Я создаю подкасты для телеканалов, банков и IT-компаний. За 10 лет работы я накопил много экспертизы и теперь делюсь ей в этой статье. Рассказываю все этапы создания подкаста: от поиска ведущего и гостя до выпуска готового продукта. Объясняю, как написать сценарий, выбрать команду и студию, что делать в день съемок, кто отвечает за монтаж, обложку и рекламу, а еще, где можно сэкономить, а за что придется заплатить. Добавил чек-листы и примеры подкастов от: Альфа-банка, Авиасейлс, Газпромбанка, Ростикса, Билайна и Нетологии.

Шаг 1: поймите, зачем и для кого вы делаете подкаст

Запустить подкаст легче, чем снять имиджевый или обучающий ролик. Подкасту достаточно иметь интересный разговор,  хороший звук и красивый кадр.

Компании создают подкасты для двух групп: внешней аудитории и своих сотрудников. Цели у таких подкастов разные. Важно понимать, зачем и для кого вы хотите запустить подкаст. От этого зависит формат, сценарий и продвижение.

Подкасты для внешней аудитории

Это подкасты для клиентов, партнеров и инвесторов. Они решают несколько задач бизнеса:

  1. Привлечение целевой аудитории.

В отличие от статей и обычных видео, подкаст удобно слушать в дороге, на тренировке и на прогулке с собакой. Людям не надо смотреть на экран, чтобы понять тему и подкаст просто дослушать до конца. Этим и пользуются компании.

В подкасте компания помогает целевой аудитории решать проблемы. При этом она показывает, что хорошо разбирается в теме. Заодно компания рассказывает о своих продуктах, которые могут помочь. Так она и пользу приносит, и себя рекламирует.

Например, подкаст от Сбера “Был такой кейс” для молодых предпринимателей. Там опытные предприниматели рассказывают, как выбрать нишу, научиться делегировать, находить и увольнять сотрудников. А заодно рекламируют продукты Сбера.

  1. Повышение узнаваемости бренда:

Когда люди знают бренд, они охотнее у его покупают. Так устроен наш мозг. Вот как это работает на примере сервиса доставки еды "Самокат".

Самокат делает подкаст о еде. Люди слушают подкаст и постоянно слышат название "Самокат". Оно становится привычным. Когда им нужно будет заказать еду, они скорее выберут его, чем неизвестный сервис.

  1. Обучение аудитории, как работать с вашим продуктом:

Если продукт сложный, в подкастах можно рассказать, как с ним работать. Например, как делает 1С. В своем подкасте "Радио 1С Энтерпрайз" они объясняют, как работать с программами 1С. Например, как вести бухгалтерский учет, управлять складом или планировать ресурсы предприятия. Эксперты 1С дают советы по настройке и использованию программ.

Слушатели узнают, как лучше применять продукты 1С в своем бизнесе. Они учатся пользоваться сложными функциями и понимают, как программы могут помочь в работе.

  1. Построение лояльности:

Через подкаст компании поддерживают связь с клиентами даже тогда, когда клиент не покупает. Это важно для брендов, услугами которых пользуются редко, например, для бронирования билетов или страховки.

В подкасте компания рассказывает о том, в чем она эксперт. Авиасейлс говорит о путешествиях, Сбер — о финансах. При этом они упоминают и свои услуги. Так у слушателя в голове возникает связь: путешествия = Авиасейлс, финансы = Сбер.

Когда клиенту понадобится услуга, он вспомнит о компании, подкаст которой слушал, и скорее всего обратится именно к ней.  

 Авиасейлс выпускал подкаст о путешествиях “Куда можно”. Человек слушает их выпуски и вспоминает о компании, когда нужно купить авиабилет.
Авиасейлс выпускал подкаст о путешествиях “Куда можно”. Человек слушает их выпуски и вспоминает о компании, когда нужно купить авиабилет.

Подкаст для сотрудников 

Компании создают подкаст для сотрудников, чтобы развить и укрепить корпоративную культуру. А именно:

  1. Показать, что сотрудник важен

Работники, о которых заботятся, реже уходят. Поэтому компании создают подкасты, где говорят о проблемах и как с ними справляться.

