Физики из МФТИ и Объединённого института высоких температур РАН, работающие над фундаментальными проектами в области физики плазмы и управляемого ядерного синтеза, объявили о значительных продвижениях в изучении безнейтронной (без выделения нейтронов) реакции ядерного синтеза протон–бор. Исследование демонстрирует новый подход к синтезу, который может стать основой для создания экологически чистых источников энергии в будущем. Работа опубликована в журнале Frontiers in Physics (Fusion Plasma Physics).
За последние десятилетия интерес к термоядерной реакции синтеза протон-бор значительно возрос из-за перспективы ее использования как источника «чистой» энергии без опасного нейтронного излучения, характерного для термоядерных реакций с традиционным топливом, например, дейтерий–тритий. В течение многих лет исследование реакции протон-бор сталкивалось с трудностями, поскольку для нее требовалось получить плазму с очень экстремальными параметрами. Наиболее существенным вызовом было достижение достаточно высоких энергий частиц ( ~ 100 кэВ и более), необходимых для инициирования данной реакции. Все предыдущие исследования, начиная с пионерской работы 2005 года В.С.Беляева с коллегами из ЦНИИМАШа, были сфокусированы на использовании для этой цели лазеров, и в последние годы был достигнут значительный прогресс в изучении лазерного безнейтронного синтеза протон–бор. За прошедшие годы в основном в зарубежных лазерных экспериментах был зарегистрирован всё более растущий выход α-частиц. Однако интерес представляют и другие подходы к реализации синтеза протон–бор.
Помимо существующих и активно развивающихся различных лазерных схем, реализация реакции протон–бор в одном устройстве для создания и удержания плазмы без внешнего воздействия лазеров или протонных пучков на борную мишень также является очень перспективным направлением. В частности, совсем недавно было впервые получен синтез протон–бор при помощи магнитного удержания плазмы, с использованием инжекции порошка бора и высокоэнергетических водородных пучков. Несколько ранее, в 2021 году, впервые в мире было продемонстрировано ускорение и удержание протонов и ионов бора в одном миниатюрном устройстве на основе наносекундного вакуумного разряда (НВР) с последующим выходом α-частиц из реакции протон–бор.
Недавняя работа российских ученых связана с дальнейшим исследованием механизмов реакции синтеза протон–бор в НВР, где создается и удерживается плазма, в которой идут безнейтронные реакции. Ученые стремились оптимизировать условия для увеличения выхода альфа-частиц, что в будущем может обеспечить эффективное и безопасное производство энергии, а в ближайшей перспективе служить источником α-частиц для медицины, в промышленной электронике и других современных технологиях.
В моделировании «горячей» плазмы были использованы полный электродинамический код и метод частиц в ячейках (Particle-in-Cell, PiC), что позволило подробно изучить процессы, ведущие к реакции протон–бор в осциллирующей плазме НВР. Ученые сосредоточились на таких параметрах, как размер виртуального катода, в поле которого происходят ядерные реакции, и его влияние на выход альфа-частиц при разных геометриях анода и катода.
В предыдущих исследованиях ученые использовали тот же метод моделирования, чтобы понять, какая форма, расположение электродов и другие параметры в устройстве НВР для ядерного синтеза помогут достичь максимального выхода альфа-частиц. Альфа-частицы — это единственные продукты, возникающие в результате ядерной реакции между протонами и ионами бора, что и делает эту реакцию крайне привлекательной как для современных приложений, так и энергетики будущего. Максимальный выход альфа-частиц — это ключевой показатель успешности реакции, указывающий на эффективность удержания плазмы и процессов ядерного синтеза.
В новом исследовании ученые представили результаты моделирования, в котором они проанализировали геометрию электродов, использовавшуюся ранее в первых реальных экспериментах. Оказалось, что выбранная ранее форма электродов была далека от оптимальной. Это значит, что конструкция, в которой проводились первые эксперименты 2021 года, не обеспечивала наилучшие условия для достижения максимального выхода альфа-частиц.
Несмотря на неидеальную первоначальную конфигурацию электродов, моделирование показало наличие в ней альфа-частиц, но главное, что если увеличить объем анода, т. е. части пространства, где происходит ядерная реакция, количество реакций возрастает. Это означает, что анод с большим диаметром может позволить большему числу протонов и ионов бора совершать встречные столкновения, что увеличивает шанс на успешный синтез и величину выхода реакции. Ученые также установили, что при увеличении радиуса анода до 0.5 см выход альфа-частиц достигает максимального значения, а после этого перестает расти. Это говорит о наличии определенных ограничений, связанных со спецификой осцилляций ионов разной массы и заряда в НВР.
Такое исследование и его результаты, в частности, определяют параметры планируемых новых экспериментов по синтезу протон–бор, а в целом помогают лучше понять, какие параметры устройства для получения термоядерного синтеза необходимы для оптимизации процессов ядерного синтеза, что может привести в дальнейшем к созданию новых компактных и легко управляемых источников альфа-частиц для практики, а также более эффективным и безопасным будущим технологиям получения энергии на основе термоядерного синтеза.

