
Посвятив свой досуг электровакуумным экспериментам, здесь, как и в любом деле, кроме изучения спецлитературы, полезно и оглядываться по сторонам — «изучение аналогов», да. Особенно работ выдающихся коллег-любителей. Примечательных мастерством и любовью к своему делу, или даже использованием минималистического оснащения, как, например, г-н Минье в 1920-х годах [1]. Нынешний наш герой — Клод Пайяр (Claude Paillard). Радиолюбитель (F2FO) с середины прошлого столетия, энтузиаст и реконструктор старого радио, долгое время работавший редактором в радиолюбительском журнале Radio-REF. Вершиной его работ явилось воссоздание кустарного варианта производства раннего французского вакуумного триода ТМ [2], которое он осуществил в 2006 году к столетию начала серийного выпуска этой лампы. Посмотрим же, как в этом смысле вооружён, что делает и каков результат у Клода — Самодельщика Божьей Милостью.

1. Несколько общих слов
Зачем? В обществе потребления, это обычный вопрос к разного рода чудакам, в том числе и подвизающимся в областях технических. Обычный набор хороших ответов — этакий протест и желание вырваться из навязанной системы неестественных ценностей, ощущение радости созидания, ностальгия. Сам Клод признаётся — главным его побудителем оказалась ностальгия и эстетика радиоламп, интерес к которым всё ещё существует, вопреки всякой логике.
Электровакуумное производство — довольно сложное и многостороннее дело, будь это заводская полуавтоматическая линия или даже лабораторное изготовление единичных образцов. Здесь это подбор и тщательная подготовка специальных материалов, работа со стеклом, специальные печи и пламенный нагрев, химия и вакуумное оборудование. Не имея готового рецепта и не являясь сугубым производственником, но пытливым и настойчивым любителем, некоторым из этих областей Клод посвятил немало времени просто из любопытства и для наработки навыков. Тем не менее главной своей целью он имел получение практического простого триода для применения в своих любительских радиоустановках.
2. Прототип — что же такое этот ваш (наш) ТМ?
![Фото 2.1. Исторический французский прямонакальный, с вольфрамовой нитью, триод ТМ 1920-х годов, выпускающийся на разных фабриках [2] под торговыми марками Fotos и Metal. В исполнениях есть мелкие отличия. Шарообразная или грушевидная колба не техническая необходимость, но наследство от производства осветительных ламп, на базе которых и было развёрнуто изготовление триодов в военные (Первая мировая война) годы. Горизонтальное положение электродной системы — изюминка лампы. Благодаря лаконичной конструкции и коротким выводам достигалась хорошая, так нужная военным, вибростойкость и дешевизна прибора Фото 2.1. Исторический французский прямонакальный, с вольфрамовой нитью, триод ТМ 1920-х годов, выпускающийся на разных фабриках [2] под торговыми марками Fotos и Metal. В исполнениях есть мелкие отличия. Шарообразная или грушевидная колба не техническая необходимость, но наследство от производства осветительных ламп, на базе которых и было развёрнуто изготовление триодов в военные (Первая мировая война) годы. Горизонтальное положение электродной системы — изюминка лампы. Благодаря лаконичной конструкции и коротким выводам достигалась хорошая, так нужная военным, вибростойкость и дешевизна прибора](https://habrastorage.org/r/w780/getpro/habr/upload_files/ba5/c46/da1/ba5c46da1607d1010f478089816cdffb.jpg)
Триод ТМ был первой массовой «жёсткой» (высоковакуумной) лампой — до него в радиосвязи использовали приёмно-усилительные лампы газонаполненные — дорогие, ненадёжные и капризные, хотя и обладающие бо́льшим усилением. Конструкция ТМ оказалась весьма удачной для своего времени и дала начало целым семействам разнообразных ламп во Франции и других странах.
2.1. Технические характеристики [2]:
Анод — цилиндр Ø 10 мм, длиной 15 мм, из листового никеля 0,15 мм.
Накал — вольфрам 0,051…0,059 мм, длиной 21…23 мм, для тока 0,7 А при напряжении 4 В.

