Как сообщает канал SpaceX ракета разбилась из-за недостаточной тяги одного из трёх двигателей во время посадки:
Здесь RUD = Rapid Unscheduled Disassembly
Falcon 9 был запущен с SLC-40 на мысе Канаверал, 15 июня 17:29 (МСК). EUTELSAT 117 West B выведен на орбиту спустя примерно 30 минут с момента запуска, а ABS-2A выведен ещё спустя 5 минут.


Момент посадки с 26:12, к сожалению трансляция с баржи прервалась в самый интересный момент.
Вывод второго спутника на орбиту:

UPD. Снимок со спутника Deimos 2, сделанный 40 минут после жёсткой посадки.
image
UPD2. Оказывается посадка была не такой резкой, как мы думали, но всё же достаточно жёсткой чтобы уничтожить основную несущую конструкцию и сложить гармошкой двигатели. Похоже что преждевременное исчерпание жидкого кислорода привело к выключению двигателя прямо над платформой.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (61)


  1. Kolyagrozamorey
    15.06.2016 18:41
    -1

    Жаль, но ничего думаю проработают ошибки и следующую успешно посадят


    1. Jeffryxon
      15.06.2016 20:06

      1. ColdPhoenix
        15.06.2016 21:12
        +9

        там первый коммент классный:
        «can current rockets upgrade with a software unlock for $9,000?»


        1. Jeffryxon
          15.06.2016 21:23
          +1

          Самое интересное, что именно так и происходит, только вот разработка и тестирование патча, вероятно, выходят подороже :)


          1. Lagman
            15.06.2016 22:06
            +2

            нет, это они про софт разлочку батареи в автомобиле тесла.


            1. Jeffryxon
              15.06.2016 22:19

              Посыл я понял, "самое интересное" я написал к тому, что доля шутки в этой шутке очень небольшая: на F9 добавляют "фичи" и увеличивают тягу двигателей программными патчами в последнее время.


              1. choupa
                16.06.2016 10:17

                Главное, чтобы Windows 10 не начала ставиться в момент посадки.


                1. eugenius_nsk
                  16.06.2016 16:50

                  Возможно, что именно это и произошло.


            1. Jeffryxon
              17.06.2016 11:13

              [удалено]


  1. zookko
    15.06.2016 18:44

    Куча видео на всех этапах — это, конечно, невероятно круто. Такими темпами скоро будет онлайн с орбиты.


    1. a_batyr
      15.06.2016 18:50

      Онлайн с орбиты вы можете тоже видеть на видео, например, отделение первой от второй ступени. Далее есть трансляция с обоих ступеней, однако на T+06:03 трансляция с первой ступени прерывается.


    1. alexk24
      16.06.2016 07:48
      +4

      Онлайн с орбиты (МКС) уже довольно давно есть.
      http://www.ustream.tv/channel/iss-hdev-payload
      http://www.ustream.tv/channel/live-iss-stream


  1. Saturn_V
    15.06.2016 20:21
    -7

    ИМХО многоразовая первая ступень должна быть либо на вытеснительной подаче, либо РДТТ. В «классических» ракетных ступенях приходится бороться за каждый килограмм массы. Следствие этому — стенку ступени можно помять рукой. Поэтому при малейшей тряске ступень будет ломаться.
    Кроме того, у первой ступени Falcon-9 большое отношение длины к диаметру, что делает ступень неустойчивой.
    Я бы на месте Маска поставил на первую ступень РДТТ. Из-за большей плотности твердотопливного топлива перед жидким (1.74 г/см3 против 1.036 г/см3) ступень получится намного ниже, и, как следствие — более устойчивой.


    1. Eklykti
      15.06.2016 20:26
      +1

      И как ты будешь перезапускать и контролировать тягу у твердотопливного двигателя?


      1. Saturn_V
        15.06.2016 20:35
        -2

        Можно и не перезапускать, а снизить тягу до такого уровня, чтобы стало возможно «горячее разделение» 1-й и 2-й ступени.
        А тяга РДТТ очень хорошо настраивается, подробнее тут:
        geektimes.ru/post/209242


        1. Eklykti
          15.06.2016 20:41
          +3

          Для посадки нужно тягу регулировать в зависимости от изменяющихся внешних условий, тупо фигурно нарезать твердотопливную шашку не получится.


