Пока мы тут шутили за Лабутены тесная компания в лице Сбера, МТСа и Газпрома аккуратно отжали себе фирменные цвета в качестве товарных знаков. Особенно забавно, что решения по поданным в разное время заявкам (см. даты приоритета) приняты в одно время. Видимо вопрос продавливался одним лоббистом по принципу и наконец решился. Желающие поржать уже поржали, давайте теперь вникать. Материала тут получается немало.

Для начала конкретика – вот они товарные знаки со ссылками на регистрационные данные. Для справки и компании, там есть еще первопроходец темы – ювелирный бренд Tiffany. Забегая вперед отметим, что именно для него регистрация цвета в качестве товарного знака выглядит самой логичной. Ведь они сами его создали и даже номер цвета в палитре Pantone соответствует году основания фирмы.
https://en.wikipedia.org/wiki/Tiffany_Blue

Итак.

Сбер




Товарный знак 556088
Приоритет: 27.02.2012
Дата государственной регистрации 29.10.2015
Правообладатель:
Публичное акционерное общество «Сбербанк России», 117997, Москва, ул. Вавилова, д. 19 (RU)
Указание цвета или цветового сочетания:
зелёный цвет, соответствующий Pantone 349
Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:
36 — банки сберегательные; услуги банковские.


МТС




Товарный знак №560598
Приоритет: 25.12.2013
Дата государственной регистрации 23.12.2015
Правообладатель:
Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы», 109147, Москва, ул. Марксистская, д. 4 (RU)
Указание цвета или цветового сочетания:
красный, Pantone 485
Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:
38 — подвижная радиотелефонная связь, телематические услуги связи.


Тиффани




Товарный знак 560852
Приоритет: 31.10.2013
Дата государственной регистрации: 28.12.2015
Правообладатель:
Тиффани энд Компани, 727 Фифс Авеню, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10022, Соединенные Штаты Америки (US)
Указание цвета или цветового сочетания:
бирюзовый (Pantone 1837)
Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:
14 — ювелирные изделия, бижутерия; часы и прочие хронометрические приборы.
35 — услуги розничной продажи; услуги розничной продажи через Интернет-сайты; услуги продажи товаров через розничные универсальные магазины и через почтовые каталоги продаж.


Газпром




Товарный знак 561631
Приоритет: 29.10.2012
Дата государственной регистрации: 13.01.2016
Правообладатель:
Публичное акционерное общество «Газпром», 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16 (RU)
Указание цвета или цветового сочетания:
синий (Pantone 300CV)
Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:
01 — химические продукты нефтегазовой промышленности, предназначенные для использования в промышленных, научных целях.
04 — технические масла и смазки; смазочные материалы; топлива (в том числе моторные бензины) и осветительные материалы; бензин; газ; газолин; газы генераторные; газы отвержденные [топливо]; газ нефтяной; газ сжиженный, газ сжатый; газ топливный; газ для освещения; горючее; топливо дизельное; добавки нехимические для моторного топлива; жидкости смазочно-охлаждающие; жиры технические; масла смазочные; масло моторное; смазки консистентные; нефть, в том числе переработанная; сланцевый газ, нефтяной попутный газ.
35 — реклама товаров и услуг нефтегазовой промышленности и энергетики; менеджмент в сфере нефтегазового бизнеса и энергетики; административная деятельность в сфере нефтегазового бизнеса и энергетики; демонстрация товаров нефтегазовой промышленности и энергетики; консультации профессиональные в области нефтегазового бизнеса и энергетики; презентация товаров и услуг нефтегазовой промышленности и энергетики на всех медиа средствах с целью розничной и оптовой продажи; продвижение товаров и услуг нефтегазовой промышленности и энергетики для третьих лиц; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами нефтегазовой промышленности и энергетики].
37 — строительство в нефтегазовой области и области энергетики; ремонт объектов нефтегазовой промышленности и энергетики; установка оборудования на объектах нефтегазовой промышленности и энергетики; бурение глубоких нефтяных и газовых скважин; бурение скважин; добыча нефти и газа; мытье автомобилей; обслуживание техническое транспортных средств; ремонт транспортных средств; станции обслуживания транспортных средств; услуги станций обслуживания транспортных средств и услуги заправочных станций транспортных средств; строительство и техническое обслуживание газо- и нефтепроводов.
39 — транспортировка нефти, газа, товаров нефтегазовой промышленности и энергетики; упаковка и хранение нефти, газа, товаров нефтегазовой промышленности и энергетики; распределение энергии; транспортировка трубопроводная.
40 — обработка материалов в нефтегазовой промышленности и энергетике; переработка нефти, газа, нефтепродуктов; услуги по энергопроизводству.
42 — научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки в нефтегазовой области и энергетике; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям в нефтегазовой области и энергетике; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров для нефтегазовой промышленности и энергетики; изыскания в области газовых и нефтяных месторождений; изыскания геологические; исследования нефтяных и газовых месторождений с целью эксплуатации; контроль за нефтяными и газовыми скважинами; контроль за газовыми и нефтяными месторождениями; разведка нефтяных, газовых месторождений; услуги по сертификации и контролю качества в области нефтепродуктов и продуктов природного газа и соответствующего оборудования, продуктов нефтебурения и газобурения и соответствующего оборудования, очистки нефтепродуктов и газопродуктов и соответствующего оборудования, продуктов нефтепоисковых и газодобычи и соответствующего оборудования; разработка стандартов качества в нефтегазовой промышленности и энергетике; экспертиза в области газовых и нефтяных месторождений; экспертиза геологическая.

