Привет, Хабр! Сегодня мне довелось прикоснуться к одной из лучших электрогитар, которые были относительно доступны советским гитаристам в 1980-х годах.
Неискушённый обыватель мог принять её за настоящий американский Fender. Играбельность и звучание находились на вполне достойном уровне. В СССР инструмент был весьма дорогим и дефицитным, но не практически абсолютно недосягаемым, в отличие от заокеанского прототипа.
Итак, сейчас мы с вами увидим и услышим все подробности красивой винтажной гитары, которой совсем недавно исполнилось 36 лет.
▍ Немного истории
Производственное объединение VEB(K) Musikinstrumentenbau Markneukirchen, сокращённо Musima, было сформировано по инициативе правительства ГДР в 1952 году. Целью создания группы компаний являлось слияние множества мелких производств, которые выпускали самые разные музыкальные инструменты.
В их числе можно отметить, например, скрипичную мастерскую Конрада Гётца, продолжающую свою благородную деятельность и по сегодняшний день.
Что касается гитарных лютиеров, чьи мастерские вошли в концерн Musima, то одним из их ярких представителей стал Роджер Россмейсель, сын основателя мастерской Венцля Россмейселя.
В сентябре 1953 года Роджер уехал в США, где стал создавать дизайны гитар сначала для компании Rickenbacker, а с 1962 года — для Fender.
Знаменитый Rickenbacker 325 Джона Леннона из The Beatles, как и многие другие культовые электрогитары, включая Fender Telecaster Thinline, ставший прототипом моей самоделки из набора Harley-Benton, были разработаны не кем иным, как Роджером Россмейселем.
Далее Musima поглотила Herrnsdorf, чьи странные дизайны электрогитар могут смело конкурировать с самыми экстравагантными образцами советского гитаростроения.
Такая же участь постигла в 1970-х годах Framus и Migma, также подаривших миру немало необычных инструментов.
Однако большинству гитаристов, как это ни странно, не хотелось иметь электрогитару уникальной инновационной формы. Многим был нужен синглкат, максимально похожий на Gibson Les Paul. Или стратокастер, причём желательно чёрный.
Речь идёт не о подростковой моде на гитары «для металла, которые должны быть обязательно чёрными», а о культовом инструменте Дэвида Гилмора из Pink Floyd, том самом, что в 2019 году был продан почти за четыре миллиона американских долларов.
Чёрный стратокастер Musima Lead Star I, с которым мы сейчас познакомимся, вполне мог воплотить мечты энтузиастов и профессионалов электрогитары.
▍ Особенности грифа
Гриф выполнен из древесины клёна с красивым рисунком, покрытой довольно толстым слоем глянцевого лака. Боковые маркеры ладов выполнены в виде точек белого цвета с коричневой окантовкой, что придаёт им весьма приятный внешний вид.
Накладка грифа электрогитары Musima Lead Star I, в отличие от белой кленовой накладки более старой модификации без цифры, выполнена из настоящего палисандра, но последний очень экономили.
И накладка, и сам гриф С-образного профиля очень тонкие. Это весьма напоминает Squier Bullet Mustang HH IMPB.
Лично у меня на таком тонком грифе рука устаёт быстрее, чем в случае стандартного фендеровского «С» или гибсоновского 1960-х. Но это сугубо индивидуально.
Экономия на производстве коснулась не только экзотической древесины палисандра, но и самого обычного клёна. Перо грифа составляет с последним единое целое, но имеет приклеенную часть. Других склеек на грифе нет.
Следует отметить, что приклеенная дощечка выполняет чисто декоративную функцию, тогда как механизмы колков закреплены на основной доске грифа, берущей на себя всё усилие натяжения струн.
Это усилие для каждой струны может составлять от 4 до 9 килограммов силы. Суммарная сила натяжения шести металлических струн, изгибающая гриф, находится в пределах от 300 до 500 ньютонов.
