Если вы задумывались о самореализации в продакт-менеджменте, хотите понять, как компании поддерживают предпринимателей, или ищете реальные примеры трансформации идей в продукты, то вам сюда. 

Эта статья — не просто рассказ о корпоративном акселераторе ЛАНИТ, а подробный разбор пути от сырого замысла до первых продаж и реального внедрения. Поделимся вдохновляющими кейсами, честными историями о сложностях и победах, а главное — расскажем, как работает акселератор изнутри: от стадии отбора до питча перед инвесторами. Кто знает, возможно, ваш следующий шаг к инновациям начнется отсюда.

Что такое акселераторы

Если коротко, то акселераторы — это программы поддержки стартапов, направленные на ускорение их развития. 

Первые акселераторы появились в США в середине 2000-х годов. Самым известным стал Y Combinator, через который за 20 лет прошло более 4000 стартапов, а совокупная капитализация его выпускников превысила $600 млрд. Программа воспитала таких гигантов, как Dropbox, Airbnb, Stripe, Reddit и DoorDash, став золотым стандартом для индустрии. Впечатляет, не правда ли?

Главная задача акселератора — помочь стартапам быстро вырасти, предоставляя финансирование, менторство, участие экспертов и доступ к информации о перспективных инвесторах. По данным исследования Global Accelerator Report, к 2023 году в мире действовало более 10 000 акселерационных программ, которые многим помогли запустить успешный бизнес.

Корпоративные акселераторы отличаются от классических тем, что их организуют крупные компании для развития инновационных проектов внутри своей экосистемы. Они позволяют корпорациям находить перспективные идеи, тестировать их и внедрять. Первые подобные программы запустили Techstars и Microsoft в 2010-х годах. Среди успешных выпускников — компании, которые стали частью других организаций, например, Graduateland (карьерная сеть для поиска вакансий), прошедшая акселератор Microsoft Ventures.

Корпоративные акселераторы в России также набрали популярность. Среди известных — Sber500, МТС StartUp Hub и акселератор Газпромбанка. Эти программы помогли запустить такие проекты, как Goodt (участник Sber500) и сервис виртуальных ассистентов Just AI (выпускник МТС). Сейчас в России действуют более 50 корпоративных акселераторов, которые ежегодно выпускают сотни стартапов.

Сегодня, когда новые идеи и технологии меняют мир, корпоративные акселераторы помогают создавать крутые продукты и решения. ЛАНИТ поддерживает такой подход, чтобы дать сотрудникам шанс проявить себя. Акселератор LANIT Product Manager — это программа, разработанная Центром инноваций ЛАНИТ. Ее главная цель — помочь интересным идеям превратиться в полезные продукты и способствовать появлению новых амбассадоров идей предпринимательства. Давайте же разберемся, как это организовано и приносит ли реальную пользу.

Успехи и достижения

Начнем с главного. Центр инноваций ЛАНИТ уже провел четыре потока корпоративного акселератора, и многие из его выпускников добились больших успехов. 

Вот какие продукты у нас родились.

  • Решение Smart Timber для автоматизации подсчета объема круглого леса с использованием технологий компьютерного зрения и машинного обучения. Этот продукт был признан лучшим в номинации «Цифровая трансформация в промышленности» на престижной премии RB Digital Awards.

  • Умная переговорка — решение для эффективного использования переговорных пространств и управления всем встроенным оборудованием.

  • Интеллектуальный AI-сервис для контроля за состоянием пожилых людей. Кстати, о том, как рождалась эта идея, автор уже рассказывал на Хабре.

  • Продукт для предотвращения ухода ценных ИТ-специалистов из компаний.

  • Решение для адаптивного обучения, которое делает процесс обучения более комфортным и эффективным.

  • Цифровой двойник для эффективного мониторинга площадных геологоразведочных работ.

  • Система контроля безопасности для промышленных предприятий для отслеживания людей в опасных зонах с помощью компьютерного зрения.

  • Программно-аппаратный комплекс для мониторинга перемещений и учёта рабочего времени сотрудников без ПК.

  • Дополнительный модуль для системы электронного документооборота по планированию и управлению проектами.

  • Приложение для предотвращения выгорания и снижения вовлеченности сотрудников.

  • Система для обмена кадровыми документами между сотрудниками компании и отделом кадров.

  • Программный продукт для контактных центров.

  • Модульный контроллер для комплексных проектов.

Эти продукты получили высокую оценку экспертов и многие из них были внедрены в реальные бизнес-процессы. 

