«Чем меньше пользователь думает о продукте в первые минуты, тем сильнее вспоминает о нём позже».
правило Product‑Led Growth
Представьте, что ваш пользователь нажимает «Установить» — и уже через минуту кидает коллеге ссылку на готовую инструкцию. Никаких «позже разберусь», форм авторизации и лишних вкладок. Это и есть оптимальный он-бординг, за которым сегодня охотится каждый продукт.
Меня зовут Алексей, я делаю Steppo — приложение, превращающее клики в наглядные инструкции. Последние полгода я усердно измеряю Time‑To‑Value (TTV): сколько секунд проходит между установкой и ценностью, когда человек говорит «Вау, оно работает!». Всё, что дольше 60 секунд, статистически превращается в болото, где тонут конверсии.
Каждая лишняя секунда задержки до «первой ценности» снижает конверсию free → paid на 1–2 % (Product‑Led Alliance, 2024);
Компании, у которых TTV (Time-To-Value) менее 60 с, растут выручкой в 1,9 раз быстрее конкурентов (тот же PLA‑2024).
Сокращение TTV на 20 % уменьшает объём тикетов 1‑й линии поддержки на 15 % (Intercom Benchmarks, 2023).
Пользователи, достигшие ценности менее чем за 2 минуты, ставят NPS в среднем на 18 п.п. выше (Nielsen Norman Group, 2024).
В этой статье покажу, как я охотился за лишними секундами в онбординге Steppo: где находил трение, какие эксперименты запускал и как это отражалось на метриках.
Так как веду разработку продукта практически в одиночку, то могу быстро влиять на путь пользователя и переписывать некоторые места, где встречаю трение.
Что такое трение?
Это любое неудобство, неоднозначность или дополнительное усилие на пути пользователя, которое замедляет достижение его цели и снижает общее качество пользовательского опыта. Чем больше таких препятствий, тем выше шанс, что пользователь запутается, расстроится и просто уйдёт. И наоборот — чем меньше трения, тем быстрее пользователь достигнет своего aha-момента, оценит ценность продукта и примет решение остаться с вами надолго.
А что такое aha-момент?
Это тот самый ключевой момент, когда пользователь впервые ясно понимает ценность продукта, решает свою задачу и осознаёт, как именно продукт делает его жизнь проще или лучше. Чем быстрее и проще пользователь доходит до этого осознания, тем выше вероятность, что он останется с вами, порекомендует продукт другим и со временем превратится в лояльного.
И так, у меня получилось 2 возможных входа в платформу и перехода к решению пользовательских задач:
Через скачивание расширения;
Через кнопку войти;
Стартовый флоу – март 2025
Переход на лендинг — 00:00;
Нажать кнопку Скачать — 00:02.77;
Переход в Chrome Store — 00:04.50;
Установка расширения — 00:14.13;
Открытие расширения, и нажатие кнопки Войти — 00:18.36;
Форма входа с кнопкой зарегистрироваться (жмём её) — 00:21.53;
Форма регистрации через Email — 00:51.43;
Получение письма и переход по ссылке 01:09.72;
Переход к форме логина и вход в расширении — 01:29.10;
Нажатие кнопки Начать запись и инициализация записи — 01:34.89;
Запись инструкции, тут вариативно, от 30 секунд до нескольких минут, в зависимости от сценария, для порядка возьмем 60 секунд — 02:34.89;
Нажатие кнопки Завершить и переход в инструкцию — 02:39.37;
Логин на платформе с созданными учетными данными — 02:59.37;
Повторная навигация к инструкции и переход в режим редактирования — 03:09.46;
Редактирование инструкции тоже вариативное, тут больше вопрос в оптимизации интерфейса редактирования, цель — сделать его наиболее понятным и простым, возьмем 5 минут 08:09.46;
Нажатие кнопки Поделиться и Скопировать ссылку — 08:14.56;
Как проводил замеры
Для проведения замеров использовал свою компьютер, чистый браузер и новый почтовый адрес, понимаю, что я уже знаю куда жать, поэтому считал именно механическое время. Замеры проводил по видео записи, то есть чистый флоу без остановок.
Получается вот такой путь, вроде занял не много времени, но в то же время, много что можно оптимизировать. При чем, по стечению обстоятельств, в личном кабинете изначально не было кнопки Скачать расширение или установить, поэтому второй путь с прямым входом через систему вел в тупик. Как только я это понял, то сразу же добавил несколько вещей:
Кнопка Скачать расширение для записи в шапке на главной странице личного кабинета;
Упоминание того, что нужно скачать расширение в пустом месте рабочей зоны.
Так я проработал второй путь, при этом, самое интересное, я понял о том, что не хватает такой кнопки через Я. Метрику, смотрел отказы.. Не понимаю, почему мне сразу не пришло в голову сделать такую кнопку и отсылку.
Время подвести промежуточные итоги
Давайте разложим весь путь по ключевым метрикам, сразу уточню, это синтетические метрики, потому что проводил тестирование я сам:
Вход на сайт → Скачивание расширения = 14,3 секунды;
Открытие расширения → Начало записи = 1 минута и 16.53 секунд;
Запись закончена → Начало редактирования = 34.57 секунд;
Инструкция готова → Копирование ссылки = 4.07 секунды;
Почему я парюсь над секундами я объяснял выше, однако хочу дополнить: согласно исследованиям, каждая лишняя минута повышает риск оттока на 15%, а Product‑Led Alliance (2024) вывели дополнительные цифры — если пользователь не совершил «aha‑действие» в первые пять минут, шанс конверсии в платящего падает втрое. Вот и продвигай так свои решения.
