В нашем блоге мы пишем о различных аспектах работы с почтовыми рассылками — от верстки писем до типографики. Последняя тема очень интересна и обширна — важность работы с текстом письма трудно переоценить. Однако типографика играет большую роль не только в интернете — сегодня мы поговорим о том, как она может в реальности спасать жизни людей.

Спустя несколько десятилетий «воплей», Национальная метеорологическая служба США недавно сообщила о том, что больше не будет публиковать свои прогнозы и метеопредупреждения только прописными буквами. С 11 мая все ее сообщения публикуются смешанным регистром.

Нельзя сказать, что привычка метеослужбы писать о своих прогнозах заглавными буквами была полностью ее решением. Старое оборудование, использовавшееся в момент возникновения службы в конце 1800-х годов, могло выдавать только прописные буквы. К сожалению, люди привыкли к тому, что набор заглавных букв следует воспринимать как крик. Прошло много времени, прежде чем метеослужба и ее клиенты обновили оборудование и программное обеспечение, и теперь они, наконец, готовы вступить в XX век.



Запись Национальной метеослужбы в Твиттере: «Начиная с 11 мая, Национальная метеорологическая служба @NOAA [NOAA – Национальное управление океанических и атмосферных исследований США – прим. перев.] перестанет на вас кричать»

Для дизайнеров по всему миру это была величайшая победа в истории типографики, каких мы не видели с тех пор, как Массимо Виньелли придумал новый дизайн схемы нью-йоркского метро. Может быть, это и преувеличение, но типографика важна настолько, что от нее иногда даже зависит жизнь человека.

Метеослужба, использующая одни лишь прописные буквы – это практически версия «Мальчика, который кричал: «Волки!», только из мира типографики. Если набирать все тексты в верхнем регистре – начиная от предупреждения об опасном урагане до сообщения о небольшом ливне – то все будет выглядеть одинаково важным. Люди понимают, что в большинстве случаев это не так, поэтому могут стать равнодушными к любым предупреждениям. Когда ничто не выделяется, гораздо проще упустить из виду реальную угрозу.

Теперь, когда метеослужба может грамотно использовать сообщения, набранные прописными буквами – например, как средство для обозначения реальной опасности – общественность с большей вероятностью обратит на них внимание.

«Мы поняли, что по-прежнему можем использовать сообщения из прописных букв в случае, если нужно выделить то или иное событие, например: «ВНИМАНИЕ! УГРОЗА ТОРНАДО. ВСЕМ СПРЯТАТЬСЯ В УКРЫТИИ!» – рассказывает Арт Томас (Art Thomas), метеоролог национальной службы, отвечающий за реализацию проекта. – Мы надеемся, что использование прописных букв будет привлекать внимание людей в особенно важные моменты и побудит их позаботиться о своей безопасности».



Примеры использования метеослужбой верхнего и смешанного регистров в местных прогнозах погоды. Источник: NOAA

Своевременное нажатие на клавишу Caps Lock – не просто полезная стратегия для привлечения внимания к нужным событиям, но еще и метод, позволяющий облегчить восприятие текста. Учитывая, что при чтении мы обращаем внимание на форму слова, крупные блоки текста, состоящие только из прописных букв, читаются медленнее. В экстренном случае лишнее время на расшифровку срочного сообщения может нам дорого обойтись.



Текст, набранный прописными буквами, читать сложнее, чем текст, набранный смешанным регистром

Конечно, если ваша цель – передать сообщение, которое будет тяжело прочитать, то верхний регистр для этого идеально подойдет. Компании, предупреждающие о возможной опасности с помощью прописных букв, скрывают – намеренно или нет – важную информацию от покупателей.

Ниже представлена версия предупреждения от Министерства здравоохранения США, которая упоминается в знаменитых «Визуальных объяснениях» Эдварда Тафти. Это предупреждение изображено на одном из рекламных щитов: сообщение было специально выделено прописными буквами, подчеркнуто снизу, а его границы выделены черным цветом.



Предупреждение о вреде курения, которое читается с трудом. Источник: Visual Explanations

С 1984 года каждая пачка сигарет должна была содержать одно из четырех специальных предупреждений о вреде курения, включая надпись прописными буквами «минздрав предупреждает». В 2009 году президент США Барак Обама подписал новый закон, требующий от производителей более крупных надписей с четкой графикой. Однако табачные компании затеяли судебный спор, и с тех пор вопрос с введением новых надписей остается открытым.