Дмитрий С., автор решения для подсчета объема круглого леса:

«Наш продукт появился благодаря LANIT Product Manager. Мы создали решение, ставшее известным на лесопромышленном рынке. Оно отлично умеет измерять древесину. У нас есть продажи и внедрения. Команда акселератора доказала, что с ее помощью можно решить любую продуктовую задачу. Мы довели идею до продаж еще в первом потоке, а во втором — проработали абсолютно новые гипотезы и новые пути развития. И все сработало!»

Как же это устроено

Расскажем об организационных нюансах. Работая над воплощением LANIT Product Manager мы поняли кое-что важное. Делимся наблюдениями о том, что надо осознавать компании, задумавшейся о программе поддержки стартапов:

  • методология корпоративного акселератора должна адаптироваться под особенности вашего бизнеса, никто за вас ее не разработает;

  • важно учитывать ограниченность аудитории (только сотрудники), низкую вероятность постоянного набора готовых команд и необходимость предварительной подготовки участников;

  • руководители должны видеть пользу участия сотрудников в таком длительном проекте и находить в этом соответствие актуальным бизнес-задачам.   

Для участников акселератора важно:

  • чтобы программа была доступной и понятной, учитывала их реальные возможности и потребности;

  • получать знания и инструменты, необходимые для быстрого запуска своего продукта; 

  • получать поддержку опытных наставников и доступ к ресурсам компании;

  • эффективно развивать свои проекты, проверяя гипотезы на практике, и быстро представить рынку получившийся продукт.

Для акселератора LANIT Product Manager мы проработали четкую стратегию, которая включает в себя следующие обязательные этапы. Расскажем о них подробнее.

  1. Отбор и генерация идей. Это можно назвать подготовительным этапом, когда участники формируют свое видение создания новых продуктов или развития имеющихся. Они заполняют заявку в форме ценностного предложения и презентуют его в виде короткого питча кураторам программы. Максимально перспективные становятся участниками акселератора.

Алексей К., автор концепции продукта Meridian (аппаратный датчик для непрерывного измерения уровня глюкозы в крови), призер 3-го потока LANIT Product Manager:

«Была идея для стартапа, амбиции и ресурсы, но не было понимания, как все это совместить. На отборочном этапе мне сказали, что моя мысль слишком сырая. Но у меня горели глаза, и это оказалось тем фактором, из-за которого в меня поверили и взяли в проект. Уже за первый спринт (1 спринт = 2 недели) мой замысел оформился во что-то внятное, я сформулировал первое ценностное предложение, и мы с командой пошли в поля проверять гипотезы».

  1. Интенсив по теории. Все участники акселератора собираются на три дня для погружения в теорию и практику продуктового подхода. Они детально изучают основные инструменты проекта (сегментация, проблемное интервью, ценностное предложение) и пробуют применять их на вымышленных кейсах, получая обратную связь от кураторов и экспертов. 

На таких встречах начинающие продакты уже пробуют оценить собственные силы для самостоятельного запуска собственного проекта. Они переопыляются благодаря активности друг друга и готовятся к следующим этапам акселератора. Дальнейшие события превращаются для них в настоящие захватывающие приключения для пытливых умов.

  1. Формулировка проблемы и сегментация аудитории. В рамках акселератора авторы идей (фаундеры) должны четко сформулировать проблему, которую решает их будущий продукт, и определить целевую аудиторию. Этот этап часто становится переломным моментом, заставляя участников взглянуть на свой проект с точки зрения клиента. В этот момент они часто либо сходят с дистанции, либо случается пивот (идея трансформируется или появляется новая).

Дмитрий Т., автор концепции AI-сервиса по контролю за состоянием пожилых людей, победитель 2-го потока LANIT Product Manager:

«Я заходил в акселератор совсем не с той идеей, с которой в итоге победил. Мне было очень сложно смириться с тем, что свой любимый креатив мне надо похоронить — я не нашел на рынке потенциальных клиентов. Пришлось совершить пивот, но морально это было сделать непросто. Я видел, как другие участники рванули со своими проектами дальше, а я был вынужден начинать все сначала. Однако в итоге я даже смог победить, продав концепт инвесторам».

  1. Проблемные интервью. Участники проводят интервью с потенциальными клиентами, чтобы подтвердить или опровергнуть свои гипотезы. За четыре потока акселератора LANIT Product Manager наши стартаперы провели более 300 таких интервью.

