Активный бизнес сегодня понимает необходимость обращать внимание и инвестировать в информационные технологии, инструменты и продукты. Общая задача – научиться правильно и с большей отдачей работать в условиях тотальной информатизации. Для этого важно понимать особенности современной экономики и основы профессиональной работы с информацией в различных её проявлениях.
Результат и инвестиции постепенно, но уверенно перемещаются от производственных и финансовых капиталов в область идей, знаний, данных и событий. Менеджмент вынужден ориентироваться на информацию и обеспечивать себя эффективными и производительными информационными инструментами, и технологиями, чтобы сохранять и развивать конкурентные позиции на сложившихся и возникающих рынках.
Информатизация экономики позволяет развивать её эффективность за счет более точного и разумного формулирования альтернативных решений и осознанного выбора наиболее результативного из них. Постепенно происходит трансформация модели «менеджмента власти» в модель «менеджмента информации».
В продолжение публикации о трех важных факторах, которые заставляют меняться современный менеджмент, рассмотрим некоторые примеры того, какие направления развития открываются перед экономическими субъектами.
По-разному оценивают морально-этическую сторону распространения авторских произведений через торренты или иные открытые сетевые хранилища. Однако всё более отчетливым становится тот факт, что прямым запретом и блокировкой с этим явлением не справиться. Экономический ущерб конкретному бизнесу от неконтролируемого распространения авторского продукта может быть нанесен существенный. Правообладатели защищаются разными методами, в зависимости от типа и формата своего продукта и потенциальных потребителей: от «условно-бесплатных» версий, до специальной сервисной платной поддержки и дополнительной выгоды (бонусов).
В любом случае, определенные уступки потребителям приходится делать и искать рецепты скорее не в сфере запретов и ограничений по распространению информации на основе незыблемых позиций собственника, а в сфере гибкого и компромиссного управления информационными потоками.
Поиск оптимального варианта реализации авторских прав и продуктов, которые на них основаны – это одно из направлений развития современных экономических отношений, в задачу которого входит определение не только достойного авторского вознаграждения, но и оптимальных каналов предоставления продуктов в пользование потребителям.
Значение одного сообщения
Популярным в глобальной сети теперь становятся после одного видео. Бизнес разрушают одной публикацией. Скрытую рекламу выгодно делают в социальных сетях. PR-поводы создают яркими сообщениями иногда не соответствующими действительности.
В глобальном информационном экономическом пространстве надо атаковать и активно защищаться. Публичным компаниям приходится с этим считаться. И счет идет на миллиарды долларов, которые вкладываются в отслеживание предпочтений рынка и репутационных показателей, в создание профессиональных маркетинговых команд и в поиск новых вариантов взаимодействия с рынком, в разработку конкурентных стратегий и креативные съемки провокационных и контр-провокационных видео роликов. Роль коммуникационных креативных агентств возрастает, а прямая и доступная реклама всё меньше дает эффект.
Бизнес в ожидании новых технологий массовых коммуникаций, в ожидании креативных решений и убедительных для потребителя способов передачи информации. Информационная насыщенность и стремление защитить интересы бизнеса постепенно приведет к более честной и прагматичной позиции экономических субъектов на рынке. Искажение фактов всё менее будет полезным, а противодействие регуляторов и конкурентов не позволит даже в краткосрочной перспективе получать существенную выгоду от сокрытия ключевых потребительских свойств товаров, работ или услуг.
Потоки информации способствуют постоянному её накоплению и выработке новых практически применимых знаний. В сфере экономических отношений, компании уже не в состоянии осуществлять долгие доказательные процедуры по формированию действительно фундаментальных понятий и теорий с последующей их статистической и функциональной проверкой. Активно использовать новый опыт и новые идеи, пробовать и ошибаться, но находить преимущества в совершенно противоречивых фактах и событиях – так бизнес действует все осознанней и интенсивней. Теоретизация и доказывание знаний перейдет в практическую плоскость их регламентирования на краткосрочный период. Если стало понятно, что некоторая цепочка действий является успешной, то нет ничего более выгодного, чем сразу зафиксировать её для исполнения. Нет нужды проводить долгие исследования, когда настройку и оптимизацию выполняют в ходе регулярной работы. Для практики управления частично теряется ценность исследовательских и консалтинговых услуг в классическом их понимании. Становиться приоритетным интенсивно меняться при получении ключевых доказательств результативности конкретных практических решений.
Экономике, в которой информация быстро и качественно меняет бизнес, важно наличие особого рода консалтинговых услуг: системное управление знаниями и опытом в конкретной предметной области.
