Первоклассника сажаем за Python, а домохозяйка радостно осваивает Blender? Конечно, почему бы нет. Но никто не сможет с уверенностью сказать — будут ли те или иные знания востребованы в будущем. А есть ли навык, который если не обеспечит зарплату $100К/нс, то хотя бы поможет в любой сфере (хоть технической, хоть гуманитарной). Мне кажется, я это понял.

TL;DR: самое важное — хотеть докапываться до сути.

Как устроена эта собака?
Как устроена эта собака?

Ну, вступление получилось вполне кликбейтное, хоть рекламу ТГ-канала ставь. Но вопрос, поставленный в заголовке, меня мучает с тех пор, как я стал свидетелем метания нескольких знакомых родителей. А вопрос извечный: «куда отдать учиться деточку?». Истерию (в хорошем смысле) родителей легко понять: кто же не хочет счастья, любимой работы и много денег для ребенка. Но ответить на этот вопрос ой как непросто.

В начале 90-х большинство людей посоветовало бы стезю бухгалтера. Пять лет спустя — банковское образование. Вечные профессии вроде стоматолога я не беру — к ним есть интерес всегда, но это, скорее, нишевая история. В последние годы советуют идти в IT, хотя сейчас уже звучат осторожные голоса о перепроизводстве кадров в этой области.

Но я не об этом. Давайте примем как аксиому, что нельзя предсказать, какие профессии будут в топе через 10 лет. Понятно, что наиболее живучей будет сфера «человек-человек», но какой родитель захочет, чтобы его ребенок работал, скажем, массажистом или нянечкой (я ни в коем случае не умаляю важности такого труда, лишь сетую на то, что его престижность нынче невелика). Так вот, предсказать мы не можем, угадывать — дело неблагодарное. Остается утвердиться в мысли, что учиться нужно постоянно. Метафору про «бежать, чтобы оставаться на месте» все слышали? Поэтому вышеупомянутой деточке нужно вложить в голову простую истину: отучиться в школе/колледже/вузе и потом с полученным импульсом работать по специальности за много денег не получится. Будет либо тяжело (нудная работа, выгорание, конкуренция в коллективе), либо мелкий прайс, либо и то, и другое. Постоянно впитывать в себя новые знания (хоть по своему профилю, хоть по смежным) — это насущная необходимость.

И вот мы подходим к выводу, к которому я пришел (вы не поверите) находясь на отдыхе в Турции. Историю убираю под спойлер не потому, что она 18+, а чтобы нелюбители лирических отступлений не обиделись… Но предупреждаю, в этой истории — главный смысл поста :).

История

Два корпуса отеля, в котором я проживал, были соединены мостом, проходящим над улицей.

Примерно так

И за автоматическими дверями в тамбуре одного из корпусов (куда я входил с моста), постоянно стояла табличка «Осторожно, мокрый пол». Увидел я ее раз, не придал значения. Увидел второй, удивился. Потом понял, что она там стоит всегда и на этом месте всегда лужа.

Начал думать. На потолке подтеков нет, значит капает не оттуда. Кранов и вообще каких-то источников воды рядом нет. Трещин в полу нет, да и откуда грунтовые воды на втором этаже. Короче, сломал всю голову. И вот в очередной раз подхожу я к этому месту и издалека слышу разговор двух людей:

- %$я, ну откуда тут постоянно вода?

- С потолка вроде не капает… ни фига не понятно...

Подхожу и вижу двух граждан, который так же, как и я, изучают феномен. Мы с ними как родные поговорили, обсудили такие фантастические гипотезы, как встреча жаркого и влажного уличного воздуха с холодным и сухим = выпадение конденсата. И один из них мне поведал, что всю неделю, пока тут находится, ломает голову. До сути проблемы мы не докопались, но не в этом главное. Этот человек не прошел мимо, как сотня других людей. Он заинтересовался. Он захотел разобраться!

И вывод, который долго зрел в моей голове, наконец оформился. Учиться — это вторично (хотя, без сомнения, нужно). А главное - растить в детях (ну и в себе тоже) любовь к исследованию. Пусть вопрос, который захотелось изучить, не планетарного масштаба и решился он за пять минут. Главное — хотеть разобраться в природе вещей (ну или в том, почему не до конца срабатывает кнопка на сливном бачке унитаза).

