Несмотря на то, что в мире существует немало сильнодействующих и запрещенных препаратов, большая их часть используется в медицине. Морфий, как очищенный героин, препараты от СДВГ западного рынка, которые в своей сути являются модифицированными версиями амфетамина. Обезболивающие разного рода и принципов работы. Отсюда вопрос: можно ли найти безопасный протокол использования сильнодействующих веществ? Кокаин и крысы помогли ученым с этим вопросом.

Дисклеймер: статья является адаптивным переводом по исследованию механизмов привыкания у крыс. Механизм запускался с использованием кокаина. Я не призываю, не рекомендую и не предлагаю использовать какие-либо сильнодействующие и прочие средства. Цель статьи в том, чтобы пролить свет на механизм развития зависимостей и способы точечного вмешательства для разрушения пагубных привычек.

Исследователи Техасского университета в Эль-Пасо (UTEP) устроили лабораторный рейв для почти 30 грызунов. Суть процедуры заключалась в следующем: животное просовывало нос в отверстие. К носу был прикреплен катетер, который контактировал со специальной помпой. При специальной настройке, помпа вводила гидрохлорид кокаина и хинин в установленный катетер. Горький удар хинина по обонятельным рецепторам, поражал ЦНС крыс за секунду до кокаина.

Удовольствие и отвращение. Как исследовался эффект кокаина

Хинин, который безопасен для потребления крысами, был выбран для имитации отвращения или неприятных ассоциаций, которые можно испытать, впервые употребляя наркотики. Для людей источником отвращения могут служить сами иглы или необходимость вдыхать дым. Благодаря тому, как крысы реагировали на качель между негативными, а затем позитивными стимулами, исследователи получили новый данные об индивидуальной восприимчивости к зависимости.

Отталкивающие сигналы крайне важны с первого же воздействия.
Трэвис Мошак, биолог из UTEP и ведущий автор исследования.

Получив возможность просунуть носы в «раздатчик», который вводил дозы хинина-кокаина, крысы ​​продемонстрировали три разных типа поведенческих реакций.

  • Представители первой группы, охарактеризованной как группа «Низких дозировок», крайне негативно реагировали на хинин. Его горечь напрочь отбила желание искать кокаин.

  • Представители второй группы, получавшей «Восходящие дозировки», справлялись с повторными дозами хинина, чтобы неуклонно увеличивать потребление наркотика.

  • И, к удивлению ученых, представители третьей группы, получавших кокаин по «Нисходящей траектории», изначально максимально «набирались кокаином», проявляя усиленное поведение поиска новизны, что неудивительно, ведь кокаин стимулирует рецепторы норадреналина и дофамина, а эти рецепторы – основа нашей мотивации и поведенческих поисковых механизмов. После чего быстро сокращали потребление и демонстрировали сильнейшую реакцию на неприятные стимулы.

Третья группа нас удивила. Похоже, они переусердствовали, и сочетание слишком большого количества кокаина и слишком большого количества негативных стимулов взяло верх.
Трэвис Мошак, биолог из UTEP и ведущий автор исследования.

Любопытно и то, что группа «Восходящих дозировок» продолжала искать кокаин даже после того, как все крысы завершили двухнедельный эксперимент и больше не имели доступа к наркотику.

Первый опыт и отторжение к наркотикам

Если, не дай бог, человека собьет машина и сломает ему кости ног, то при удачном стечении последующих обстоятельств, на место аварии приедет скорая. И именно сотрудники скорой введут пострадавшему сильнейшие обезболивающие, правда на основе морфина. И несмотря на это, и последующие недели на тех же обезболивающих, большинство людей выходит из больниц и НЕ возвращаются к препаратам. Но есть и процент те, кто срывается, и продолжает принимать наркотики. Почему так происходит?

Это исследование впервые демонстрирует, как отталкивающие сигналы и первый контакт с сильнодействующими веществами могут проявляться у людей. Исследование предлагает глубокое понимание того, почему некоторые люди могут регулировать употребление сильнодействующих веществ и даже никогда больше не прикасаться к веществу после неудачного первого опыта, и почему другие становятся все более зависимыми, несмотря на негативные сигналы, связанные с вознаграждением.

В исследовании также показано, что, несмотря на то, что все 27 крыс содержались вместе и имели одинаковый доступ к самостоятельно вводимому кокаину, их поведение различалось, а повышенное воздействие хинина не приводило к развитию единообразной толерантности, хотя ученые ранее считали, что это так.

Эти результаты помогают объяснить, почему у некоторых людей развиваются расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, а у других — нет, и будущие исследования могут выявить генетические или нейронные различия, которые могут помочь в разработке целенаправленного лечения.
Трэвис Мошак, биолог из UTEP и ведущий автор исследования.