ага, я сам обалдел сколько всего


Короче, поздравим счастливых брендообладателей с новыми красивыми товарными знаками. Особенно впечатляют экспрессия и утонченность линий… Осталось понять, что они с ними будут делать, потому как мировая история этого добра не блещет.

Дело Nivea


Компания Beiersdorf зарегистрировала бесконтурный цветовой торговый знак «Синий» (Pantone 280 C) и использовала его на упаковке продукции своего бренда Nivea. Ну использовала и использовала.



Регистрация была основана на традиции употребления — то есть совокупности всех точек зрения, которые могут показать, что товарный знак обозначает товар как происходящий от определенной компании, и тем самым помогут отличить его от других производителей. Ага, счаз.

Компания Unilever (бренд Dove) быренько обратилась в суд с требованием аннулировать регистрацию синего товарного знака.

Ибонефиг.

Заявитель утверждал, что участники торгового оборота не воспринимают цвет как указатель конкретного происхождения. Unilever указывала на отсутствие традиции употребления и на то, что опрос участников торгового оборота был проведен некачественно (по его результатам степень узнаваемости продукции составила 60,4%).

Ясное дело, Beiersdorf настаивала, что зарегистрированный знак обладает различительной силой и не должен находиться в свободном употреблении. Компания также отмечала, что синий цвет используется в качестве «фирменного» уже более 80 лет, и что упаковка любого продукта Nivea хотя бы частично в него окрашена.

Что решил суд? А ничего хорошего для Нивеи.

Чтобы признать различительную способность цветового товарного знака, он должен обладать совокупностью определенных признаков, указал суд.
Во-первых, товарный рынок должен носить очень специфический характер и охватывать ограниченный сегмент товаров.
Во-вторых, на этом рынке использование цветов либо вообще не должно быть принято, либо конкретный цвет является для него необычным.
Наконец, использование цветов в качестве обозначения должно быть отраслевой традицией для участников торгового оборота.

Суд проанализировал использование синего цвета на рынке и пришел к выводу, что цвет используется в трех вариантах: в декоративных целях, в качестве указателя на продукцию для мужчин или на продукцию по ночному ходу за кожей. На рассматриваемом сегменте рынка использование цвета распространено, а спорный цвет не является необычным. Кроме того, выяснилось, что участники оборота не рассматривают его как указывающий на определённого производителя.

Суд также установил следующие факты.
Во-первых, товарный знак не является самостоятельным и носит декоративную функцию — сделать написанное белыми буквами слово Nivea видимым.
Не просматривается самостоятельный характер цветового знака и потому, что он всегда используется только в сочетании с другими (в частности, с белым), а также разными другими элементами упаковки. Суд также установил, что в данном сегменте рынка цвет не отличается от традиционно используемых (например, в качестве указателя на мужскую продукцию или на средства для ночного ухода за кожей), и что участники торгового оборота не усмотрели самостоятельного указания на происхождение товара.
Наконец, суд согласился с тем, что опрос был проведен некорректно — участникам давали двухцветную карточку с темно-синим полем и белой окантовкой. Установить в такой ситуации, насколько синий цвет сам по себе указывает на производителя, невозможно, решил суд и аннулировал товарный знак «Синий» в 2013 году. Трам-пам-пам.