Так делает Альфа банк в подкасте  “Есть ответ”. Подкаст Альфа банка ведет клинический психолог Анастасия Шершнёва. Она рассказывает о психологии и дает советы. Получается формат в виде мини-лекции.

  1. Обучить и помочь адаптироваться 

Например, Сбербанк создал подкаст "Сбер для Своих". В нем опытные сотрудники рассказывают о ценностях и проектах компании,  как они получили повышение  и с какими сложностями сталкивались. Это помогает новичкам быстрее понять, как всё устроено, и почувствовать себя частью команды Сбера.

  1. Сплотить команду

Подкасты помогают сплотить команду. Они показывают, что все в компании — от новичка до босса — обычные люди. 

Например, в подкасте "Голос РЖД" компания рассказывает о своих сотрудниках: машинистах, проводниках, инженерах и диспетчерах. Они делятся своим опытом работы, рассказывают о сложных ситуациях на работе и как их решения повлияли на компанию и пассажиров.

Какой формат есть у подкастов

От формата зависит сценарий и сколько гостей будет участвовать в подкасте. Есть такие варианты:

  1. Рассказ

Это подкасты без гостя. Просто один или двое ведущих сами раскрывают тему. Так делает Альфа банк в подкасте  “Есть ответ” .

  1. Интервью

Это подкасты с гостем. Ведущий ему задает вопросы и гость раскрывает тему через свою экспертизу. Так делает Газпромбанк в подкасте “Не планерка”.

  1. Беседа

Это тоже подкасты с гостем. Но в отличие от формата беседы, ведущий не только спрашивает героя, но и сам рассказывает. Они вместе делятся своими мыслями и опытом. Получается обычный разговор, где оба много говорят и слушают друг друга.

Шаг 2: наймите ведущего или найдите бесплатного

Ведущий раскрывает тему подкаста, задает гостю вопросы и удерживает внимание слушателей. Если сценариста нет, то он готовит вопросы и продумывает темы выпусков. 

Ведущего можно нанять профессионального или найти среди сотрудников.

Профессиональный ведущий — это журналист, радиоведущий, опытный подкастер или человек с телевидения. Он знает, как подготовить и провести подкаст. Но профессионалы берут от 50 000₽ за выпуск. Такого ведущего можно найти на HH или спросить у съемочной команды, с которой делаете подкаст. 

Есть способ дешевле — найти ведущего среди сотрудников. 

В подкастах на внутреннюю аудиторию всегда лучше выбирать ведущего из компании. Потому что для сотрудников — он свой человек, который знает локальные мемы, сталкивается с теми же проблемами и рабочими процессами, что и они.

Ведущего можно найти в отделах продаж, маркетинга и HR. Обычно это общительные люди, которые любят внимание. Многие из них выступали в КВН, играли в театре или вели мероприятия. Им интересно снова заняться творчеством, особенно вместо рабочей рутины. Поэтому такому ведущему можно даже не предлагать деньги. 

Главное в ведущем, чтобы он интересно рассказывал истории, быстро думал и не стеснялся микрофона. Если будете звать гостей на подкаст, важно, чтобы ведущий умел создать приятную атмосферу и легко находил общий язык с людьми.

Я в своей студии подкастов таким ребятам даю даже бесплатное время для репетиций. Чтобы они смогли привыкнуть к технике, освещению и потренироваться. 

Как найти ведущего среди сотрудников

Чтобы найти ведущего, менеджер проекта может провести конкурс среди сотрудников. Например, попросить их сделать видеовизитку, на которой сотрудники ответят на 3 простых вопроса:

1. Расскажите о себе
2. Выступали ли раньше и где
3. Что предложили бы для подкаста, чтобы его разнообразить 

Так, менеджер сразу увидит как человек держится перед камерой, насколько уверенно и красиво говорит. А последний вопрос покажет его креативность. Это пригодится в неожиданных ситуациях в эфире и в поиске новых тем для выпусков.

Шаг 3: выберите гостя

Если вы делайте подкаст для сотрудников, то забудьте о Федоре Конюхове и его битвах с акулами. В корпоративных подкастах не нужны знаменитости с захватывающими историями. Такие рассказы уже неинтересны слушателям.

Сегодня людям важнее слышать о повседневной жизни и обычных вещах. Это главный тренд. 