Спокойствие компаний, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, было нарушено Uber. Ясный и понятный случай, когда бизнес действующий на основе модели «менеджмента власти» столкнулся с новым конкурентом, реализующим модель «менеджмента информации». Компания, подобная Uber или Яндекс.Такси, ничего не предоставляет такого особенного партнерам и клиентам, кроме ценной релевантной информации. Как-то так получилось, что нет необходимости иметь солидный штат водителей, гаражный парк, транспортные средства, лицензии и иные ресурсы или капиталы, чтобы управлять транспортными услугами и извлекать из этого прибыль.
Близко и отчетливо бизнес увидел новую технологию: эффективное повременное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов для выполнения конкретных заказов под конкретных потребителей и только лишь на умелом управлении ключевой информацией. Принцип «всё в аренду» усиливает свое влияние и подтверждает эффективность.
Удовлетворение потребности по поступающей заявке клиента на основе оперативного формирования пула ресурсов из числа доступных и реализации соответствующих отрегламентированных бизнес-процессов – весьма перспективный путь развития особого вида бизнеса. В дополнение к краудсорсингу и краудфандингу, мощный краудсервис – сервис, основанный на обобщенных материальных, нематериальных и финансовых ресурсах для любого потребителя на основе различных альтернативных моделей бизнес-процессов.
Экономика товаров трансформируется в сторону экономики услуг, а производители товаров переходят в разряд упаковщиков сервисов. Как же быть с присущим чувством собственности и владения эксклюзивными вещами? Замещать их чувством превосходных впечатлений. В экономике услуг статусным является участие в полете на суборбитальном космическом корабле, а не обладание модным спорткаром.
Повсеместный захват роботами рабочих мест в ближайшем будущем может оказаться под угрозой банальных управленческих проблем. Для построения увязанных производственных процессов на основе роботизированных комплексов нужно немного больше усилий, чем кажется на первый взгляд. Причина, конечно же не в сложности производства и внедрения в технологические циклы исполнительных и безошибочных роботов. Причина в том, что робот не умеет игнорировать или корректировать выданные ему распоряжения. Чтобы выстроить бизнес-процессы, которые будут исполняться алгоритмически-зависимыми механизмами требуется чертовское умение безошибочно и детально моделировать процессы. Заметьте, что зачастую роботы на предприятии окружены заботливыми руками инженерно-технических специалистов, которые постоянно их настраивают, перепрограммируют и обслуживают. Такие профессионалы выступают своего рода стабилизирующим звеном между решениями топ-менеджмента и реальными возможностями программируемого оборудования. Аналогичная ситуация складывается и при использовании информационных технологий для автоматизации. Ни один бизнес не может нормально использовать в той или иной мере автоматизированные системы управления без обращения к услугам тех специалистов, которые умеют трансформировать сложную действительность в фиксированные алгоритмы программного обеспечения.
Работник на своем месте умеет не только выполнить указание менеджера по предустановленным алгоритмам, но и скорректировать его выполнение. Он имеет опыт и навыки, позволяющие дать обратную связь. Игнорирование же неадекватных решений вышестоящего руководства бывает полезно бизнесу в определенных случаях. Значительный ряд рутинных процедур уже сегодня выполняется роботами или роботизированными комплексами. Но полный переход на замкнутый робототехнический цикл без понимания всех особенностей с этим сопряженных со стороны управленческой команды невозможен.
Развитие специального вида производств на основе процессов, выполняемых роботами, эффективно по достаточно узким производственным операциям. В этом смысле выгодно создавать кастомизированные производственно-технические площадки, которые готовы под конкретные заказы осуществлять выполнение специальных операций по изготовлению, сборке или упаковке. Узкоспециализированные, но высокоэффективные производства-сервисы способны сконцентрировать и развивать ресурсную базу с минимальным составом роботов и соответствующих специалистов.
Компьютеризация дошла до отдельных предметов, которым может быть разрешена самостоятельность в поведении. Интернет-вещей поддерживается крупными игроками рынка и всячески приветствуется экспертами. Но бизнес сталкивается в связи с этим с новыми проблемами и вызовами. Эффективная организация взаимодействия объектов в рамках некоторой управляемой сети на порядок сложнее. Есть определенное сходство с роботизацией и тотальной автоматизацией производственных и технологических процессов.
Интернету-вещей присуща определенная путаница в понимании его информационной сути. Кажется, что он весь заключается в умных объектах, оснащенных датчиками и управляемых на расстоянии. Но суть заключается в сложных информационных инструментах и технологиях управления множеством объектов, включенных в единое рабочее пространство бизнес-модели.
