Работал один товарищ техническим специалистом у областного интернет-провайдера под Питером. Днём на телефоне у себя дома (техподдержка), вечером – выезды к клиентам. Будучи человеком любознательным, подкованным в электронике и вообще гиком, он, настраивая интернет у клиентов, иногда брался и починить клиентский ноутбук. Знакомо? Думаю, многим здесь. Постепенно он научился чинить не только компьютеры, но и смартфоны, и прочее железо. И стало понятно, что может появиться ещё одна профессия, приносящая даже больший доход, чем основная работа.



В статье палятся профессиональные фишки от сервисного инженера или в народе «паяльника», который работает дома в тапочках на своём аппарате, выбирает клиентов на свой вкус и забирает всю выручку себе.

Где учиться


Про ВУЗы и техникумы здесь речь не пойдёт, поскольку статья у нас про паяльника-самородка, который либо имеет этот свой маленький бизнес параллельно основной работе на дядю, либо уже собирается уйти в свободное плавание. Вопросы налогообложения, организации юридического лица или ИП так же останутся за кадром, поскольку не являются темой статьи.


rom.by

Как ни банально, но про основы электрики и электроники можно найти массу информации в Википедии. Ещё полезно читать учебники по ремонту блоков питания и по схемотехнике (один из них даётся в конце статьи). В основном же всё понимается во время экспериментов с заглядыванием по волнующим вопросам на форумы:

notebook1.ru
rom.by
espec.ws
vlab.su
GSM forum
4pda
easyelectronics.ru

Где брать паяльные станции и другой стафф


На оборудование надо не меньше 200 000 – 300 000 рублей. Хотя минимальный набор (без пайки bga) может составить тысяч 70. Понятно, что в начале опыта никто не вкладывается в серьёзные инструменты, поскольку профессиональный уровень ещё низкий. Платы паяются на коленке, рабочий стол совмещён одновременно с компьютерным и обеденным и прочее. Но если серьёзно выходить на заказчиков, а не просто раз в месяц чинить htc-шки друзей, то нужно хорошее оборудование и удобное рабоче место, а это (в порядке убывания значимости):

  • Мультиметр
  • Осциллограф
  • ESR тестер (желательно, но необязательно)
  • Лабораторный блок питания
  • Собственно паяльные станции: для начала паяльник + термовоздушная паяльная станция, и в последствии (если хочется паять bga) – инфракрасная
  • POST карты
  • Программатор и набор «кроваток» под микросхемы
  • Флюсы, паяльная паста, припои, очистители плат (жидкость) и прочая полезная в работе химия
  • Разные наборы ручных инструментов
  • Тиски
  • Бормашина (желательно для корпусных работ, также позволяет выпилить межслойное короткое замыкание на плате)
  • Хорошее освещение
  • Вытяжка для того, чтобы не дышать вредными испарениями флюсов и припоев (проветривание при пайке на инфракрасной станции запрещено, так как термопрофиль может не отработаться так, как надо)
  • Удобное кресло
  • Микроскоп
  • Системы хранения
  • Большой стол и куча полок. Стол можно подвесить на цепях, чтобы не мешали ножки стола и было свободное пространство: так облегчается уборка и можно разместить системы хранения.
  • Иметь много тренировочных микросхем, не экспериментировать на клиентских. Можно покупать по 500 р. на Авито неисправные, диагностировать и ковырять (для теста нужно как минимум несколько разных процессоров)
  • Набор «BGA волшебника»: специальные тиски, набор различных трафаретов для реболлинга, паяльная паста и свинцовые шарики разных диаметров, лопаточка, ластик, кисточка.

Большинство инфракрасных паяльных станций можно легко купить б/у на Авито, но перед покупкой нужно досконально изучить вопрос в интернетах. Закупаться остальным стаффом лучше в хорошо зарекомендовавших себя магазинах типа Чип и Дип, Профи (Сириуст). А также на рынках техники (в Питере это знаменитая Юнона) и на Aliexpress (Кроме чипов! Много ремаркировок и реболла). Чипы лучше брать на partsdirect.ru и для Питера – chipbuk.ru.


chipbuk.ru

Пред началом ремонта дорогостоящего клиентского оборудования необходимо иметь хотя бы минимальный уровень профподготовки:

  • иметь представление о работе радиодеталей (резистор, конденсатор, транзистор, диод и т. д.)
  • уметь читать принципиальные схемы
  • уметь пользоваться измерительным инструментом
  • иметь представление о принципе и последовательности запуска ноутбука
  • уметь паять микросхемы в различных корпусах (DIP, QFP, PLCC, BGA и т. д.)
  • банальная внимательность (осматривать плату на наличие потемнений, окислов, деформаций, отсутствующих элементов)
  • уметь грамотно предметно гуглить.

Не смотреть на клиента, как на г…


Казалось бы, грамотное правило, действующее в любой бизнес-нише и любой сфере обслуживания. Почему бы просто не помнить о нём и здесь? Не тут-то было. Подавляющий процент клиентов мало что (мягко говоря) понимает в технике вообще и компах/телефонах в частности. Плюс частенько (да постоянно!) попадаются люди, которым крайне сложно объяснить на пальцах, что произошло с их девайсом и какие есть пути его лечения. То есть ты им объясняешь, про охлаждение, температурное расширение металлов, про чипы, которые не любят перегрев и в последствии выходят из строя, а на тебя смотрят, как на инопланетянина, говорящего «пиу-пиу-пиу» и только.

И ты думаешь: «Ну что ж ты такой тупой, 21 век же на дворе, ну элементарные же вещи говорю, всё разжевал». Многим приходится долго доказывать, что профилактика дешевле, а теперь ремонт стоит 6000 рублей (некоторые сразу отказываются). Попадаются такие, которые думают, что их откровенно обманывают. Правда, это небезосновательно: есть куча шарлатанов, в том числе так называемые «прогревасты», которые используют диагностическую меру кратковременного прогрева кристалла чипа как метод «ремонта» и снимают с клиента несколько тысяч рублей; прогретый чип работает от нескольких дней до нескольких месяцев, но в конечном счёте неминуемо выходит из строя.