          1. Saturn_V
            15.06.2016 21:07
            -5

            Можно сажать, как и сажали шаттловские твердотопливники, на парашютах. Они без проблем переживали падение в воду со скоростью 23 м/с.


            1. Eklykti
              15.06.2016 21:19
              +2

              По тому что мне попадалось про шаттлы — ни фига не без проблем, там по сути собирался новый бустер из того что выжило при падении старого. Чего SpaceX как раз очень хочет избежать, им нужен целый бустер, на который можно сразу поставить 2 ступень и нагрузку и запустить обратно после автотестов.


              1. Saturn_V
                15.06.2016 21:28
                -3

                А можно ссылку? Ускорители шаттла вполне удачно приземлялись на воду. Потом их буксировали на берег, разбирали на 4 сегмента и везли куда надо.


                1. zapimir
                  15.06.2016 21:51
                  +9

                  Да уже сотни раз обсуждалось в темах о SpaceX про эти посадки на парашютах, сколько можно. Одно и то же в каждой теме обязательно найдется умник открывающий всем глаза со своими парашютами…


                  1. Saturn_V
                    15.06.2016 21:55
                    -3

                    Да, найдётся. Простую ступень нельзя сажать на парашютах — сломается. А РДТТ или ступень с вытеснительной подачей выдержат такое падение на опоры без проблем.


                    1. 1_admin_1
                      15.06.2016 22:25
                      +6

                      Ну и в чём проблемы? Пожалуйста, начинайте разработку, находите команду единомышленников, нанимайте специалистов по требуемым специальностям, находите инвесторов, и вперед.


                  1. QwertyQwerton
                    17.06.2016 09:26
                    +1

                    просто в кербале ракета обмотанная парашутами так хорошо садится и даже не особо бумкается


                1. BigBeaver
                  15.06.2016 23:42
                  +1

                  Почитайте второй том мемуаров Фейнмана — там как раз доступно описано, как их исправляли после падения, с какими косяками, и какие это вызывало проблемы


                  1. cynovg
                    16.06.2016 11:49

                    Вы о каком Фейнмане говорите?


                    1. cynovg
                      16.06.2016 11:53

                      А! Видимо, речь о докладе причин катастрофы «Челленджера».


                      1. 25080205
                        16.06.2016 16:50

                        Там больше о некрасивом поведении руководства. При посадке ускоритель бьется об воду, кольца в той или иной степени корежит. Убивший корабль ускоритель был кривоват, прокладки работали на пределе и еще задубели от холода. Фейнман вскрыл, что руководство, дабы прикрыть жопп, нарисовало уже после катастрофы регламент, согласно которому при определенном пределе деформации кольца надо браковать. Т.е. обвинили работяг в том, что они нарушали и «вбивали» кривое кольцо силой. Но на момент сборки этого всецело разумного регламента не существовало, его оформили задним числом, чтобы свалить вину на левых людей «низшего сословия».


            1. Wyrmling
              15.06.2016 22:04
              +1

              Ну да, без проблем. Учитывая, что всего было 135 полетов на 5 шатлах. А сделано было 232 таких ускорителя. По 50 лямов каждый.


            1. Impuls
              16.06.2016 08:54

              SpaceX хочет лететь к марсу. Как там посадить ракету на парашюте? А так технологию отработают, и айда на марс


            1. Priapus
              17.06.2016 09:26
              +2

              Откуда вы только беретесь? В каждой теме про SpaseX появляется «парашютист», который лучше Маска знает, что нужно делать.

              Воспользуйтесь поиском.


    1. Avenger911
      16.06.2016 10:36
      +1

      Насколько я помню, обратный маятник чем длиннее, тем устойчивее.


  1. sierra
    15.06.2016 21:12
    -1

    «Похоже, у одного из трёх задействованных при посадке двигателей была низкая тяга. Для приземления необходимо, чтобы все двигатели работали на максимуме», — написал Маск в Twitter.

