Фраза «чую той частью, где спина зовется иначе» начинает играть новыми красками. Фактически, речь идет о том, что наша память может формироваться вне мозга. Специфическая подача химического сигнала вместе с определенным генетическим паттерном перепрофилирует определенные клетки нашего тела.

Одна из особенностей нашего организма – это эффект массового интервального обучения. То есть, если вы распределите подходы к обучению на несколько сессий, то в итоге сформируете более устойчивое воспоминание. Фактически, это объясняет убеждение, что не стоит зубрить темы в ночь перед экзаменом. Но при чем здесь распределение памяти и работа клеток тела?

Хранение памяти и формирование воспоминаний

Новое исследование Центра нейронаук Нью-Йоркского университета показало, что функцию памяти могут выполнять и другие клетки, помимо клеток мозга.

Обучение и память, как принято считать, связаны только с мозгом и нейронами, но наше исследование показывает, что другие клетки организма также могут учиться и формировать воспоминания.

Николай Кукушкин, клинический доцент Нью-Йоркского университета и ведущий автор исследования.

Чтобы сформировать воспоминания, мозг должен связать опыт с работой нейронов, чтобы при реактивации нейронов вызывалось конкретное воспоминание. Когда нейроны активируются в процессе обучения или переживания яркого воспоминания, в них активируются определенные гены. Активированные гены вырабатывают белки, которые необходимы для формирования новых связей между нейронами, которые со временем усиливаются, формируя долговременную память.

Память тела. Распределение памяти

Исследователи сосредоточились на гипотезе, будут ли клетки в теле реагировать аналогичным образом. Так ученые разработали две отдельные линии общих человеческих клеток, одну из нервной ткани и одну из почечной ткани. Они воспроизвели эффект пространства, подвергая немозговые клетки различным импульсам химических сигналов, чтобы имитировать способ, которым нейроны подвергаются воздействию химических нейротрансмиттеров при изучении новой информации.

Исследователи обнаружили, что немозговые клетки включили ген памяти тем же способом, каким это делают нейроны, когда формируют воспоминания. Клетки также могли определять, когда химические импульсы повторялись, а не просто удлинялись во времени. По такому же паттерну нейроны способны определять разницу между обучением с перерывами и зубрежкой в формате нон-стоп. Когда импульсы были разнесены во времени, ген памяти активировался интенсивнее и на более длительное время, чем когда импульсы следовали беспрерывным потоком.

Это отражает эффект массированного пространства [sic] в действии. Это показывает, что способность учиться на основе интервальных повторений не является уникальной для клеток мозга, но, по сути, может быть фундаментальным свойством всех клеток.

Николай Кукушкин, клинический доцент Нью-Йоркского университета и ведущий автор исследования.

Результаты исследования открывают перед исследователями возможность глубже понять память и потенциал для разработки методов ее улучшения.

Это открытие открывает новые двери для понимания того, как работает память, и может расширить способы обучения и лечения проблем с памятью. В то же время это предполагает, что в будущем нам стоит относиться к телу больше как к мозгу — например, рассмотреть, что наша поджелудочная железа помнит о схеме наших прошлых приемов пищи, чтобы поддерживать здоровый уровень глюкозы в крови, или рассмотреть вариант, что раковая клетка помнит о схеме химиотерапии.

Николай Кукушкин, клинический доцент Нью-Йоркского университета и ведущий автор исследования.

Больше странных материалов на грани науки и фантастики, касательно мозга, симбиоза человека с нейросетями или про способы прокачки сознания – читайте в материалах канала. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие статьи!

Комментарии (4)


  1. josef_polak
    17.11.2024 02:38

    Пожалуй, эта гипотеза может привести к пониманию научения как общего механизма функционирования организма на тканевом уровне,. Это действительно интересная точка зрения, где формирование фенотипа – это по сути программирование FPGA.


  1. seyko2
    17.11.2024 02:38

    Ну то есть, если постараться (Альцгеймер), то и нижней частью можно компенсировать. Гениально.


  1. SVT-RD
    17.11.2024 02:38

    В этом планы очень интересны исследования команды Майкла Левина из Тафтса. Их эксперименты с памятью у планарий, которым отрезают голову, с памятью насекомых, которые проходят стадию метаморфоза и т.п. Да, подобные эксперименты проводились с середины прошлого века, но лаборатория Левина отрабатывает собственные очень интересные гипотезы. Так им удалось создать планарию с двумя головами без прямого вмешательства в генетический код и морфололическая память об этих изменениях сохраняется - если эти головы отрезать, планария их выращивает снова. Ну и эксперименты с ксеноботами и т.п.
    Если кому то интересно, то можно почитать об их подходе к распределенной памяти: https://www.mdpi.com/1099-4300/26/6/481
    Здесь списков статей Левина:
    https://facultyprofiles.tufts.edu/michael-levin-1/publications


  1. KivApple
    17.11.2024 02:38

    Помню, в комментариям к статьям про пересадку мозга или головы, упоминалось, что другие части тела играют более значимую роль в работе сознания, чем кажется на первый взгляд и замена/удаление их может иметь проблемы не только в области просто отторжения тканей имунной системой, но в области влияния на психику. Правда, там говорилось про всё же часть нервной системы за пределами мозга.

    А тут получается, что не только нервные клетки обучаются и хранят в каком-то роде память.

    Интересно как это проявит себя, когда медицина дойдёт до пересадки мозга.