Если же клиент со своей стороны начинает ещё и качать права заказчика из серии «клиент всегда прав» и вообще почему так долго, то чувствуешь, как из глубин организма подымается звериный рык, который выльется либо в грубость (а это непрофессионально), либо в личный стресс – накапливаемая усталость – ежедневное пиво – пузо – алкоголизм. Решение в данном случае обозначено в подзаголовке выше: не смотреть на клиента, как на г…, а смотреть, как на человека, который обратился к тебе за решением проблемы только потому, что сам ничего не понимает в этом. Именно потому, что ты – сервис. И вещи, которые тебе кажутся элементарными, для него – тёмный лес.


Дэнни Трехо смотрит на клиента, как на г...

Лучше изначально всё спокойно и очень подробно объяснять (по аналогии с медициной — коллегиальным методом). Или представить, что ты – доктор, а перед тобой – ребёнок, которому надо вырвать зуб. Вежливо и чуть ли не ласково объяснять порядок действий, способы решений и варианты результатов (пасторальный метод). Именно такие подходы обеспечат поток благодарных клиентов, которые выберут тебя, а не сервис у метро, и которые создадут тебе хорошее сарафанное радио.

Значит можно невозбранно что-то где-то подменить


Да, есть ещё такой соблазн: раз клиент не разбирается в вопросе, значит можно невозбранно что-то где-то подменить с выгодой для себя. Путь изначально скользкий во всех смыслах: и в плане личной кармы, и потому что правда в большинстве случаев всё равно вылезет на поверхность. Для репутации это ужасно. Нужно постараться общаться с клиентом максимально прозрачно, по честному. А перед очень сложными ремонтами предупреждать о возможном выходе устройства из строя – это и убережёт от обвинений «Вы сделали хуже, чем было и вообще всё сломали, платите», и придаст солидности в глазах клиента: о нём заботятся, предупреждают с высоты опыта (можете передумать и пойти в сервис с гарантией). Кстати о гарантии. Хороший ход: давать клиенту личную устную гарантию в том, что, если что – я переделаю. Но только в том случае, конечно, если поломка наступила по вине инженера.

Напутствие неофитам от героя статьи


Самые сложные ремонты приходят после других сервисов с некомпетентными мастерами. Мне вот, например, человек плату принёс, хотел продать за 500 р. после другого сервиса (новая стоит 12000 р.). Они хотели видеочип поменять, но со слов клиента «у нас не получилось». Материнка была буквально перекручена: использовали слишком маленький нижний подогрев и не соблюдали термопрофиль, не обернули в фольгу и не приложили грузы (обязательная мера для ИК-станций с маленьким нижним подогревом). Предложил клиенту попытаться отремонтировать.

Равномерно прогрел до 300 на большом термостоле, в местах деформаций приложил грузы, подержал минут 10 и дал остыть. Выпрямилась! Припаял видеочип (материнку принесли без видеочипа) – завелась, но нет инициализации. Обратил внимание на северный мост – на нём нет нескольких конденсаторов, припаял – без изменений, они и его угрели, похоже. Поставил чип с донора – заколосилось. За ремонт взял 7000 р. (3000 чип и 2000 донор, с которого снял север; новый такой север стоит 3200). За саму работу взял чисто символически – было интересно поднять мать с того света и повысить свою репутацию.


Та самая плата в процессе выпрямления после сервиса

Напутствие начинающим мастерам? Чтобы они, если реально не понимают что делают, не ковыряли клиентские буки, а передавали более компетентным ремонтникам или чинили под их руководством. Или хотя бы производили модульную замену (если клиент согласен по ценнику и срокам).

Насчёт почитать: Хоровиц П., Хилл У. «Искусство схемотехники». Там всё подробно разъясняется и есть куча лабораторных опытов и задач. Можно рекомендовать в качестве настольной книги, очень годная вещь!

А вообще, если решил стать паяльником – сто раз подумай. Потому что нужны чудовищные усидчивость, терпение и внимательность.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (145)


  1. wormball
    22.07.2016 14:19
    +13

    > Ольга Олецкая Olezkaya
    > Как я стал паяльником

    И сменил пол заодно?


    1. rstepanov
      22.07.2016 14:36
      +7

      Ольга Олецкая
      Место работы: Копирайтер

      У Ольги очень разносторонние интересы судя по всему, и про пайку BGA, и про обучение английскому, и про push-уведомления, про трактора и кофейни, покрытие для крыш и фотографию…


      1. Olezkaya
        22.07.2016 14:52
        -2

        Всё верно. Я умею хорошо вникать в тему, интересную мне, и писать об этом. Некоторые темы идут напрямую от моих друзей, из первых рук, так сказать (вот как эта). Однако полагаю, что в этих комментариях есть смысл обсуждать саму статью, а не личность и деятельность её автора.


        1. rstepanov
          22.07.2016 15:21
          +3

          Вы настолько в теме, что можете отвечать на вопросы по выбору инструментов, технике ремонта и т.д.?


          1. Olezkaya
            22.07.2016 16:08

            Смотря какие вопросы. Задавайте.


            1. rstepanov
              22.07.2016 16:17
              +1

              Хорошо. Порекомендуйте паяльную станцию с феном для ремонта телефонов и для ремонта плат с большими BGA чипами. В чем разница, насколько отличается бюджет, с чего лучше начать, что купить потом и т.д. Лучше быстро и своими словами. Понятно, что можно «вникнуть в тему» на форумах, мне интересно, что вы с ходу можете сказать.

              Спасибо.


              1. spc
                22.07.2016 16:32
                +3

                А вы жестокий.


                1. rstepanov
                  22.07.2016 16:40
                  +2

                  «Вникал в тему» недавно, заняло несколько дней, теперь хочу чтобы кто-нибудь разделил мою боль…


              1. Olezkaya
                22.07.2016 16:59
                +1

                Не очень понятно, чего Вы добиваетесь подобным подходом. Но это и не важно. Я просто переадресую вопрос тому самому паяльнику и напишу его ответ. А Вы ещё спрашивайте. Надеюсь, будем полезны и Вам, и ещё кому-нибудь. Спасибо.


                Ответ:
                Для больших плат – термопро ик 650, для телефонов – термостол термопро 10-6, с регулятором тп 1-10 кд. Воздух – quick 857d, либо если много денег, то есть hakko, pace, metcal. У ahci тепловое пятно неровное, нижний подогрев недостаточно большой по площади.


