
Всем привет! Это Глеб Тильтиков, Chief Technical Officer платформы МТС OmniChannel. Недавно я поделился подборкой книг, которая поможет ИТ-специалистам быть в тренде разработки. Сегодня будет вторая часть. Все книги из списка, которые вы увидите ниже, в разные этапы жизни помогли мне развивать софт- и хардскилы. Надеюсь, вам подборка тоже будет полезна!
Настоящий СТО: думай как технический директор
Автор: Алан Уильямсон

Книга предназначена для опытных ИТ-специалистов, которые хотят перейти на должность технического директора (CTO). Но она будет полезна и для действующих CTO, которые хотят прокачать навыки. Руководителям компаний тоже можно ее порекомендовать: им важно понимать, как работать с CTO и CIO и что входит в их обязанности в мировой практике.
Алан Уильямсон делится практическими стратегиями и историями из собственного опыта, мнениями отраслевых экспертов и CTO. Одна из ключевых тем книги — важность гибких навыков для успешного руководителя. Автор рассказывает, как развивать коммуникацию, управлять конфликтами, мотивировать команду и выстраивать отношения с другими отделами.
Несмотря на акцент на управленческих аспектах, автор уделяет внимание и технической стороне (обожаю!). Книга «Настоящий СТО» наполнена реальными примерами из практики автора, а еще — шаблонами и инструментами, которые помогут сразу использовать полученные знания в своей работе. Например, некоторые идеи из книги помогли мне эффективно распределять свое время по разным направлениям работы — как раз недавно опубликовал пост на эту тему.
Плюсы книги:
Актуальность: много реальных кейсов и рекомендаций, как поступать в том или ином случае.
Экспертность: Уильямсон делится многолетним опытом работы в роли СТО, приводит мнения экспертов отрасли и СТО.
Стартап. Настольная книга основателя
Авторы: Стив Бланк, Боб Дорф

Могу сказать, что эта книга — must-read для тех, кто хочет понять, как технологии и бизнес работают вместе. Если вы планируете запустить или развивать свой проект, она станет отличным гидом. А еще поможет сохранить стартаперский дух даже если корпоративная бюрократия нависла над головой. Подход в стартапах, когда тестируются гипотезы и формируется mvp, отлично ложится на создание новых продуктов и в корпорации. Даже если компания очень крупная, на новых проектах тоже есть свобода действий.
В книге я нашел много полезной информации о тестировании гипотез, управлении продуктом и масштабировании. Теперь лучше понимаю, как говорить с основателями на одном языке и адаптировать технологии под их цели. Если хотите, чтобы ваши решения были не только технически грамотными, но и бизнес-эффективными, прочтите.
Что внутри? Авторы предлагают пошаговое руководство по созданию стартапов, основанное на методике «развития потребителей» (Customer Development). Ключевая идея заключается в необходимости как можно раньше выйти на рынок, протестировать бизнес-модель на реальных потребителях, вносить изменения и повторять этот процесс итеративно. Много всего интересного, рекомендую.
Плюсы книги:
Пошаговость: авторы предлагают четкую методологию создания стартапа, разбивая процесс на последовательные этапы с подробными объяснениями.
Практичность: помогает выстроить взаимодействие с командой. СТО, понимая процессы в своей компании, может лучше распределять задачи, мотивировать разработчиков и работать в условиях неопределенности.
Я говорю — меня слушают. Уроки практической риторики
Автор: Нина Зверева

Эта книга будет полезна всем, кто часто выступает перед командой, заказчиками, инвесторами и хочет говорить так, чтобы его действительно слушали. Для CTO, которому частенько приходится объяснять сложные технические вещи людям без глубокого бэкграунда в ИТ, такие навыки бесценны.
Нина Зверева показывает, что умение доносить мысли — это не врожденный талант, а навык, который можно развить. Книга учит, как выступать уверенно, говорить просто о сложном и удерживать внимание слушателей.
Здесь нет скучной теории — только работающие техники: как подготовиться к презентации, управлять голосом, жестикулировать естественно, структурировать речь и избавляться от ненужных слов-паразитов. Если вам когда-то казалось, что команда не понимает, что именно вы хотите донести, или инвесторы теряют к вам интерес — эта книга поможет исправить ситуацию.
Особенно запомнились два совета из книги. Первый:
«Когда вы что-то говорите слушателю, всегда подумайте, что именно вы хотите, чтобы он услышал? Какую вашу мысль сейчас он должен усвоить? Если у вас нет единой мысли — не надо ничего говорить. Не надо сумбура и абстрактности. Сделайте вашу мысль законченной, сами представьте ценность, которую вы хотите заложить в слушателя»
И еще один:
«Во время выступления вы — владелец аудитории, владелец внимания. Не позволяйте превратить выступление в дискуссию не по теме. Модерируйте, задайте правила беседы. Флуд, обесценивание и попытки помешать вам пресекайте миролюбиво, но твердо»
Сильные стороны книги:
Четкие практические советы. Книга учит сразу применять описанные техники.
Фокус на убедительности. Учит говорить так, чтобы люди не просто слышали, а понимали и принимали ваши идеи.
Простой язык. Автор объясняет доступно, без заумных терминов — все по делу.
Для CTO это не просто книга, а руководство как сделать так, чтобы твои слова влияли на людей, а идеи находили у них поддержку.
Быть начальником — это нормально. Пошаговый план, который поможет вам стать тем менеджером, в котором нуждается ваша команда
Автор: Брюс Тулган