«Мы открыли новый подход в области анейтронных реакций, продемонстрировав, что протон-борная термоядерная реакция возможна без внешних источников, таких как лазеры или протонные пучки. Понимание механики этой реакции откроет путь для создания безопасных и эффективных источников энергии», — сообщил Степан Андреев, начальник отдела радиофотоники МФТИ.
По итогам моделирования в работе был сделан общий вывод о том, что образование более объемного потенциального колодца (шире по радиусу и удлиненного вдоль оси разряда) с четко выраженными колебаниями протонов и ионов бора в нем обеспечивает заметное увеличение выхода α-частиц.
Исследование представляет собой важный шаг в области термоядерной физики и открывает новые возможности для практического применения технологии, основанной на слиянии протона и бора. Следующие шаги в этой области, включающие дальнейшие эксперименты и дополнительные компьютерные симуляции, могут привести к ряду открытий, которые будут полезны как для науки, так и для промышленности.
Комментарии (9)

Sabirman
06.10.2025 06:44Я так понял, "протон" - это ионизированный водород.. И всё, теперь на Луну за Гелием-3 лететь не нужно ?

master_program Автор
06.10.2025 06:44Да. На эту тему на Хабре была очень подробная статья Термоядерный синтез: водород и бор вместо дейтерия и трития / Хабр

master_program Автор
06.10.2025 06:44Тут температура нужна больше. 1 эВ - это порядка 10 тысяч градусов, а тут я написал в релизе больше 100 кэВ (в статье написано вообще 200-500 кэВ), а это уже миллиард градусов. Для синтеза дейтерий-тритий достаточно сотни миллионов градусов и даже меньше.
У бора есть все преимущества, которых нет у трития: процесс не сопровождается никакой радиоактивностью, а на выходе получается гелий – химически инертный и безопасный, настолько насколько это вообще возможно. Бор сегодня производится в промышленных масштабах, он не редкий, для его добычи не надо летать на Луну.
YMA
06.10.2025 06:44А если на теплообменник из бора направить протонный пучок из ускорителя, будет положительное сальдо по энергии?

master_program Автор
06.10.2025 06:44Нет, с текущими и обозримыми в ближайшем будущем технологиями, направив протонный пучок из ускорителя на мишень из бора, получить положительное сальдо по энергии невозможно.
Когда вы направляете пучок протонов на твердую мишень, происходит не только термоядерный синтез. Синтез — это крайне редкое событие. Подавляющее большинство протонов (~99.999% и более) просто взаимодействуют с электронами и ядрами в мишени и теряют свою энергию на совершенно другие процессы:
Ионизация и нагрев: это основной канал потерь.
Тормозное излучение: когда протон пролетает мимо ядра бора, он тормозится в его электрическом поле и излучает энергию в виде рентгеновских лучей. Эта энергия улетает и теряется.
Вероятность того, что протон попадет в ядро бора именно с той энергией и под тем углом, чтобы произошел синтез, ничтожно мала. Описывается это с помощью сечения реакции.
Есть и другая проблема - у современных ускорителей частиц крайне низкий КПД.Подход "пучок на мишень" (в научной литературе он называется beam-target fusion) был одним из первых, который рассматривался для термояда, в виду его очевидности, но от него отказались именно по вышеописанным причинам фундаментальной неэффективности.
oss2007
...Недавняя работа российских ученых... Где наука и где "расийские ученые"? Пока их пускали на иностранные проекты и оборудование, они ещё что-то там подсматривали, с начала войны они все были изгнаны в родную говень из всех международных проектов и работают только на устройствах из говна и палок. Нет больше никакой рускай науки. Руские учёные - это уже анекдот
Schwarzen
ТЦК вас ещё не поймало? Поделитесь секретом!
TydymBydym
С отъездом русских ученых из ЦЕРНа кончилась и европейская наука. Ничего страшного, всем похер.
master_program Автор
Причем тут ЦЕРН? Разработка термоядерного реактора - это международный проект ITER https://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_экспериментальный_термоядерный_реактор (Франция). Россию оттуда никто не исключал и российские физики там по-прежнему работают.
Вот про российские работы в этом проекте можете посмотреть https://www.iterrf.ru/ , в этом году в России запустили Т-15МД, как часть этого проекта https://годнауки.рф/news/1206/