Особые способы снятия подробной телеметрии, контроль технического состояния сложнейших производственных комплексов, прогнозирование отклонений от нормативных значений и предсказание возникновения рисковых событий, оперативное координирование и синхронизация действия объектов, тотальная динамическая визуализация процессов, поддержка стратегических и оперативных решений – это и многое другое составляет суть потенциала возможностей интернета-вещей.
В условиях активного информационного давления на бизнес-процессы, потребность в гибких и удобных инструментах моделирования увеличивается. Такие инструменты можно отчасти сравнить со специальными средствами разработки программного обеспечения.
Инструменты моделирования бизнеса требуются теперь в несколько ином виде с полной производительной поддержкой жизненного цикла бизнес-объектов и бизнес-процессов. Возможно, будут разработаны варианты нотации моделей бизнеса или специальные «языки моделирования», которые поддерживаются стандартами моделирования, прикладными библиотеками (фреймворки моделирования бизнеса).
Ряд бизнес-процессов может быть стандартизирован без потери конкурентных преимуществ в рамках отдельной отрасли экономики или целевого направления. В этом случае очевидно развитие сервиса по «поставке фрагментов бизнес-моделей» с элементами комплексного «шаблонного» проектирования и блочного встраивания в общий контур бизнеса, с последующей их автоматизацией, актуализацией, контролем и корректировкой.
Информатизация экономики вынуждает бизнес обращаться к производительным средствам автоматизации стандартных и специальных бизнес-процессов. Если крупные компании могут себе позволить программирование подобных систем «с нуля», то для среднего и малого бизнеса должны появляться готовые решения на основе паттернов проектирования бизнес-процессов и удобных информационных инструментов.
Раз уж информация имеет большую ценность для успешного бизнеса, то должны быть сервисы, которые предоставляют определенный набор услуг по её накапливанию, трансформированию и выдаче по заявке (запросу). Но это должны быть не просто ИТ-решения основанные на технологиях идентичных «облачным», а полноценные таргетированные по целям и задачам клиентов наборы услуг. Наиболее выгодно для бизнеса совместное использование знаний, регламентов, больших данных, прототипов, бизнес-процессов, патентов, авторских и смежных прав или иного вида публичной или частной информации. Информационные сообщества в рамках одного оператора могут формировать публичное пространство и реализовывать исследовательские проекты. Дополнительное внимание следует уделить открытым и частично-ограниченным реестрам приобретаемых защищенных прав и удостоверяемых атрибутов.
Обмен информацией между партнерами, публикация информации, хранение и индексирование различных данных и сведений, контроль целостности, защита от распространения и резервирование, построение и обработка сложных запросов, распределенные вычисления – для управления указанным функционалом нужны профессионалы, в том числе в рамках отдельного бизнеса.
Информационный оператор – это сервисный бизнес по сбору, обработке, хранению, визуализации и распространению информации различных типов и назначений.
В экономике, которая всё больше переходит в режим виртуализации, требуются ключевые решения в сфере повременного доступа к ресурсам, в том числе к перемещению реальных грузов (товаров, работ, услуг). Ещё большее значение наряду с эффективной доставкой до потребителя информации, будет играть комфортное, качественное и быстрое перемещение готовых продуктов и их компонентов. А если потребителю объект предоставляется во временное пользование, то нужен возврат объекта владельцу.
Транспортировка необходима как для материальных объектов, так и для нематериальных продуктов, которые упаковывается физически (например, кино на blu-ray диске). Виртуальная транспортировка – это другое отдельное направление, в рамках которого возможны успешные бизнес-схемы (например, файловые обменники).
Условия транспортного сервиса во многом зависят от выбранной стратегии и тактики бизнеса. Допустимы варианты, как в формате «координатора» транспортных средств, грузоотправителей и грузополучателей, так и в формате собственной логистической сети высокой пропускной способности.
Транспортный оператор – это сервисный бизнес по оптимизации маршрутов перемещения и непосредственному перемещению материальных ресурсов и продуктов между экономическими субъектами.
