Продолжаем рассказывать о Руанде, на этот раз — о ее инновационном и IT-секторе. Страну часто называет одним из самых быстрорастущих инновационных хабов субсахарской Африки, хотя из-за низкого старта и небольшой численности населения ей еще далеко до Нигерии, Кении или ЮАР.
Местные инновации развиваются как за счет господдержки, так и благодаря международным инвестициям. Как и во всех развивающихся странах, руандийские технологии стремятся прежде всего помочь стране преодолеть отставание, и поэтому напрямую связаны с сельским хозяйством, инфраструктурой или реальным сектором экономики.
Руанда и инновации
Сильная сторона руандийской IT и стартап-сцены — обильная и эффективная по африканским меркам господдержка. Именно бюджетные инициативы — ключевой источник роста немногочисленных, но бойких руандийских цифровых стартапов и IT-компаний.
С середины 2010-х цифровизация — один из приоритетов правительства бессменного президента Поля Кагаме. Так, в 2016 году была принята программа Smart Rwanda. Это очень характерный для страны документ — развитие IT-сектора и институтов цифрового правительства провозглашается одной из ключевых задач наравне с доступом к электричеству и транспорту.
Государство создает в Руанде инфраструктуру стартап-инкубаторов, площадок для нетворкинга, конкурсов питчей, а также активно бустит внедрение некоторых инноваций. К примеру, в рамках проекта «Содействие развитию цифровых деревень» руандийского Минсельхоза фермерам предоставляют доступ к информации о погоде, сельскохозяйственным данным и состоянии аграрного рынка, которые можно получить через мобильные приложения, а также к дронам и Agrotech-технологиям.
Правительство Руанды еще в 2016 году заключило партнерство с американским производителем дронов Zipline — БПЛА доставляют кровь для переливаний и медикаменты в отдаленные госпитали. Руанда стала для Zipline первым африканским партнером и полем для экспериментов. Напомним, что большинство площади республики — это горы и холмы, а дороги здесь так себе.
Партнерство оказалось в буквальном смысле спасающим жизни — по данным исследования Университета Пенсильвании, детская смертность в руандийских больницах, которые обслуживает Zipline, упала на 51%.
Еще один плюс Руанды — стабильность и безопасность. Из-за этого в стране доверяют и на Западе, и в Китае. Сюда смело заходят международные корпорации и крупные инвесторы.
Главный недостаток бурно развивающейся, но все еще бедной, сельской и аграрной Руанды — низкий уровень диджитализации. По данным Datareportal, в 2024 году уровень проникновения интернета составлял всего 34%, а соцсетями пользовались лишь 6,5% населения. Эпоха массовых E-com и Fintech-сервисов здесь еще не настала. Впрочем, учитывая темпы развития страны, для стартаперов это скорее плюс.
ARED — тележка с интернетом
Человек с мобильным телефоном, но без электричества дома, которому приходится регулярно ходить в магазин или местную администрацию чтобы зарядиться — типичная картина для африканских стран. Сегодня в Руанде доступ к электричеству имеют 75% населения, но еще в 2018 году таких было лишь 49%.
Созданный в 2013 году стартап ARED задумывался как способ решить эту проблему. Компания разработала «солнечные киоски» — небольшие тележки с аккумулятором и солнечной батареей, в которых можно подзарядить телефон.
Стартап работал по модели микрофраншизы — такие киоски могли взять в аренду обычные руандийцы. Часто таким бизнесом занимались женщины и люди с ограниченными возможностями. К 2016 году у компании были около 25 таких киосков — в основном на улицах руандийской столицы Кигали.
Через несколько лет стало понятно, что к этой бизнес-модели можно добавить иной функционал. Многие ждали, что ARED просто поставит в свои киоски роутеры с интернетом, и будет брать плату за доступ к Wi-Fi. Но компания сделала иначе — и гораздо экономнее и для себя, и для пользователей.
Новый тип киоска оснащен высокопроизводительным маршрутизатором, который хранит цифровой контент (игры, рекламу, видео и так далее) и управляет подключением к Wi-Fi. Пользователь может подключиться к контенту из маршрутизатора и просматривать нужный контент без доступа в сеть. Но также его можно использовать и для того, чтобы заходить в интернет — уже за более высокую плату.
Такая модель обусловлена тем, что интернет в Африке очень дорогой и медленный. Использовать маршрутизатор выгоднее и для компании, и для клиента.
Также к киоскам добавили и другие функции, например возможность оплатить налоги, мобильную связь или совершить другие платежи в интернете.
Но и на этом ARED не остановился. Интернет в Африке дешевеет, но остается дорогим — поэтому компания продолжила развивать услуги, комбинирующие онлайн-доступ и контент, загруженный в локальную сеть.
На основе своей технологии маршрутизатора компания запустила B2B-платформу. Она позволяет использовать и создавать приложения разного рода на локализованной инфраструктуре. С помощью ARED компания может создавать контент, передаваемый через локальную сеть — от игр и приложения до официального сайта и контента.
При этом ARED поменяла бизнес-модель — теперь она не производит киоски, а только поставляет технологию, которая стала гораздо более универсальной и применимой в разных сферах.