Источник: zakon.ru/blog/2015/4/24/sinij_cvet_i_zolotoj_zajchik__o_trudnostyax_zashhity_neobychnyx_tovarnyx_znakov_rasskazali_sudi_germ

Дело Cadbury

Такая же участь постигла фиолетовую шоколадку



Высокий суд пришёл к окончательному решению: этот цвет недостаточно «специфичен» и не может считаться товарным знаком. Фиолетовые молочные шоколадки выпускаются в Великобритании почти сто лет, но это не является основанием для монополизации 2685C. Суд постановил, что Cudbury пыталась зарегистрировать цвет в различных графических вариациях, а не в одном хорошо узнаваемом варианте. Таким образом, «преобладающий цвет» в данном случае не играет никакой роли.

значимость цвета различна для разных отраслей хозяйственной деятельности. В Великобритании суд принял аргумент, что для заправок BP важен их зелёный цвет, так как только по цвету водитель может идентифицировать станцию издалека. Шоколадки на ближайшей полке в супермаркете перепутать сложнее.
П.1 ст. 15 Соглашения ТРИПС также предусматривает возможность охраны сочетания цветов. В данном же случае охрана истребовалась для одного цвета. Статья 15 Соглашения ТРИПС часто толкуется, как предоставление охраны цвету (например, Википедия), но в тексте чётко сказано «combinations of colours». Считается ли «combination of colours» комбинация фиолетового с шоколадной плиткой? По крайней мере, Высокий суд так не считает.
Источник: zakon.ru/blog/2013/10/9/mozhet_li_cvet_byt_tovarnym_znakom#_ftn6

Мы немного поспорили на эту тему в эфире радиопрограммы про товарные знаки
radio.mediametrics.ru/legalniy_razgovor/1388 (там не только про цвета, но и вообще про товарные знаки в целом).

Выводы сделали такие – все таки сложно будет защищать знаки от нарушений и их регистрацию следует оценивать больше как имиджевый ход. Не стоит ждать лавины исков ко всем использующим похожие цвета.
Такой ход позволителен, когда у вас зарегистрированы и названия, и логотип, и форма продукта – а регистрация цвета – это уже экзотика

© Митягин, Готовцев

Комментарии (26)


  1. impetus
    20.02.2016 10:53
    +1

    Рассказать, что ли… как один человек делал баг-репорты кривому закону, просто патентуя на себя ноль, единицу, пустую строку… Когда он принёс заявку на алгоритм, состоящий из текста «у лукоморья дуб зелёный» (отказать по закону ему было нельзя, т.к. в законе тупо забыли прописать, что соавтор должен быть живым и должен дать согласие, и что алгоритм должен обладать какими-либо свойствами (там про алгоритмы и программы спор и был — мужик был патентный юрист и троллил их весьма качественно)) — его уже всем роспатентом просили не позорить их — закон-то кривой донельзя, но раструбят же и все шишки им достанутся…

    Думаю с цветами та же фишка вид сбоку — незачаем там лоббировать, чисто индивидуальная «челночная дипломатия» — там заявил-оформил, тут продал…


  1. SemavinA
    20.02.2016 10:59
    -1

    Авторское право. Простите, а для использования фотографии в посте было получено разрешение автора?)
    Хотя бы из-за вежливости.


    1. nevskyiplaw
      20.02.2016 11:26
      +2

      Все картинки официально куплены на шаттерстоке


  1. Barafu
    20.02.2016 11:25

    Всё таки цветовая гамма обладает различительным эффектом, среди ближайших конкурентов. Но только если она сильно отличается от конкурентов… Если видишь кислотно-жёлтую дрель, то думаешь, что это DeWalt (а не «кёрхер»). А если видишь зелёную, то не думаешь сразу, что это Бош или Хитачи, хотя они тоже тщательно следят за единообразностью.