Эта книга для тех, кто уже управляет командой или только становится руководителем. Для CTO работа с людьми — такая же ключевая компетенция, как и технические знания. Важно понимать, как быть лидером, от которого не бегут.
Брюс Тулган говорит прямо: «Если хочешь, чтобы команда работала эффективно, ею надо управлять». Не пускать на самотек, не надеяться, что все самоорганизуются, а четко ставить задачи, давать обратную связь и контролировать процесс. Его книга разбивает управление на понятные шаги — как правильно формулировать цели, вести переговоры, отслеживать результаты и при этом не скатиться в микроменеджмент.
Это не мотивационный треп, а набор конкретных решений, которые можно сразу применять. Если команда часто не делает то, что требуется, вам приходится тушить пожары вместо стратегической работы, значит, где-то пробел в управлении. Тулган объясняет, как его закрыть.
Запомнились такие идеи:
«Вы теперь начальник. Вы должны привыкнуть к тому, что ответственны за работу группы людей. А значит, вам надо перестроить мышление с «я сделаю сам» на «я сделаю при помощи моей команды». Учиться делегировать. И, когда ваш сотрудник выполнил задачу, радоваться даже больше, чем если бы сделали сами. Гордиться тем, что вы решили проблему уже как менеджер, а не как эксперт»
Сильные стороны книги:
Конкретные инструкции. Все по делу: что, когда и как делать, чтобы команда работала слаженно.
Про реальные ситуации, а не теорию. Разбираются типичные проблемы, с которыми сталкиваются руководители.
Еще важный момент: читателю книга дает четкое понимание, как управлять командой не по ощущениям, а по понятным правилам. Просто чтобы все работали эффективно и не приходилось каждый раз спасать проекты в режиме пожара.
Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности
Автор: Стивен Р. Кови

Книга поможет разобраться, как мастерски управлять собой, командой и временем. В технических ролях легко увязнуть в коде и процессах, забывая о личной эффективности и развитии лидерских навыков. Стивен Кови дает инструменты, помогающие выстроить работу так, чтобы было меньше хаоса, больше контроля и вы получали реальные результаты.
Автор выделяет семь ключевых навыков. Каждый из них обязателен для эффективных и тем более высокоэффективных людей. Здесь и про win-win, и про важность быть проактивным: когда не место красит человека, а наоборот. Ты можешь сделать атмосферу вокруг себя крутой через увлеченность, гибкость и стремление сделать что-то по-настоящему хорошо.
Перечисленные навыки позволяют принимать осознанные решения, эффективно управлять приоритетами и выстраивать продуктивные отношения в команде. Кови объясняет, почему важно быть проактивным, а не просто реагировать на проблемы, как правильно ставить цели и не размениваться на мелочи. И почему хорошие CTO умеют слушать и понимать людей, прежде чем предлагать решения.
Отдельно разбираются темы взаимодействия в команде, поиск синергии и постоянное саморазвития. В отличие от мотивационных книг, здесь есть четкие техники, которые помогают пересмотреть подход к работе и жизни в целом.
Сильные стороны книги:
Развивает стратегическое мышление. Книга учит думать на несколько шагов вперед, а не просто решать текущие проблемы.
Улучшает взаимодействие с командой. CTO не столько кодит, сколько ведет людей за собой — а без развитых soft skills это сложно. Например, эта книга помогла мне научиться давать качественную ОС команде: подсвечивать слабые стороны так, чтобы это помогло развиваться дальше, а не демотивировало.
Крестный отец
Автор: Марио Пьюзо
Напоследок приберег, казалось бы, очень внезапную книгу из списка — на этот раз художественную. Это история об одном из самых могущественных мафиозных кланов Америки — семье дона Корлеоне.
Для меня эта книга про авторитет и дипломатию, а еще — про то, как достигать целей, несмотря на препятствия. Она показывает, что всегда есть альтернативные взгляды на проблему, а лояльность достигается другой лояльностью. На этой ноте, пожалуй, и закончу сегодняшний пост.

Накидайте в комментариях, какие книги на ваш взгляд полезно почитать СТО. Обсудим в комментариях!