Для кого-то заголовок звучит как вызов: «Как можно ставить под сомнение профессию, которая ещё недавно была на пике популярности?». Для других — как подтверждение: «Так им и надо, бездельникам!». Меня зовут Владимир Антонов, я руководитель продуктового юнита (Unit Lead) «Верификация» в Авито. Давайте разбираться вместе.

Сейчас мы переживаем очередной этап, когда технологии меняются быстрее, чем люди успевают адаптироваться. Искусственный интеллект берёт на себя аналитику и рутинные задачи. Компании ожидают от продукт-менеджеров всё больше, размывая их роль и превращая их в «универсальных солдат» и переплачивая за рутинные функции. Это ставит под сомнение саму суть профессии.

Но умрёт ли продукт-менеджмент? И готовы ли вы к этим изменениям?

Признаки кризиса профессии

Роль продукт-менеджера меняется, и вот ключевые причины, почему она переживает кризис.

  1. Размытые границы обязанностей.

    Компании хотят, чтобы продукт-менеджер был «универсальным солдатом». В итоге специалисты перегружены задачами, которые отвлекают от главной цели — создания долгосрочного видения продукта.

  2. Технологии забирают задачи.

    ИИ уже сейчас выполняет большую часть того, что раньше было зоной ответственности продукт-менеджера. Анализ данных, составление документации, управление задачами — всё это становится автоматизированным.

  3. Высокие ожидания и быстрый ритм.

    В условиях постоянной гонки за результатами PM всё чаще фокусируются на краткосрочных задачах, упуская стратегию.

И здесь возникает вопрос: а нужен ли вообще продукт-менеджер, если его работу можно автоматизировать?

Что уже может делать ИИ?

ИИ активно трансформирует привычные задачи продукт-менеджера:

  1. Молниеносная аналитика.

    ИИ за минуты анализирует пользовательские данные, выявляет закономерности и даже предлагает гипотезы для A/B тестов.

  2. Автоматизация рутины.

    User stories, отчёты, приоритизация задач в бэклоге — всё это легко делается ИИ без человеческого участия.

  3. Прогнозирование.

    ИИ предсказывает поведение пользователей, находит узкие места в продукте и помогает определить оптимальные решения.

На первый взгляд, это ставит под угрозу необходимость человеческого участия. Но ИИ не может заменить всё.

Почему ИИ не справится без человека

Несмотря на успехи, ИИ пока не способен заменить ключевые аспекты работы продукт-менеджера.

  1. Создание долгосрочного видения.

    ИИ анализирует прошлое, но не умеет предвидеть будущее, которого ещё не было. Заезженный пример с успехом первого iPhone: ИИ, скорее всего, предложил бы улучшить кнопочные телефоны, а не отказаться от кнопок вовсе.

  2. Эмпатия к пользователю.

    ИИ может анализировать поведение пользователей, но не понимает их мотивов. Именно поэтому я, как и многие продукт-менеджеры, регулярно использую интервью и другие пользовательские исследования. Это позволяет глубже понять потребности клиентов и найти решения, которые ИИ не способен предложить.

  3. Работа в условиях неопределённости.

    Когда мы в банке запускали Подписку (пакет преимуществ за ежемесячную оплату), мы столкнулись с нехваткой точных данных, а опыт конкурентов был лишь частично применимым. Нам пришлось проводить масштабные исследования, анализировать гипотезы и полагаться на мнение экспертов. Это была работа, требующая глубокого понимания контекста, которую ИИ не мог бы выполнить самостоятельно.

  4. Лидерство и вдохновение.

    ИИ не может мотивировать команду, создать культуру и вдохновить людей на достижение общей цели, договариваться. Хорошие PM не просто решают задачи, они объединяют людей.

Что делать?

  1. Развивать навыки работы с ИИ.

    Например, я регулярно использую ИИ для:

    • помощи в генерации идей,

    • ускорения написания документов и помощи в изложении сложного контекста,

    • автоматического протоколирования встреч,

    • проверки и поиска ошибок в SQL-запросах при аналитике.

    Эти инструменты помогают высвободить время для стратегической работы.

  2. Углубить понимание бизнеса.