    Выходит что двигатели за один раз и без перерыва отрабатывают сразу двойной ресурс на максимальной мощности.
    Не представляю какой ре сур должен быть изначально заложен в движки что бы они могли отлетать по нескольку раз. Ведь вроде речь идет не о 2-3 а о десятках повторных запусков.

    Я конечно извиняюсь, но это больше похоже на времена засилья китайщины. Если вспомнить то время, то сравнивая например европейскую технику, где любые компоненты работали с большим запасом и китайскую когда они собирали на деталях с меньшими характеристиками и выжимали из них все что могли.
    К чему все это привело можно наблюдать сейчас, когда техника едва отрабатывает гарантийный срок.


    1. Jeffryxon
      15.06.2016 21:22

      Не представляю какой ре сур должен быть изначально заложен в движки что бы они могли отлетать по нескольку раз


      Конкретно в эти — 40 циклов запуска (двигателя, не ракеты), то есть 10 запусков F9 для трёх двигателей и 40 — для остальных шести. Пока что чисто теоретически, разумеется. Потом капремонт с заменой некоторых частей (вала ТНА, например) и ещё 40 циклов.


      1. BalinTomsk
        16.06.2016 19:06

        — 40 циклов запуска

        это в идеальных условиях когда двигатель закреплен на стенде, охлаждается и не шевелится.

        Все сразу меняется когда изделие испытывает перегрузки.


        1. Jeffryxon
          16.06.2016 19:11

          Это была часть фразы Илона "Двигатель в целом не имеет осмысленного ограничения срока службы, планируется лишь каждые 40 циклов заменять части, испытывающие максимальные температурные нагрузки". Вы думаете, целью была разработка двигателя, пригодного к многоразовому использованию на стенде?


    1. Eklykti
      15.06.2016 21:24

      Выходит что двигатели за один раз и без перерыва отрабатывают сразу двойной ресурс на максимальной мощности.


      Однако предыдущие 2 бустера также возвращались после выведения на ГПО на максимальной мощности и сели успешно. Следовательно, имеем некий частный случай, который нужно просто учитывать в будущем.


  1. 25080205
    15.06.2016 21:36

    Я бы не сказал, что ступень разбилась — посадка, судя по видео, прошла вполне сносно — ракета пришла в точку и встала, вроде бы не валится непосредственно. Но горит и трансляцию отключили для общественности — вероятно, погорела еще немного и взорвалась.


    1. 1_admin_1
      15.06.2016 22:21
      +3

      Не факт, что трансляцию выключили, там скорей всего для передачи сигнала — используется спутниковая связь, а это не самое стабильное соединение, особенно когда много пыли, гари, тепла, поэтому обычно при посадке и пропадает картинка, а через некоторое время — появляется в записи полная версия.
      Вполне возможно, что сильное падение, или дым, или что-то ещё — вполне могли повлиять на трансляцию.


      1. Hayate
        16.06.2016 08:27
        +3

        Каждый раз при посадке ступени возникает фриз трансляции. Если ступень села успешно, фриз пропадает, если разбилась — фриз не пропадает.


        1. Eklykti
          16.06.2016 11:31

          Если разбилась, то взрывом сносит камеру и транслировать уже не с чего.


          1. Hayate
            16.06.2016 11:37

            Ну например в случае с ясон-3 ничего не снесло.


      1. mladshij
        16.06.2016 10:39
        +2

        Думаю, что трансляцию именно выключили. Все последние запуски можно было наблюдать, что люди, присутствующие при запуске, начинают радостно кричать за несколько секунд до того, как в трансляции с баржи что-то появляется. То есть трансляция с баржи идёт с задержкой в несколько секунд (по сравнению с тем, что видят присутствующие лично). И в случае проблем её просто выключают до того, как на youtube успевает появиться что-то нештатное. И причина этого простая. Как кто-то уже писал, будет куда лучше если журналисты напишут «оба спутника успешно выведены на целевую орбиту, ситуация с севшей ступенью уточняется», чем «первая ступень разбита при посадке, спутники ещё в процессе вывода и их судьба не ясна».