Это один из главных этапов акселератора, на котором проверяются не только исходные предпосылки, но и стойкость фаундера и его готовность упорно идти к своим целям. Главные и важные инсайты участники выявляют именно во время расшифровки и анализа проведенных интервью, ведь лучше клиента никто не расскажет о вашем продукте.

Вероника А., участница 4-го потока акселератора LANIT Product Manager:

«Благодаря участию в программе я смогла повысить свой навык общения с клиентами. Теперь я могу проводить интервью бесконечно, не боясь, что у меня закончатся вопросы или я не буду знать, о чем еще нужно спросить. Во время акселератора я провела более 20 проблемных интервью под супервизией кураторов. Это научило меня видеть важные инсайты между строк и проводить интервью продуктивнее. Могу точно сказать, что результаты оправдывают каждое усилие».

  1. Работа с ценностным предложением. После подтверждения гипотез участники трудятся над ценностным предложением (ЦП). Тестируют его с помощью новых интервью, чтобы убедиться, что клиенты понимают полезность продукта. ЦП является самым важным элементом. Именно его фаундеры понесут всем участникам процесса: маркетологам, продавцам, разработчикам, а главное — стейкхолдерам, которые будут решать, финансировать проект или нет.

Александр Г., руководитель продукта Астер (система учета рабочего времени сотрудников), победитель 4-го потока LANIT Product Manager

«Участие в акселераторе стало для меня поворотной точкой в осознании важности четкого и сильного ценностного предложения. На старте программы я считал, что у нас уже есть понимание продукта, однако в процессе работы стало ясно: наше ценностное предложение было размытым и не отражало ни сути проблемы, которую мы решаем, ни конкретного способа её решения. Мы поняли, что на самом деле нам просто не хватало правильных и точных формулировок. Главным результатом моего участия в акселераторе стало создание нового, мощного ценностного предложения. Оно не только помогло выстроить более эффективную коммуникацию с целевой аудиторией, но и дало ощутимый рост в маркетинге и продажах».

  1. Разработка и планирование продаж. На этом этапе участники разрабатывают пилотную версию продукта (Minimum Viable Product, MVP) и готовятся к первым продажам. Это значит, что авторы идеи создают минимальную версию с базовыми функциями и характеристиками. Также формируют планы изначального запуска: определяют возможные каналы сбыта, рассчитывают показатели эффективности, продумывают взаимоотношения с вероятными партнерами и дистрибьюторами при поддержке экспертов акселератора. Задачи трудоемкие и творческие, но кто говорил, что будет легко. 

  2. Подготовка инвест-плана на демо-день. Это традиционный выпускной программы, на котором все участники, которые дошли до конца, показывают результаты и защищают проект перед инвестиционной комиссией. В своей презентации они рассказывают о прогрессе и объясняют, почему в их продукт стоит вложиться. Лучшие идеи претендуют на финансирование, а фаундеры — на реальный скачок их карьерного пути.

Ложка дегтя: с какими сложностями сталкиваются участники

Участники акселератора часто сталкиваются с рядом вызовов, которые сильно их закаляют или, что греха таить — демотивируют. Такие испытания необходимо пройти на начальном этапе, чтобы дальнейшее движение было максимально продуктивным. 

Дмитрий Т., автор концепции интеллектуального AI-сервиса для контроля за состоянием пожилых людей, победитель 2-го потока LANIT Product Manager:

«Начну с того, что я совсем по-другому представлял себе процесс акселератора. Я думал, что это будет очередной обучающий курс, где вам через несколько месяцев выдадут красивый сертификат. Но здесь все по-другому!»

Вот основные трудности, с которыми фаундеры сталкиваются на каждом потоке акселератора.

  1. Переход от идеи к продукту. Многим сложно переформулировать свою идею в конкретное ценностное предложение.

  2. Проведение проблемных интервью. Участники не всегда умеют задавать правильные вопросы, чтобы выявить реальные боли клиентов.

  3. Формирование команды. Фаундерам нужно собрать команду единомышленников, заразить их своей идеей, чтобы вместе бежать к результатам, что не всегда получается с первого раза.

Анна В., призер 2-го потока LANIT Product Manager:

«Основная трудность для меня во время акселератора заключалась в организации командной работы и привлечении людей в проект. Почти у всех уже была своя занятость, и мне нужно было их заинтересовать, не имея бюджета. Это научило меня прокачивать лидерские навыки: вдохновлять людей, собирать команду, грамотно распределять задачи и держать фокус».