Что я предпринял:
Решил доработать путь входа через личный кабинет, моей целью было сделать модальное окно для новых пользователей, которое бы объяснило, что тут вообще делать. Я искал готовые решения и нашел интересную утилиту, называется Frigade. Она бесплатная и позволяет выводить модальные окна уведомлений пользователям по условиям и разрабатывать эти окна в no-code;
Добавил авторизацию через Google OAuth, кстати, настроил очень быстро, оказалось не так сложно и не зря, дальше расскажу про результаты;
Убрал экран авторизации в расширении и сделал синхронизацию с платформой, теперь не нужно авторизовываться в расширении и повторно в платформе;
-
Оптимизировал старт записи в расширении, теперь это происходит быстрее;
Также корректировал сам процесс редактирования инструкций, например:
При изменении порядка шагов, фокус остается на том шаге, который переместили;
При изменении картинки можно сделать скриншот, сохранить его в буфер и сразу же вставить с помощью Ctrl+V;
Изменил формат редактора скриншотов, раньше был в виде модального окна не на весь экран, для удобства разместил на весь экран;
Перенес кнопку копирования ссылки на инструкцию из модального окна Поделиться в шапку, теперь чтобы скопировать ссылку необходимо просто нажать на кнопку копировать (было 2 клика, стал 1);
Оптимизировал рассылки, письма стали более понятными и полезными;
Результат моих изменений
Подробные данные по времени
Переход на лендинг — 00:00;
Нажать кнопку Скачать — 00:02.77;
Переход в Chrome Store — 00:04.50;
Установка расширения — 00:14.13;
Открытие расширения, и нажатие кнопки Войти — 00:18.36;
Форма входа с кнопкойзарегистрироваться(жмём её) — 00:21.53;Форма регистрации через Email — 00:51.43;Получение письма и переход по ссылке 01:09.72;Переход к форме логина и вход в расширении — 01:29.10;Авторизация через Google аккаунт — 00:23.58;
Нажатие кнопки Начать запись и инициализация записи — 00:25.47;
Запись инструкции, тут вариативно, от 30 секунд до нескольких минут, в зависимости от сценария, для порядка возьмем 60 секунд — 01:25.47;
Нажатие кнопки Завершить и переход в инструкцию — 01:30.38;
Логин на платформе с созданными учетными данными — 02:59.37;-
Повторная навигация к инструкции и переход в неё — 03:09.46;Важно, то, что теперь авторизоваться нужно только 1 раз в самом начале, далее платформа и расширение синхронизированы и это позволило сократить кучу времени.
Редактирование инструкции тоже вариативное, тут больше вопрос в оптимизации интерфейса редактирования, цель — сделать его наиболее понятным и простым, возьмем 5 минут 06:30.38;
Нажатие кнопкиПоделитьсяиСкопировать ссылку— 08:14.56;Нажатие кнопки Скопировать ссылку — 06:32.23;
Изменения метрик:
Вход на сайт → Скачивание расширения = так и осталось 14,3 секунды;
Открытие расширения → Начало записи = было 1 минута и 16.53 секунд, стало 7.11 секунд;
Запись закончена → Начало редактирования = было 34.57 секунд, стало 4.91 секунды;
Инструкция готова → Копирование ссылки = было 4.07 секунды, стало 1.85 секунды;
Итого сэкономлено 1 минута и 42.33 секунды, кажется, что эта цифра совершенно не большая, однако это больше 20% относительно общего времени.
Подводим итоги
И так, что я узнал полезного и чем хочу поделиться с вами:
Если у вас есть проект и вы хотите, чтобы пользователям было удобно, станьте пользователем сами;
Чем раньше вы установите аналитический тул и начнёте считать показатели, тем выше вероятность того, что вы обнаружите скрытые зоны трения, оперативно их исправите и не потеряете пользователей, которые могли бы уйти незамеченными;
Чем меньше промежуточных шагов и кликов на пути к первой ценности, тем больше вероятность, что пользователь не «отвалится» в процессе и увидит пользу вашего продукта.
Мои топ 3 цели на ближайшее время:
Оптимизация пользовательского пути для десктопного приложения;
Автоматизация расчёта метрик, которые мы применяли в статье;
Облегчение навигации в главном меню.
На этом всё, если вам интересно следить за развитием проекта, то вы можете подписаться на мой телеграм-канал: там, я рассказываю о важных событиях и обновлениях платформы.
Кстати! Чуть не забыл, результаты добавления Google OAuth:
Среди всех пользователей google авторизацией воспользовались 67% пользователей;
Среди таких пользователей, количество тех, кто создал инструкции в 5 раз больше;
Вот и скрытые смыслы и результаты казалось бы маленькой синей кнопки на одной форме.
RodionGork
Не серчайте, но это и к статье относится :) здесь вот хотя примерно понятно о чем речь, во введении, возможно статья выиграла бы если бы удалось написать его более внятно.
AlekseyC Автор
Добрый день, спасибо вам за совет, я только учусь писать такие статьи, поэтому такое вполне возможно)