Города будущего появляются на пересечении экологии, технологий и гуманистического дизайна. Одни из них уже заселены, другие существуют в виде чертежей или строящихся объектов, но все они бросают вызов традиционным представлениям о городской жизни. Рассмотрим некоторые из них.
Мировые проекты
Woven City (Япония)
На склонах горы Фудзи разворачивается амбициозный технологический проект — Woven City, или «Сплетенный город». На выставке CES 2025 глава Toyota Акио Тойода представил отчет о завершении первого этапа строительства.
Проект реализуется на территории бывшего завода Toyota Higashi-Fuji, разрушенного землетрясением 2011 года. Вместо восстановления производства здесь создают лабораторию будущего, где Toyota тестирует инновации в урбанистике, транспорте и экологии.

Дома здесь построены из местной древесины — кедра и кипариса. В них встроены датчики, которые следят за энергопотреблением, температурой и качеством воздуха.
Улицы разделены на три типа: для пешеходов (с мягким моховым покрытием, поглощающим шум), для велосипедистов и для автономных роботов-курьеров.

Город питается от солнечных панелей (они дают половину энергии) и водородных топливных элементов Toyota Mirai, работающих на геотермальных источниках.
Один из партнеров проекта — Nissin Food Products, создатель лапши быстрого приготовления. В Woven City откроют кафе с «оптимизированным питанием» — блюдами, подобранными под возраст, пол и образ жизни человека. Nissin будет исследовать, как такая еда влияет на здоровье и поведение людей.

Город уже получил платиновый сертификат LEED за экологичность. Здесь испытывают все — от летающих такси (совместно с Joby Aviation) до роботов, помогающих пожилым.
Осенью 2025 года начнется заселение. В Woven City переедут около 2000 человек: сотрудники Toyota с семьями, пенсионеры, ученые, предприниматели и даже их питомцы. Полномасштабное функционирование города запланировано на 2030 год.

Тенга (Сингапур)
Сингапур строит район Тенга с минимальным автомобильным движением. Машины перемещаются по подземным тоннелям глубиной 15 метров с ИИ-управлением, освобождая 95% поверхности для пешеходов и велосипедистов. Дороги покрыты специальным материалом CoolSeal, который снижает температуру на 3-5°C.

В квартирах система EcoWise автоматически регулирует свет, а кондиционеры ночью переходят на энергосберегающий режим, экономя до 20% электричества. 30% энергии дают солнечные панели, а 90% территории занимают парки и вертикальные сады.
В Тенге внедрили первую в Сингапуре централизованную систему охлаждения (CCS). Вместо отдельных кондиционеров работает единая сеть: чиллеры охлаждают воду до +5 °C и подают ее в квартиры по изолированным трубам. Внутренние блоки Daikin используют эту воду, а затем возвращают ее обратно нагретой до +12–15 °C.
Еще одна гордость Тенги — зеленый коридор шириной 100 метров и длиной 5 км. Сейчас построено 3 км, а завершить планируют к 2027 году. Он соединит два водосборных бассейна и создаст лесную экосистему с пешеходными тропами. К 2030 году каждый дом будет в 10 минутах ходьбы от парка.

Жители могут выращивать и продавать овощи и фрукты на «общественных фермерских дорожках». Это 2000 квадратных метров садов прямо в жилых кварталах. Власти хотят возродить дух традиционных деревень («кампунгов»).

В Тенге запустили интеллектуальную пневматическую систему для транспортировки отходов (PWCS). Система автоматизирует сбор мусора с помощью высокоскоростного потока воздуха, который перемещает отходы в централизованный контейнерный центр.


Чтобы решить проблему с изнуряющей жарой при проектировании города используют систему Urban Microclimate Multi-Physics Integrated Simulation (UM-MIST). Программа с помощью 3D-моделей имитирует, как ландшафт поглощает тепло. Найденные «горячие точки» озеленяют, чтобы сделать район прохладнее и ветренее.
В 2026 году откроют новую ветку метро, которая соединит Тенгу с другими районами Сингапура. К 2030 году здесь планируют разместить 42 тысячи жителей. Уже продано 10 тысяч квартир по $8000 за м², но не все идеально. Например, жители жалуются на избыточный контроль: датчики выключают свет в ванной через 5 минут, даже если человек еще в душе.