В любой компании есть эксперты по разным темам: от руководителей продуктов до технических специалистов. Людям интересно узнать о тех, кто обычно в тени — о системном администраторе, бухгалтере, специалисте по безопасности. Такие истории сближают разные отделы и делают компанию более человечной.

В подкастах для внешней аудитории гостя выбирайте исходя из цели подкаста:

  • хотите научить клиентов пользоваться продуктом — зовите своих сотрудников.

Например, как это делает Яндекс.Маркета. Сотрудники Яндекса рассказывают на подкасте, как продавцам эффективно работать на платформе: как правильно оформить карточку товара, как работает система рейтингов и отзывов, какие есть нюансы в логистике и дают советы по улучшению репутации магазина. 

  • хотите привлечь целевую аудиторию — зовите экспертов со стороны. 

Сбербанк в подкасте "Сберкаст"  приглашает независимых финансовых экспертов, которые обсуждают проблемы личных финансов. Например, известный экономист может рассказывать о планировании бюджета, попутно упоминая инструменты Сбербанка.

  • хотите повысить узнаваемость бренда — зовите известных людей

МТС в подкасте "Мы в эфире" приглашает популярных деятелей культуры, спорта, бизнеса. Они обсуждают цифровые технологии в своей сфере. Например, известный режиссер может обсуждать цифровые технологии в кино.

  • хотите повысить лояльность — зовите клиентов

S7 Airlines в подкасте "Путь к мечте" приглашают путешественников, которые делятся историями своих поездок, организованных с помощью S7. Это поддерживает интерес к путешествиям и бренду даже в периоды, когда люди не планируют перелеты.

Чек-лист: как работать с гостем подкаста:

  1. Составить список гостей и тем на 2-3 выпуска вперед.

  2. Согласовать список с руководителем проекта.

  3. Получить согласие гостя. Если нужна экспертиза гостя — убедитесь, что он разбирается в теме.

  4. Объяснить гостю детали съемки (время, место, парковка, дресс-код)

  5. Предоставить гостю список вопросов, но предупредить о возможных отклонениях от плана беседы.

Чек-лист: в чем прийти на съемку спикерам.

Мы своим клиентам даем вот этот чек-лист по одежде ??

Шаг 4: напишите сценарий

Сценарий подкаста — это план выпуска или сезона, где прописаны: герой, тема, вопросы, и тайминг на каждый блок. Без сценария подкаст превратится в бессвязную беседу, которая быстро наскучит аудитории.

Кто пишет сценарий

Сценарий подкаста обычно пишет сценарист. Его услуги стоят от 10 000 ₽ за выпуск. Сценарист придумывает тему, собирает информацию о госте и готовит вопросы. Иногда он даже проводит предварительное интервью с гостем.

Найти сценариста можно на HH, Профи или в чатах телеграмма с вакансиями в медиа. Можно также спросить у съемочной команды — у них часто есть проверенные контакты.

Если бюджета нет, то сценарий пишут ведущий и менеджер проекта. Они устраивают мозговой штурм или спрашивают ChatGPT. 

Если это подкаст для сотрудников, то менеджер просит маркетологов анонсировать выпуск в закрытой группе компании. В анонсе они предлагают сотрудникам написать вопросы для гостя. Маркетологи собирают эти вопросы и передают менеджеру. Менеджер и ведущий выбирают лучшие вопросы и включают их в сценарий подкаста.

Rostic's для сотрудников делает подкаст Сочный разговор. Перед съемками они делают анонс следующего подкаста в группе. В посте пишут: кто гость, о чем будут говорить. А сотрудники пишут свои вопросы к гостю в комментариях.

Сценарист или менеджер готовят два вида сценария: на сезон и на отдельный выпуск. 

Сценарий на сезон

Сезон подкаста обычно состоит из 10-12 выпусков. Вначале автор придумывает общую тему для всего сезона. Затем он разбивает эту тему на отдельные эпизоды и ищет героев.

После окончания сезона маркетологи анализируют вовлеченность аудитории, количество просмотров, отзывы. Они также собирают пожелания слушателей для будущих выпусков. Если тема себя исчерпала или интерес слушателей упал, автор сценария придумывает новое направление для следующего сезона. Например, если первый сезон был о карьере, то второй может быть о межличностных отношениях.