▍ Опередившие время
Поэтому гриф электрогитары снабжают анкерным стержнем, выполненным из стали. На данном инструменте гайка регулировки его натяжения располагается за последним ладом. Сегодня это стало признаком наилучших модерновых электрогитар.
Сами лады средней высоты. Их 21 штука. Играть удобно, особенно с учётом неожиданного для копии Стратокастера ультрамодернового 14-дюймового радиуса накладки грифа.
Нулевой лад, характерный для советских и произведённых в странах соцлагеря электрогитар, у Musima Lead Star I отсутствует. Пластмассовый верхний порожек не вставлен в прорезь, а приклеен.
Выполненная шелкографским способом надпись «Musima Lead Star» была заботливо стёрта кем-то из предыдущих владельцев инструмента. Конечно же, это сделано для того, чтобы гитару принимали за вожделенный Fender Stratocaster из далёкой недостижимой Америки.
Как и полагается стратокастеру, плоскость пера грифа расположена параллельно накладке. Это требует установки ретейнеров — приспособлений, притягивающих струны к перу для обеспечения оптимального угла их изгиба на верхнем порожке.
Этих ретейнеров два — для трёх более тонких струн. Они одинаковые, крепятся на шурупах и выточены из алюминиевого сплава.
Что интересно, выемки под струны на нижней стороне ретейнера не предусмотрены. Первая, вторая и третья струны зацепляются просто прекрасно, а вот четвёртая — нет. Но она в ретейнере и не нуждается.
Сами колковые механизмы разборные, со съёмными для периодической смазки декоративно-защитными крышками.
По конструкции колки напоминают те, что у чехословацкой Jolana Disco, однако снабжены модерновым креплением.
Металлическая втулка, через которую проходит стержень колка, не просто забивается в древесину пера грифа, а привинчивается к колковому механизму на резьбе. Чтобы уберечь дерево от повреждений, предусмотрены шайбы.
Гриф крепится к корпусу самым стандартным для стратокастера образом. Зазоры между пяткой грифа и боковыми плоскостями кармана деки присутствуют, но они совсем небольшие.
Некплейт — металлическая пластина, служащая шайбой для четырёх шурупов крепления грифа — несёт на себе серийный номер 849163.
Первая цифра «8» означает год производства — 1988. Вторые две цифры «49» расшифровываются как номер недели в году. 49-я неделя 1988 года продолжалась с 5 по 11 декабря. А три последние цифры «163» представляют собой порядковый номер изделия, отсчитывавшийся с начала месяца.
Итак, по гороскопу эта электрогитара — Стрелец, что означает, по мнению астрологов, целеустремлённость, энергичность и склонность к творчеству, а также гармонию тела, души и духа. Весь этот набор качеств представляет собой именно то, что нужно музыкальному инструменту для авангардной сцены.
Если бы знак Зодиака действительно влиял на что-либо в жизни людей и вещей, или порода древесины без учёта множества нюансов определяла бы звучание инструмента, то одни аспекты жизни стали бы значительно проще, зато другие — гораздо сложнее.
К счастью, мы живём не в выдуманном, а в реальном мире, где можем выдумывать, творить и воплощать свои задумки в действительность.
Лично для меня электрогитара — это не бренд, не год выпуска и не древесина, а музыкальный инструмент, обладающий совокупностью технических характеристик, обусловленных физическими свойствами. Именно их я изучаю и совершенствую, насколько это у меня получается.
▍ Дека и фурнитура
Корпус инструмента совершенно обычной для страта формы, отличающейся от фендеровского оригинала только незначительными нюансами.
Надо будет почистить накидку на диване от кошачьей шерсти. Невооружённым глазом не видно, зато фото показывает, что на самом деле её скопилось очень много.
Пуговицы для крепления ремня отличаются от современных китайских, но имеют самую обыкновенную конструкцию и прекрасно справляются со своими обязанностями.