Тяньцзинь Эко-Сити (совместный проект Китая и Сингапура)
Город расположен в 40 км от центра Тяньцзиня, в Биньхайском новом районе. Когда-то здесь были солончаки, бесплодные земли и загрязненные водоемы. Сегодня по улицам ездят беспилотные автобусы Baidu Apollo, работают умные системы сбора дождевой воды, а энергетика практически не оставляет углеродного следа.
90% дождевой воды не пропадает зря — ее собирают в подземные резервуары и используют для полива парков. Пластик под запретом. За его использование штрафуют, а за сортировку мусора дают скидки на коммунальные платежи.

Энергию дают гигантские 120-метровые ветряки и солнечные панели (покрывают 40% потребностей). Остальное производит ТЭЦ, работающая на биотопливе из водорослей.

В городе строгие экоправила и почти полное отсутствие привычных развлечений.
вместо шумных торговых центров — тихие парки с озерами и велодорожками;
культурная жизнь сосредоточена вокруг лекториев об устойчивом развитии и экологических выставок.
инфраструктура заточена под комфорт без вреда природе: везде станции зарядки для электромобилей, а общественный транспорт работает на чистой энергии.
Эко-Сити рассчитан на 350 000 жителей. Пока город больше похож на огромный научный кампус, чем на мегаполис. Но, возможно, именно так будут выглядеть города будущего.

The Line (Саудовская Аравия)
Это не просто мегаполис, а две гигантские параллельные стены высотой 500 метров, растянувшиеся на 170 км через пустыню. Внутри — жилые кварталы, школы и парки, а между зеркальными фасадами — свободное пространство. Проект рассчитан на 9 млн жителей, но занимает всего 34 км² — в 20 раз меньше Уфы.


Город разделят на 135 кварталов по 800 метров каждый. До магазинов можно будет дойти за пять минут, до парков — за две. Здесь не будет центра — все районы равнозначны.
В городе появится новая транспортная система, которая будет работать на подземном уровне с названием The Spine («Хребет»). Планируется, что поездки от одного конца города до другого будут занимать всего 20 минут. Это означает, что составы смогут двигаться со скоростью более 500 километров в час без учета остановок.
Также город оборудуют вертикальными фермами, где будут выращивать фрукты и овощи.

Несмотря на привлечение 60 тыс. рабочих и $500 млрд инвестиций, к 2023 году построено лишь 2,4% города. Скептики называют проект PR-ходом, маскирующим зависимость экономики от нефти.

Российские города будущего
В России тоже есть проекты, которые можно назвать городами будущего. Вот несколько примеров.
Город-парк «СберСити»
В Рублёво-Архангельском, одном из самых экологически чистых мест на западе Москвы, строится город-парк «СберСити». Проект площадью 461 га рассчитан на 65 тыс. жителей и более 70 тыс. рабочих мест. Первые объекты уже ввели в эксплуатацию в 2024 году, а полное завершение проекта намечено на 2032 год.
Главная идея — создание самодостаточного района с развитой инфраструктурой, где жители смогут работать, отдыхать и получать все необходимые услуги в шаговой доступности.

Территория окружена лесами и парками, с трех сторон омывается Москвой-рекой, а рядом расположены усадьба «Архангельское» и заповедник Лохин остров. 30% территории отведено под парки и скверы, где высадят 10 тысяч деревьев. Для снижения теплового эффекта дорожные покрытия и крыши зданий делают светоотражающими, а фасады частично озеленяют.
«СберСити» — первый в России smart-город. Здесь внедряют:
Централизованное энергоснабжение с использованием AI-управления. Энергоцентры, расположенные на крышах зданий, зимой подают тепло, а летом — холод. Система автоматически регулирует нагрузку, сокращая расход ресурсов.
Вакуумный сбор мусора: отходы по подземным трубопроводам поступают на перерабатывающие станции, минуя контейнеры во дворах.

Фотоэлектрические модули на фасадах и крышах зданий преобразуют солнечную энергию, снижая углеродный след.
Умные квартиры с предустановленной системой управления климатом, освещением и безопасностью. Жители могут настраивать сценарии через голосовые команды или приложение.

Проект соответствует международным экологическим нормам (LEED и BREEAM). Здесь применяют BIM-моделирование — цифровые двойники зданий, которые помогают оптимизировать строительство и эксплуатацию.