Долго искал подходящее определение, нашел. Пытливость ума. Вот что в первую голову надо тренировать в детях - желание дойти до самой сути (с). Ребенок хочет программировать — прекрасно, но только в том случае, если не просто научится ставить операторы в нужном порядке, но и будет строить в голове алгоритм. Ребенок хочет готовить еду? Еще лучше, но не по видео с готовыми рецептами, а с «копанием» (пусть разберется почему, например, нельзя в чай с молоком класть лимон). Примеры звучат наивно, но, думаю, суть вы уловили.

Ну и последнее, про 100500 денег. Любовь к исследованию, погружению в вопрос — универсальная и всепроникающая. Это буст абсолютно к любой профессии (хоть уже упомянутого массажиста, хоть лесника, хоть финансового директора). И «прокачивать» пытливость ума можно в любом возрасте. Главное, чтобы это не прочухали инфоцыгане и не начали предлагать нам соответствующие курсы...

Добавлю в постскриптум немного душноты

На фоне вышесказанного меня огорчает распространенный нынче тренд "не буду чинить, куплю новое". Ему, к слову, следуют люди самых разных поколений.

Бесит тут многое: и умножение количества мусора, и лишние траты, и поощрение шопоголизма. Но главное (ИМХО) - это лишение себя удовольствия заглянуть внутрь вещи, поняв, как она работает. Пусть не получится починить. Пусть пунктом назначения станет все та же помойка. Но лишить себя удовольствия разобрать вещь по винтикам и огрокать ее в полноте (с) - вот не понимаю, как так можно...

Комментарии (23)


  1. Yuriy_75
    09.09.2025 12:28

    Хорошо сказано, да только как это сделать?

    "вложить в голову простую истину" - обычно для детей так не работает. Потому что какие-то там возможные проблемы на работе - это будет когда-то потом. А у ребенка своего горизонта планирования еще нет.

    Остается, видимо, только своим примером.


    1. Markscheider Автор
      09.09.2025 12:28

      "вложить в голову простую истину" - обычно для детей так не работает

      С детьми как раз проще. Не занудным голосом поучать, а спросить: "как думаешь, почему это вот крутится, а это - мигает"? Дети более любопытны от природы.

      Остается, видимо, только своим примером

      А это прям альфа и омега. Если ребенок видит, какие родители дотошные, он это воспринимает как норму жизни


    1. vlzh92
      09.09.2025 12:28

      Попытаюсь ответить. У любых событий и состояний есть причины - аксиома нашего мира. Причин в недетерменированных системах как минимум две, т.е. житейские ситуации случаются по многим причинам. И так нужно учить детей искать причины событий и убирать страхи быть при этом глупыми, потому что когда ищешь, то чего не знаешь, то находишь и ложные причины и нелепые и пр. Как это делать? Задавать ребёнку вопросы в стиле, как думаешь, почему герой мультика так поступил. Как еще можно было бы решить домашку (не всегда уместно)? Почему тела падают на землю?

      И примерно такой же вопрос про будущее. Как думаешь что будет дальше? Давай перечислим все исходы от хороших до плохих. И т.д.

      Как раз это и будет развивать поисковую и аналитическую активность. И будет приучать их мыслить именно в этом ключе.


  1. Tyuli
    09.09.2025 12:28

    Если убрать "%$я" можно убрать 18+.
    А по теме, есть люди, которые бы еще пошли и у персонала спросили. И уточнили, когда это безобразие прекратится. Жалобу еще бы оформили письменную и устную. Или вообще, сами вытерли эту лужу. Такие люди способны действительно поменять ситуацию.
    А есть те, кто делает вид, что им не все равно, а по сути не знают, чем себя занять и просто перетирают из пустого в порожнее. Но это не ведет ни к чему. Поговорил и забыл.


    1. Markscheider Автор
      09.09.2025 12:28

      Гадание на профессиях.
      Пошли и у персонала спросили - PMы
      Жалобу оформили - Юристы
      Сами бы вытерли - Системные администраторы
      :)


      1. Femistoklov
        09.09.2025 12:28

        И уточнили, когда это безобразие прекратится.

        А вот это топ-менеджеры со связями. Они и будут получать много денег, а остальные могут хоть заисследоваться.