                1. rstepanov
                  22.07.2016 17:15
                  +5

                  Мне как раз интересно было, будете как прокси работать? Ответ устраивает, спасибо.


                  1. Olezkaya
                    22.07.2016 18:22
                    +2

                    Буду работать максимально полезно для читателей статьи. Спасибо. Пожалуйста.


                  1. AVX
                    22.07.2016 21:17
                    -4

                    погуглю недорого
                    http://lmgtfy.com/


    1. Olezkaya
      22.07.2016 15:02

      Ну заголовок «Как он стал паяльником» глупое, а «Как один мой знакомый....» вызывает вопрос «а ты кто, чтобы мы интересовались твоими знакомыми?». А так звучит, как название кино. Мне понравилось. И первый абзац всё ставит на места.


      1. wormball
        22.07.2016 19:08
        +4

        Ну, на мой взгляд, ваш знакомый вполне мог бы написать/опубликовать статью самолично от своего имени. И испорченного телефона (каламбур, однако) не было бы.


        1. avost
          22.07.2016 19:52

          Мог бы, но ведь не сделал этого.


        1. Kapitan_Poleno
          22.07.2016 23:51
          +4

          Есть люди которые хорошо паяют, а есть те кто хорошо пишет про это. Пусть каждый занимается тем, что у него лучше всего получается. Мне лично статья понравилась, и как человека не сведущего в искусстве пайки, она меня по крайней мере заинтересовала. Не факт, что сам «паяльник» смог бы изложить свои мысли лучше и интереснее.


        1. nafikovr
          23.07.2016 10:37

          я пытался сгенерить статью на одну интересную тему. однако приступ графомании закончился на третьем абзаце. дальше писать стало скучно и начал отвлекаться. после n часов написания прочитал, удалил все к чертям и ушел дальше заниматься той самой интересной темой.


      1. riccardo
        23.07.2016 11:36

        «Как стать паяльником». Используйте инфинитив.


        1. Olezkaya
          23.07.2016 11:38

          Такое название не пахнет личной историей. Похоже на сухую инструкцию. Но как вариант — да. Спасибо.


  1. Camel
    22.07.2016 14:29
    +3

    Меня конечно заминусуют, но я всё равно спрошу:

    >работает дома в тапочках на своём аппарате, выбирает клиентов на свой вкус и забирает всю выручку себе.

    А налоги этот домашний мастер платит?

    Я не против того чтобы люди чинили технику, в том числе дома, в том числе за деньги. Но если это становится основным источником дохода, то это должно быть оформлено юридически, а иначе как в армии без солдат: «Разврат и коррупция.»


    1. Olezkaya
      22.07.2016 14:53

      Хороший вопрос! Ему как раз будет посвящена следующая статья на эту тему.


      1. General_Failure
        22.07.2016 15:05
        +8

        Надеюсь не уголовная :)

        А почему паяльник?
        Я всегда думал что тот кто занимается пайкой, называется паяльщик, ну или пайщик (хотя пайщик наверное больше к паям относится, которые доли), а паяльник — прибор
        Или я ошибаюсь?


        1. Olezkaya
          22.07.2016 16:10

          сленг же


          1. RABBITSV
            24.07.2016 15:46

            Я уже много лет занимаюсь ремонтом электроники, но чтобы при этом я должен был называться «паяльником» — слышу в первый раз.
            Нельзя просто так вносить свои термины в сленг в котором не разбираетесь! Это выглядит смешно. Про «Сириуст» я вообще молчу.


            1. Olezkaya
              24.07.2016 15:47
              -1

              Сможете ли Вы простить меня?


              1. RABBITSV
                24.07.2016 16:03
                +1

                Не называйте нас больше паяльниками. Это звучит так же, как и если назвать копирайтера авторучкой или замазкой.
                Просто затронутая Вами тема традиционно является далёкой от людей которые этим не занимаются, и в ней очень не приветствуется дилетантство, например, когда что-то пытается сделать клиент вместо обращения к мастеру.


                1. d1f
                  24.07.2016 21:06

                  > Не называйте нас больше паяльниками.

                  Поздно — слово ушло в народ, не поймаешь. Привыкайте.
                  Теперь я всех знакомых инженеров-электроников
                  буду называть не «электронщик», а «паяльник».


                1. Olezkaya
                  24.07.2016 21:08

                  Не сочтите за грубость, но Ваша обидчивость — это не моя проблема. И называть кого-либо я буду так, как мне хочется. Чего и Вам желаю.


                  1. RABBITSV
                    24.07.2016 21:30
                    +1

                    Это не обидчивость, как говорит пословица «со своим уставом в чужой монастырь не лезут» — ну а раз «как хочется», значит скажу как есть: эта статья гуманитария, абсолютно не смыслящего в предметной области, и пытающегося при этом кого-то чему-то учить. Авторитетность статьи стремится к нулю. В разделе про оборудование вообще написано больше ерунды, чем достоверной информации — например, что осциллограф для ремонта ноутбуков и смартфонов во много раз важнее хорошего набора отвёрток. А без ESR-тестера видимо ни разъём, ни матрицу заменить нельзя (одни из наиболее часто встречающихся поломок).


                    1. Olezkaya
                      25.07.2016 10:54

                      Статья написана со слов реального человека, который этим занимается и делится опытом с начинающими. При чём тут гуманитарии, при чём тут попытки кого-то учить? Вы определитесь, что Вас задевает: паяльник или некомпетентность статьи? Или что-то ещё, о чём Вы не говорите напрямую?


                      1. RABBITSV
                        25.07.2016 11:16
                        +1

                        Если написано «со слов», значит, вероятно, стоило писать «интервью с реальным человеком, который этим занимается» — и тогда к Вам никаких претензий, но Вы написали (с ваших слов, дословно) "… краткое руководство начинающему паяльнику". Руководство. Любое руководство предполагает обучение чему либо.
                        По поводу того что мне не нравится в статье — уж извините, к сожалению не имею желания использовать в этом посредников, так как непонятно кому адресовать эти предложения: автору текста, «реальному человеку» или обоим сразу.


                        1. Olezkaya
                          25.07.2016 12:10

                          «интервью с реальным человеком, который этим занимается» — учту Ваш совет, спасибо.


      1. Camel
        22.07.2016 15:43
        -1

        Что интересно, сейчас у моего комментария "+2", хотя в статье явным образом написано «Вопросы налогообложения, организации юридического лица или ИП так же останутся за кадром, поскольку не являются темой статьи.» Или это предложение появилось позже?