Чек-лист: промт ChatGPT для создания сценария подкаста на сезон

Я хочу, чтобы ты выступил в роли опытного сценариста подкастов и помог мне создать сценарий на сезон для корпоративного подкаста. Вот детали:

  1. Название компании: [Вставьте название вашей компании]

  2. Сфера деятельности: [Опишите, чем занимается ваша компания]

  3. Целевая аудитория подкаста: [Опишите вашу целевую аудиторию]

  4. Основная цель подкаста: [Укажите главную цель, например, повышение узнаваемости бренда, образование клиентов, привлечение новых клиентов и т.д.]

  5. Предполагаемое количество эпизодов в сезоне: [Укажите число]

  6. Примерная длительность каждого эпизода: [Укажите время]

  7. Кто будут спикеры  [сколько человек, какая их роль]

Пожалуйста, создай план сезона подкаста, который включает:

  1. Общую тему сезона

  2. Названия и краткое описание каждого эпизода (3-4 предложения)

  3. Предлагаемых гостей для каждого эпизода (если применимо)

  4. 2-3 ключевых вопроса для обсуждения в каждом эпизоде

  5. Идеи для взаимодействия с аудиторией (например, вопросы для обсуждения в соцсетях, конкурсы и т.д.)

Сценарий на один выпуск

Можно ориентироваться на каталог подкастов в Справке и использовать Вордстат — посмотреть, подкасты на какие темы ЦА чаще ищет в поисковиках.

Конкретные темы можно посмотреть в Вордстате и Keyword. Там есть запросы, которые ищет чаще всего ваша аудитория.  Автор прописывает в сценарии вступление, основную часть и заключение. Ниже показываю рыбу-сценария на примере.  

Длина подкаста зависит от того, когда его слушает аудитория. Если она слушает, пока едет на работу, то можно снимать подкаст на 40-60 минут. Если пока аудитория моет посуду, то хватит 15-20 минут.

Чек-лист: промт ChatGPT для написания сценария на один выпуск

Я прошу тебя выступить в роли опытного сценариста подкастов. Мне нужна твоя помощь в разработке детального сценария для одного выпуска подкаста на основе имеющейся у меня информации. Вот детали:

  1. Название подкаста: [Вставьте название]

  2. Тема выпуска: [Вставьте тему]

  3. Длительность выпуска: [Укажите предполагаемую длительность]

  4. Ведущие: [Перечислите имена ведущих]

  5. Гость (если есть): [Имя гостя и краткая биография]

  6. Основные вопросы для обсуждения: [Вставьте список вопросов из вашего сценария]

  7. Ключевые моменты для освещения: [Перечислите важные моменты, которые нужно затронуть]

Пожалуйста, создай подробный сценарий выпуска, который включает:

  1. Вступление (приветствие, представление темы и гостя)

  2. Основную часть с детальным раскрытием каждого вопроса и ключевого момента

  3. Переходы между темами

  4. Заключение (подведение итогов, прощание)

Убедись, что сценарий:

  • Соответствует заданной длительности выпуска

  • Имеет логическую структуру и плавные переходы между темами

  • Содержит живой диалог между ведущими и гостем (если есть)

  • Включает элементы, которые сделают выпуск интересным и запоминающимся для аудитории

Чек-лист рыба сценария на один выпуск

Формат подкаста может быть разным — монолог ведущего или интервью, но структура сценария схожа. Внизу показываю рыбу сценария на один выпуск на примере подкаста от Билайн университета “Под другим углом”. 

В этом подкасте гость и ведущий — один человек — это бизнес-тренер Анастасия Мизитова. Она рассказывает о карьере: в корпорациях, стартапах, социальных сетях и некоммерческих проектах. А также, она делится своим опытом и дает советы по развитию в каждом направлении.

Начало: 2 мин

  • Вступление: приветствие, представление гостя о чем будет подкаст

Основная часть: 40 мин

  • Какие четыре типа карьеры существует, откуда взялась эта теория и зачем она нужна.

  • Карьера в корпорациях.
    Вопросы для обсуждения: Что значит успех в крупной компании? Как продвигаться по карьерной лестнице? Как использовать ресурсы компании для развития?

  • Карьера в стартапах.
    Вопросы для обсуждения: Как создавать и продавать продукты?Почему важно понимать полный цикл бизнеса? Как справляться с рисками и ответственностью?