    Научитесь видеть продукт не как отдельную сущность, а как часть экосистемы компании. Продукт-менеджеры, которые понимают влияние продукта на стратегические цели бизнеса, всегда останутся востребованными.

  3. Сосредоточьтесь на уникальных качествах.

    Эмпатия, креативность и способность договариваться и вдохновлять команды — это ключевые навыки, которые помогают выделиться.

А вы готовы к изменениям?

  • Как вы видите будущее продукт-менеджмента?

  • О каких полезных для продукт-менеджера ИИ-инструментах вы слышали? Какими пользуетесь или хотели бы попробовать?

В одной из следующих статей я сделаю обзор ИИ-решений, которые уже меняют подход к управлению продуктами, включая мой личный опыт и инсайты, которыми поделились эксперты. 

Делитесь своим мнением в комментариях — давайте обсудим!

Комментарии (8)


  1. nordray
    09.12.2024 09:49

    Даже так - у каждого теперь есть свой цифровой персональный коллега / невидимый друг, но не каждый о нём знает. Всем пора начинать работать в таких парах и перестать писать о "заменах" роли человека и AI ;)


    1. advanto Автор
      09.12.2024 09:49

      Я скорее про изменение фокуса в развитии навыков и про необходимость постоянного анализа того, какие части своей работы можно автоматизировать с помощью ИИ, и их автоматизацию.


      1. nordray
        09.12.2024 09:49

        Когда-то появился ПК и стал нужен "постоянный анализ автоматизируемых рабочих процессов".. то Excel на все времена, вот теперь ИИ.. Такое всегда было и вот снова опять продолжается :)


  1. WebPeople
    09.12.2024 09:49

    Сама статья написано с помощью ИИ))


    1. advanto Автор
      09.12.2024 09:49

      Использовал ИИ для редактирования и исправления орфографии/пунктцации, т.к. существенно ускоряет дело.
      Вероятно, когда появились первые типографии, то тоже были возмущения, что рукопись напечатана, а не написана гусиным пером ;)

      Кстати, ты предположил это по внешним признакам или можешь порекомендовать достоверные инструменты детектирования?


      1. WebPeople
        09.12.2024 09:49

        Уже есть инструменты копирайтерские. За их точность не скажу ничего. Но в данном случае я определил, просто читая текст. Потому что ежедневно использую соннет и gpt для учебы и работы. Из признаков могу выделить обилие списков. Когда практически весь контент это список. Второй признак - рафинированный текст.

        Ну а по теме статьи - мое мнение в том, что ИИ заменит многих. Сейчас он лишь на стадии зародыша, это ещё не зрелая технология. Когда понаделают кучу ИИ агентов, многие попадут под сокращение. Каскады таких ИИ-агентов могут выполнять колоссальную работу, не прерываясь на обед, сон и т.п. Этот процесс уже идёт, но стадия начальная. Сейчас происходит бум разработки этих ИИ-агентов. Все кто сейчас в это влезет - будут снимать сливки многие годы.

        Следующая волна сокращений будет после массового внедрения антропоморфных роботов. У нас вся инфраструктура заточена под людей: предметы, мебель, устройства и прочее. Поэтому так важна антропоморфная форма. Пусть она не самая эффективная, зато она почти универсальная. Сильно пострадают работники физического труда.

        Вот вы пишите, что ИИ бы не придумал сенсорный и без кнопочный телефон, потому что это новое. Но это верно лишь для текущего момента. И то не факт. Попробуйте скормить ИИ методологию ТРИЗ со всеми их справочниками. Потом дайте задачу.

        И может так оказаться, что ИИ способен генерировать новое получше большинства людей.


  1. IgorAlentyev
    09.12.2024 09:49

    Продуктовый менеджмент это в первую очередь про создание продукта. А все перечисленное в статье это не более чем инструменты, как и сам ИИ.

    Так что более уместным был бы вопрос - может ли ИИ заменить большое количество инструментов продакта? И ответ - однозначно да


  1. Bsv1042
    09.12.2024 09:49

    А вот эти все задачи, которые делает ИИ, какими инструментами выполняются? Как им "скормить" продукт?