  1. Leo7777
    20.02.2016 11:25
    -6

    предлагаю запатентовать радугу какой-нибудь волонтерсокй организации, чтобы кое какие активисты не смогли его использовать хотя бы на территории РФ


    1. Andrew_SWH
      25.02.2016 11:23

      Ага. Запатентовать радугу — а потом выкатить претензию за незаконное использование ее на небе без лицензии. Только непонятно кому, то ли метеорологам, то ли господу б*гу…


  1. mva
    20.02.2016 13:07

    Что ж вам так от них бомбит-то? :)


    1. Leo7777
      21.02.2016 18:15
      -5

      А через несколько лет у детей будет стойкая ассоциация радуги с нетрадиционным сообществом. В европе тоже думали, что такого, плохо никому не делают и норм, да вот только благодаря такой политике европа хрен знает во что превратилась, все с этой малой толерантности и начинается


      1. mva
        21.02.2016 18:19
        +4

        1) если бы вы были чуть повнимательнее, то заметили бы, что там немного другая радуга.
        2) то, "во что превратилась эта загнивающая гейропа" — не более чем пропаганда из СМИ, подконтрольных людям, заинтересованным в этой пропаганде. Или вы таки неистово желаете поделиться личным опытом поездки в европу и личными приключениями на соответсвующем фронте?


        1. Leo7777
          23.02.2016 11:41
          -6

          Раз Вы так встали на сторону геев, то получается что для Вас нетрадиционные отношения это приемлимо, так стоит подумать над тем, что это Вам промыли голову. Я смотрю тут Ваших сторонников очень много.
          Достаточно посмотреть на европейские ценности.


          1. mva
            23.02.2016 17:24
            +4

            Раз Вы так встали на сторону геев

            Нет, не встал. Просто я стараюсь быть максимально объективным и беспристрастным, на сколько получается. Это, в том числе, включает в себя отсутствие баттхёрта от людей с любой сексуальной ориентацией, с любой религией, и так далее. Но ровно до того момента, как они начинают лезть ко мне или моей семье с пропагандой своих ценностей.
            И для меня христиане, мусульмане, гомосексуалисты, сайентологи, политики и прочие маркетологи (включая продавцов китайских и ворованных телефонов у вокзалов, а так же таксистов в аэропортах), когда они вторгаются в мою зону комфорта и насильно привлекают моё внимание своей агитацией, различаются абсолютно никак.

            А ещё мне не нравятся целующиеся в засос на скамейках и в транспорте парочки, даже если они гетеросексуальные. И что с того? Я же не предлагаю их запретить (ну, разве что в полушутку)?

            геев

            Правильнее, всё же, гомосексулистов. Т.к., как минимум, существуют ещё и лесбиянки. Хотя на самом деле, квиров куда как больше.

            А у вас получается какой-то шовинизм.

            получается что для Вас нетрадиционные отношения это приемлимо

            Пока они происходят у них дома под одеялом — абсолютно. Это их дело. И почему я должен совать свой нос в чужие дела?
            А показушников я не люблю внезависимости от пола, сексуальной ориентации, религии и должности.

            К слову, "нетрадиционные отношения" — это в том числе и религиозные взгляды. И да, пока с ними не лезут в мою зону комфорта, нарушая её — я вполне терпим к любым религиям.

            Но если кто-то приходит ко мне с нравоучениями, как мне жить, то можно и промеж рогов получить.

            стоит подумать над тем, что это Вам промыли голову.

            Ну, вообще, если ВАМ есть дело до личной жизни других людей, то это ВАМ "промыли мозги", как вы говорите. Здравомыслящий же человек понимает, что он не имеет право лезть со своими взглядами к любому другому разумному существу. И что у любого разумного существа есть право на свои взгляды. Даже если они кому-то не нравится.

            А вот кто на самом деле лишний на свете, так это любители запрещать и навязывать свои взгляды. Но, надеюсь, природа сама с этим что-нибудь сделает...


            1. Leo7777
              23.02.2016 18:40
              -5

              Не я к Вам стал лезть, а Вы мне задавать вопросы. Все равно что на улице кто-то высказал свое мнение, Вы проходили мимо и влезли в дискуссию, а потом обвинили меня что я залез в Вашу зону комфорта, у Вас адекватное поведение? Не нравится, то проходите мимо. И поучаете здесь меня Вы, а не я, я в курсе что у другого человека может быть мнение отличное от моего, а Вы нет. Вас похоже мои сообщения сильно задевают))


              1. mva
                23.02.2016 19:05
                +5

                Прокрутите, пожалуйста, до начала ветки. Она начинается с вашего сообщения. С, внезапно, попыткой "обходными путями" (копирастическими к тому же, что уже само по себе грех) запретить.