  1. fadeevag
    09.09.2025 12:28

    Так вода-то откуда?


    1. Markscheider Автор
      09.09.2025 12:28

      Отпуск был короткий, не разобрался :)


  1. 5h15h4k1n9
    09.09.2025 12:28

    Очень правильная мысль. Есть ещё одна, возможно печальная, мотивация докапываться до сути (больше наверное в около бытовых вещах): могут надурить и задавить псевдоопытом


  1. hephaestvs
    09.09.2025 12:28

    Огрокать в полноте...

    Хе-хе)


    1. Markscheider Автор
      09.09.2025 12:28

      Прастити за обилие цитат в посте. Не удержался


  1. Sollita
    09.09.2025 12:28

    Нужно просто развивать у ребёнка мышление. Потому что любознательны далеко не все дети. Пытливость ума - это качество человека с высоким уровнем интеллекта. А высокий уровень интеллекта процентов на 70 зависит от биологических факторов: генетики и здоровья. И если биологические факторы в порядке, то пытливость ума прокачивается в раннем детстве автоматически. Поэтому от родителей зависит немного.

    Любовь к исследованию, погружению в вопрос — универсальная и всепроникающая.

    Совершенно точно. И поэтому, если она есть, человек будет работать годами за копейки только потому, что ему интересно. А 100500 денег - это совсем другая история и совсем другие качества. ;)


  1. Vedomir
    09.09.2025 12:28

    То есть вместо отдыха неделю гадать и думать о какой-то случайной луже? Основной посыл неплохой, пример не самый удачный.


    1. Markscheider Автор
      09.09.2025 12:28

      Почему же вместо? Лучший отдых - это переключение деятельности. Вот если б я был сантехником тогда да, это был бы испорченный отпуск :).
      Вообще я не считаю, что отдых - это обязательно пустая голова. Если на основной работе мозг задействован, то после пару дней растительного образа жизни становится непривычно скучно. И ищешь себе мыслительные упражнения (если не взял с собой книжку)...


      1. Vedomir
        09.09.2025 12:28

        Люди все разные, но как мне кажется после сильной и продолжительной нагрузки вполне может потребоваться неделя-другая именно полного отключения головы.

        С другой стороны если силы на нагрузку остались, их явно можно потратить на что-то более интересное и полезное чем рандомная лужа - пет-проект, статья на Хабре или ином сайте, обучение или творчество в иной сфере.


  1. DJP
    09.09.2025 12:28

    "благими намерениями ..."
    Да, действительно так бы вроде и надо, но увы, в истории мы видим, что почему-то всё никак не получается и даже в теории выходит "Утопия". :) Процесс идет, но очень медленно.
    Почему же? Ну, в этом вы, имея пытливый ум (точнее разум, именно он ищет ответы на вопрос "почему?", ум это социУм, он ищет ответы "через кого?" (инстинкт/интеллект - "как?", со-знание - "зачем (я)?")) уверен, подробно разберетесь сами, проф. С.В. Савельев вам в помощь. :)
    А если кратко - мозг у всех разный, как и ресурсы и обстоятельства. И те его отделы ("таланты", их "аппаратное" обеспечение), что способствует постоянному обучению, не у всех могут быть развиты.
    И собственно это нормально, и так и должно быть, потому что и мир разный и непредсказуемый. И Природа, "подстраиваясь" под него и создавая свою гомеостатическую систему, "желает иметь" разнообразный "инструмент" для решения задач выживания (99%) и развития (менее 1%, к которой и принадлежит разум). Согласитесь, не надо, что бы прям сразу и каждый человек был бы непременно академиком. Очень уж такое "дорого" и в "производстве", и в "обучении", и по-жизни (ведь для выживания энергию надо экономить, а мозг и так кушает много, а уж пытливый ум вообще страшный обжора... да ещё додуматься может до всякого, и не обязательно доброго... причем думать-то он любит, а вот социум и работу не очень. В итоге "самообучаемых" маловато, да и так уж говоря не многим это качество приносит счастье: "во многое мудрости многое печали"... Но они есть и нужны (см. А.Азимов "Профессия").
    Так что к вашему предложению "учиться учиться" надо, как минимум, добавить и ещё раз учиться" (с). :)) ещё и практическую компоненту, а ещё лучше и социальную - что бы оставаться адекватным и не уходить в глубокие теории, "знать всё ни о чём"(с), "знаний ради знаний", а сочетать знания и с социальной пользой (в т.ч. и для себя) и с практикой т.к. "практика критерий истинности" .
    Ну а совсем хорошо разобраться - к чему у ребенка талант(ы) и двигать его обучение в эту сторону, уже подстраивая остальное под это направление.