Недавно компания анонсировала новое решение — инфраструктуру периферийного шлюза для распределенных вычислений и хранения данных. Данные в них распределяются через некоррелированные локальные узлы. В ARED утверждают, что такая архитектура позволит сэкономить пользователям до 80% по сравнению с другими поставщиками облачных услуг.
Ampersand — руандийский электромотоцикл
Руандийского производителя электротранспорта Ampersand можно смело назвать самой выдающейся инновационной компанией страны. С 2014 года и по сегодняшний день компания привлекла почти $56 млн инвестиций — гораздо больше, чем другие руандийские стартапы. В 2022 году его успех признал и Всемирный экономический форум, который включил стартап в список 100 технологических первопроходцев.
Ampersand производит электрические байки на заводе в Кигали. Они оснащены съемными аккумуляторами, которые можно быстро заменить на одной из 28 аккумуляторных станций по всей стране. Основной поставщик технологии батареи — китайский BYD.
Пользователь получает информацию о заряде аккумулятора и взаимодействует с зарядными станциями через приложение.
В компании утверждают, что электробайки примерно в полтора раза экономичнее бензиновых, а менять аккумуляторы нужно реже, чем заправляться. Плату за байк можно разбить на 24 ежемесячных платежа.
На лето 2024 года компания продала около 2200 байков. Немного — однако на Ampersand приходится 70% всех новых регистраций мототакси (ключевой вид общественного транспорта в стране).
В конце 2022 года компания вышла на кенийский рынок. Население этой страны более чем в три раза больше Руанды, а рынок электробайков лишь одной Киншасы сопоставим со всем руандийским.
В этой истории успеха не обошлось без господдержки. Ampersand получает финансирование как от частных инвестфондов, так и от правительственной инициативы Rwandan Green Fund. Более того, компания появилась всего спустя пару месяцев после того, как Кагаме объявил, что его правительство будет работать над заменой бензиновых мотоциклов на электрические.
Впрочем, несмотря на финансовую и политическую поддержку, Ampersand не получает дополнительной протекционистской защиты. В 2023 году Руанда стала третьей страной мира, отменившей импортные пошлины на электромотоциклы. Несмотря на это, стартап не был сломлен иностранной конкуренцией и продолжает успешно развиваться.
Kasha — цифровая доставка лекарств
Еще один лидирующий руандийский стартап под таким родным названием Kasha разработал цифровую платформу для доставки лекарств и FMCG-товаров на «последней миле».
Бизнес-модель стартапа, появившегося в 2016 году, предполагает обслуживание как потребителей, так и институциональных клиентов любого размера — от сельских ларьков до крупных государственных больниц. Любой из клиентов может заказать медикаменты через приложение, сайт, чат в WhatsApp или по телефону.
Фишка компании — в готовности сотрудничать с разными типами клиентов, причем как в городах, так и в сельской местности, до которой подобные платформы обычно добираются в последнюю очередь. Для этого она опирается на широкую сеть партнерств. Мелким бизнес-клиентам компания предлагает кредиты, чтобы обеспечить запасы медикаментов.
В центре маркетинговой стратегии Kasha — фокус на женскую аудиторию. Компания подчеркивает, что поставляет контрацептивы, прокладки, тесты на беременность и другие товары, связанные с женским здоровьем и деторождением.
В крошечной, но перенаселенной Руанде этот план сработал отлично. А еще он прекрасно совпал с демонстративным феминизмом режима Кагаме, который активно использовал в своем PR тот факт, что Руанда — мировой лидер по числу женщин в парламенте.
За последние годы Kasha развернула активную экспансию на африканском рынке. На сегодняшний день она работает во всех странах, граничащих с Руандой и не только — Бурунди, ДР Конго, Уганде, Танзании, а также в Кении, Египте, ЮАР и Гане.
С момента основания в 2016 году Kasha привлекла $28 млн инвестиций. Из них 21 млн компания получила в раунде B в 2023 году. А в сентябре 2024 года стартап привлек неназываемую сумму от инвестфонда фармгиганта Sanofi.
Hence — Legaltech против геополитических шоков
Из ряда руандийских стартапов, большинство из которых сосредоточены на базовых потребностях, очень выбивается Hence — Legaltech стартап, использующий искусственный интеллект.
Компания основана в 2020 году и базируется в Кигали, хотя имеет и лондонский офис. Соучредители компании — руандиец Арун Шанмугантан, голландец Стивен Хайткамп и американец Шон Вест. Несмотря на международный состав, компания нанимает в основном руандийских разработчиков и активно поддерживает местное IT-образование.
Hence разработал продукт, который позволяет оцифровать фактор личных связей на рынке юридических услуг. Компания создала технологию, которая с помощью ИИ анализирует юридические запросы компаний, а затем подбирает подходящего внешнего юриста или консультанта с учетом проблемы, местоположения фирмы и ценовых пожеланий.
Также решение может анализировать эффективность уже существующих связей с юристами и консультантами и выявлять те, от которых стоит избавиться. Бэкенд компании работает на Palantir Foundry. Перед запуском технологию Hence успешно испытали в американской инвестфирме и британском страховом агентстве.
Основная гипотеза компании — современный рынок юридических и комплаенс-услуг очень разрозненный, а рационализировать его очень сложно даже крупнейшим компаниям. При этом в эпоху геополитической нестабильности такие услуги особенно важны. Решение компании помогает компаниям сэкономить и время, и силы.
Автор: Александр Артамонов