  • Карьера в социальных сетях.
    Вопросы для обсуждения: Как построить личный бренд? Почему важен нетворкинг? Как развивать социальный капитал?

  • Карьера в некоммерческих проектах.
    Вопросы для обсуждения:
    Как найти смысл в работе? Почему важно заниматься не только карьерой? Как стать "маяком" для других?

  • Личный опыт ведущей. Как у нее работала эта теория

Завершение: 5 мин

  • Подведение итогов и финальные мысли о построении карьеры. 

Шаг 5: выберите помещение для записи

Обычно компании выбирают между офисной переговоркой и профессиональной студией. 

Главное в помещении — это звукоизоляция. Если звукоизоляция плохая — голос отражается от поверхностей и возникает гул или эхо. За стеной тоже должна быть тишина — чтобы телефон не звонил, каблуками не цокали и машины за окном не сигналили. В офисе такой изоляции сложно добиться, поэтому лучше в студии.

В студии стены обшиты специальными панелями, которые поглощают звук. Двери и окна звукоизолирующие, и не пропускают шум с улицы. На полу лежит ковер. Он глушит вибрации и шаги. Все это помогает сделать звук в подкасте чистым и приятным для слушателя.

Вся комната оборудована звукоизоляционными панелями. В обычном офисе такие условия создать сложно, поэтому лучше записывать подкаст в специальной студии. 
Вся комната оборудована звукоизоляционными панелями. В обычном офисе такие условия создать сложно, поэтому лучше записывать подкаст в специальной студии. 

В студии комната для записи отделена стеклом от комнаты, где сидит звукорежиссер, продюсер, видеорежиссер и менеджер. Это удобно. Съемочная команда свободно общается и настраивает технику, не попадая в запись микрофона. И спикеры меньше нервничают, когда не видят суеты вокруг. В итоге все работают спокойно, не мешая друг другу.

Спикеры видят съемочную команду за стеклом, но не слышат.
Спикеры видят съемочную команду за стеклом, но не слышат.

Обычно компании просят студию оформить интерьер в фирменных цветах. А вот в остальном — экспериментируют. Студия легко меняет интерьер: может повесить неоновую вывеску, поменять освещение, поставить пуфики вместо стульев, заменить большой стол несколькими маленькими.

Кстати, именно поэтому внешне ваш подкаст будет отличаться от других компаний, даже если вы сняли их в одном помещении. 

Студия легко меняет интерьер под каждого клиента. Поэтому даже в одном помещении подкасты разных компаний выглядят совершенно по-разному, например как на этих картинках.
Студия легко меняет интерьер под каждого клиента. Поэтому даже в одном помещении подкасты разных компаний выглядят совершенно по-разному, например как на этих картинках.

Что еще должно быть в студии

В студии должна быть гримерка и комната отдыха. Там гости готовятся к съемкам, пьют кофе и расслабляются. Это важно, потому что ничто не расслабляет спикера перед камерой лучше, как хорошая подготовка и еда. Если спикер подкаста напряжен, он молчит, скупо отвечает на вопросы и подкаст получается скучным. Поэтому уточните у студии, предоставят ли они кофе, воду, снеки и сколько это стоит. Мы, например, бесплатно ставим комплимент нашим гостям: ягоды, фрукты, сэндвичи, напитки. 

Это наша комната отдыха. Там есть wi-fi, зеркало, мягкие кресла и телевизор. Во время съемок приносим туда напитки и еду. 
Это наша комната отдыха. Там есть wi-fi, зеркало, мягкие кресла и телевизор. Во время съемок приносим туда напитки и еду. 

Когда выбираете студию, смотрите, где она находится. Многие подкаст студии находятся на заводах. Там аренда дешевле, но часто у таких студий плохая парковка, рядом со входом мусорные баки, а зимой сугробы снега. Гости часто приезжают на машине, и им явно будет неудобно.

Еще одна проблема у таких студий — режим и паспортный контроль на проходной. Такие студии не могут снимать, когда хотят. Они зависят от режима завода. Охранник открывает ворота 9 утра, а в 10 вечера отключает свет, чтобы все ушли. Мы поэтому и выбирали помещение для своей студии сразу в центре и отдельно от заводов.  И теперь с гостями снимаем, когда им удобно — хоть до часу ночи.