        Вот теперь точно заминусуют.


        1. Olezkaya
          22.07.2016 16:10
          +1

          Предложение было изначально. Один из плюсов — мой, потому что, как я уж написала, хороший вопрос. И ответ на него, скорее всего, будет в следующей статье.


    1. IronHead
      22.07.2016 14:56
      +2

      Зачем платить налоги? Здоровьем потом заплатит! У него при таком объеме работ — ПДК по свинцу и компонентам паяльных паст в квартире по любому превышен. Сам паяю изредка, в гораздо меньших масштабах, но после этого всегда делаю полное проветривание квартиры.


      1. nafikovr
        22.07.2016 16:06

        при грамотной вытяжке, а без нее как минимум неприятно пахнет, все нормально будет.


      1. kale
        22.07.2016 16:13

        Качественная активная вытяжка на рабочем месте, почти полностью решает эту проблему.


      1. Olezkaya
        22.07.2016 16:39
        +1

        У него стоит вытяжка 400 кубов с угольным фильтром.


      1. bazis13
        24.07.2016 01:50

        что значит «полное проветривание»? Нет постоянной приточной вентиляции?


        1. IronHead
          25.07.2016 10:14
          +1

          В советской 9-ти этажке — полное проветривание — это окна настеж.


    1. Barma2012
      22.07.2016 23:56

      А вы, однако, большой любитель заглядывать в чужой карман! )))
      Или — неужто — о родном государстве радеете? Так у него, сколько не воруй — своего не вернешь… Такие поговорки просто так не придумываются ))


  1. rstepanov
    22.07.2016 14:31
    +4

    Все в кучу, инструменты, какие то магазины, общение с клиентом, убитая мать… Не торопитесь так, мы умеем читать многабукаф, напишите 4 отдельных статьи.


    1. Olezkaya
      22.07.2016 14:56

      Да как раз не хотелось кашу по тарелке размазывать. Была идея написать краткое руководство начинающему паяльнику. Старалась последовательно объединить главные вопросы, возникающие на первых порах, именно, чтобы не было кучи. Мне показалось, что читается хорошо, есть последовательность, всё как-то логично. Нет?


      1. rstepanov
        22.07.2016 15:35
        +2

        А цель написания статьи вообще какая была?


        1. Olezkaya
          22.07.2016 17:04

          Подсказать тем, кто хочет стать сервисным инженером на дому, на что обратить внимание в начале пути. И стоит ли его вообще начинать.


      1. spc
        22.07.2016 15:41
        +1

        Вообще-то нет. Если человек так же ремонтирует, как вы пишете — то лично у меня впечатление от всего этого дела остается тягостное. Впрочем, судя по цитате о ремонте «какой-то матери», возможно, что руки там из правильного места.

        И вместо того, чтобы с толком, с чувством, с расстановкой (начиная с трогательных воспоминаний о первом ремонте и слезах счастья клиента) рассказать о становлении паяльника, вы зачем-то вываливаете все скороговоркой, щедро сдабривая все нелепым сленгом («стафф», «палится»), путаетесь в оформлении (то bga, то BGA — а это, между прочим, аббревитура, а не просто слово).

        На мой вкус, когда так и хочешь сказать, чтобы каждый занимался своим делом, но прикусываешь язычок, потому что тебе гордо отвечают, что все и так при своих делах.

        ps. Даже не знаю, кто вам сплавил легенду, будто бы этим текстом вы чего-то там «спалите».


        1. Olezkaya
          22.07.2016 16:12

          Трогательные переживания были бы полезней этого варианта статьи? Как раз не хотелось лирики.


          1. spc
            22.07.2016 16:30
            +1

            Опять же, по-моему мнению, и конкретики здесь никакой. И если бы я гордился кинематографичностью заголовка, то непременно бы ударился в драму. Тем более, в пятницу: святое дело.


      1. BRUTUS992
        22.07.2016 16:13
        +1

        Да не переживайте, всё написано простым и понятным слогом, информация донесена читателю хорошо.
        Мне (как человеку который «в теме»), всё дико понятно и даже банально (прошел путь становления СЦ от советского паяльника да комнатушки в хрущёвке до отдельного офиса, ИК паялки и сбора случаев «янеподнял» от десятка коллег-СЦ по стране).
        Но есть одно НО. Эти вещи далёким обывателем прочитаются, но воспримутся только после того, как сам пройдешь всё это, потоптавшись по граблям…


        1. Olezkaya
          22.07.2016 16:42

          Спасибо. Статья рассчитана всё-таки не на далёких обывателей, а на тех, кто собирается освоить эту профессию.


  1. avmos
    22.07.2016 14:35
    +1

    Спасибо за статью.
    Многое подчеркнул для себя.


  1. AllexIn
    22.07.2016 14:50
    +10

    Очень странно, что в статье про паяние для начинающих не упоминается http://easyelectronics.ru/


    1. Olezkaya
      22.07.2016 16:32

      Спасибо! Добавила.


  1. Salagin
    22.07.2016 15:28
    +1

    так называемые «прогревасты», которые используют диагностическую меру кратковременного прогрева кристалла чипа как метод «ремонта» и снимают с клиента несколько тысяч рублей; прогретый чип работает от нескольких дней до нескольких месяцев, но в конечном счёте неминуемо выходит из строя.

    В свое время немного поработал по ремонту комп техники и прогревал чипы, в том числе. Основная проблема не в чипе, а в изгибе текстолита, соответственно шарики припоя отрываются от чипа/площадок. Прогрев чипа с флюсом (жидкая канифоль) и устранение изгиба текстолита решало проблему надолго, жалоб не было, по крайней мере. Естественно, что если не устранить изгиб текстолита, хоть зареболься и меняй чипы — проблема не исчезнет. Страдали «горячие» чипы, сокеты процессора, спасали кулера, с креплением на поддерживающий элемент со стороны прогиба платы (такая х-образная рамка).


    1. Anderer
      23.07.2016 14:19

      Не первый год работаю в этой области, но случаи по изгибу текстолита можно пересчитать по пальцам одной руки. А вот отвал кристалла от подложки встречается очень часто, и именно прогрев кристалла помогает диагностировать эту проблему.


