Привет, Хабр. Меня зовут Владимир Антонов, я руководитель продуктового юнита в Авито. Недавно написал пост, в котором рассуждал на тему «уничтожит ли ИИ профессию продакт-менеджера». В комментариях вы написали, что куда интереснее узнать, какие ИИ инструменты могут взять на себя часть работы продакта. Поэтому сегодня я сделал обзор на те из них, которые превращают ИИ в помощника.

ИИ уже сейчас выполняет большую часть того, что раньше было зоной ответственности продакт-менеджера. Анализ данных и поведения пользователей, обработка отзывов, составление документации, управление задачами — всё это делает искусственный интеллект. Согласно исследованию IBM, 21% продакт-менеджеров во всём мире используют ИИ-инструменты каждый день.

Дисклеймер. Многие инструменты применяют ИИ не для одной, а сразу для нескольких задач. Например, собирают пользовательские данные, чтобы на их основе предложить идеи для тестирования гипотез, а потом сгенерировать готовую документацию. Чтобы не повторяться, я сконцентрировался на функциях, которые меня больше всего заинтересовали в этих продуктах. Доступ к некоторым инструментам может зависеть от вашего региона и текущих условий. Будьте внимательны при работе с чувствительными данными: персональными данными, коммерческой тайной и так далее. Если есть возможность использовать внутренние инструменты компании, отдавайте предпочтение им.

Генерация идей

Ни один список лучших инструментов ИИ для продактов не будет полным без упоминания ChatGPT. Его часто применяют для создания текстов, маркетинговых материалов, писем и документов. Но при продвинутом уровне использования ИИ может гораздо больше.

Можно устроить вместе с ИИ мозговой штурм и придумать несколько идей, чтобы улучшить продукт, ввести новую функцию. Главное — создать правильный запрос. Для этого нужно чётко делегировать задачу и добавить как можно больше деталей: определить роль ИИ, указать аудиторию, поставить цель и форму, в которой стоит вывести результат. Пример:

Представь, что ты — это продукт [роль]. Твоя аудитория — [аудитория]. Помоги мне придумать, как улучшить [цель]. Для этого предложи три идеи [задача]. Учитывай, что нельзя [предостережения]. Результат должен выглядеть как [форма].

Чем больше деталей, тем интереснее будут предложения ИИ. Чтобы составить хороший запрос, нужно потренироваться, зато потом ChatGPT станет реальным помощником и поможет найти нестандартные решения.

Протоколирование встреч

В Авито для видеоконференций у нас используется Контур.Толк. В нём есть транскрибатор, который перерабатывает записи встреч в текст.

Чтобы сделать из потока речи удобный документ, мы используем внутренний AI-бот Neuroslav. Он интегрирован в Mattermost. Я отправляю боту запись с транскрибатора и прошу написать саммари или action items по итогам встречи.

Протокол встречи от Нейрослава

Для тех же целей можно использовать Teamlogs — онлайн-сервис с интерфейсом на русском языке. Работает с 13 форматами аудио, записывает транскрипцию, разделяет речь спикеров, позволяет отредактировать расшифровку в браузере перед скачиванием. В продукт встроен ИИ, который делает саммари или выделяет ключевые мысли, отвечает на вопросы и ищет в тексте цитаты.

Анализ пользовательских данных

Chattermill — решение, которое используют платформы с большим количеством пользователей: BlaBlaCar, МТС, Uber. Искусственный интеллект обрабатывает отзывы, беседы в чат-ботах, анализирует их, выявляет концепты и предлагает идеи. Система достаточно крута, чтобы понимать смысловые оттенки пользователей, говорящих на многих языках.

Аналитика будет выглядеть так

Chattermill определяет болевые точки клиентов и находит причины, по которым пользователи отказываются от продукта. Если вы добавляете новую фичу, ИИ помогает быстро установить, как на неё отреагировали пользователи. «Мы внедрили функцию, но ИИ Chattermill показал, что пользователи не понимают её. Это привело к существенным доработкам, включая пересмотр доски дизайна и тестирование удобства. В результате мы инвестировали в обучение наших пользователей тому, как работает эта функция, и объяснили её преимущества» — таким опытом делится Ребекка Гиттон, глава отдела исследований BlaBlaCar.