    1. Markscheider Автор
      09.09.2025 12:28

      а совсем хорошо разобраться - к чему у ребенка талант(ы)

      Еще бы заглянуть в будущее и понять - будут ли профессии, кореллирующие с талантами, которые мы так старательно развиваем, востребованы и нормально оплачиваемы...


      1. DJP
        09.09.2025 12:28

        Ну так загляните и разберитесь. :)
        Это не так уж и сложно и не требует гаданий на века вперед, даже на десятилетия не надо.
        Профессионализация начинается всего лишь лет за пять до.
        Общий набор профессий коррелирует с нашими потребностями и их производными (есть кстати и каталог) + "мода" .
        А пики востребованности связаны с тенденциями социума и его научно-технического развития.
        Есть так же огромная историческая база, по которой можно примерно увидеть и таланты, и "длительности жизни" профессий.
        Да, есть сложности с финансовой оценкой и переходом от общего к частному, уж больно сильно отличаются люди и стартовыми условиями, и внутренними задатками, и обстоятельствами... и субъективностью определения "нормы оплаты"... но в целом можно что-то увидеть полезного.

        Но имелось ввиду несколько другое. Не про "натягивать" человека на предполагаемую в будущем выгодную профессию.
        А про то, что если в нём есть значимый талант и его найти и развить, то такой человек имеет больше шансов стать счастливым в любой своей профессии, делать то, что ему нравиться, что получается лучше других, найти единомышленников и партнёров... А высокая оплата.. да, это важно, но давайте вспомним, что с некоторого уровня удовлетворения базовых потребностей оплата профессии которая не нравиться, всё меньше мотивирует и влияет на счастье...


  1. LexD1
    09.09.2025 12:28

    Главное — хотеть разобраться в природе вещей

    В детстве разбирал как-то пылесос ("Урал", кажется). Потому что не работал. Когда собрал, осталась "лишняя" трубка. Судя по всему, трубка действительно была лишняя (да-да, ага, конечно), ибо пылесос заработал. Разумеется, я так и не понял "природу" пылесоса. Но было интересно. С возрастом это проходит.


  1. mocmep
    09.09.2025 12:28

    В РФ добыча сырья и охрана власти, контроллирующая эту добычу, всегда востребованы.


  1. Proscrito
    09.09.2025 12:28

    Какая бы профессия ни стала престижной через десять, или двадцать лет, не это определяет успешность ребенка. Первое и основное чему нужно учить детей - это финансовой грамотности. От планирования расходов до инвестиций. Никакая профессия не сделает успешным и богатым сама по себе. А финансовая грамотность и дисциплина, культивируемые с первого класса школы и инвестиционный портфель, собираемый с 12 лет - кратно повысят шансы при любой профессии. Навыки зарабатывать деньги, сохранять и приумножать капитал, абсолютно необходимы каждому в мире, которым правят деньги.

    Про пытливость ума сложно не согласиться. К сожалению в основном образование лишь подавляет ее. По большей части. Правильный подход к познанию, основы гносеологии и желание свои знания расширять - всенепременно нужно закладывать детям, это пригодится в любой сфере, не только в профессиональной. Возможно и не столько в профессиональной. Но для успешности и финансовой независимости это слишком общая рекомендация. Это конкретное направление, требующее конкретных знаний. И конкретных навыков. Которые абсолютно известны уже сейчас.


  1. Pshir
    09.09.2025 12:28

    Долго искал подходящее определение, нашел. Пытливость ума. Вот что в первую голову надо тренировать в детях - желание дойти до самой сути (с).

    Главное - не перестараться. А то ребёнок попадёт в науку и гарантированно получит нудную работу (вторую, чтобы было, на что жить), выгорание (потому что минимум две работы обеспечено) и мелкий прайс.


    1. Markscheider Автор
      09.09.2025 12:28

      А тут уже надо качать фининсовую грамотность и софт-скиллы, как предложили в предыдущем комментарии