Представители компаний утверждают, что стараются «выделять» важные сообщения, используя верхний регистр. Именно поэтому так много юридических документов и контрактов включают разделы, в которых кажется, будто на читателя кричат. Можете винить в этом американский закон – в частности, Единообразный торговый кодекс – который требует, чтобы определенные разделы контрактов «отчетливо выделялись».

Обычно эти указания применяются к тем частям документов, которые звучат следующим образом: «Компания Х не гарантирует, что сдержит свои обещания, и весь риск возлагается на вас». Логично, что такие разделы нельзя упускать из виду. Есть одно но: если «отчетливо выделить» текст, то его становится сложнее читать. Причиной тому является исторически сложившаяся путаница. Юридически закон определяет «отчетливо выделяющимся» следующие понятия:

  • «(А) заголовок из прописных букв, равный или больший по размеру, чем окружающий его текст, или выделяющийся стилем, шрифтом или цветом от окружающего его текста того же или меньшего размера, и
  • (Б) надпись более крупного размера, чем окружающий ее текст, или выделяющаяся стилем, шрифтом или цветом от окружающего ее текста того же размера, или отделенная от окружающего текста того же размера символами или знаками, привлекающими внимание к написанному».

Так почему мы пользуемся верхним регистром, а не полужирным шрифтом, курсивом или даже инструментами для выделения текста? Просто потому, что раньше юристы пользовались печатными машинками, а единственным способом что-либо выделить в то время было использование прописных букв. Несмотря на то, что сегодня современные устройства для набора текста могут «отчетливо выделить» сообщение другими способами, сложившуюся традицию сложно нарушить. Можете спросить об этом в метеослужбе.



Знакомая ситуация? Вините во всем печатные машинки и упрямых юристов. Источник: iTunes Terms and Conditions

Но давайте отвлечемся от прописных букв и перейдем, возможно, к самому известному месту, где выбор шрифта может спасти жизнь человеку – к дорогам.

С 1950-х годов в США все надписи на дорожных знаках печатались шрифтом Highway Gothic – это был самый распространенный шрифт вплоть до начала 2000-х. Но с ним возникали некоторые проблемы. Замечали водители или нет, но надписи, сделанные этим шрифтом, было тяжело читать в дождливую погоду, на расстоянии и в темноте. Когда свет попадал на дорожный знак, слова смешивались в одну светящуюся, размытую кашу, которую называют «ореолом» [англ. halation]. У обычного человека такая надпись вызовет легкое раздражение, но если вы – пожилой человек с плохим зрением, двигающийся на скорости 70 миль в час, это может привести к печальным последствиям.

Дорожные инженеры долго не могли найти выход из этой ситуации. Они думали о том, чтобы сделать буквы на 20% крупнее, но для этого пришлось бы изготовить и более крупные знаки, что обойдется в несколько миллиардов долларов. Поэтому они решили обратиться к дизайнерам – специалистам по экографике и типографике. Эти дизайнеры разработали Clearview – новую гарнитуру шрифтов, которые занимают то же пространство, что и Highway Gothic, но читаются проще.



Highway Gothic (слева) в сравнении с новой альтернативной гарнитурой Clearview. Источник: Termimal Design, Inc.

Одним из важнейших изменений в новой гарнитуре было расширение пространства внутри букв – так называемого контрпространства, например, пустот в буквах O или P. Помимо этого, дизайнеры отрегулировали высоту верхних выносных элементов, как в буквах b, d, f, h, а также пространство между буквами. В итоге все эти изменения, вместе взятые, судя по всему, принесли свои плоды. После многочисленных испытаний в плохую погоду и других метеоусловиях, Clearview стал гарнитурой, которая улучшила ясность надписей при чтении, а также сократила длительность реакции и дистанцию, на которой можно распознать надпись. Вскоре на многих магистралях страны появились надписи, выполненные шрифтом Clearview.



Первые испытания Clearview в естественных условиях. Источник: Terminal Design, Inc.

Но ненадолго. В этом году Федеральное управление автомобильных дорог США объявило о том, что не будет требовать, чтобы надписи на всех знаках были выполнены шрифтом Clearview. Оно объяснило это «часто возникающими путаницей и противоречиями в дизайне дорожных знаков, процессах их производства и применении». Управление также приводит ряд доказательств в пользу того, что Clearview не так уж и сильно облегчает чтение знаков ночью. Таким образом, Управление фактически ставит крест на инновациях в типографике, утверждая, что «не собирается принимать участие в рассмотрении, разработке и поддержке альтернативных стилей написания в дальнейшем».