Если бы эта деталь имела форму замкнутой проволочной скобы, а не точёной грибообразной бобышки, то её следовало бы называть антабкой. Если уж обогащать профессиональный лексикон словами, то это лучше делать правильно.
Обратная сторона корпуса этой винтажной электрогитары выглядит следующим образом.
Белоснежная трёхслойная крышка пружинного механизма машинки тремоло сильно напоминает новодел. Насколько мне известно, оригинальная крышка изготавливалась из желтеющего хрупкого пластика.
Зато шикарный массивный сустейн-блок из латуни, за который так ценят электрогитары Musima Lead Star, дошёл до наших дней в оригинале и выглядит как новенький.
Провод в синей изоляции нужен затем, чтобы обеспечить электрический контакт струн с землёй темброблока, а глубина вворачивания шурупов определяет силу натяжения пружин.
Все остальные комплектующие машинки — станина кобылки, сёдла, пружины, винты раздельной регулировки мензуры и высоты для каждой струны, также сохранились в первозданной комплектации, что не может не радовать.
▍ Электроника гитары
Новодельный трёхслойный пикгард выполнен безупречно, зато привинчен, видимо, в спешке. Плотному прилеганию к плоскости деки мешал неправильно уложенный провод.
Также мне пришлось откусить часть опоры современного 5-позиционного переключателя, чтобы она не упиралась в древесину деки. Для этого использован болторез, при помощи которого я обычно укорачиваю винтики регулировки высоты струн.
На данной гитаре эти винтики выступают за пределы сёдел, но при этом не доставляют дискомфорта при игре. Поэтому было решено оставить их в первозданном коллекционном виде.
Фрезеровка под полость темброблока в деке гитары имеет характерные очертания, отличающиеся от привычных нам сегодня.
Оригинальный пикгард данной модели должен был выглядеть так, как на этой фотографии с Авито, за исключением немецкого переменного резистора RFT, заменённого на советский СП-1.
Как видим, оригинальные звукосниматели Musima Lead Star оснащались высокими керамическими магнитами. Подобные магниты встречаются и сейчас, в электрогитарных датчиках «классического винтажного» типа.
Кто-то из предыдущих владельцев заменил все три звукоснимателя на современные керамические — от инструмента марки Squier. Также новодельный пикгард получил, кроме переключателя, новые переменные резисторы и конденсаторы темброблока.
Однако выходное гнездо под джек вместе с держателем из тонкого листового металла остались оригинальными. Гнездо отличается от китайского формой монтажных лепестков для пайки проводов, а также толщиной гетинаксовых шайб и контактных ламелей.
Тот, кто модернизировал темброблок, заэкранировал полость темброблока фольгой и отколол фрагмент стенки, старательно закручивая шуруп при неплотно прилегающем к деке пикгарде.
Мне пришлось приклеить отломившийся кусочек древесины гелевым цианоакрилатным суперклеем и обеспечить электрический контакт между фольгой полости деки и фольгой пикгарда.
После устранения нескольких непропаев в схеме темброблока можно устанавливать пикгард на место и натягивать струны.
▍ Играбельность и звучание
Спустя 36 лет после изготовления данного коллекционного экземпляра, колки и анкерный стержень грифа работают прекрасно. Гитара отлично строит и держит строй.
Видео на Rutube
Видео на Youtube
Инструмент звучит так, как должен звучать стратокастер. Игра на нём не вызывает никаких неудобств. Пожалуй, единственным объективным недостатком почтенного инструмента является его четырёхкилограммовая масса. Хотя многим любителям винтажных электрогитар даже нравится их избыточная тяжесть. На вкус и цвет товарищей нет. Музыкальный инструмент должен вдохновлять музыканта на исполнение и сочинение музыки. И Musima Lead Star I это может.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
martyncev
Спасибо, что выкладываете видео не только на ютубе, но и про РуТуб не забываете.
Lunathecat Автор
Пожалуйста! Ютуб работает не у всех и не всегда.