Иннополис (Татарстан)
Иннополис — первый в России город, созданный специально для развития ИТ-технологий, науки и цифровой экономики. Официальное открытие состоялось в 2015 году. 84% горожан оценивают свой уровень удовлетворенности жизнью здесь как высокий. Это один из лучших показателей среди малых городов России.
Иннополис создавался по проекту сингапурских архитекторов как «умный город» с современной инфраструктурой. Здесь работают беспилотные такси, роботы-курьеры доставляют еду, а доступ в жилые и офисные здания контролируют биометрические системы. Цифровой двойник города помогает в реальном времени оптимизировать городские процессы.
Университет Иннополис, партнер Huawei, Сбербанка и «Газпромнефти», готовит специалистов в области искусственного интеллекта, робототехники и кибербезопасности.

В технопарке работают 140 компаний, среди которых резиденты ОЭЗ «Иннополис». Здесь есть жилые кварталы с «умными» домами, спортивный комплекс с бассейном и фитнес-центр.
Несмотря на амбициозные планы, численность населения растет медленно — сейчас почти 8000 жителей. Причины — относительная удаленность от Казани и достаточно высокая стоимость жилья. Тем не менее город продолжает развиваться, предлагая ИТ-компаниям налоговые льготы, а специалистам — высокую зарплату и современные условия для жизни и работы.


Спутник Владивостока (DNS Сити)
В Надеждинском районе Приморья строят «DNS Сити» — современный город-спутник на 80 тысяч жителей. Проект компании DNS Group рассчитан на 10-15 лет.
Город находится в 20 минутах езды от Владивостока на площади 125 гектаров. В инфраструктуру войдут 5G-связь, «умные» мусорные контейнеры и монорельс, связывающий город с островом Русский.
В конце 2024 года завершили строительство первого дома на 272 квартиры. Сейчас возводят еще пять зданий. Планируется построить две школы, каждая на 1100 мест, и два детских сада, каждый на 650 мест.
Единый ситуационный центр контролирует безопасность в городе, а мобильное приложение «DNS Комфорт» позволяет жителям управлять домофонами, шлагбаумами и считывать показания счетчиков. Сервис динамического ценообразования анализирует спрос на жилье, а Единый клиентский центр помогает решать бытовые вопросы.
В планах – создание набережной с яхтенной мариной и «Цифровым маяком».

Пока только мечты
Японская компания Shimizu Corporation мечтает о подводных городах. Их проект Ocean Spiral — гигантские сферы на глубине 4 км, где смогут жить 5 тысяч человек. Энергию планируют добывать из разницы температур воды, а еду — выращивать в аквафермах. Пока это лишь 3D-модели, но авторы уверены: к 2035 году первая сфера будет готова. Однако остается много вопросов: как защититься от давления воды? Что делать, если сломается система жизнеобеспечения?

Американский миллиардер Марк Лор хочет построить в пустыне Техаса город Telosa — «общество равных возможностей». По его замыслу, жители будут управлять городом через прозрачную блокчейн-платформу, а на крышах небоскребов разместятся фермы и сады. Но пока Telosa существует только в виде рендеров. Критики считают, что это попытка создать «страну мечты» для богатых энтузиастов.

Россия тоже пыталась удивить мир. Проект «Умка» — арктический город под куполом с плавучей АЭС — обещал комфортную жизнь при -50 °C. Но пока он заморожен.

Что мешает городам будущего?
Даже самые смелые проекты сталкиваются с препятствиями. Во-первых, технологи — многих еще даже не существует. Во-вторых, деньги. Строительство требует миллионов долларов, а инвесторы не спешат вкладываться в рискованные идеи. В-третьих, люди. Жители не всегда готовы менять привычки: кому-то не нравятся датчики движения в туалетах, другие боятся жить в зеркальных башнях посреди пустыни.
CitizenOfDreams
Почти во всех этих "городах будущего" почему-то пытаются избавиться от автомобилей. (Ну, кроме DNS-сити с традиционной российской пропорцией "1000 квартир, 100 парковочных мест, 10 шлагбаумов".) А для комфортной жизни избавляться надо от людей, по крайней мере в пределах прямой видимости и слышимости.