Привет. Постоянно, когда я общаюсь с новым человеком, я до мелочей запоминаю весь разговор и всю информацию о собеседнике, но не могу назвать его имени, которое мне назвали пару минут назад. Я решил разобраться, почему так происходит, и выяснил, что с этой проблемой сталкиваются многие люди из моего окружения и в этом виноваты не наши интеллектуальные способности, а простейшая логика по которой работает наш мозг.

Имя и профессия

Представим, что мы познакомились с человеком и узнали, что его зовут Никита и он программист. Никита обожает проводить время за компьютером, создавая новые программы. Уже зная эти факты, мы легко вспомним, что он программист.

ПК & Разработчик & Человек = Программист

Но вот как вспомнить его имя? Никак. Ведь логики в его имени нет, как и во всех существующих именах, ведь имена - абстрактная информация.

Логика в виде кругов Эйлера
Логика в виде кругов Эйлера

Фамилия, отчество и возраст

С именем мы разобрались. А что насчет другой личной информации человека? Возьмём некоторого Кочегаров Иван Иванович, ему 17 лет, он Русский и учиться в школе, уже сдал ОГЭ на 5.

Чтобы вспомнить его отчество нам надо знать имя его отца, но мы уже знаем, что имена - абстрактная информация, поэтому с отчеством ситуация такая-же, как с именем.
С фамилией ситуация интересней, ведь Иван - Русский, а Русские фамилии заканчиваются на «-ов», «-ев» и др. Также фамилии нередко происходят от рода деятельности далеких предков, хотя было бы странным помнить профессию прапрадедушки Ивана, но забыть его фамилию, особенно если эта профессия не передавалась по наследству веками. Таким образом, в определенных ситуациях фамилию также можно рассматривать как абстрактную информацию.

Возраст Ивана можно лишь приблизительно определить, ведь он учиться в школе, значит ему от 7 до 18 лет. Однако этот диапазон слишком широк и неточен, поэтому нам надо знать ещё что-то, например, то, что Иван уже сдал ОГЭ, значит ему больше 14 лет, то есть от 15 до 18 лет, но эта информация все равно не точна и требует большое количество дополнительной информации. Возраст - числовая информация, которую можно представить в виде диапазона.

Учиться в школе: 7 ≤ x ≤ 18
Сдал ОГЭ: 15 ≤ x ≤ 18

Логика в виде блок схемы
Логика в виде блок схемы

Итог

Итак, мы рассмотрели различные аспекты запоминания информации о людях. Имена и отчества представляют собой абстрактную информацию, которую нашему мозгу труднее удерживать в памяти, нежели осмысленные факты, такие как профессия или увлечения. Фамилии иногда могут нести дополнительную смысловую нагрузку, связанную с национальностью или родом деятельности предков, но всё же остаются достаточно абстрактными. Что касается возраста, то это числовая информация, которую можно представить в виде диапазонов, требующих дополнительных данных для уточнения. В целом, сложность запоминания определённых типов информации связана с особенностями обработки нашего мозга, который предпочитает работать с логически взаимосвязанными данными.

Список доп. литературы

1. Типы данных
2. Основы логики
3. Абстрактные типы данных

Комментарии (23)


  1. Alyonuschka
    10.12.2024 08:14

    А еще почему мы не помним номеров телефонов?


    1. FirstEgo
      10.12.2024 08:14

      По той же причине что и не помним имя. Телефон - это набор цифр, не имеющий логической последовательности. Разве что код страны в начале и ( ранее до MNP) привязки к оператору.

      Ну или один номер...

      Тот самый, который нанёс психологическую (и, возможно, физическую) травму значительной доле населения РФ.

      Тот, который невозможно забыть и его закрыли за семью замками в самые глубокие чертоги разума.

      на который "проще позвонить, чем...


      1. AlexMiller001
        10.12.2024 08:14

        Когда телефоны не были умными и не могли в адресную книгу - очень хорошо запоминали телефоны коллег, друзей и тем, с кем часто созванивались. Когда появились умные телефоны, стали реже запоминать. Сейчас же проще вспомнить иногда никнейм в телеграмме, чем имя человека.


    1. aMster1
      10.12.2024 08:14

      Потому что мы их не набираем. Не произносим. Не записываем.

      Вспомните сколько раз вы набираете типичный телефонный номер? 1 раз? 2? Или вообще не разу?

      Лично я часто и регулярно набираю номера корпоративной сети, и очень редко пользуюсь справочником ( в основном в тех случаях когда редко звоню абоненту). Да, есть момент в том что номера короче (4 или 6 цифр) но тем не менее... Сотовых я точно знаю только 2 - свой и жены.

      А вот с именами... Есть беда. Если я с человеком не поговорил несколько раз, с упоминанием его имени - при следующей встрече я не вспомню его имени, хоть кол на голове теши. Раньше я как-то комплексовал по этому поводу, а теперь мне уже похрен, я сразу предупреждаю что у меня с этим проблема, и я могу забыть. Да, возможно это не очень-то вежливо, но это лучше чем человека называть не его именем.


      1. gres_84
        10.12.2024 08:14

        Так и есть. Раньше на стационарном набирал номер и была даже не просто память, а мышечная память телефона. А теперь помню только те, что приходится использовать иногда - жены, мамы, свой.