Однако попытки создать гарнитуру, которая может спасти человеческую жизнь, продолжают предприниматься в дорожной среде – на этот раз внутри автомобиля. В 2012 году ученые из MIT начали сотрудничать с типографской компанией Monotype, чтобы решить проблему рассеянности водителей. Они подумали, что, если им удастся разработать удобный для чтения дизайн дисплеев внутри транспортного средства, водители будут проводить меньше времени в попытках распознать слова на экране и больше времени будут следить за дорогой. Для того, чтобы облегчить получение информации с экранов, две организации попытались изменить шрифты.

Они остановились на «гуманистическом» стиле, в котором расстояние между символами было больше, а глифы были более различимы. Согласно проведенному исследованию, гуманистические стили читабельнее, чем квадратные и геометрические шрифты, широко используемые в производстве автомобилей. На иллюстрации из совместной статьи MIT и Monotype показаны различия в контрпространствах и других тонкостях, влияющих на удобство чтения:



Квадратный шрифт (Eurostile) вверху в сравнении с гуманистическим шрифтом (Frutiger) внизу. Источник: Monotype Imaging

Новые гуманистические шрифты, как оказалось, неплохо сработали. Общее время перевода взгляда, то есть то, сколько времени водитель не смотрел на дорогу, сократилось на полсекунды у водителей мужского пола, принимавших участие в эксперименте (женщины показали такие же результаты). Разница во времени составила около 12%. Она может показаться незначительной, однако полсекунды означает 50 футов для среднестатистического авто на магистрали. Длина в два автомобиля могла бы стоить человеку жизни.



Даже NASA прекрасно понимает важность типографики: у них для этого есть целый отчет – «О типографике документации в кабине экипажа». В этом отчете ученый из NASA Асаф Дегани (Asaf Degani) отмечает: «Хотя документация в кабине экипажа является важной (а иногда и необходимой) формой отображения информации в современных кабинах экипажа, эффективный дизайн подобных документов до сих пор остается предметом исследований».

Эффективный дизайн в этом случае и в самом деле может оказаться необходимостью. В отчете приводится описание аварии, произошедшей 26 мая 1987 года, когда самолет 962 рейса компании Air New Orleans отправился во Флориду. Еще до того, как самолет достиг высоты в несколько сотен футов, пилот был вынужден выполнить аварийную посадку. В ходе посадки самолет выехал на ближайшую автостраду и разрушил несколько транспортных средств.

Выяснилось, что экипаж забыл повернуть рычаг управления двигателем. Национальный совет по безопасности в транспорте назвал эту ситуацию «отсутствием дисциплины при проверке бортовой документации». В чем же причина? Ответ: плохой дизайн. Вот как отозвался о произошедшем Совет по безопасности:

«Шрифт в документации компании Air New Orleans на 57% мельче, чем нужно, если сравнивать с эргономическими требованиями. Более мелкий шрифт снижает удобство чтения даже при оптимальных условиях. Свидетельств того, что низкий уровень удобства чтения сыграл определенную роль в происшествии, не обнаружено. Тем не менее, Совет по безопасности полагает, что при определенных условиях эксплуатации этот недостаток мог помешать документу выполнить его основную задачу. Поэтому Совет по безопасности считает, что Федеральное управление гражданской авиации США должно принять меры, позволяющие определить, соответствует ли документация летательных аппаратов принятым эргономическим требованиям.



Документацию Air New Orleans было тяжело читать, так как размер шрифта в ней был на 57% меньше рекомендуемого. Источник: NASA

Несмотря на то, что у NASA наверняка имеется также ряд других нерешенных вопросов безопасности, Дегани подчеркивает роль типографики в обеспечении безопасности пилотов и пассажиров: «Эффективность и точность чтения списков, карт, схем аэропортов, планов полета, ведомостей заправки, путевых листов и т.д., частично зависят от типографического и графического факторов. Более того, в случае аварии или чрезвычайной ситуации эффективность экипажа в процессах оценки, чтения, восприятия и выполнения инструкций имеет существенное значение для безопасности в полете».