      1. Salagin
        24.07.2016 07:37

        Не буду спорить, мне попадались именно с отвалом чипа по причине деформации платы. А сама причина в перегреве чипа, в видяхах частое явление (было, сейчас не в теме)


      1. nafikovr
        25.07.2016 07:34

        сам кристалл практически невозможно деформировать. подложка тоже обычно сама не гнется, а вот изгиб текстолита приводит к прогибу подложки с последующим отрывом кристалла вполне часто.


        1. Anderer
          26.07.2016 00:07

          Из-за разного температурного расширения кристалла, компаунда и подложки происходит отвал контактов кристалла от его подложки. В 95% случаев ремонта. Остальное можно отдать изгибу текстолита.


  1. saboteur_kiev
    22.07.2016 15:37
    -1

    Прочитав название статьи, ожидал увидеть здесь что-то вроде этого http://joyreactor.cc/post/2672939 (татуриовщик с ампутированной рукой сделал себе протез тату-машинку).


    1. ClearAirTurbulence
      22.07.2016 15:55
      -1

      http://4.bp.blogspot.com/_blDPCML4OP4/SGUKtMDYuuI/AAAAAAAAA98/VD5s3st-moo/s400/planet_terror_poster1.jpg


  1. AVX
    22.07.2016 15:58
    +6

    Слишком поверхностно описано. Уже на хабре когда-то читал подобное, но чуть более подробно, но опять как-то не то. Поддержу только про www.rom.by — сам с него начинал, когда возникла необходимость начать заниматься ремонтом компьютерной техники (БП, мат.платы). Из собственного опыта:
    — для начала нужно иметь достаточную кучу всякого поломанного барахла, для тренировки «на кошках». У меня были около десятка мат.плат (десктопных) и штук 5 БП.
    — для разного оборудования нужны бывают разные инструменты, и где-то важнее один, где-то другой. Например, ремонт мат.плат почти нереален без паяльной станции (обычной воздушки хотя бы), но вполне можно без ESR-измерителя; и наоборот — при ремонте БП паяльная станция практически не нужна, а без ESR там делать нечего (если только не менять конденсаторы все подряд). Поэтому нажно определиться, какую технику планируется в ближайшее будущее ремонтировать. В моём случае (БП, мат.платы, а потом мониторы) — для начала хватило паяльной станции, мультиметра, ESR-micro, и POST-карты (и то не сразу купил, надо было сразу брать).
    — на чипдипе закупаться можно если только больше нигде нет (хотя на али чего только нет), лучше уж почитать форумы и там в обсуждениях можно найти кучу магазинов, где можно почти всё купить по вполне неплохим ценам.
    — Лучший вариант работы — это работать на «эникейщиков», и другие мастерские — пусть вся работа по первичной диагностике и общению с конечным клиентом останется им, а себе оставить сам ремонт. Так избавляемся от огромной кучи народа, которая так и норовит звонить в любое время дня и ночи по разным поводам, и ещё каждому объясняй потом. Частным компьютерным мастерам и небольшим мастерским это тоже выгодно — они отдают работу по ремонту на аутсорсинг, и их клиент получает намного больший спектр услуг (не только винду переставить, а ещё и железо починить), и самим не надо этим заниматься. Те частники, что выезжают к клиенту, чаще просто на месте меняют оборудование поблочно, а потом приносят вам на ремонт — так быстрее для всех, и удобнее. В случае с мониторами или ноутбуками конечно их и несут, но предварительно продиагностируют, что там именно аппаратная неисправность, а не программная (или криворукость пользователя).
    … писать можно долго, и не на одну статью это.


    1. Olezkaya
      22.07.2016 16:21

      Спасибо за такие подробные добавления!


    1. toteKopf
      24.07.2016 13:24
      +2

      Спасибо, из вашего комментария почерпнул больше информации, чем из статьи.


      1. Olezkaya
        24.07.2016 15:50
        +1

        Однако его бы не было вовсе, если бы не было статьи.


  1. Salagin
    22.07.2016 16:09
    +1

    для начала нужно иметь достаточную кучу всякого поломанного барахла, для тренировки «на кошках». У меня были около десятка мат.плат (десктопных) и штук 5 БП.

    У меня было на порядок больше, лежащее как «не подлежит ремонту». Также было много плат и БП одной модели/серии, что позволяет диагностировать методом замены и выявлять специфичные для модели «болячки». К примеру, в одно время несли мониторы одной модели, выпущенное в одно время, с проблемами бп, чинилось за 10 минут, включая разборку/сборку.


    1. AVX
      22.07.2016 16:18
      +3

      Кстати, про «не подлежит ремонту». Изначально у меня было много таких, которые не мог починить (отсутствие знаний, опыта, инструментов или запчастей, или просто лень или страшно браться, бывает что такой ужас принесут). Но потом задался целью поднять процент отремонтированных — и сейчас их совсем немного, в основном это те, что просто нерентабельно делать (клиент отказывается), а не по каким-то ещё причинам. Но на это нужно время и упорство. Иной раз какой-нибудь БП несколько дней ковыряешь, хоть и прибыли с него 300р.
      Забыл ещё один нюанс — надо записывать всё: какая железка, что за неисправность, как делалось, что менялось, даты, контакты, и т.п. И записывать в электронном виде! Я вначале писал ручкой в блокноте, так поиск в этих записях весьма труден, статистику тоже не подсчитаешь, баланс тоже сложно сводить. Пришлось всё переносить в экселевскую табличку, с тех пор там и веду записи. Очень помогает типовухи искать-выявлять, или если вдруг возврат пришёл — быстро находится что было сломано, и что делалось по железке.


  1. kalobyte
    22.07.2016 16:14
    +2

    два вопроса:
    1 разве это выгодно сейчас? даже в рф и даже с учетом курса?
    2 почему у меня ничего не ломается? вот уже лет 16 я сам покупаю железо и ни разу ничего нигде не сломалось электрическое


    1. nafikovr
      22.07.2016 16:19

      ноутбуки чинить всегда было выгодно.


    1. galex1981
      22.07.2016 16:55
      +1

      мониторы тоже ремонтировать выгодно.


    1. Olezkaya
      22.07.2016 18:28

      1. Да, это выгодно.
      2. Рассказывайте, где и что покупаете! (Шутка. Видимо, Вы очень аккуратный человек + умеете выбирать качественную технику).