В каком-то смысле банковские услуги уже недостаточно гибкие и удобные для активно развивающейся экономики. Информатизация высвобождает и перераспределяет ресурсы, изменяет способы и процессы управления компаниями, порождает новые формы трудовых отношений. Финансы – это сектор экономики, для которого потенциал развития информационных технологий в условиях глобализации цифровых данных весьма высок. Сегодня физическому и юридическому лицу требуется больше чем просто кредитование и депонирование денежных средств. Вполне реально развивать финансовый сервис, который обеспечит прием, контроль и распределение доходов из различных источников, скоординирует рациональное резервирование, сбережение и страхование рисков, в автоматическом режиме спланирует базовый бюджет (расходы) и сформирует фонды на текущие обязательные расходы и развитие, осуществит прямые платежи и платежи «с подтверждением», возьмет на постоянный контроль финансовые потоки для исключения неблагоприятных ситуаций дефицита денежных средств. Но всё это в условиях конфиденциальности и мобильности, а возможно и в рамках специальной криптовалюты.
Финансовый оператор – это сервисный бизнес по регламентированному комплексному управлению частными или корпоративными финансами в безопасном и мобильном режиме, включая доходную и расходную части.
В современной экономике, которая характеризуется глобальной информатизацией, торговля (или, если угодно, система продаж) тоже постепенно меняется. Формы и виды торговых сделок, не говоря уже об ассортименте и разнообразии точек продаж, впечатляют. Во что же превращается «торговля»? Что становиться главным в её функциях: транспортные сети и логистика для товара, подготовленная маркетингом встреча продукта с потребителем, оборачиваемость и маржа розничной точки, веселое времяпрепровождение покупателей?
Торговля превращается в первичного производителя информации о потребностях, потребителях и торговых сделках. Это, пожалуй, самый ценный для экономики в целом и для любого производства в особенности ресурс. В торговых сделках участвует потребитель непосредственно, а значит это действительно важный момент, когда можно изучить его характеристики и атрибуты поведения.
Действительно, например, что такое…
… ассортиментный выигрыш крупных торговых сетей по сравнению с небольшими магазинами – как не изобилие информации о разнообразных товарах и возможностях удовлетворения потребностей в месте активных продаж;
… выкладка товара импульсного спроса в кассовой зоне – как не дополнительная сопутствующая информация для потребителя о том, что он мог забыть для удовлетворения «маленьких потребностей» и напоминание о таких потребностях;
… акции и скидки – как не информация о выгоде для потребителя при покупке определенных товаров на определенных условиях;
… дисконтные программы и программы лояльности – как не информация о преимуществах для постоянных и важных потребителей;
… мерчандайзинг – как не выгодное размещение информации о товарах в поле зрения потребителей;
… интернет-торговля – как не удобное высокотехнологичное и конкурентное предоставление информации о товарах и возможностях торговой сделки.
Свою «информационную» силу перед производителями торговые сети уже начали чувствовать, поэтому появились определенные способы извлечения из этого экономического преимущества (например, маркетинговый сбор).
Экономические субъекты подвергаются множеству рисков в своей деятельности. И этот перечень постоянно расширяется и будет расширяться в результате повышения сложности используемых технологий и технологических инструментов, а также в результате все интенсивного и тесного взаимодействия субъектов. Сегодня каждый бизнес зависит не только от себя, но и от множества других бизнесов. Если компания не хочет потерять всё в одночасье и столкнуться с непреодолимыми последствиями чрезвычайного события, она должна задумывать и защищаться от наиболее вероятных и губительных рисков. В одиночку никакой бизнес не справиться.
Не каждая компания может позволить иметь в своей структуре профессиональных риск-менеджеров, которые могли бы остановить бизнес у черты, за которой риск неоправданно велик. А если бизнес строиться в своей основе не на материальных фондах, а на идеях и знаниях, то управление рисками является важной точкой не только его роста, но и, в первую очередь, самосохранения.
Потерять бизнес можно в считанные дни в результате различных непредсказуемых или слабо прогнозируемых событий. А значимый ущерб существенно способен затормозить развитие компании или ослабить её позиции позволив конкурентам завладеть долей рынка. В таких случаях бизнесу требуется помощь.
Современная экономика должна предложить компетентные центры управления рисками, которые обладают знаниями (актуальной информацией и профессиональным опытом), инструментами (методиками и технологиями предупреждения, ликвидации, компенсации рисков и восстановления после наступления риск-событий), программами обучения и «продуктами» (понятными, монетизируемыми и удовлетворяющими потребности клиентов в части управления рисками).
Центр управления рисками – компетентный бизнес по предоставлению услуг (различного уровня и детализации) по управлению рисками для определенного круга экономических субъектов, включая: классификацию рисков, анализ и прогнозирование, управление рисковыми событиями, ликвидация последствий, восстановление.
P.S. Конечно же перечень не исчерпывающий. Ваши идеи и предложения в комментариях.
