15 декабря в МГТУ им. Н.Э. Баумана (в питчинг-формате) прошел финальный Демо-день акселерационных программ «Умный город» и «Робототехника и беспилотные авиационные системы» (БАС). В течение трех месяцев студенческие команды под руководством опытных наставников последовательно работали над своими проектами. На мероприятии в МГТУ они представляли свои разработки бизнес-сообществу, инвестиционным фондам, институтам развития и другим заинтересованным сторонам, которые способствуют укреплению технологического суверенитета.

В качестве экспертов были приглашены ведущие профильные специалисты из индустрии, члены рабочей группы НТИ, индустриальные партнеры. Экспертом от Российского нового университета выступил проректор по развитию Михаил Васильевич Николаев.

«Только 12 студенческих проектов прошли в финальную часть Демо-дня акселератора. Были представлены лучшие работы, многие из которых были подготовлены студенческими командами ведущих вузов нашей страны. Хотелось бы отметить следующие проекты: HipMaster – программа для анализа и предоперационного планирования тазобедренного сустава, ИИ и агривольтаика и платформа для микроэнергосервиса. Есть хорошие перспективы участия наших студенческих команд в будущих акселераторах, что является продолжением кооперации двух ведущих вузов-соседей: РосНОУ и МГТУ им. Н.Э.Баумана», - пояснил Михаил Васильевич Николаев, проректор по развитию РосНОУ.

Акселерационная программа «Умный город» включает в себя три тематических направления: «Человеческий и социальный капитал». Одной из ключевых задач концепции «Умного города» является развитие человеческого капитала. Для достижения этой цели будут созданы условия и возможности, позволяющие каждому жителю определить и реализовать свои приоритеты в области образования, здравоохранения, профессиональной деятельности, семейной жизни и досуга. Основной принцип – обеспечение равных возможностей для всех граждан через применение цифровых технологий. В рамках данного направления ведутся разработки в сферах здравоохранения, образования, социальной и культурной инфраструктуры.

«Безопасная городская среда и мобильная логистика». В рамках этого направления концепции «Умного города» будет решаться комплекс задач, связанных с планированием и строительством городской инфраструктуры, учетом и распределением ресурсов жилищно-коммунального хозяйства, а также развитием экосистемы персонализированных городских сервисов с удобным интерфейсом для пользователей. Будут реализованы меры по модернизации систем мониторинга экологической ситуации, противопожарной безопасности, охраны правопорядка и безопасности граждан с использованием передовых цифровых технологий для наблюдения, контроля (датчики, Интернет вещей), информирования и оповещения (SMS, социальные сети, мессенджеры и т.д.), а также для принятия решений на основе анализа данных с применением искусственного интеллекта. Цифровые технологии позволят более эффективно использовать личный и общественный транспорт, что в долгосрочной перспективе может привести к увеличению мобильности граждан, повышению уровня безопасности и комфорта городских поездок, а также оптимизации управления транспортными потоками.

Стратегия «Умный город – 2030» в сфере мобильной логистики направлена на переход от традиционных транспортных систем к интеллектуальным мобильным системам, поясняют разработчики. Основные сферы, которые будут затронуты в рамках данного направления, включают транспорт, телекоммуникации и связь, а также туризм.
«То, что роль интеллектуальной надстройки по управлению ресурсами со временем будет расти - достаточно закономерно. Что не отменяет самой необходимости наличия самих ресурсов - общественного транспорта, такси, средств индивидуальной мобильности, личного автотранспорта, дорог и дорожек. В выражении «переход от традиционных транспортных систем к интеллектуальным мобильным системам» я вижу некоторое лукавство. Для 90-95% передвижений их способ не изменится. Изменится (и уже меняется) лишь сфера прогнозирования и информирования в режиме онлайн», - прокомментировал проект транспортный аналитик Павел Александрович Яблоков.

Эксперт полагает, что за рамки трёхмерного пространства при повседневных передвижениях никто не выйдет, а значит физически «узкие» места транспортных систем никуда не денутся. «Цифровые помощники» будут предупреждать о пробках, рекомендовать маршруты объезда, советовать переносить время поездки и так далее, но победить географию не смогут.
Более того, события последних лет, по мнению Павла Александровича, показали, как важно сохранять стабильность работы транспортной системы тогда, когда цифровые сигналы по каким-то причинам оказываются недоступными. Условный удобный «хитрый автобус», соединяющий две точки напрямую, но ходящий раз в час по непредсказуемому из-за пробок графику будет проигрывать метро или частым наземным маршрутам, между которыми надо пересаживаться, но которым можно доверять, даже не имея возможности свериться с расписанием. Развивать новые цифровые сервисы, в том числе информирования, шеринга, и т.д. уверен Яблоков, нужно, но это не является панацеей: «База» для всех передвижений остаётся та же самая.

«Искусственный интеллект и большие данные». Эффективное и прозрачное функционирование органов государственной власти и государственных учреждений будет осуществляться в цифровом формате на основе технологии распределенного реестра и смарт-контрактов, интегрированных в процессы формирования городского бюджета и расходования бюджетных средств. «Умное» городское финансирование, основанное на сквозной цифровизации финансовых данных, позволит значительно повысить прозрачность и эффективность использования бюджетных средств, а также сократить или исключить значительное количество транзакционных издержек, которые составляют значительную долю в текущей модели городского финансового управления.

В рамках данного направления прогнозируется создание полноценных систем управления и обеспечения комфортной жизнедеятельности, что может привести к формированию полноценного «Умного города» на территории Российской Федерации. Разработка и коммерциализация инновационных решений на основе искусственного интеллекта и анализа больших данных обеспечат конкурентные преимущества для промышленности, бизнеса и социальной сферы.