Чек-лист: как выбрать студию для записи подкаста

Посетите студию лично. Проверьте:

  • поместятся ли все спикеры

  • состояние интерьера

  • нет ли в студии эха, внешних шумов

  • есть ли комната отдыха и гримерка

Остальные вопросы можно уточнить в переписке:

  1. Есть ли рядом парковка, сколько стоит.

  2. Нужен ли пропуск.

  3. По какому графику работает студия.

  4. Включено ли время на подготовку спикеров в стоимость студии.

  5. Предоставляет ли студия напитки, воду, снеки. Сколько это стоит.

  6. Какая мебель и в каком количестве входит в стоимость аренды студии, а за что надо платить дополнительно.

  7. Сколько надо доплатить за оборудование, если вы захотите пригласить гостей больше, чем договаривались.

  8. Сколько времени студия дает на подготовку спикеров в день съемок. Это платно или бесплатно. 

  9. Если вам нужен суфлер, то спросите стоимость, и крайний срок, когда можно прислать текст.

  10. Если суфлер не нужен, то дает ли студия планшет, с которого ведущий может читать вопросы.

Чек-лист: 10 лучших студий в Москве и Питере

Чек-лист длинный. Чтобы не получилась статья в статье, напишите мне в личку в тг. Я скину вам список лучших студий в Москве и Питере, где можно снять подкаст.

Шаг 6: найдите съемочную команду

На съемке видеоподкаста за картинку в камере отвечает оператор. Он устанавливает камеру и настраивает свет. Его задача — чтобы все участники помещались в кадр, находились в фокусе и хорошо выглядели. 

Слева плохой пример записи подкаста: темная комната, спикеров не видно, непонятно чей подкаст.  Справа — хороший пример: светлое пространство, всех спикеров видно,  фирменный знак “RIGHT CLICK” дает понимание зрителю, чей подкаст.
Слева плохой пример записи подкаста: темная комната, спикеров не видно, непонятно чей подкаст.  Справа — хороший пример: светлое пространство, всех спикеров видно,  фирменный знак “RIGHT CLICK” дает понимание зрителю, чей подкаст.

Подкаст на двоих человек снимают с трех камер: два крупных плана и один общий. Обычно с этим справляется один оператор. Больше гостей — больше оборудования и операторов. 

Видеорежиссер отвечает за общую картинку со всех камер. Он решает, когда показать крупный план, а когда общий. Видеорежиссер следит, чтобы кадры сочетались между собой. Его задача — создать интересное и логичное видео подкаста.

За качеством звука следит звукорежиссер. Во время записи он регулирует громкость и обрабатывает звук с микрофона: убирает гул, делает голос глубоким и объемным. После съемок звукорежиссер добавляет музыку, удаляет ошибки и соединяет части записи. 

Если бюджет позволяет, компания нанимает режиссера. Режиссер управляет темпом подкаста, участвует в создании сценария. Он в реальном времени дает советы ведущему через наушник: какие вопросы задать, когда перебить гостя или дать ему возможность высказаться. 

Кроме того, режиссер решает проблемы на съемке. Если ломается камера, он быстро находит выход. Например, он включает запасную камеру или меняет план съемки. Так запись продолжается без долгих пауз и потери качества. Если режиссера нет, то эти проблемы решает видеорежиссер. 

Клиенту не надо решать вопросы со всей съемочной группой. Вместо этого она общается только с продюсером. Продюсер руководит всей съемочной командой. Он понимает, чего хочет клиент, как этого добиться и направляет работу команды. 

Чек-лист, кто нужен из съемочной команды на площадке.

Обязательный базовый набор:
— Оператор
— Звукорежиссер
— Видеорежиссер
— Продюсер

+ Режиссер, если хотите разработать концепцию и структуру эпизодов на несколько сезонов. Но учтите, что заплатить режиссеру нужно будет минимум 25 000 ₽

Как выбрать съемочную команду

Команда, которая отлично снимает свадьбы и спортивные трансляции, может не справиться с подкастом. Такая команда привыкла к движению и смене локаций, в то время как подкаст требует других навыков. В подкасте команде нужно уметь выставить статичный кадр, освещение и микрофоны, а также создать уютную атмосферу и успокоить гостя перед камерой. Поэтому в первую очередь ищите съемочную команду, которая специализируется на подкастах. 