Предельно допустимые электрические характеристики: при напряжении анода 160 В и -2 В на сетке, ток анода составляет 3…6 мА, ток сетки не более 1 мкА.
Обычные рабочие характеристики в приёмно-усилительном применении: напряжение анода 40 В, напряжение сетки 0 В, ток анода 2 мА, крутизна характеристики 0,4 мА/В, внутреннее сопротивление 25 кОм, коэффициент усиления 10.
Диаметр колбы Fotos ТМ — 55 мм, высота без штырьков цоколя — 88 мм. Стекло — платиновой группы [3]. Срок службы ламп — не дольше 100 часов.
2.2. Вариант ТМ от Клода Пайяра

3. Основное оборудование и процессы мастерской Клода
Наши изыскания здесь — анализ и трактовка некоторых доступных текстовых материалов, а более всего — хорошо известного видео [4,5].
Не считая многочисленных мелочей, в мелкосерийном или лабораторном изготовлении электровакуумных приборов есть ряд типичного, более или менее крупного (сложного/дорогого) оборудования, могущего тем не менее радикально, отличаться вариантами и реализацией.
3.1. Резка стекла [6]
Первичный навык в стеклодувном деле. Для применяемого Клодом стекла платинового, с его высоким температурным коэффициентом расширения (ТКР), резка (раскалывание) термоударом отлично работает и здорово облегчает дело.







3.2. Огневое оснащение
Также сильно зависит от применяемого стекла и стиля работы. Клод сосредоточился на единственной модели приёмно-усилительной радиолампы, посвятив ей целый ряд самодельных приспособлений и оснастки. Такая работа отличается от обычных манипуляций «настольного» стеклодува и ближе к работе на горизонтально (вертикально) — заварочном станке. Огневое оснащение здесь — несколько ручных горелок. Применяемое стекло — как и в историческом оригинале — всё тоже дешёвое, платиновой группы, имеющее ровно четыре достоинства: невысокую стоимость, легкоплавкость, из-за высокого ТКР его легко резать термоударом, очень просто делать в это стекло и хорошие впаи из специального биметалла — платинита (или платины). Однако, однако — тот же высокий КТР заставляет работать с таким стеклом очень медленно и вдумчиво, иметь несколько длительных промежуточных отжигов и в принципе высокий риск растрескиваний.







4. Промежуточные выводы
Уже сейчас можно сделать кое-какие выводы: весь процесс Клода изобилует выполненной с любовью и тщанием специфической самодельной оснасткой и оборудованием, почти для каждой операции, что упрощает работу, снижает требования к стеклодувной квалификации мастера, улучшает повторяемость и важное для платинового стекла — снижает вероятность брака. Тем не менее — наличие некоторых приспособлений выглядит избыточным, работа с ними предполагает стандартность заготовок (размеры и сорт стекла) и изготовляемых деталей, в результате работы получаем только лишь единственный вариант электровакуумного прибора, ещё и (вопреки заявленной цели) не вполне аутентичного, с несколько ухудшенными (относительно исторического прототипа) характеристиками. Некоторые важные рассмотренные операции выполняются не по канонам и упрощённо, например, припаивание штенгеля, с разогревом только отверстия на колбе и без проплавления шва.
Продолжение следует.
5. Дополнительные материалы
Самодельные любительские радиолампы. Франция, 1920 г. Конспект автора.
Легендарный вакуумный триод 1920-х — ТМ. История, конструкция, характеристики. Конспект автора.
Электровакуумные стёкла. Классификация, опознание, подготовка. Конспект автора.
Ручная работа со стеклом. Резка трубчатых заготовок, бутылок. Конспект автора.
На благо всех разумных существ, Babay Mazay, сентябрь, 2025 г.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
MAXH0
"Живу в лесу." "Делаю лампы" - к апокалипсису ни как готовитесь?
BabayMazay Автор
Ни в коем случае. Лампами, как и коллега Клод, тоже восхищаюсь, и использую довольно давно, а тут ещё и появилась возможность приобщаться к стеклодувному делу -- по локоть в пламени, м-м-м, красота! Живём несколько удалённо, просто из-за любви к тишине и покою, а к гражданам, с нетерпением ждущим некого апокалипсиса, испытываем сожаление. Ум -- мощный инструмент для изменения реальности, не стоит им материализовать вот это вот всё. Оно будет совсем не так весело как видится.