      1. kalobyte
        28.07.2016 21:53
        +1

        я не аккуратный, но не то чтобы я специально как-то обращался с вещами, чтобы они быстро ломались
        просто вот бывает человек включил прибор, а из него дым пошел или вообще не включается — у меня такого никогда не было
        никакой качественной техники я не выбираю специально, сейчас вообще стараюсь покупать б\у или уценку с витрин

        что я менял — блок питания в компутере, которому лет 7 было
        из-за высыхания конденсаторов пошли помехи по микрофонному входу и люди жаловались на писк в скайпе, а так все работало как часы и он до сих пор работоспособный, хоть ему 8 лет уже
        выключал я его полностью, а при включении там приличный бросок тока всегда и это очень вредно

        в старом жк мониторе поменял конденсаторы, а то перестал включаться и изображение мыльное стало
        вот уж не думал, что жк матрицы мылить могут от плохого питания
        монитору было лет 7 тоже, продал его т.к. лампы садились и 19" маловато, взял 24" с ипс матрицей светодиодной

        недавно знакомая мамаши приносила компутер, поменял там конденсаторы в бп, т.к. была субботу или воскресенье да и лень было ехать в магазин за новым бп в понедельник
        взял 100 евров за бп и за софтовые ошибки из-за плагина видеоплеера в браузере

        потом они привезли домой, 10 минут поработал и вентилятор стал гудеть, а я сказал привезти обратно, т.к. подумал, что они его в машину в багажник кинули и растрясли
        а там оказалось, что провод 12в для процессора упал и стал задевать крыльчатку, я его поправил и все

        а бабища стала орать, что типа 100 дорого, типа раньше им какой-то сосед дешевле делал, а когда она мне звонила, то цену не спрашивала
        вобщем рашынбабы и вообще наши совки это самые мерзкие клиенты, которые почему-то думают, что им должны делать дешевле
        хотя один раз одна тетка таскала свой ящик в сатурн или медиамаркт, там 100 евров взяли и не смогли сделать, а надо было просто виндовс переставить и данные обратно закинуть

        вобщем поэтому я и не занимаюсь железным ремонтом ширпотреба, один раз довелось заменить старые уф пзу на электрические, так программатор окупился и наварился я неплохо на ремонте одной промышленной штуки
        повезло, что прошивки были в наличии

        весы на платформе пц108 подключал в домен виндовса, а на весах вин95 и он как бы по умолчанию не работает в домене, но мелкасофт выпустила клиента отдельно
        2500 евров за один день заработал, а еще 2500 пришлось отдать за получение контракта, т.к. случайно на меня вышли

        а так пришлось бы покупать новые весы за 50000 на виндовс хп

        так что с дихальтом я соглашусь — путь в никуда этот ремонт ширпотреба


        1. nafikovr
          29.07.2016 08:03

          >>в старом жк мониторе поменял конденсаторы, а то перестал включаться и изображение мыльное стало
          и это называется за 16 лет ничего не сломалось?
          >>вот уж не думал, что жк матрицы мылить могут от плохого питания
          не матрица, а сигнал на входе изначально приходит «насыщенный» помехами.
          >>2500 евров за один день заработал
          и как часто такие заказы появляются?


          1. kalobyte
            31.07.2016 00:57

            и это называется за 16 лет ничего не сломалось?

            ну я не считаю это поломкой, просто как замена фильтров
            не матрица, а сигнал на входе изначально приходит «насыщенный» помехами.

            буквы расплываются, а когда заменил конденсаторы, то все четко стало
            обычно мыло характерно для аналоговых цепей
            и как часто такие заказы появляются?

            единственный раз был, но я для этого ничего не делал, меня просто нашли
            если работать в этом направлении, то можно куда чаще находить


        1. Olezkaya
          29.07.2016 09:28

          Возможно, дело в том, что Вам это в принципе не очень интересно и чините Вы без особого энтузиазма. По принципу: я умею это делать, но возиться каждый день за небольшие деньги не хочу; лучше редко но за большие деньги.


          1. kalobyte
            31.07.2016 01:02

            это точно, мне вообще все быстро надоедает и работать не люблю
            а вот сделать что-то с нуля в единственном экземпляре за большие деньги — вот мне это нравится, особенно если команда есть
            ремонт какой-то штуки тоже можно сюда включить

            белый человек так устроен, что может хорошо делать только уникальные вещи на заказ или небольшим тиражом
            желтый человек ничего не может сделать с нуля как бы ни старался, зато он может делать много одинаковых вещей хорошо
            поэтому в совке делали атомные бомбы и космические корабли, а в японии плоский тринитрон и калькуляторы в часах


            1. nafikovr
              01.08.2016 09:00

              >>мне вообще все быстро надоедает и работать не люблю
              это личные проблемы
              >>белый человек так устроен, что может хорошо делать только уникальные вещи на заказ или небольшим тиражом
              расизм какой то. еще скажи что черный человек должен кофе выращивать.


              1. kalobyte
                01.08.2016 12:19

                расизм какой то.

                обычный
                еще скажи что черный человек должен кофе выращивать.

                нет, у черных все куда проще — банан упал — негр сыт
                банан не упал — негр голодный
                бананы не уродились — негр помер


                1. Olezkaya
                  01.08.2016 13:14

                  Ой, вот только давайте без неуместного троллинга и реакций на него, ладно?


    1. nochkin
      22.07.2016 18:48

      Ремонт популярной и относительно дорогой электроники всегда было выгодно.
      Я раньше занимался ремонтом ноутбуков и смартфонов (специализировался на iPhone в силу популярности) на дому. Это было и интересно и хорошо компенсировалось деньгами.
      За клиентами я не гнался, я просто скупал неисправное и потом продавал после ремонта.

      До сих пор встречаю людей, которым надо что-то починить такого плана и поэтому считаю, что это до сих пор востребовано.


  1. Abiboss
    22.07.2016 16:15
    +3

    Зато Вы, наверное, очень красивая!

    Ждём пост «как я стал раскольником», «как я стал распильщиком» и вообще, серию постов «как я стал...», включая, но не ограничиваясь, веганов, вейперов и прочую нечисть, а вишенкой на торте «как я стал копирайтером»


    1. rstepanov
      22.07.2016 16:22

      Забыли тренеров покемонов.