Найти команду для создания подкаста можно через поисковик. Но чтобы понять, что умеет команда — вам надо посмотреть ее кейсы. Часть кейсов команды выкладывают на сайте, другую — показывают при личной встрече. Это не маркетинговые уловки, а требование NDA. Многие проекты, особенно для крупных клиентов, нельзя публиковать открыто. Мы тоже так работаем. Наши лучшие кейсы для больших компаний мы можем показать только лично. 

Изучая кейсы, обратите внимание на качество звука и видео. Звук в подкасте — это самое главное. Он должен быть чистым, без шума и эха. Иначе люди включать ваш подкаст не будут. Если в подкасте спикеров несколько, их голоса должны звучать одинаково громко. Если есть фоновая музыка, она не должна заглушать разговор. Так вы поймете, умеет ли команда правильно работать со звуком для подкаста.

Видео должно быть четким и приятным для глаз. Цвета должны выглядеть естественно, не слишком яркими или тусклыми. Картинка не должна трястись. Проверьте освещение: на лицах участников не должно быть резких теней, но и не должно быть слишком ярко. 

Если в кадре есть какой-то фон или декорации, они не должны отвлекать от говорящего. Качественное видео покажет, что команда умеет правильно настроить камеры и свет для съемки подкастов.

На переднем плане так много вещей, что сложно найти спикера.
На переднем плане так много вещей, что сложно найти спикера.

Чек-лист, как выбрать съемочную команду:

  1. Ищите команду, которая уже снимала подкасты. Это сэкономит ваши деньги и нервы.

  2. Посмотрите кейсы команды на сайте. Если кейсы понравились, созвонитесь и попросите показать лучшие их работы.

  3. В кейсах смотрите:

  • видео: четкое и приятное для глаз, декорации не отвлекают

  • звук: чистый без шума и эха. Спикеров одинаково слышно, а фоновая музыка не заглушает их голоса.

Чек-лист: как снять подкаст, если герой и ведущий в разных городах

Бывает, что герой в одном городе, а ведущий в другом. Такой видеоподкаст выходит дороже и проблем много. Проще привезти гостя в свой город. Но если другого варианта нет, держите чек-лист, как организовать такую съемку: 

  1. Найдите профессиональную студию и съемочную команду для гостя в его городе. Запись дома часто получается плохая по качеству картинки и звука.

  2. Организуйте общий созвон съемочных команд и монтажера. Для видеоподкаста согласуйте: освещение, интерьер и общий визуальный стиль.

  3. Договоритесь, когда студии должны передать материалы монтажеру.

  4. Определите точное время начала записи с учетом разницы во времени.

  5. Проведите тестовый созвон, проверьте качество связи

Шаг 7: запишите подкаст

Мы снимаем подкасты для банков, it-компаний и телеканалов. Здесь расскажу, что происходит в день съемки на нашем примере.  

Съемочная команда приходит на площадку за 5 часов. Эти часы клиент не оплачивает. Так как подготовить студию к съемкам — это прежде всего наша ответственность. Мы устанавливаем свет, камеры, проверяем микрофоны, подготавливаем интерьер. В комнате отдыха мы ставим напитки, воду и снеки для гостей. За час до начала съемок у нас уже все готово.

Спикеры приезжают минимум за час до съемок. Они репетируют, одеваются, их красит визажист. Если спикеров больше двух — составляем расписание, с учетом их занятости. На одного мужчину закладываем 15 минут, на женщину — 20-30 минут. 

Перед съемкой мы размещаем героев в кадре. Оператор настраивает на них камеры и свет. Продюсер запускает телевизор для субтитров. Визажист может поправить макияж и прическу. Менеджер проекта стоит в пультовой и оценивает картинку вместе с видеорежиссером.

Бэкстейдж со съемок подкаста. На гостей оператор настраивает камеры, менеджер проекта сидит рядом в видеорежиссером и оценивает картинку. 
Бэкстейдж со съемок подкаста. На гостей оператор настраивает камеры, менеджер проекта сидит рядом в видеорежиссером и оценивает картинку. 

