком для компании);

  • Второй — внутренний (американский). Антимонопольные органы обратили внимание на политику корпорации. Это может закончиться даже принудительным разделом Nvidia. В истории США уже были примеры таких манипуляций. Считается, что расщепление фирм позитивно сказывается на конкуренции, предотвращает ценовой монополизм.

Что еще надо знать о Хуанге?

Он достаточно активный изобретатель. В базе «Google Patents» — 23 патента, где упоминается также и его имя (например, «Облачная генерация контента для потоковой передачи на платформы виртуальной и дополненной реальности с использованием виртуального вещателя», «Система дистанционного управления для обучения глубоких нейронных сетей в автономных машинных приложениях», «Система и метод кооперативного управления приложениями»).

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков  и других объектов интеллектуальной собственности.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

Комментарии (3)


  1. ednersky
    07.11.2024 12:23

    если разделить капитализацию Nvidia на количество выпущенных ей чипов, то получится какая-то сумасшедшая сумма о десятках тысячах долларов.

    таким образом, связи с перфекционизмом, технологиями и инновациями здесь нет


  1. sidorovmax
    07.11.2024 12:23

    Успех пришел раньше выпуска GeForce 256.
    Как минимум на уровне TNT, после которой был успешный TNT2.


  1. Treviz
    07.11.2024 12:23

    В качестве ретроспективы: весьма занятное интервью iXBT.com.
    https://www.ixbt.com/editorial/nv-interview-jul06.shtml