  1. ARD8S
    22.07.2016 18:58
    +3

    Вот честно, напутствие «новичкам» в Вашей статье странное какое-то.

    Из разряда «Наш колхоз» для совсем новичков. Нет, даже для чайников…
    0. Прочитать ТБ при работе с электрооборудованием, никогда не замыкать на тело заднюю часть плат (особенно конденсаторы и особенно двумя руками).
    Иметь хорошие СИЗ. Перчатки не создающие статики, резиновые КЩС/МБС, иметь возможность легко и в любой момент обесточить рабочее место.
    1. Закупиться недорогим (не фирмОй), но удобным инструментом. Например: HAMA MiniScrew 00039694. Сумку или органайзер для хранения и быстрого доступа.
    ХБ одеждой (полностью) и найти куда можно заземлиться «собой». (Браслет иногда мешает и даже вредит, если неаккуратно им за что-нибудь цапнуть).
    2. Иметь хотя бы 2 паяльника 30 и 40 Вт, обезжирку, спирт, канифоль, паяльный жир, лак «plastik 71» и т.д. Фен с регулировкой температуры, фольгу, кусочки резины *транспортёрная лента очень хороша и как коврик для резки и как изолятор. По мелочи:
    Адекватный мультиметр с прозвонкой и автоотключением и хорошими щупами на большой ток. Отвёртками с длинным жалом PH 1,2/SL 5, широкой шлицевой.
    Удобный нож типа OLFA SVR2 с одноимёнными качественными лезвиями (чёрного цвета лучше),(можно другой нож и с пластиковым корпусом, но обязательно с острыми лезвиями и чтоб лезвие не болталось в направляющих). Набор игл, проволоки, обрезки! медных! проводов: силовых (из обычных проводов питания) и тоненьких (из доступных хорошо идут solid медные жилы из витой пары, иногда полезна телефонная «лапша». Пачку скрепок обычных и 10+24/6 от степлера (лучше заранее разделённых). Хорошей изоленты (свежей, без выхода клея) парочка разноцветных мотков. Маркеры минимум 4 цветов.
    Различными ковырялками, старыми пластиковыми картами и тонкими медиаторами. Наждачка 1000 и 2000.
    3. Организовать систему хранения винтиков/болтиков (жизненно необходимо). Купить ящичек в которые помещаются магнитики от винчестеров и пачку маленьких жёлтых стикеров, которые можно подписать что и откуда выкручено и на них же лепить болтики через стикер. Этими же магнитиками можно намагнитить отвётртки и т.д. и лучше, если часть магнитов будет закреплена к столу для того, чтобы инструмент лип к ним, а не скатывался.
    4. Стол должен быть светлым и иметь буртик (чтоб не «убегали» болтики и запчасти). Запастись прокладочным материалом на стол, который не электризуется и антистатическими салфетками для мониторов.
    5. Иметь несколько небольших БП от роутеров или прочей фигни с током 1-2 А и напряжением 5,9,12В. чтобы воткнуты они были в сетевой фильтр с кнопкой выключения. Парочку БП от компов (ATX), рассыпухи…
    Ну и ещё много чего. Вот такого набора для начала хватит.
    ИМХО. Ремонт BGA с ИК ПС — это уже уровень полу- или профессионала и дома этим мало кто занимается. Ну и на последок впорос: Зачем использовать слесарные молотки и крупный напильник для ремонта материнок?


    1. ARD8S
      22.07.2016 19:09
      +1

      Доролнение. Паяльники должны иметь устойчивую подставку или хотя бы «козлы» (желательно с фиксатором сверху), с которых не соскочит, кабель не должен болтаться, ну и желательно, обесточивать паяльники отдельно от всего остального рабочего места. Для пайки бессвинцовых припоев может потребоваться 60W паяльник и, соответственно, с ним нужно быть ещё более осторожным, желательно вообще убирать его при ненадобности в отдалённую подставку.


      1. AVX
        22.07.2016 20:56
        +2

        Спасибо, пару мелочей взял и себе на заметку. Век живи, как говорится!
        Я в другом комментарии и написал, что тут обширная тема, по одному только обеспечению (инструмент, материалы, и т.п.) целая статья будет. Паяльник 60Вт это само собой надо конечно, можно ещё через диод включить и тумблер параллельно диоду — чтобы можно было переключать 30/60Вт.
        Ещё мелочей — на столе положить стекло закалённое (от автомобиля какого-нибудь), в сетевом фильтре кнопка должна выключать оба провода (в самых дешёвых выключает только 1). Ну и про BGA правильно сказано — это никак не для начинающих. А кое-где (как в нашем городке) и вовсе будет нерентабельно, и оборудование не окупится даже. Конечно, если это основной вид деятельности, и город большой — то всё реально.


        1. ARD8S
          22.07.2016 21:38

          Лучше отдельный паяльник для каждого вида работ. Почему? Например, из-за размера и формы «жала», которое может при переключении и не прогреваться/перегреваться. Да и просто переключатель добавит гемора в предельно простую и надёжную конструкцию. Паяльник с регулировкой температуры штука хорошая, но опять же всё зависит от конструкции и качества и нужд, соответственно.


          1. AVX
            22.07.2016 21:51

            Не соглашусь. ЭПСН 65Вт с тумблером от светильника, в который я встроил диод и пару светодиодов с резисторами (для индикации режима и факта включения), работает уже минимум пару лет (точно не помню когда сделал). Если оставить на полной мощности — он через минут 10 уже перегревается и жало обгорает, но в таком режиме можно легко выпаивать массивные элементы (например, дроссели с материнок или радиаторы с БП), а в режиме половины мощности можно оставлять включенным хоть на ночь (да, разок так оставил, каюсь, забыл) и он не обгорает, и в таком режиме обычно паяю всё, кроме массивных элементов. Для тонких работ, где надо жало небольшое, есть паяльная станция, в которой паяльник с регулировкой температуры и со сменными жалами (правда, менял один раз всего — стоковое круглое сгорело до дырки через год-полтора работы, купил с плоским жалом шириной 1мм — уже несколько лет работает).