    1. worldxaker
      15.06.2016 23:59

      по трансляции не понятно на какой скорости села ступень, думаю она конкретно влетела, по крайней мере дыма была значительно больше чем обычно и пламя было. хотя действительно села вертикально. но без нормального видео все равно нифига не понятно


      1. 25080205
        16.06.2016 03:47

        Покажут поди, что сейчас гадать… И план со стороны должен быть — он-то не пропадет, даже если платформу разнесет на ошметки.


        1. worldxaker
          16.06.2016 07:38

          судя по фоткам, к счастью, с платформой все хорошо


        1. mladshij
          16.06.2016 10:21

          Не разнесло. Вот фото: twitter.com/deimosimaging/status/743153542362439680


    1. ramzai
      16.06.2016 10:22

      Судя по спутниковому снимку twitter.com/deimosimaging/status/743153542362439680 не взорвалась. i.imgur.com/rXDtzmz.jpg


  1. MxMaks
    16.06.2016 10:22

    Какой будет прорыв если SpaceX решатся запустить Falcon heavy в первый полет собранную из отработавших ступеней. (с незначительными изменениями под крепеж). Понимаю что это все мечты, но а вдруг)


    1. Hayate
      16.06.2016 11:43
      +1

      Это будет не прорыв, а глупость инженеров. В случае возникновения проблем при сборке первой хэви из БУ ступеней диапазон поиска причин увеличится в разы.


  1. duke_saiko
    16.06.2016 11:23

    Заголовок статьи такой, что хочется спросить: что прям вот так, вдребезги?! На мой жутко субъективный имхошний донельзя взгляд, он желтоват. Я не ошибся, я же на Гиктаймс, а не на "Комсомольской правде"?


    1. a_batyr
      16.06.2016 11:49

      А как бы вы перевели термин Rapid Unscheduled Disassembly?
      Но при посадке первая ступень быстро незапланированно разобралась?


      1. duke_saiko
        16.06.2016 12:55

        Мне кажется, первая ступень развалилась лучше бы отражало суть, учитывая, что сам термин сплошной эвфемизм на ваше слово. Кстати, Маск пишет про большие куски, которые образовались в результате инцидента.


        1. Eklykti
          16.06.2016 13:02

          17 янв. 2016 г


          это старые куски


          1. duke_saiko
            16.06.2016 13:10

            Да, действительно старые.


        1. a_batyr
          16.06.2016 13:11

          Во-первых ваша ссылка ведёт на твит 17 января.
          Во-вторых я думаю если ступень и развалилась, то явно не в полёте, а при приземлении, то есть разбилась.


          1. duke_saiko
            16.06.2016 13:49

            Кажется, вы спросили про перевод, а не про вероятность того или иного события, о котором доподлинно сами не знаете? Ссылка старая, это точно. Я это уже признал. На всякий случай: мне очень жаль, если моё личное мнение вас фрустрировало.


            1. a_batyr
              16.06.2016 13:59

              вероятность того или иного события, о котором доподлинно сами не знаете
              Кстати, это хороший аргумент в пользу того что заголовок жёлтый. Я действительно не знаю как она развалилась, взорвалась или разбилась, а выбрав один из глаголов я внёс своё субъективное мнение. Оставим как есть, пока не появится видео.


              1. duke_saiko
                16.06.2016 14:02

                Спасибо за понимание. Вопросы перевода и влияния личности переводчика на результат обсуждаются на соответствующих лекциях у лингвистов в числе первых.


  1. mbhusty
    16.06.2016 14:25

    А чему они так радуются на видео??


    1. Jeffryxon
      16.06.2016 17:12

      Успешная остановка двигателя второй ступени примерно в то же время происходит.


  1. Jeffryxon
    17.06.2016 11:14
    +2

    Стабилизированное видео с корабля поддержки



    Причина жёсткой посадки — исчерпание запасов окислителя непосредственно перед посадкой и выключение двигателя.