Ведущий автор Трэвис Мошак (слева) в лаборатории кафедры биологических наук. Твое лицо, когда можешь работать с кокаином
Ведущий автор Трэвис Мошак (слева) в лаборатории кафедры биологических наук. Твое лицо, когда можешь работать с кокаином

Что касается крыс, то эксперимент прекратился на 14-тый день, и особи были отрезаны от поставок кокаина. Команда отметила, что крысы не пострадали от эксперимента. Однако продолжающиеся исследования будут изучать области мозга, которые проявляли высокую активность во время употребления наркотиков, в попытке раскрыть основные генетические или биологические различия, которые сформировали особое поведение крыс в ответ на неприятные сигналы.

Это увлекательное исследование с огромным потенциалом, которое поможет нам лучше понять и решить проблему злоупотребления наркотиками среди людей. При дальнейшем изучении это исследование может привести к лучшим способам профилактики и лечения наркомании.
Роберт Киркен, декан Колледжа науки в UTEP.

От кокаина к чистоте

Исследование открывает ученым возможность выявить и разработать систему для лечения зависимости у людей, а также внедрить оценки и методы устранения риска употребления психоактивных веществ у лиц, которые демонстрируют повышенную тягу к новизне.

Мы наблюдали три отдельные группы, которые продемонстрировали широкую вариативность в своей реакции на кокаин в сочетании с аверсивным сигналом. Будущие исследования должны изучить нейробиологические механизмы, лежащие в основе нашей задачи, особенно сосредоточившись на связях между островком, медиальной префронтальной корой и вентральным полосатым телом, которые участвуют в мотивации отвращения и поиске наркотиков/вознаграждения.
Из материалов исследования.

Следует также отметить, что кокаин, использованный в этом исследовании, был «щедро предоставлен» через Программу поставок лекарств Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками, которая предоставляет ученым доступ к запрещенным веществам для проведения исследований.


Больше материалов о природе сознания, работе мозга и способах влиять на свое поведение – читайте в нашем сообществе. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи!

Комментарии (5)


  1. BitWood
    17.12.2024 06:45

    Где то читал про исследование в котором был выявлен эффект обучения микроорганизма при.. съедании другого, обученного, микроорганизма. Там, емнип, реакция на свет была выученной.. у поедаемого.
    Так вот рассуждая в этом ключе, аллегорически...
    это-ж на что такое кокаин сам по себе так "мощно обучен" при при его поглощении... ))

    А если серьёзно то интересно как такие нейроактивные вещества на разные виды существ влияют. А точнее нельзя ли по типу реакции классифицировать сами нервные системы и посмотреть как эта классификация с классификацией самих существ будет соотносится?

    И как указано в статье - даже люди как один биологический вид имеют различные типы реакции, и интересно стабильна ли типизация для различных нейроактивных и психоактивных (это же не одно и тоже?) веществ. Т.е. является ли тип реакции стабильным классифицирующим внутривидовым критерием?


    1. MisterClever Автор
      17.12.2024 06:45

      Есть отличная книга "Растения и Мозг" автор David O. Kennedy. Там разбираются досконально механизмы влияния конкретных растительных соединений на ЦНС человека. Книга только на английском, сейчас лично занимаюсь её переводом. Готова первая часть из четырех.

      Влияние растительных соединений, а кокаин изначально растительный продукт, затрагивает целую группу рецепторов: кокаин -- рецепторы дофамина, норадреналина, адреналина. Героин -- опиоидные рецепторы. Тот же кофеин не стимулирует, а повышает чувствительность родных рецепторов к адреналину и норадреналину. И одновременно блокирует работу рецепторов аденозина "отключая" чувство усталости

      Классифицировать работу рецепторов и действующих веществ сложно, так как: одно соединение может вызывать несколько эффектов, а конкретный и нужный нам эффект может достигаться только путем соединения нескольких элементов


      1. BitWood
        17.12.2024 06:45

        Благодарю, очень интересно, почитаю.


  1. aart3
    17.12.2024 06:45

    Что за «Восходящие дозировки», «Нисходящие траектории»?

    "Эти результаты помогают объяснить", какие "эти"? В статье ни слова об результатах и о том, что они "помогаю обьяснить".

    "Будущие исследования",  "При дальнейшем изучении" - то есть вы сюда притащили инфо-повод (крысам дали кокаин) и дальше льете воду, ясно.

    Поставил бы вам жирный минус, но снюхал карму не завезли.


    1. Politura
      17.12.2024 06:45

      "Восходящие дозировки" были у группы крыс, которые продолжали кокаиниться все чаще и чаще.

      "Нисходящие траектории" - у крыс, которые, имея свободный доступ к наркоте, кокаинились все реже и реже и потом совсем прекратили.

      "Эти результаты помогают объяснить", какие "эти"?

      Очевидно то, что крысы разделились на три группы.