По мотивам откровения пьяного старшего инженера.
Сегодня я окончательно разочаровалась в проекте, где работаю. Продукт сырой, рынка нет и перспективы сомнительны. Сейчас во мне две бутылки вина и, возможно, завтра я пожалею об этом. Но за годы работы в не очень успешных компаниях, у меня появилось 6 принципов, как выбирать стоящий проект:
Это должен быть хороший продукт, который нужен людям. Можно пытаться продать воздух, но люди — не идиоты. Все все понимают. Как только у вас закончатся бюджеты на продвижение, продукт скорее всего схлопнется.
Компания готова тестировать гипотезы. Реально готова. Без микроменеджмента и двухмесячных согласований. Только так можно нащупать канал и не выгореть.
Для нанимающей компании маркетолог — это прежде всего специалист, а не тот, кто закрывает дыры в оргструктуре. Не офис‑менеджер, не организатор корпоративов и не ассистент гендира.
Есть маркетинговый бюджет. «За деньги может кто угодно, а ты попробуй бесплатно» — веселый принцип, но изматывающий. Команда выгорает за полгода, проверено трижды.
Внутри компании уже есть заряженная команда, которая хочет реально что‑то сделать. Пинать мертвые души очень энергозатратное занятие.
У компании должна быть цель, куда она идет на долгосроке. Если такой цели нет, тогда зачем оно все.
Так-с, переходим на настойки.
Кроме принципов есть 5 правил, которые у меня работали из проекта в проект:
Оптимальная продолжительность спринта — две недели. За это время можно успеть запустить большой проект. Если спринт длится неделю — это чревато либо адскими переработками, когда нужно уместить вагон задач в 5 дней и выделить полдня на планирование, либо тем, что команда будет брать только мелкие задачи. Месяц для спринта слишком много, особенно если у вас нет чекапа в середине. Скорее всего задачи будут просираться.
Опыт переоценен. Если вы все время делаете ошибки, это не сделает вас ближе к успеху. У вас просто будет 1000 способов как делать не надо.
В то же время нужно давать возможность совершать ошибки. Не пытайтесь их свести на нет. Это чревато микроменеджментом и тревожностью. Самое главное давать обратную связь в конце, тогда есть шанс выстроить реально работающий отдел.
Отдел продаж — не враги. Это один из лучших индикаторов, что что‑то идет не так. Особенно, если вы скорее АНАЛиТИК, чем аналитик, и работа с данными — это не самая сильная ваша сторона. В этом случае интровертность противопоказана.
Если идешь на должность управленца — нужно запрашивать всего две вещи: PnL и оргструктуру. Только через них можно понять, как обстоят дела у продукта на рынке и какие есть процессы в компании.
P.S. Себе из будущего: лучше иди работать в э**орт.
Комментарии (23)
powerman
05.12.2024 20:53Оптимальная продолжительность спринта
Зависит от проекта. Для некоторых типов задач спринты вообще не очень подходят, и намного продуктивнее работать по канбану (бесконечной цепочкой задач, не деля на недельные интервалы).
Опыт переоценен.
Да, опыт - это то, что мы получаем вместо того, что нам было нужно. Тем не менее такой подход опасно близок к идее выкидывать половину резюме не читая "нам не нужны неудачники" - он имеет право на жизнь, но в большинстве случаев это не очень хорошая идея. Хотя бы потому, что люди без опыта неизбежно будут делать те ошибки, которые люди с опытом уже не делают (да, они делают другие, но разница всё-таки есть).
В остальном - всё так. Чтобы чего-то достичь нужна цель, ресурсы, что-то делать не боясь ошибок, и обратная связь. Но чтобы не разочаровываться в том, что делаешь, всего этого не достаточно. Для этого необходимо работая на проекте совмещать решение внешних задач (поставленных бизнесом) с решением собственных личных/внутренних задач.
JuliaKravtsova Автор
05.12.2024 20:53Очень точно
Нужна общая точка, где сходятся интересы бизнеса и ваши, потому что перекос в любую из сторон приводит к краху
flancer
05.12.2024 20:53Попробуйте смотреть на свои интересы, как на свой собственный бизнес. Тогда их проще отстаивать - у двух бизнесменов больше общего, чем у работодателя и работника.
KEugene
05.12.2024 20:53Почему-то мне кажется, что зацикленность на некоторых
новомодныхфишках, например, спринтах, часто попытка поставить телегу вперели лошади.Это, по сути, постановка вопроса "что можно сделать за неделю?" вместо "сколько надо времени, чтобы это сделать?". В итоге, первый вариант вырождается в "у вас неделя на фсё". Конечно, менеджменту так удобнее...
JuliaKravtsova Автор
05.12.2024 20:53Смотря как устроено планирование. Если допустим оно долгосрочное, то запланированное количество задач просто делится на временные отрезки, когда и что будет сделано
MinimumLaw
05.12.2024 20:53Опыт переоценен. Если вы все время делаете ошибки, это не сделает вас ближе к успеху. У вас просто будет 1000 способов как делать не надо.