Результат и инвестиции постепенно, но уверенно перемещаются от производственных и финансовых капиталов в область идей, знаний, данных и событий. Менеджмент вынужден ориентироваться на информацию и обеспечивать себя эффективными и производительными информационными инструментами, и технологиями, чтобы сохранять и развивать конкурентные позиции на сложившихся и возникающих рынках.
Информатизация экономики позволяет развивать её эффективность за счет более точного и разумного формулирования альтернативных решений и осознанного выбора наиболее результативного из них. Постепенно происходит трансформация модели «менеджмента власти» в модель «менеджмента информации».
В продолжение публикации о трех важных факторах, которые заставляют меняться современный менеджмент, рассмотрим некоторые примеры того, какие направления развития открываются перед экономическими субъектами.
Торренты и авторское право
По-разному оценивают морально-этическую сторону распространения авторских произведений через торренты или иные открытые сетевые хранилища. Однако всё более отчетливым становится тот факт, что прямым запретом и блокировкой с этим явлением не справиться. Экономический ущерб конкретному бизнесу от неконтролируемого распространения авторского продукта может быть нанесен существенный. Правообладатели защищаются разными методами, в зависимости от типа и формата своего продукта и потенциальных потребителей: от «условно-бесплатных» версий, до специальной сервисной платной поддержки и дополнительной выгоды (бонусов).
В любом случае, определенные уступки потребителям приходится делать и искать рецепты скорее не в сфере запретов и ограничений по распространению информации на основе незыблемых позиций собственника, а в сфере гибкого и компромиссного управления информационными потоками.
Поиск оптимального варианта реализации авторских прав и продуктов, которые на них основаны – это одно из направлений развития современных экономических отношений, в задачу которого входит определение не только достойного авторского вознаграждения, но и оптимальных каналов предоставления продуктов в пользование потребителям.
Значение одного сообщения
Популярным в глобальной сети теперь становятся после одного видео. Бизнес разрушают одной публикацией. Скрытую рекламу выгодно делают в социальных сетях. PR-поводы создают яркими сообщениями иногда не соответствующими действительности.
В глобальном информационном экономическом пространстве надо атаковать и активно защищаться. Публичным компаниям приходится с этим считаться. И счет идет на миллиарды долларов, которые вкладываются в отслеживание предпочтений рынка и репутационных показателей, в создание профессиональных маркетинговых команд и в поиск новых вариантов взаимодействия с рынком, в разработку конкурентных стратегий и креативные съемки провокационных и контр-провокационных видео роликов. Роль коммуникационных креативных агентств возрастает, а прямая и доступная реклама всё меньше дает эффект.
Бизнес в ожидании новых технологий массовых коммуникаций, в ожидании креативных решений и убедительных для потребителя способов передачи информации. Информационная насыщенность и стремление защитить интересы бизнеса постепенно приведет к более честной и прагматичной позиции экономических субъектов на рынке. Искажение фактов всё менее будет полезным, а противодействие регуляторов и конкурентов не позволит даже в краткосрочной перспективе получать существенную выгоду от сокрытия ключевых потребительских свойств товаров, работ или услуг.
Регламентируем знания
Потоки информации способствуют постоянному её накоплению и выработке новых практически применимых знаний. В сфере экономических отношений, компании уже не в состоянии осуществлять долгие доказательные процедуры по формированию действительно фундаментальных понятий и теорий с последующей их статистической и функциональной проверкой. Активно использовать новый опыт и новые идеи, пробовать и ошибаться, но находить преимущества в совершенно противоречивых фактах и событиях – так бизнес действует все осознанней и интенсивней. Теоретизация и доказывание знаний перейдет в практическую плоскость их регламентирования на краткосрочный период. Если стало понятно, что некоторая цепочка действий является успешной, то нет ничего более выгодного, чем сразу зафиксировать её для исполнения. Нет нужды проводить долгие исследования, когда настройку и оптимизацию выполняют в ходе регулярной работы. Для практики управления частично теряется ценность исследовательских и консалтинговых услуг в классическом их понимании. Становиться приоритетным интенсивно меняться при получении ключевых доказательств результативности конкретных практических решений.
Экономике, в которой информация быстро и качественно меняет бизнес, важно наличие особого рода консалтинговых услуг: системное управление знаниями и опытом в конкретной предметной области.