Работа с отзывами помогает быстро оценивать изменения от нововведений и находить проблемные моменты. ИИ здесь заменяет эксперта и аналитика, по сути, становится коллегой продакт-менеджера.

Большой плюс Chattermill — масштабируемость, минусы — долгая настройка и непростое управление.

Прогнозирование

Amplitude AI — платформа, которую давно используют для аналитики. Есть на ней и набор функций на базе искусственного интеллекта. Данные о поведении пользователей собираются, документируются и используются для того, чтобы сделать выводы и построить прогнозы.

Данные поступают из разных источников беспрерывно, и если намечается отклонение в поведении пользователей, система присылает оповещение. Продакт может задать ИИ вопрос, например, какая сейчас конверсия, а ИИ ответит диаграммой или графиком. Также искусственный интеллект анализирует причины поведения пользователей, строит гипотезы о дальнейшем развитии продукта, а ещё помогает составлять документы. Всё это здорово экономит время и интеллектуальные ресурсы: вместо того чтобы закапываться в графики и данные, можно обратиться к универсальному справочнику. В том числе задать вопрос о будущем.

Пример вопроса-ответа, который приводят разработчики

Это большая машина для работы с проектами. Как и любой другой инструмент с огромным количеством функций, ‍Amplitude требует внимательного изучения и настройки, особенно на первых порах. Плюс в том, что есть бесплатная версия и вариант для небольших компаний за $49 в месяц. В них функции заметно ограничены, но ИИ-аналитика присутствует.

Генерация гипотез для A/B тестов

Zeda.io — система для управления продуктами. Она собирает информацию от пользователей из разных каналов (можно настроить автоматический сбор или добавить данные вручную), изучает их и предлагает идеи для развития и улучшения функций. Создатели системы приводят такой пример: если это цифровой продукт для пожилых людей, ИИ предложит сделать шрифты и иконки побольше.

Интерфейс Zeda

ИИ составляет дорожные карты и расставляет приоритеты: определяет, что выполнять первым и на что бросать все силы, а что может подождать. При этом учитываются пожелания и комфорт пользователей, то есть приоритет будут получать задачи, связанные с клиентским опытом. Условно, интеллект покажет, что в первую очередь медленную загрузку одной из страниц, а уже потом добавлять оплату биткоинами. ИИ также предлагает идеи гипотез для тестирования и может их просчитать.

Такая помощь очень нужна продакт-менеджерам, которые координируют несколько команд в комплексных продуктах. ИИ экономит время на расстановку приоритетов, облегчает процесс принятия решений (а это очень энергозатратный процесс) и позволяет учитывать обратную связь от пользователей.

Минусов три:

  • довольно высокая стоимость для маленьких организаций — от $499 в месяц;

  • чтобы его использовать, придётся перестраивать работу команды и менять уже существующие инструменты;

  • подходит для продуктов, ориентированных на международный рынок — не уверен, насколько хорошо он справится с информацией от русскоговорящих пользователей.

Управление корреспонденцией

Missive — единый почтовый ящик, в котором собираются электронные письма, сообщения из мессенджеров, соцсетей и SMS, информация из календарей. Фактически вместо почты у вас появляется полнофункциональная система постановки задач.

Интеграция OpenAI в Missive помогает быстро отвечать на письма и сообщения: прямо в теле письма можно выбрать подходящий промпт, перевести текст или сделать тон более формальным, дружелюбным или, наоборот, агрессивным.

Missive помогает продактам оптимизировать коммуникацию и не потерять ничего важного, особенно при сотрудничестве с кросс-функциональными командами. Использовать один продукт вместо десяти — это здорово. Не надо тратить время на проверку всех каналов связи по очереди, а главное — энергию на удержание в фокусе всех источников информации.

Кто-то скажет, что для этого есть Thunderbird, но пользователи, которые сравнили его с Missive, отдают предпочтение последнему. Даже несмотря на то, что за инструмент приходится платить. Главное ограничение Missive — количество сервисов, доступных для интеграции.