                А я, проходя мимо, лишь с улыбкой, вежливо, поинтересовался, от чего же у вас такой баттхёрт от них. На что вы, к слову, зачем-то приплели детей, европу, и вот этот вот весь киселёвский набор лапши для развешивания по ушам.

                После чего дискуссия пошла по признаку "вы пишите какую-то фигню => я отвечаю по поводу того, с чем не согласен в ваших рассуждениях" и привожу свою точку зрения, которую стараюсь держать максимально объективной.

                Так что нет, я не согласен с вами по поводу того, кто же здесь Homo Prohiberius.


                1. Leo7777
                  24.02.2016 09:08
                  -3

                  Кисилева знаю только исключительно по интернет приколам и не более.
                  Вы объективны? Не смешите, все что Вы пытаетесь сделать так это только принизить собеседника, что я «пишу какую то фигню» и влез в Вашу зону комфорта.
                  По поводу того что надо запретить здесь что-то писать отвечу Вашими словами «А вот кто на самом деле лишний на свете, так это любители запрещать».


            1. withkittens
              25.02.2016 18:52
              +1

              Правильнее, всё же, гомосексулистов.
              Правильнее всё же гомосексуалов.


              1. mva
                25.02.2016 22:57

                Возможно, но было бы приятно увидеть подкрепление сей позиции авторитетным источником :)


                1. withkittens
                  26.02.2016 03:38

                  Прямого доказательства я вам не приведу, но вы можете судить по совокупности косвенных аргументов :)
                  Почему гомосексуальность и гомосексуал:

                  1. ICD-9 302 (Sexual deviations and disorders). Обратите внимание на используемые суффиксы: transvestism, exhibitionism, trans-sexualism, но homosexuality и, например, frigidity. А frigidity = фригидность, а не фригидизм.
                  2. Суффикс -ity: used to form a noun from an adjective; especially, to form the noun referring to the state, property, or quality.
                  3. Прямой аналог суффика -ity в русском — суффикс -ость. Короче, существительное со значением свойства.
                  4. Суффикс -изм: образует существительное мужского рода со значением идейного течения, направления мысли, стиля, характера действия и т. п. Гомосексуальность — это не идейное течение и не стиль, это врождённая черта человека, которую изменить нельзя. Если этот факт ставится под сомнение, дискуссию можно не продолжать ;) Потому, например, трансвестизм возможен (человек волен выбирать своё поведение: переодеваться или нет), но невозможен гомосексуализм (выбора собственной ориентации нет).
                  5. Есть слово сексуальность, от которого образуются производные, например, гиперсексуальность, асексуальность. Гомосексуальность и гетеросексуальность — такие же производные, с приставками гомо- и гетеро-. Люди не говорят о гиперсексуализме, асексуализме и гетеросексуализме. Но конкретно гомосексуализм почему-то да, прижился.


        1. il--ya
          25.02.2016 14:41

          там немного другая радуга

          А что в ней другого? Cинего нет? Количество цветов в радуге вообще условность. Red, orange, yellow, green, blue, violet — именно так обычно учат в школах на западе и рисуют радугу в детских книжках. В первом варианте у Ньютона вообще 5 цветов было, без Orange и Indigo.


          1. NetBUG
            25.02.2016 21:50

            В такие моменты я радуюсь, что нельзя запатентовать разложение спектра белого света.


      1. withkittens
        21.02.2016 18:19

        НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь.


  1. ingeniare
    20.02.2016 17:02

    Спасибо за интересные статьи, все читаю с удовольствием :)


  1. b3nd3r
    20.02.2016 22:17
    +2

    Логично теперь Сберу, Газпрому и всем остальным запретить использовать другие оттенки подобных цветов где бы то ни было. Разве характеристика цвета не зависит от свойств материала? Как они пытаются этого добиться? Исследуется спектр и длина волны?


  1. Stepanow
    24.02.2016 10:03
    +1

    Сбербанк запатентовал цвет доллара, теперь США не сможет печатать доллары без патентных отчислений.


  1. Cr558
    25.02.2016 11:22

    Интересно когда запатентуют зеркало в логотипе или прозрачный элемент?


  1. AndrewTishkin
    25.02.2016 12:50
    +1

    Я думал у МТС цвет алее. Какой-то оранжевый, фу


    1. Stepanow
      29.02.2016 14:37

      Более алый уже запатентовали в 1917 году, приходится использовать кирпичный