Услуга по заявке
Спокойствие компаний, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, было нарушено Uber. Ясный и понятный случай, когда бизнес действующий на основе модели «менеджмента власти» столкнулся с новым конкурентом, реализующим модель «менеджмента информации». Компания, подобная Uber или Яндекс.Такси, ничего не предоставляет такого особенного партнерам и клиентам, кроме ценной релевантной информации. Как-то так получилось, что нет необходимости иметь солидный штат водителей, гаражный парк, транспортные средства, лицензии и иные ресурсы или капиталы, чтобы управлять транспортными услугами и извлекать из этого прибыль.
Близко и отчетливо бизнес увидел новую технологию: эффективное повременное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов для выполнения конкретных заказов под конкретных потребителей и только лишь на умелом управлении ключевой информацией. Принцип «всё в аренду» усиливает свое влияние и подтверждает эффективность.
Удовлетворение потребности по поступающей заявке клиента на основе оперативного формирования пула ресурсов из числа доступных и реализации соответствующих отрегламентированных бизнес-процессов – весьма перспективный путь развития особого вида бизнеса. В дополнение к краудсорсингу и краудфандингу, мощный краудсервис – сервис, основанный на обобщенных материальных, нематериальных и финансовых ресурсах для любого потребителя на основе различных альтернативных моделей бизнес-процессов.
Экономика товаров трансформируется в сторону экономики услуг, а производители товаров переходят в разряд упаковщиков сервисов. Как же быть с присущим чувством собственности и владения эксклюзивными вещами? Замещать их чувством превосходных впечатлений. В экономике услуг статусным является участие в полете на суборбитальном космическом корабле, а не обладание модным спорткаром.
Роботизации: революция откладывается?
Повсеместный захват роботами рабочих мест в ближайшем будущем может оказаться под угрозой банальных управленческих проблем. Для построения увязанных производственных процессов на основе роботизированных комплексов нужно немного больше усилий, чем кажется на первый взгляд. Причина, конечно же не в сложности производства и внедрения в технологические циклы исполнительных и безошибочных роботов. Причина в том, что робот не умеет игнорировать или корректировать выданные ему распоряжения. Чтобы выстроить бизнес-процессы, которые будут исполняться алгоритмически-зависимыми механизмами требуется чертовское умение безошибочно и детально моделировать процессы. Заметьте, что зачастую роботы на предприятии окружены заботливыми руками инженерно-технических специалистов, которые постоянно их настраивают, перепрограммируют и обслуживают. Такие профессионалы выступают своего рода стабилизирующим звеном между решениями топ-менеджмента и реальными возможностями программируемого оборудования. Аналогичная ситуация складывается и при использовании информационных технологий для автоматизации. Ни один бизнес не может нормально использовать в той или иной мере автоматизированные системы управления без обращения к услугам тех специалистов, которые умеют трансформировать сложную действительность в фиксированные алгоритмы программного обеспечения.
Работник на своем месте умеет не только выполнить указание менеджера по предустановленным алгоритмам, но и скорректировать его выполнение. Он имеет опыт и навыки, позволяющие дать обратную связь. Игнорирование же неадекватных решений вышестоящего руководства бывает полезно бизнесу в определенных случаях. Значительный ряд рутинных процедур уже сегодня выполняется роботами или роботизированными комплексами. Но полный переход на замкнутый робототехнический цикл без понимания всех особенностей с этим сопряженных со стороны управленческой команды невозможен.
Развитие специального вида производств на основе процессов, выполняемых роботами, эффективно по достаточно узким производственным операциям. В этом смысле выгодно создавать кастомизированные производственно-технические площадки, которые готовы под конкретные заказы осуществлять выполнение специальных операций по изготовлению, сборке или упаковке. Узкоспециализированные, но высокоэффективные производства-сервисы способны сконцентрировать и развивать ресурсную базу с минимальным составом роботов и соответствующих специалистов.
Вещь как самостоятельный объект сети
Компьютеризация дошла до отдельных предметов, которым может быть разрешена самостоятельность в поведении. Интернет-вещей поддерживается крупными игроками рынка и всячески приветствуется экспертами. Но бизнес сталкивается в связи с этим с новыми проблемами и вызовами. Эффективная организация взаимодействия объектов в рамках некоторой управляемой сети на порядок сложнее. Есть определенное сходство с роботизацией и тотальной автоматизацией производственных и технологических процессов.
Интернету-вещей присуща определенная путаница в понимании его информационной сути. Кажется, что он весь заключается в умных объектах, оснащенных датчиками и управляемых на расстоянии. Но суть заключается в сложных информационных инструментах и технологиях управления множеством объектов, включенных в единое рабочее пространство бизнес-модели.