И 1000 дополнительных шансов не уйти в тупик сразу. Разве нет?
Да, есть расхожая байка о некоем инженере, который изобрел вечный двигатель просто потому что не знал, что это невозможно. Но это байка. Не знаю, возможно опыт именно в маркетинге и переоценен, и реально важнее "горящие глаза", но... Остальное в статье точно применимо не только к маркетингу. Местами дискуссионно, но применимо. А вот этот тезис... Или его надо пояснить и расшифровать, или...
JuliaKravtsova Автор
05.12.2024 20:53Опыт - это просто опыт, когда он не сопровождается здравым смыслом
olartamonov
05.12.2024 20:53(вздохнув) Нет, это не так работает.
Во-первых, люди en masse неправильно понимают слово «опыт». Опыт — это не ощущения от тычка носом наугад в неизвестное, как у котят и детей до пяти лет, а продукт рефлексии над результатами экспериментальной проверки гипотезы.
Во-вторых, всё это уже давно придумано в рамках научного метода: получение опыта идёт по циклу «формулируем фальсифицируемую гипотезу → проверяем в эксперименте → отвергаем либо корректируем гипотезу → ...».
Здравый смысл? У людей, которые умеют работать по циклу «гипотеза — эксперимент», он есть. Тем, кто не умеет, он не поможет.
Astroscope
05.12.2024 20:53реально важнее "горящие глаза"
Маркетологу - нет. С горящими глазами хорошо создавать продукт и с горящими глазами хорошо его продавать, но нужен кто-то с холодной головой, кто отполирует продукт так, чтобы он был интересен покупателям, и настроит продажников на правильную для данного продукта стратегию продвижения.
Иногда количество переходит в качество. Некоторые производители некоторых продуктов настолько мощны, что не подстраиваются под рынок, а подстраивают рынок под себя. Вот их маркетологов мы ненавидим, потому что они по сути силой навязывают нам негодный, но выгодный производителю продукт, разумных альтернатив которому, из-за мощи производителя и единоличного или олигопольного доминирования нескольких похожих производителей, на рынке, по сути, нет. А в нормального размера бизнесе маркетолог - незаметная снаружи, но крайне важная внутри функция сонастройки продукта и потребителей. Маркетолог должен быть одновременно немного технологом и немного продажником, не занимаясь ни тем, ни другим буквально, но оставаясь прочным мостом между ними - мостом, по которому готовый продукт руками продажников выходит на рынок, и по которому от рынка идет обратная связь на продукт.
vagon333
05.12.2024 20:53Сейчас во мне две бутылки вина и, возможно, завтра я пожалею об этом.
Лет 20 назад с вниманием читал статьи знатоков, которые делились ценным опытом.
...
Читать откровения подпитого маркетолога еще не доводилось, но я открыт новым форматам.
Простите, навеяло.
Galperin_Mark
05.12.2024 20:53Ничего не понял из статьи. Видимо я трезвый маркетолог.
flancer
05.12.2024 20:53Даже стало любопытно - а что именно вы собирались понять из статьи с названием "Откровения пьяного маркетолога" и при чём здесь ваша профессия?
sshmakov
05.12.2024 20:53Это должен быть хороший продукт, который нужен людям
Этим продуктом хочет и будет пользоваться менеджер и основные члены команды.
Astroscope
05.12.2024 20:53Этим продуктом хочет и будет пользоваться менеджер и основные члены команды.
Представьте, что вы производите чугун в слитках, который продаете литейщикам в качестве сырья. Нет, я бы хотел иметь дома кусок чугуна, принесенный с работы, и с совершенно искренней гордостью показывал бы его всем, рассказывая, чем занимается контора и конкретно каков мой вклад. Но иного использования мне трудно представить, потому что литье в домашних условиях в принципе возможно, но это редкое хобби.
Squirrelfm
05.12.2024 20:53ребята, если такие статьи тут продолжаться - Хабр превратиться в VC
arozhankov
05.12.2024 20:53Вы у кому обращаетесь? В хабражителям? Так из давно уничтожили. К шлаку на Хабре - то им всегда было пофигу. Простая истина - бумбурум сосет. Всего два слова
bambampogubam
05.12.2024 20:53за годы работы в не очень успешных компаниях
Зачем работать в таких, тем более если это не твоя компания?
radaka
*укрываю пледиком*
разочарование в проекте - самое страшное, что может случиться с маркетологом
я, возможно, нуб в этом, но поняла, что без веры в продукт и без привлечения органики ничего не получится. можно вбухивать миллионы денег в шити продукт, но если он шити, никакие деньги не помогут сделать его окупаемым и не увеличат кол-во юзеров. как только бюджет кончится, органики будет 0.
автор, желаю скорейшего восстановления и хорошего продукта
JuliaKravtsova Автор
Спасибо большое