В конце отчета он приводит рекомендации, начиная с длины строки и заканчивая выбором цвета шрифта и наличием засечек (кстати, он против использования верхнего регистра, читайте рекомендацию №4). Ниже представлен полный список этих рекомендаций:
Рекомендации NASA к оформлению бортовой документации

1. Шрифты без засечек обычно легче воспринимаются, чем шрифты с засечками.
2. Старайтесь не использовать шрифты, где символы слишком похожи друг на друга, так как это снизит удобство восприятия печатного текста.
3. Старайтесь не печатать особо важную документацию на матричном принтере.
4. Длинные фрагменты текста желательно записывать нижним регистром.
5. Если требуется использовать верхний регистр, то первая буква слова должна быть крупнее, чтобы это слово было легче прочитать.
6. При выборе высоты шрифта необходимо учитывать отношение роста строчных букв к росту прописных.
7. В качестве общей рекомендации при оформлении важной документации рост строчных букв должен быть не менее 0,10 дюйма.
8. Рекомендованное соотношение высоты знаков шрифта к их ширине – 5:3.
9. Межстрочный интервал должен составлять не менее 25-33% от общего размера шрифта.
10. Горизонтальный интервал между символами должен составлять 25% от общей площади и быть не меньше ширины одного штриха.
11. Старайтесь не записывать длинный текст курсивом.
12. По возможности используйте 1-2 гарнитуры для выделения текста.
13. В большинстве документов используйте черные символы на белом фоне.
14. Старайтесь не использовать белые символы на черном фоне при описании стандартных процедур во время полета. В случае, если это необходимо:
  1. Используйте минимум текста;
  2. Используйте относительно крупный кегль;
  3. Используйте шрифты без засечек, чтобы снизить потери в удобстве чтения.

15. В документации рекомендуется использовать черный шрифт на белом или желтом фоне.
16. Старайтесь не использовать черный шрифт на темно-красном, зеленом и синем фоне.
17. Для защиты документов используйте пластик с антибликовым покрытием.
18. Проследите, чтобы качество бумаги и печати были выше стандарта. Плохое качество печати повлияет на читабельность текста.
19. Дизайнер должен принять во внимание возрастные особенности пилотов, которые будут читать документацию, и выбрать более консервативный подход при оценке статистической информации.

Конечно, существует бесчисленное множество примеров плохой типографики. К счастью, лишь немногие приводят к авариям и путанице в экстренных ситуациях. Но в таких случаях даже незначительные изменения в форме письма или стиле шрифта становятся важными деталями. Так что помните об этом в следующий раз, когда будете нажимать на клавишу Caps Lock.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (11)


  1. yumka
    30.06.2016 15:19
    +6

    Отрадно, что новый шрифт на знаках не только улучшил читаемость, но еще и сократил расстояние до ближайших городов на целую милю!


    1. iqiaqqivik
      30.06.2016 17:06

      Просто в новой гарнитуре пока отрисованы глифы только для двоичной системы счисления.


    1. AlexJJ
      30.06.2016 17:59
      -1

      Скорее всего расстояние между этими знаками 1 миля. В разных местах они расстановлены. Первый на подъеме, а второй уже на спуске ближе к городу.


      1. yumka
        30.06.2016 18:28
        +2

        Безусловно, Вы правы. Это все заголовок повлиял: раз типографика жизни спасает, то и вмешиваться в пространство и время для нее, очевидно, посильная задача. Ну и картинка под руку попалась…


    1. Adnako
      01.07.2016 08:47

      БТП! Кыш из моего мозга!!! :)


  1. Sergey6661313
    30.06.2016 17:59
    +2

    Любой текст читается лучше на новых (помытых) знаках…


  1. tyomitch
    01.07.2016 10:25
    +1

    Total glance time, or how much time a driver spent looking away from the road, went down by half a second for the male drivers in the study (though there was no difference for the female participants).

    Общее время перевода взгляда, то есть то, сколько времени водитель не смотрел на дорогу, сократилось на полсекунды у водителей мужского пола, принимавших участие в эксперименте (женщины показали такие же результаты).

    Вот так, с лёгкой руки переводчика, результат исследования изменился на противоположный…


    1. Wesha
      02.07.2016 22:03

      Поясню для тех, кто не понял быстро: В английском оригинале — «общая ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ взгляда — то есть время, которое водитель провёл, глядя не на дорогу», а не «время перевода взгляда».


      1. iqiaqqivik
        04.07.2016 09:55

        > женщины показали такие же результаты

        В русском переводе это означает «такие же, как и мужчины», а в оригинале — «результаты женщин не изменились».


        1. Wesha
          04.07.2016 10:59

          Действительно, "женщины показали такие же результаты" можно прочитать двояко: либо "такие же результаты, как и мужчины", либо "такие же результаты, как и раньше (со шрифтом из предыдущего эксперимента)".


  1. Aibolit
    04.07.2016 12:22

    Вы не могли бы пояснить, где здесь несоответствие?