        1. Zenitchik
          10.12.2024 08:14

          мышечная память телефона

          Или визуальная память картинки последовательности кнопок.


  1. Demanih
    10.12.2024 08:14

    Да, согласен, логично. Поставил бы вам плюс, но кармы не хватает.


  1. CrazyElf
    10.12.2024 08:14

    Вот да. Мне гораздо проще "восстановить" какую-то информацию на основе связанных с ней фактов, с которыми она "вяжется", чем просто вот взять и запомнить некую сферическую информацию в вакууме, не связанную толком ни с чем другим.


    1. Goron_Dekar
      10.12.2024 08:14

      У меня та же картина со всем, кроме музыки. Музыка, звуки, ритм - всё запоминается так, как будто я - ходящий диктафон. И поэтому лекции всегда были предпочтительнее учебников - запоминалось больше. А когда я читаю, я, как малыш, проговариваю это про себя, и имею скорость чтения на уровне 3-го класса.

      Но как же мне легко запоминать схемы! Если есть логика работы с какими-либо объектами я её запоминаю накрепко, и поэтому легко воспроизвожу. Алгоритмы, химические механизмы, системы регуляции транскрипции - всё это запоминается с одного прочтения/прослушивания. А язык учить - сущая боль!


  1. Shado_vi
    10.12.2024 08:14

    сколько логики в произведениях русской поэзии, например Пушкина?
    и что делать детям с логическим мышлением с этим в школах?
    такая поэзия примерно половина оценок по литературе в школах.
    от такого легко "крыша" может "поехать".

    стоит добавить что логика не равно вычисления.
    то есть умение логически мыслить не равно быть хорошим калькулятором.


    1. newintellimouse
      10.12.2024 08:14

      Поэтические тексты — это ритмически оформленное сюжетное послание с достаточно строгой (в классической поэзии) структурой. Поэтому запоминается ещё проще, чем просто набор логически связных фактов.


    1. Zenitchik
      10.12.2024 08:14

      стоит добавить что логика не равно вычисления.

      А это не очевидно что ли? Вообще откуда идея, что "равно"?


      1. youngmysteriouslight
        10.12.2024 08:14

        1. Zenitchik
          10.12.2024 08:14

          Хм... Если рассматривать только формальную (она же классическая, она же дедуктивная) логику, то логика - это частный случай вычислений. Но тождества между классической логикой и численными вычислениями всё таки нет.
          Хотя, по всей видимости, навык численных расчётов является зависимым от навыка логического мышления.


          1. youngmysteriouslight
            10.12.2024 08:14

            Да. На всякий случай уточню пару моментов:

            1. Классическая логика, в которой имеется закон снятия двойного отрицания, исключения третьего и принцип двойственности, не соответствует вычислительной системе. Так, многие теоремы о существовании не предлагают алгоритм нахождения того, существование чего они утверждают.

            2. Интуиционистские логики тождественны некоторым вычислительным системам, что было показано упомянутыми двумя господами.

            3. Вычисления не всегда подразумевают работу с числами. Слова получше не придумали.


  1. Zenitchik
    10.12.2024 08:14

    Круто, конечно, но не вижу новизны. Это упоминают, наверно, в каждой книге, хоть как-то касающейся человеческой памяти.


  1. Hollow_Monarch
    10.12.2024 08:14

    Могу предположить, что такие абстрактные данные легче всего запоминать выстраивая ассоциативный ряд, через наименования массива данных о человеке его именем, что может благотворно сказаться на данной ситуации.

    А умение выстраивать ассоциативный ряд весьма полезно и в остальных делах, начиная от бытовых заканчивая учёбой, работой и тд.


  1. Sly_tom_cat
    10.12.2024 08:14

    Ожидал глубокого анализа и каких-то рецептов, что-ли. А тут ...


  1. orefkov
    10.12.2024 08:14

    Почему это вдруг имя человека вы считаете абстрактным для запоминания, а профессию нет? Имя у человека в среднем случайный выбор из сотни вариантов, профессия - то же самое.
    То, что вы можете запомнить, что этот человек плотник, но не можете запомнить, что он Иван - сугубо ваше персональное свойство, у других людей все может быть по другому. Запоминание строится на ассоциациях, и у каждого человека свой их набор. У вас больше ассоциаций с профессиями, а не с именами, вот и всё.


    1. Zenitchik
      10.12.2024 08:14

      Потому что профессия ассоциирована с профессиональными обязанностями и навыками. Она характеризует человека.


      1. newintellimouse
        10.12.2024 08:14

        Интересно, а вот люди, которые верят в нумерологию и числовое значение имени, они легче запоминают имена?


        1. Zenitchik
          10.12.2024 08:14

          Не знаю, но это было бы логично. Потому что есть мнемонические приёмы подобного рода. Вроде как мысленно разложить запоминаемое на какой-то местности, которую хорошо знаешь.


  1. Splinter91
    10.12.2024 08:14

    Та же беда с именами, но я нашел способ для себя, сразу по имени ассоциацирую имя с тем кого помню и знаю с таким же именем, даже если ето разные люди, нахожу общую черту и запоминаю в большинстве случаев.