Чек-лист в день съемки

  1. Приезжайте заранее. На подготовку одного спикера женщины закладывайте 20 — 30 минут, на подготовку спикера мужчины — 15 минут. 

  2. Возьмите два комплекта одежды.

  3. Если есть визажист: ничего не берите. Если визажиста нет, то возьмите:
    — косметику;
    — расческу;
    — средства для укладки у нас есть в студии, но если снимаете в другой — уточните.

  1. Если арендовали суфлера, то убедитесь, что вы заранее прислали текст продюсеру.

  2. Если у вас нет суфлера, то зарядите телефон или ноутбук, с которого будете читать вопросы. Мы обычно даем свой планшет. Но так делают не все команды.

Шаг 8: найдите дизайнера и монтажера

Дизайнер и монтажер включаются в работу после съемок. 

Дизайнер создает обложку для подкаста. Обложка — это первое, что видит аудитория, когда она находит ваш подкаст. Поэтому обложка должна показывать, о чем подкаст и какая компания его делает.

Обложка должна привлекать внимание и объяснять тему подкаста. Поэтому на ней размещают название, логотип компании и яркий элемент. Так слушатель сразу понимает, о чем подкаст.
Обложка должна привлекать внимание и объяснять тему подкаста. Поэтому на ней размещают название, логотип компании и яркий элемент. Так слушатель сразу понимает, о чем подкаст.

Также важно, чтобы обложка хорошо смотрелась на разных устройствах — от больших экранов до маленьких иконок в приложениях.

Если в штате компании есть дизайнер, то компания делает обложку сама. Если своего дизайнера нет, то обложку делает студия. У нас, например, есть свой дизайнер. Мы делаем сами делаем обложки для подкастов, но договариваемся об этом с клиентом заранее, еще до подписания контракта. 

Чек-лист: что должно быть на обложке подкаста

  1. Название подкаста

  2. Логотип вашей компании или фирменные цвета

  3. Используйте крупные детали, иначе на телефоне слушатель не поймет, что у вас нарисовано 

Кто делает монтаж

Даже если вы записали подкаст без прерывания — монтаж все равно будет. В подкаст нужно добавить обложку, музыкальную заставку в начало и конец выпуска, перебивку между частями разговора. Некоторые компании еще используют фоновую музыку и звуки на протяжении всего подкаста, чтобы погрузить слушателя в атмосферу. Например, как делает Банк Точка в подкастах “Конкуренты”. 

Музыку и звуки подбирает звукорежиссер, а монтажер их добавляет в подкаст. В интернете есть бесплатные звуки и музыка для подкастов, но их часто недостаточно. Поэтому многие звукорежиссеры покупают треки на специальных сайтах. Так безопаснее для кармана клиента — не нарушаешь авторские права. Штраф за нарушение может быть больше, чем цена музыки. Некоторые компании отдельно заказывают музыку у композитора. Так они получают уникальное звучание для своего подкаста. Это помогает выделиться среди других и создать особую атмосферу, которая будет ассоциироваться только с их брендом. Но стоит это от 10 000 ₽.  

Новички часто нервничают и говорят быстро, оговариваются — это тоже исправляет монтажер. Кроме этого, он убирает лишние паузы, выравнивает громкость голосов спикеров и улучшает общее звучание подкаста. 

Обычно в отделе маркетинга компании есть монтажер. Ему доверяют собрать материал. Но монтаж может сделать и съемочная команда, которая снимала подкаст. Монтаж клиенты оплачивают отдельно. В стоимость входит работа монтажера, видеомонтажера, звукорежиссера и музыка с интернета. 

Шаг 9: выложите и распространите подкаст

Размещением и продвижением подкаста занимается маркетинговый отдел. Чек-лист, что рассказать маркетологу, чтобы он выложил и распространил подкаст 

  1. Цель подкаста

  2. Тема 

  3. Основные тезисы

  4. Кто герой и ведущий

  5. О чем говорили на подкасте

Я собрал все чек-листы в одном pdf -файле и выложил в нашем тг блоге Cinecast: Люди в ка. Скачивайте и подписывайтесь.

Чтобы правильно выбрать одежду для съемок, читайте здесь: Как круто выглядеть на камеру: советы Стива Джобса, Илона Маска и Билли Айлиш

Комментарии (0)