Apple окончательно проиграла антимонопольное дело в Верховном суде США на тему завышения цен на электронные книги. Теперь компании предстоит вернуть 400 миллионов долларов покупателям и заплатить ещё 20 миллионов властям 30 штатов.

image

Корпорации Apple придётся выплатить 450 миллионов долларов, чтобы закончить антимонопольное дело в Верховном суде США. Apple организовала схему для того, чтобы повысить цены на электронные книги. Судьи без комментариев отменили апелляцию корпорации и оставили без изменений дела, которые велись в 30 американских штатах против компании.

Схема Apple работала с 2010 года — тогда компания представила iPad и приложение iBookstore. Чтобы бороться с главным конкурентом — Amazon — Apple договорилась с пятью издателями о переходе к системе, когда цену устанавливает правообладатель, а не продавец. Apple столкнулась с обвинениями в 2013 году.

Из всей суммы Apple вернёт покупателям электронных книг 400 миллионов, ещё 20 миллионов — властям штатов, а 30 миллионов составит оплата юридических услуг. На полученные назад деньги пользователи смогут покупать новые книги.

Важным для решения суда стали слова самого Стива Джобса. Amazon продавала бестселлеры по 9,99 долларов. В iBookstore те же книги стоили 14,99. Когда Джобса спросили, почему кто-то должен покупать книги в приложении от Apple, если можно купить дешевле в Amazon, он ответил, что цена будет та же.

В июне 2015 года Еврокомиссия начала расследование в отношении бизнеса электронных книг Amazon, а под обращением в Министерство юстиции США, в котором Amazon обвиняют в ограничении продаж книг на сайте и их блокировках, поставили подписи 575 писателей. Среди них — Стивен Кинг.

Комментарии (10)


  1. Goodkat
    08.03.2016 08:40

    >>Apple организовала схему для того, чтобы повысить цены на электронные книги.

    В Германии, например, эта «схема» — закон: цена книги должна быть одинаковой у всех продавцов. Так что тут ещё вопрос, какую схему стоит запретить — эпловскую, в которой авторы/издатели выбирают цену книги, или амазоновскую, в которой магазин диктует условия авторам/издателям.


    1. Andrusha
      08.03.2016 09:22

      Пусть правообладатели устанавливают размер отчисления (в деньгах, а не процентах), который они желают получить, и всё. Дальше пусть магазин хоть бесплатно раздаёт за свой счёт (с программами на Amazon, кстати, такое уже есть).


      1. Goodkat
        08.03.2016 10:18

        Да, такая схема должна быть на руку монополистам типа Амазона, которые могут выдавить конкурентов демпингом, а потом безнаказанно поднимать цены и диктовать условия издателям.

        Возможно поэтому в Германии и принят соответствующий закон.


        1. GAS_85
          08.03.2016 11:44

          А можно ссылочку на этот закон, или хотя бы его "название"? Сколько покупали книги, в разных магазинах цена разная, я не говорю про интернет площадки, где вместе с доставкой часто выходит в разы дешевле, чем в магазине.


          1. Goodkat
            08.03.2016 12:09
            +1

            А можно ссылочку на разные цены на новые (не подержанные) книги?
            Что-то сомневаюсь я в этом, так как это напрямую запрещено законом.

            https://de.wikipedia.org/wiki/Buchpreisbindung#Das_Buchpreisbindungsgesetz


            1. GAS_85
              08.03.2016 13:22

              Спасибо за ссылку, люблю открывать что-то новое. Все прояснилось, книги были не подержанные, но по узкой специализации и последнее издание старше 18 месяцев (т.е. это новейшая книга, но переиздаются они раз в 5-7 лет). Согласно вики, тогда продавец в праве менять цены на более низкие. Так же онлайн часто можно найти эти самые "Mangelexemplare" по более выгодной цене. Честно, раз покупал такую книгу, так и не нашел что ж там было испорчено, трещала при первом открытии и приятно пахла типографией.


    1. nikitasius
      08.03.2016 14:38

      Во Франции цена тоже одинаковая, и она отпечатана на книгах и журналах. То бишь если стоит 2 евро, то и продать обязаны за 2 евро.


  1. Xu4
    08.03.2016 16:04

    ivansychev, вы не совсем корректно поняли ситуацию. Apple уже вернула деньги — как минимум, мне возмещение по этому делу приходило где-то в конце октября или начале ноября 2014-го года. Просто Apple в конце октября 2015-го направило в суд «Writ of certiorari» — просьбу о пересмотре судом вышестоящей инстанции решения суда нижестоящей инстанции. 7 марта 2016-го это прошение отклонили. Вот и всё.

    В первую очередь, Apple в своей петиции на пересмотр аппелировала к тому, что её обвиняют в горизонтальном сговоре. Горизонтальный сговор — это когда происходит сговор между производителями, или между распространителями — между кем угодно, занимающимся одной и той же деятельностью. В обращении к суду Apple напирала на то, что у неё было вертикальное соглашение с производителями — такое, когда производитель и распространитель договариваются о каких-то условиях, помогающих выйти на новый рынок, где до этого доминировал какой-то один игрок (это, наверное, намёки на то, что Amazon доминировал, а Apple просто договорилась с издательствами об особых условиях, которые помогли бы нарушить монополию Amazon). Напирая на этот факт, Apple говорит, что её осудили за горизонтальный сговор, которого она не совершала — получается, её осудили незаконно, по мнению адвокатов Apple.

    Я не очень внимательно читал само обращение, но, вроде бы, ничего такого, кроме вертикально-горизонтальных вопросов, там не было.


  1. DjOnline
    10.03.2016 12:10

    Бред какой-то. Осудили за говор с кем, с правообладателями? Так всегда и везде правообладатели ставят рекомендованную розничную цену, ниже которой продавать нельзя. Или осудили за связь с Amazon? Тогда почему Amazon не попал под раздачу?
    И расшифруйте уже кто-нибудь слова Джобса, где цена «будет такой же»? Джобс надавил на Amazon чтобы они подняли цену? Или Apple снизила цену до уровня Amazon? И какой в обоих случаях криминал?


    1. Fedorchik
      11.03.2016 13:24

      Написано невнятно, но подозреваю что осудили за то что у Эппла книги были по 15, а не по 10, как у конкурентов. Осудили потому что у Эппла тут доминирующая позиция на рынке. Киндл покупают только гики и русские, а айпад — все остальные. А амазон как бы не при делах — у него там свои отдельные терки с обиженными клиентами.