В 2024 году российские предприятия подверглись особенно яростной атаке со стороны патентных троллей. Так называются компании, которые ничего не продают и не производят, но при этом массово регистрируют товарные знаки. Далее они отслеживают рынок и предъявляют претензии фирмам, которые используют защищенные ими товарные знаки. Рассказываем в нашей статье об отечественном короле патентных троллей, штрафах за устойчивые выражения и о присвоении героев сказок.
Бой за краски
Петербургский производитель лаков и красок «Пигмент» получил иск от индивидуального предпринимателя из Уфы Азамата Ибатуллина. Тот просил досрочно прекратить охрану товарного знака «Проспект» по двум классам МКТУ. По словам Ибатуллина, компания не использовала этот бренд. На него зарегистрировано 519 брендов, среди которых «Яблоко», «Ёлочка», «Бархат», «Авеню» и многие другие.
Предприниматель с 2014 года подал почти 1600 заявок на регистрацию торговых знаков, инициировав более тысячи арбитражных споров на 1,2 млрд рублей. Интересно, что даже пресс-служба Суда по интеллектуальным правам в своём пресс-релизе назвала Ибатуллина троллем.
Штраф за фразу «Я тебя люблю!»
Патентные тролли все чаще подают в суд на россиян за использование известных выражений. Он регистрируют в качестве товарного знака устойчивые фразы вроде «Для самой лучшей мамы», «Ведьмы не стареют», «Трудно быть скромной» и т.д., а потом требуют огромные суммы в качестве компенсации. Например, компания «Подарки оптом» защитила таким образом 87 слов и выражений. На выигранных судебных процессах она смогла обогатиться.
Больше всего от этого страдают представители сувенирного бизнеса. Хотя общеизвестные фразы по идее не могут быть зарегистрированы как словесные товарные знаки, некоторые словосочетания все же стали товарными знаками. Например, выражение «Я тебя люблю!» зарегистрировано в 2002 году.
Фототролли
В арбитражные суды поступило уже более 5000 исков о нарушении прав на фотографии. Такие иски подают, например, «Федеральное агентство по защите прав фотографов “Пейзаж”» или ООО «Восьмая заповедь». Схема довольно простая. Истцы заключают договоры доверительного управления с фотографами по всей России. Далее они ищут, кто использовал снимок, направляют претензию, а потом идут в суд. Часто перед этим фотографы удаляют свои работы из стоков.
Сказочные тролли
А в Татарстане ООО «Национальные игрушки» зарегистрировало на себя в качестве товарных знаков имена героев народных сказок и потребовало полмиллиона с кукольного театра, где показывают спектакли с участием этих героев. Министерство культуры Республики Татарстан заявило о планах обратиться в Роспатент для аннулирования данных брендов.
Комментарии (4)
j_larkin
09.01.2025 14:37Например, выражение «Я тебя люблю!» зарегистрировано в 2002 году.
и тут не к троллям вопрос, а к тем, кто такие фразы регистрирует.
И я понимаю, что это название конфет. Но не вижу по ссылке того, что это именно название конфет, которое можно и зарегистрировать. А вот как отдельную фразу регистрировать такое нельзя. В любом случае дело не в троллях, а в кривом законодательстве.
ErshoFF
09.01.2025 14:37Вопрос больше к законодателям принявшим законы, которые позволяют обогощаться таким образом.
j_larkin
09.01.2025 14:37Так я об этом и говорю, что по ссылке явно зарегистрирована торговая марка конфет, но об этом можно догадаться только по контексту. А должно быть прямым текстом написано, что этот патент работает только в случае, если так названы конфеты. В текущем же виде можно притянуть любую парочку на скамейке в весеннем парке )
На лицо явный косяк законодателей, а в статье на троллей гонят. Тролли это, конечно же плохо, но вполне понятно как они тут могут наживаться.
ifap
И где здесь троллинг? ОКУП в чистом виде, причем не тот ОКУП, которому царской милостью дозволили кормление с бездоговорной "защиты" чужих прав, а вполне себе оказывающее помощь автору, явно пожелавшему получить оную.