Привет, меня зовут Вика, я старший тестировщик в ЮMoney. В компании я уже более семи лет, а два года назад начала отвечать за QA-форумы в нашем отделе. Рассказываю, что это такое, как организовывать такие мероприятия, почему я этим занимаюсь и что это даёт моим коллегам.

Что такое QA-форум
На QA-форуме каждый тестировщик ЮMoney может рассказать о своей команде и поделиться лучшими практиками, узнать что-то новое о технологиях, применяемых в отделе, а также о планах по развитию и улучшению внутренних инструментов для тестирования.
У нас в компании есть и общие собрания. Каждую неделю сотрудники ЮMoney собираются и слушают, как коллеги делятся итогами недели по своему направлению, новостями рынка, планами, запусками и так далее. Внутренние QA-форумы родились из этой концепции, но у них более узкая направленность: тут обсуждают тестирование, специфику работы команд и всё, что касается QA. Иногда на встречи приходят приглашённые из других отделов коллеги, которые рассказывают о смежных с тестированием темах, например про тестовые стенды, технологии в разработке или управление ИТ-командами. Ещё у нас в компании есть IT-собрания, посвящённые более широкому кругу технических вопросов.
Подробнее о том, как появились QA-форумы
Несколько лет назад в отделе тестирования работали преимущественно ручные тестировщики, но мы двигались в сторону автоматизации и термина «фулстек-тестировщик». Появилась возможность регулярно делиться новыми знаниями по автоматизации с коллегами — этим занималась выделенная платформенная команда. На внутренних техтолках ребята рассказывали про основы написания кода и автоматизации, собирали общие ошибки на код-ревью и вопросы про то, как что-то описать.
Когда все немного прокачались в автоматизации, мы подумали: почему бы нам не сделать так же и в остальных аспектах тестирования? Рассказывать об успехах, факапах и о том, как решаем сложные задачи. Так появился формат обмена знаниями по различным направлениям тестирования. Но эти встречи всё ещё оставались стихийными и нерегулярными: если находили энтузиаста, который хотел выступить, то проводили техтолк, не находили — могло и полгода пройти без выступлений.
Нам хотелось увеличить регулярность, потому что формат действительно полезный. Для этого нужен был организатор, который взял бы на себя поиск тем, спикеров, согласование дат, бронирование переговорок, запись выступлений и их публикацию на внутренних ресурсах. Позднее нашли такого сотрудника внутри отдела.
Как я организовываю QA-форумы
До пандемии мы проводили QA-форумы в офлайн-формате раз в спринт (длится две недели). Во время изоляции встреч стало меньше, потому что фокус сместился на то, чтобы научить команды работать удалённо. Когда пандемия завершилась, тем для докладов накопилось много. Все соскучились по выступлениям, и к офлайн-формату мы добавили возможность участвовать онлайн.
Сегодня у нас нет определённого графика: мы проводим QA-форумы, когда есть такая потребность. Ко мне в личку как к организатору приходят коллеги со своими идеями и темами. Ещё мы собираем пожелания: ребята записывают в специальную таблицу, о чём хотели бы послушать, и обычно всегда находятся сотрудники, которым есть что рассказать.
Как обычно выглядит весь процесс:
Ко мне приходит коллега со своей идеей для доклада.
Обговариваем дату, когда ему было бы удобно выступить.
Если коллега хочет выступить офлайн, мы бронируем переговорку в офисе и я создаю встречу на отдел.
Также я могу посмотреть презентацию спикера или помочь ему с организацией структуры выступления, если это необходимо.
За несколько дней до выступления пишу анонс. Иногда делаю тематические мемы, чтобы разбавить его чем-то нестандартным.
В день выступления напоминаю всем коллегам время и место встречи (название переговорки и ссылку на онлайн-трансляцию).
Когда все в сборе, произношу вступительное слово, включаю запись, в процессе слежу за чатом и вопросами.
Когда выступление закончилось, говорю финальные слова. Записи, полезные ссылки и презентации обязательно сохраняю в архив для коллег, которые пропустили встречу или захотят пересмотреть её в будущем.
Что мне нравится в организации QA-форумов больше всего
Когда ко мне приходят люди с идеями и я чувствую, что могу помочь им с реализацией.
Писать анонсы к выступлениям коллег. Такие, чтобы всем было приятно их читать и чтобы тема цепляла ещё до начала встречи.
Собирать полный архив встреч, чтобы в будущем коллегам было легко найти нужную информацию.
Но не всегда всё гладко — сложности тоже бывают
Иногда приходится переносить выступления, менять анонсы в календаре, срочно бронировать другую переговорку.
Во время выступлений могут возникать технические неполадки, что-то может случиться со звуком или трансляцией. Поэтому важно держать руку на пульсе и уметь вовремя отреагировать.
Если спикеров больше одного, важно следить за таймингом, чтобы все успели рассказать, что планируют.
Как мотивировать спикера выступить с докладом
Я спросила коллег, что мотивирует их выступать. Вот что они ответили:
Хотят развивать коллег, делиться знаниями.
Формат «в кругу своих» помогает бороться с боязнью публичных выступлений: аудитория лояльная, все друг друга знают и поддерживают.
Можно прокачать «софты», а это всегда полезно для карьеры.
Ачивки (специальные символические награды для сотрудников за достижения) тоже получать приятно.
Что мне даёт организация QA-форумов
Я прокачиваю навыки организатора и многозадачность, ведь всё это совмещаю с основными рабочими задачами в команде.
Учусь грамотному тайм-менеджменту. Когда совмещаешь разные активности, важно уметь эффективно управлять временем и расставлять приоритеты.
Развиваю навык управления информацией. После встреч все полезные данные я уношу в архивную папку, где есть удобная навигация и ссылки.
Развиваю коммуникационные навыки: иногда приходится довольно много общаться с разными людьми.
Что QA-форумы дают моему отделу
Мы знакомимся с командами коллег, вместе углубляемся в специфику работы b2b, b2c и других направлений.
Обмениваемся не только позитивным опытом, но и кейсами, которые позволяют расти.
Тестируем в кругу коллег темы, с которыми в дальнейшем кто-то выступает на внешних мероприятиях — митапах или конференциях.
Прокачиваем навыки коммуникации, самоорганизации и презентации.
Итоги проведения QA-форумов в ЮMoney
За 5,5 лет мы провели 69 встреч про тестирование.
На них выступили более 45 сотрудников.
Самые активные месяцы по выступлениям – октябрь и декабрь: сотрудники выступают еженедельно.

Советую проводить подобные мероприятия всем, у кого в отделе много разных команд и направлений. Делиться опытом всегда полезно, а ещё можно узнать больше интересного о коллегах.
Пишите в комментариях, есть ли у вас внутренние командные встречи. Как часто вы их проводите и что можете посоветовать? Если остались вопросы, задавайте, с удовольствием ответим. ?