Создание отчётов

В Авито есть внутренний инструмент — Датаполк. В отличие от Нейрослава, он создан для работы не только с текстами и расшифровками, но и с данными. Хорош в анализе небольшого объёма. Справляется с написанием ТЗ для исследований и отчётов.

Коротко, чем Датаполк отличается от Нейрослава

Доступный вне внутреннего контура инструмент — Bard от Google. Искусственный интеллект умеет создавать разный контент: отчёты, документы, планы проектов. Пока инструмент работает в экспериментальной версии, но уже справляется с анализом информации и выдаёт удобные для использования результаты. Как и в случае с ChatGPT, главное — создать правильный запрос.

Очень экономит время продакт-менеджера, когда нужно выделить главное и собрать множество данных в одну систему.

Создание других документов

ChatPRD — адаптированная специально под потребности продакт-менеджмента версия ChatGPT. Помогает быстро создавать документы для проектов по шаблонам. Разработчики сервиса утверждают, что благодаря ChatPRD время на подготовку документации сокращается в четыре раза.

Начало работы с документами в ChatPRD

ИИ по запросу генерирует нужный документ, а потом вы его быстро редактируете — также с помощью команд искусственному интеллекту. ChatPRD умеет дорабатывать и уточнять уже существующие документы.

Сервис платный, его стоит попробовать, чтобы получить готовые шаблоны и понять, какие результаты нужно получать, когда вы используете ChatGPT для документации.

Визуализация

Кроме Tableau, давнего лидера в области визуализации данных, существует множество похожих сервисов. Перечисленные выше многофункциональные системы, такие как Zeda.io или Amplitude, тоже представляют данные в наглядных формах. Но если вам нужен инструмент попроще, то хороший выбор — Tomat.ai.

Одна таблица — несколько вариантов представления данных

Сервис работает с уже готовыми данными в таблицах. Можно попросить искусственный интеллект сделать вывод, очистить или выделить данные, представить их в виде графика.

Диаграммы из текста создает бесплатный сервис Napkin.ai. Продакту он пригодится как инструмент для быстрых информативных презентаций. При загрузке текста ИИ выделяет основные параметры и предлагает несколько вариантов для визуализации на выбор. Полученную инфографику можно отредактировать прямо в сервисе, а затем сохранить как изображение.

Искусственный интеллект отлично справляется с простой визуализацией, и продакту уже не нужны навыки дизайнера, чтобы сделать инфографику или диаграмму. Очень выручает, когда требуется представить данные в доступной форме, например, клиентам или заказчикам.

Проверка и поиск ошибок в аналитике

Julius.ai — ещё один сервис для аналитики. Выделяет тенденции и тренды из необработанных данных, делает их визуально понятными и доступными.

В сервис нужно загружать уже собранные и структурированные данные в таблицах. Julius превратит их в графики или схемы, а вы сможете проверить, какие выводы делает искусственный интеллект из ваших данных, и сравнить с результатами аналитики, которые уже есть у вас.

Помощь в написании SQL-запросов через SQL Copilot

Есть разные решения copilot для написания SQL-запросов. Рассмотрим на примере от Microsoft. Они предварительную версию использования Copilot для работы с базами данных. ИИ монтируется с Microsoft Fabric, помогает дописывать уже начатый SQL-запрос, исправляет ошибки в коде и отвечает на вопросы о возможностях базы данных, заданные на естественном языке.

Поскольку версия пробная, у неё много ограничений: искусственный интеллект не редактирует уже созданные запросы, да и чтобы использовать его с максимально точным результатом, сначала нужно научиться писать правильные (то есть конкретные и простые) запросы. Как и в общении с другими ИИ, нужно научиться разговаривать «на искусственном».

Впрочем, искусственный интеллект очень быстро развивается, и возможно, скоро возьмёт на себя ещё больше задач продакт-менеджеров и продуктовых аналитиков.