  1. Отказ от «любимых» идей. Некоторые слишком привязываются к первоначальной концепции, даже если она не находит подтверждения у рынка.

  2. Фокусировка на разработке вместо продаж. Команды часто увлекаются совершенствованием продукта, забывая о коммерциализации.

  3. Трудности коммуникации с разными отделами. Продактам приходится учиться говорить на языке продавцов, маркетологов, разработчиков и топ‑менеджеров. Это — задачка со звездочкой.

  4. Совмещение с основной работой. Фаундеры вынуждены совмещать участие в акселераторе со своими основными профессиональными обязанностями. Это иногда бывает практически невозможно. Особенно, когда на работе все начинает «гореть».

Почему все же стоит напрягаться

Участие в акселераторе LANIT Product Manager стало для многих специалистов компании мощным стимулом для развития и реализации своих идей. Практически все выпускники сменили свою деятельность на продуктовую — стали продакт‑менеджерами, руководителями продуктовых команд или начали применять продуктовый подход.

Алексей П., пресейл‑инженер, участник 3-го потока LANIT Product Manager:

«​​Я активно применяю продуктовые навыки в своей работе. В первую очередь, при составлении коммерческого предложения — больше думаешь, какую реальную потребность ты закрываешь, какую ценность ты несешь и какие конкурентные преимущества ты можешь предложить. Я увереннее общаюсь с заказчиками, фокусируюсь на том, что необходимо им, а не на том, чего хочется нам».

В рамках акселератора участники взаимодействуют с кураторами в формате трекинга, который предполагает регулярные встречи для отслеживания прогресса по ключевым этапам развития проекта. Кураторы помогают определить цели на ближайший период, выявить возможные риски, найти пути их преодоления, а также оценить результаты проделанной работы. Такой подход позволяет фаундерам оставаться сфокусированными на достижении поставленных целей и оперативно корректировать свои действия.

Акселератор в ЛАНИТ создан для развития инноваций внутри организации. Он дает сотрудникам возможность тестировать идеи в безопасной среде, а компании — находить перспективные продукты. Организаторы сталкиваются с различными трудностями при запуске акселератора, однако результаты говорят сами за себя: выпускники создают решения, которые приносят прибыль и укрепляют позиции ЛАНИТ на рынке.

Александр Г., руководитель продукта Астер (система учета рабочего времени сотрудников), победитель 4-го потока LANIT Product Manager:

«Благодаря акселератору мы смогли наладить процесс лидогенерации. На сегодня у нас более 100 потенциальных покупателей решения. В этом году мы уже сформулировали реалистичный план продаж, в который верит руководство».

Еще одна важная ценность акселератора — участники «раскачивают» свои амбиции. Овладев навыками и инструментами продуктового подхода, поработав в режиме супервизии с наставниками-трекерами, выпускники программы становятся уверенными в себе, ставят перед собой более значительные цели и быстрее их достигают. 

Анна В., призер 2-го потока LANIT Product Manager:

«Я научилась по-другому смотреть на бизнес, продавать не просто продукт, а ценность — как свою экспертную, так и продукта. Научилась работать быстро. И, пожалуй, главный навык — я сохранила у себя в голове голос трекера, который постоянно спрашивает: «А можно лучше? А если ещё лучше?» Это мышление «на вырост» мне до сих пор помогает двигаться дальше».

Что дальше

Центр инноваций ЛАНИТ переосмысливает подход, представляя новый «нулевой» этап акселератора — специальный подготовительный курс. Мы поняли, что основные барьеры у фаундеров связаны не столько с их компетентностью, сколько с тем, что продакт – это интегрирующая функция. Как уже отмечалось, чтобы достигать своих целей, ему нужно участие людей, которые не находятся в его прямом подчинении. Он общается с сейлами, маркетологами, разработчиками, руководителями, которые выделяют инвестиции, и должен уметь коммуницировать на их языке.

Именно на разрешение этого барьера направлена основная концепция курса, который ориентирован на применение реальных кейсов. В рамках такого преакселератора участники будут выполнять практические задания, как на сквозном вымышленном кейсе, так и на основе своей собственной идеи или продукта. Это станет своеобразным трамплином к прыжку в более глубокие воды — дальнейшему участию в основной программе с более сложными и масштабными задачами.

PS
Есть ли в вашей компании корпоративный акселератор? Расскажите об этом в комментариях. 

Комментарии (0)