Особые способы снятия подробной телеметрии, контроль технического состояния сложнейших производственных комплексов, прогнозирование отклонений от нормативных значений и предсказание возникновения рисковых событий, оперативное координирование и синхронизация действия объектов, тотальная динамическая визуализация процессов, поддержка стратегических и оперативных решений – это и многое другое составляет суть потенциала возможностей интернета-вещей.
Автоматизация бизнес-процессов
В условиях активного информационного давления на бизнес-процессы, потребность в гибких и удобных инструментах моделирования увеличивается. Такие инструменты можно отчасти сравнить со специальными средствами разработки программного обеспечения.
Инструменты моделирования бизнеса требуются теперь в несколько ином виде с полной производительной поддержкой жизненного цикла бизнес-объектов и бизнес-процессов. Возможно, будут разработаны варианты нотации моделей бизнеса или специальные «языки моделирования», которые поддерживаются стандартами моделирования, прикладными библиотеками (фреймворки моделирования бизнеса).
Ряд бизнес-процессов может быть стандартизирован без потери конкурентных преимуществ в рамках отдельной отрасли экономики или целевого направления. В этом случае очевидно развитие сервиса по «поставке фрагментов бизнес-моделей» с элементами комплексного «шаблонного» проектирования и блочного встраивания в общий контур бизнеса, с последующей их автоматизацией, актуализацией, контролем и корректировкой.
Информатизация экономики вынуждает бизнес обращаться к производительным средствам автоматизации стандартных и специальных бизнес-процессов. Если крупные компании могут себе позволить программирование подобных систем «с нуля», то для среднего и малого бизнеса должны появляться готовые решения на основе паттернов проектирования бизнес-процессов и удобных информационных инструментов.
Виртуальный информационный оператор
Раз уж информация имеет большую ценность для успешного бизнеса, то должны быть сервисы, которые предоставляют определенный набор услуг по её накапливанию, трансформированию и выдаче по заявке (запросу). Но это должны быть не просто ИТ-решения основанные на технологиях идентичных «облачным», а полноценные таргетированные по целям и задачам клиентов наборы услуг. Наиболее выгодно для бизнеса совместное использование знаний, регламентов, больших данных, прототипов, бизнес-процессов, патентов, авторских и смежных прав или иного вида публичной или частной информации. Информационные сообщества в рамках одного оператора могут формировать публичное пространство и реализовывать исследовательские проекты. Дополнительное внимание следует уделить открытым и частично-ограниченным реестрам приобретаемых защищенных прав и удостоверяемых атрибутов.
Обмен информацией между партнерами, публикация информации, хранение и индексирование различных данных и сведений, контроль целостности, защита от распространения и резервирование, построение и обработка сложных запросов, распределенные вычисления – для управления указанным функционалом нужны профессионалы, в том числе в рамках отдельного бизнеса.
Информационный оператор – это сервисный бизнес по сбору, обработке, хранению, визуализации и распространению информации различных типов и назначений.
Реальный логистический оператор
В экономике, которая всё больше переходит в режим виртуализации, требуются ключевые решения в сфере повременного доступа к ресурсам, в том числе к перемещению реальных грузов (товаров, работ, услуг). Ещё большее значение наряду с эффективной доставкой до потребителя информации, будет играть комфортное, качественное и быстрое перемещение готовых продуктов и их компонентов. А если потребителю объект предоставляется во временное пользование, то нужен возврат объекта владельцу.
Транспортировка необходима как для материальных объектов, так и для нематериальных продуктов, которые упаковывается физически (например, кино на blu-ray диске). Виртуальная транспортировка – это другое отдельное направление, в рамках которого возможны успешные бизнес-схемы (например, файловые обменники).
Условия транспортного сервиса во многом зависят от выбранной стратегии и тактики бизнеса. Допустимы варианты, как в формате «координатора» транспортных средств, грузоотправителей и грузополучателей, так и в формате собственной логистической сети высокой пропускной способности.
Транспортный оператор – это сервисный бизнес по оптимизации маршрутов перемещения и непосредственному перемещению материальных ресурсов и продуктов между экономическими субъектами.