Я рассмотрел только небольшую часть популярных инструментов на базе ИИ, с которыми работают продакт-менеджеры и целые команды. На рынке таких инструментов намного больше, а развитие ИИ не стоит на месте. В 2020-м о мультифункциональных и простых в использовании инструментах из этого обзора можно было только мечтать, а сейчас это норма. Интересно наблюдать, какой будет эта отрасль уже совсем скоро — лет через пять, не говоря о далёком будущем.

Комментарии (16)


  1. goodie-habr
    01.01.2025 16:44

    Интересный обзор, добавил в закладки, чтобы внимательнее изучить за праздники


    1. advanto Автор
      01.01.2025 16:44

      Спасибо! Странно, что кто-то заминусил этот комментарий, когда ты просто оставил положительный отзыв


  1. sap058
    01.01.2025 16:44

    Но даже с этими возможностями без человека не обойтись пока что


    1. Wesha
      01.01.2025 16:44

      Что ещё раз показывает, что все эти таблички и графики — пурга голимая для пускания пыли в глаза инвесторам, ибо человек всё равно не может отличить — соответствуют ли они входному набору данных, или ИИ их наглючил.

      В одной их соседних статей особо умилил комментарий вида «...после нескольких коррекций ИИ написал программу (= пришёл к правильному решению)...». Вот прямо интересно — а как оператор узнал, что предложенное ему изначально решение неправильное и нужно продолжать коррекции — и в какой момент их можно прекратить? Ах, оператор знал, как должно выглядеть правильное решение? Так чего ж он сам его не набрал? Ему курсы скорописи нужны, а не ИИ!


      1. achekalin
        01.01.2025 16:44

        Обычно сложнее понять, как ИИ рассуждает о понятиях, в них не разбираясь и уходя в глючню, когда не вывозит (без индикации, конечно, что «ой, всё, я глючу»). ИИ живет за счет обработанного письменного опыта человечества (а в письменных документах не всегда правильные решения видит), так что иной раз сложную философскую тему лучше обсудит, чем что-то простое.

        Другое дело, что инструмент появился, и как его общество встроит в свою жизнь - пока непонятно. Условно, навоз на ферме погрузку кирпичей есть задачи, где ИИ не поможет, но вот коммерсанты, пекущие продукты с припиской AI powered, этого предпочитают не замечать.


    1. advanto Автор
      01.01.2025 16:44

      Да, ключевое слово "не обойтись пока что". Технология стремительно развивается, и ИИ выдаёт результаты всё лучше и лучше


      1. Wesha
        01.01.2025 16:44

        ИИ выдаёт результаты всё лучше и лучше

        «Асимптота — воображаемая прямая, к которой график функции бесконечно приближается по мере удалении параметра в бесконечность, но никогда её не достигает


  1. Amfeelgood
    01.01.2025 16:44

    Спасибо за статью. К сожалению, большинство этих сервисов платные либо чисто ваши внутренние системы, было бы здорово указать возможные аналоги


    1. advanto Автор
      01.01.2025 16:44

      Инструментов очень много и все их "пощупать" практисески невозможно усилиями одного человека. Очень надеюсь, что кто-то из знающих ребят поделится своим опытом использования ИИ-инструментов в комментариях


  1. a_belova
    01.01.2025 16:44

    Сори за оффтоп, принесла любимую иллюстрацию по теме саммари протоколирования встреч с просторов интернета


    1. advanto Автор
      01.01.2025 16:44

      Забавно, а это каким инструментом делалось?

      Думаю, многое ещё и от качества самой встречи зависит: если её никто не фасилитирует, то никакой ИИ не поможет


      1. a_belova
        01.01.2025 16:44

        Конкретно это саммари было сделано полтора года назад, одна из фич Zoom и их AI Companion


        1. titulusdesiderio
          01.01.2025 16:44

          Полтора года в ИИ - это вечность.
          ChatGPT и Claude сегодня отлично справляются с саммаризацией


          1. a_belova
            01.01.2025 16:44

            Согласна, Zoom с самого начала использовали OpenAi и Anthropic и они хорошо отрабатывают, сама задача несложная, а фича полезная (кстати, саммари можно автоматически разослать после встречи).

            Эта картинка - уже мем на тему: какая встреча - такая и саммари :)