
ПД — персональные данные.
Пока в одних компаниях заставляют подписать согласие на обработку ПД даже «мимопроходил», другие не имеют точного представления, что это за документ и для чего он нужен.
Давайте прямо сейчас поставим жирную точку в этом вопросе. Разобраться — дело трех минут. Засекайте.
Есть несколько законных оснований обработки персональных данных. Одно из распространённых — согласие субъекта ПД (клиента). Бизнес должен брать согласие на обработку персональных данных, если для этого нет иных оснований, предусмотренных законом.
Теперь на примерах посмотрим, в каких ситуациях он обязан брать согласие на обработку ПД, а в каких — нет.
Итак, потенциальный клиент находит ваш номер в Интернете, звонит и просит записать его на услугу.
Получается:
некая Ирина позвонила с номера +7 988 9***2**4 и записалась на маникюр на 18:00.
Всё, что бизнесу известно о клиенте:
имя и номер телефона.
Являются ли имя и номер телефона персональными данными?
Да.
Нужно ли брать по телефону согласие Ирины на обработку её персональных данных (имени и номера телефона)?
Нет.
Объяснение:
Сбор ПД осуществляется по основаниям, предусмотренным законом.
В этом примере клиентка сама позвонила для записи на услугу. Основание обработки ПД — заключение и исполнение договора по инициативе клиента (достигнуто соглашение о том, что клиент придёт по конкретному адресу в конкретное время для получения конкретной услуги).
Ситуация выглядела бы так же, если бы Ирина записалась на маникюр через мессенджер. Разницы в формате записи и услуге (консультация, урок, бронирование стола в ресторане и др.) нет.
Важно то, что клиент сам связался с компанией удобным способом и изъявил желание получить услугу.
В случае записи на услуги и по телефону, и в мессенджерах отдельного согласия на обработку ПД брать не нужно.
Когда нужно брать согласие на обработку ПД
Когда данные собираются использовать для каких-либо целей, которые не предусмотрены договором (например, номер телефона, адрес электронной почты или ссылку на страницу Ирины в социальной сети включат в рекламную рассылку и будут направлять рекламные материалы).
Как брать согласие на обработку ПД в мессенджерах и ботах
Как я писала выше — для предоставления услуги получать согласие не нужно.
Если вы хотите получить согласие на обработку ПД для других целей (кроме исполнения договора), например, для рассылки рекламы, то сделать это можно:
письменно, когда клиент придет за услугой;
с помощью сервисов сайта;
с помощью бота.
Если делаете выбор в пользу сайта или бота, то оставляйте возможность давать или не давать согласие (проставить галочку в чек-боксе либо не проставлять). Мессенджер не самая удобная площадка для этого.
Первым ответом на сообщение клиента о желании получить услугу должно быть сообщение с текстом, наподобие: «Продолжая переписку в чате, вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных». После этих слов должна идти ссылка на текст согласия либо файл с текстом согласия.
Как брать согласие на обработку ПД по телефону
Де-юре получить согласие на обработку ПД по телефону можно, но на практике с этим есть сложности. Проблема в том, что доказать факт получения согласия по телефону непросто, поэтому я не рекомендую пользоваться таким способом.
По телефону можно собирать данные исключительно в целях заключения и исполнения договора (то есть, если обращаться к приведённому выше примеру, только непосредственно для записи на маникюр): для этого, как я писала выше, брать согласие на обработку ПД не требуется.
Для использования ПД в иных целях брать согласие на обработку ПД по телефону не стоит.