Удобный финансовый оператор
В каком-то смысле банковские услуги уже недостаточно гибкие и удобные для активно развивающейся экономики. Информатизация высвобождает и перераспределяет ресурсы, изменяет способы и процессы управления компаниями, порождает новые формы трудовых отношений. Финансы – это сектор экономики, для которого потенциал развития информационных технологий в условиях глобализации цифровых данных весьма высок. Сегодня физическому и юридическому лицу требуется больше чем просто кредитование и депонирование денежных средств. Вполне реально развивать финансовый сервис, который обеспечит прием, контроль и распределение доходов из различных источников, скоординирует рациональное резервирование, сбережение и страхование рисков, в автоматическом режиме спланирует базовый бюджет (расходы) и сформирует фонды на текущие обязательные расходы и развитие, осуществит прямые платежи и платежи «с подтверждением», возьмет на постоянный контроль финансовые потоки для исключения неблагоприятных ситуаций дефицита денежных средств. Но всё это в условиях конфиденциальности и мобильности, а возможно и в рамках специальной криптовалюты.
Финансовый оператор – это сервисный бизнес по регламентированному комплексному управлению частными или корпоративными финансами в безопасном и мобильном режиме, включая доходную и расходную части.
Производитель информации о потребностях, продуктах и покупателях
В современной экономике, которая характеризуется глобальной информатизацией, торговля (или, если угодно, система продаж) тоже постепенно меняется. Формы и виды торговых сделок, не говоря уже об ассортименте и разнообразии точек продаж, впечатляют. Во что же превращается «торговля»? Что становиться главным в её функциях: транспортные сети и логистика для товара, подготовленная маркетингом встреча продукта с потребителем, оборачиваемость и маржа розничной точки, веселое времяпрепровождение покупателей?
Торговля превращается в первичного производителя информации о потребностях, потребителях и торговых сделках. Это, пожалуй, самый ценный для экономики в целом и для любого производства в особенности ресурс. В торговых сделках участвует потребитель непосредственно, а значит это действительно важный момент, когда можно изучить его характеристики и атрибуты поведения.
Действительно, например, что такое…
… ассортиментный выигрыш крупных торговых сетей по сравнению с небольшими магазинами – как не изобилие информации о разнообразных товарах и возможностях удовлетворения потребностей в месте активных продаж;
… выкладка товара импульсного спроса в кассовой зоне – как не дополнительная сопутствующая информация для потребителя о том, что он мог забыть для удовлетворения «маленьких потребностей» и напоминание о таких потребностях;
… акции и скидки – как не информация о выгоде для потребителя при покупке определенных товаров на определенных условиях;
… дисконтные программы и программы лояльности – как не информация о преимуществах для постоянных и важных потребителей;
… мерчандайзинг – как не выгодное размещение информации о товарах в поле зрения потребителей;
… интернет-торговля – как не удобное высокотехнологичное и конкурентное предоставление информации о товарах и возможностях торговой сделки.
Свою «информационную» силу перед производителями торговые сети уже начали чувствовать, поэтому появились определенные способы извлечения из этого экономического преимущества (например, маркетинговый сбор).
Управление рисками
Экономические субъекты подвергаются множеству рисков в своей деятельности. И этот перечень постоянно расширяется и будет расширяться в результате повышения сложности используемых технологий и технологических инструментов, а также в результате все интенсивного и тесного взаимодействия субъектов. Сегодня каждый бизнес зависит не только от себя, но и от множества других бизнесов. Если компания не хочет потерять всё в одночасье и столкнуться с непреодолимыми последствиями чрезвычайного события, она должна задумывать и защищаться от наиболее вероятных и губительных рисков. В одиночку никакой бизнес не справиться.
Не каждая компания может позволить иметь в своей структуре профессиональных риск-менеджеров, которые могли бы остановить бизнес у черты, за которой риск неоправданно велик. А если бизнес строиться в своей основе не на материальных фондах, а на идеях и знаниях, то управление рисками является важной точкой не только его роста, но и, в первую очередь, самосохранения.
Потерять бизнес можно в считанные дни в результате различных непредсказуемых или слабо прогнозируемых событий. А значимый ущерб существенно способен затормозить развитие компании или ослабить её позиции позволив конкурентам завладеть долей рынка. В таких случаях бизнесу требуется помощь.
Современная экономика должна предложить компетентные центры управления рисками, которые обладают знаниями (актуальной информацией и профессиональным опытом), инструментами (методиками и технологиями предупреждения, ликвидации, компенсации рисков и восстановления после наступления риск-событий), программами обучения и «продуктами» (понятными, монетизируемыми и удовлетворяющими потребности клиентов в части управления рисками).
Центр управления рисками – компетентный бизнес по предоставлению услуг (различного уровня и детализации) по управлению рисками для определенного круга экономических субъектов, включая: классификацию рисков, анализ и прогнозирование, управление рисковыми событиями, ликвидация последствий, восстановление.
P.S. Конечно же перечень не исчерпывающий. Ваши идеи и предложения в комментариях.