          1. bakkarti
            23.07.2016 11:39

            А почему не использовать паяльник (паяльную станцию с паяльником) со сменными жалами? На сколько я знаю у Ersa такие есть. Жала разной толщины и назначений, можно регулировать мощность…


            1. nafikovr
              23.07.2016 13:03

              смена жала часто требует еще и калибровку под жало или хотя бы смену температуры. конкретно у эрсы шанс сломать нагреватель при смене жала сильно далек от нуля, а стоят эти нагреватели очень недешево. плюс долго ибо требуется дождаться остывания, иначе шанс что нагреватель треснет сам еще больше. у той же эрсы кстати есть двухканальные станции, а у кого то даже видел трехканальную. вариант «надо иметь паяльники разной мощности» даже не рассматриваю, т.к. 150Вт i-tool в связке с icon годится для любого ремонта (если конечно ведра не паяете)


    1. Olezkaya
      22.07.2016 21:05

      Спасибо за Ваше мнение и развёрнутый комментарий. Ответ про молотки — чтобы прижимать ими.


      1. ARD8S
        22.07.2016 21:33
        +1

        Честно говоря, считаю прижимать чувствительную электронику! стальным! слесарным молотком как грузом (даже без изолирующей прокладки) варварством, который, к тому же при неловком движении (например) сведёт на нет все усилия т.н. «профессионала». Молоток- не устойчивый груз, даже если он на чём-то там лежит.
        Пластиковая баночка из под витаминок (размер по вкусу, а лучше несколько), наполненная свинцовой дробью- чем не груз? И даже это желательно через дополнительную изоляцию. Комбинация баночек *суперклеем (*автомобильным двухсторонним скотчем 3М) «крышка к крышке» (при небольшой площади) позволит грамотно подобрать груз «по ситуации».


        1. nafikovr
          23.07.2016 10:42
          +2

          как раз таки изолирующие материалы применять не рекомендую, так как их невозможно заземлить или хотя бы качественно сбросить с них заряд образовавшийся от статики. так что «молоток» будет даже более правильным решением.


          1. ARD8S
            23.07.2016 23:29
            +1

            ОК. Хотя проблем пока не было, но моя баночка из-под витаминок теперь доработана медным проводом на горлышке. И таки да, я считаю что прокладка из антистатического пакета от материнок или ЖД не хуже контакта электроники со стальным молотком с деревянной ручкой, который тоже никуда не заземлён, но опасен своей «ударной силой». Поправьте, если не прав.


  1. grey_rat
    22.07.2016 19:58
    +1

    Пред началом ремонта дорогостоящего клиентского оборудования необходимо иметь хотя бы минимальный уровень профподготовки:

    иметь представление о работе радиодеталей (резистор, конденсатор, транзистор, диод и т. д.)
    уметь читать принципиальные схемы
    уметь пользоваться измерительным инструментом
    иметь представление о принципе и последовательности запуска ноутбука
    уметь паять микросхемы в различных корпусах (DIP, QFP, PLCC, BGA и т. д.)
    банальная внимательность (осматривать плату на наличие потемнений, окислов, деформаций, отсутствующих элементов)
    уметь грамотно предметно гуглить.

    По моему к этому уровню подготовки человек должен дойти уже умея чинить всё остальное. Паять чипы BGA — это явно не первые шаги в электронике.


    1. Olezkaya
      22.07.2016 20:19

      Да, это не первые шаги. Но это всё равно пока ещё начальный уровень мастерства. Именно мастерства. Т.е. когда ты дорос до того, чтобы брать заказы, ты определённо уже не должен быть человеком, делающим первые шаги. Но проф. практики ещё нет, поэтому сервисным инженером ну никак ещё не назвать.


  1. and22
    22.07.2016 20:08

    Вы еще забыли один важный аспект для начинающих.Нужно быть готовым к тому что сломаете чужую технику.Например при замене тачскрина на планшете или телефоне очень легко повредить экран.


    1. Olezkaya
      22.07.2016 20:14

      Да, верно.


    1. AVX
      22.07.2016 21:05
      +1

      Причём готовым надо быть и морально (да, это может даже подорвать Вашу работоспособность и вообще повлиять на желание продолжать этим заниматься), и материально. Нужно иметь запас средств для возврата уплаченной за ремонт суммы, если вдруг вернётся по гарантии (от этого никто не застрахован), и Вы не сможете починить. Сколько держать в резерве — каждый решает сам, исходя из количества недавно отремонтированной техники, и собственной уверенности и своего опыта.


      1. kalobyte
        28.07.2016 21:59
        +1

        в германии есть вид страховки с труднопроизносимым названием, но ее берут все боле менее нормальные мастера, будь то электрик или сантехник, или итишник, который может запороть данные


  1. unclemichael
    22.07.2016 20:08
    +2

    Могу посоветовать каналы на Ютубе — очень доходчиво объясняют:

    1. ITOinfoo (Саня, привет!)
    2. Core
    3. HamRadio Tag
    4. Langeron.lg.ua
    5. PC Expert

    P.S. Мне одному кажется, что цель статьи — просто реклама магазинов на посещаемом ресурсе?


    1. Olezkaya
      22.07.2016 20:13
      +1

      Спасибо за советы.
      Про рекламу — так думают все и всегда, когда видят хоть одну ссылку на сторонний ресурс в тексте. Кстати, странно, что такая же мысль приходит, когда указано несколько ссылок (конкуренты же по сути, кто ж так рекламирует). Но в данном случае магазины хорошо известны среди опытных мастеров. Была идея именно собрать их в одну шпаргалку для начинающих. Мне, например, такие тексты очень помогали в своё время и в своих областях.


      1. unclemichael
        22.07.2016 20:27
        +1

        Ну тогда уж добавьте магазины вноутбуке и техноцентр. Второй, кстати, очень лоялен к мастерам и просто по просьбе, по телефону, дает оптовую цену, которая на 10-25% ниже обычной.


      1. AVX
        22.07.2016 21:13
        +1

        Если уж так — добавляйте в копилку (можно ссылками не оформлять, дабы не сочли за спам):
        recomb-omsk.ru
        dalincom.ru
        dalkon.ru
        icware.ru
        100detaley.ru
        … и ещё кучка всяких. Это я привел те, которыми сам пользовался неоднократно, не считая уже перечисленных. По ценам — где-то что-то одно дешевле, где-то другое, все цены на сайтах есть, работают хорошо, но везде бывают проблемы (человеческий фактор никто не отменял — то не ту деталь положат, то оплату не найдут, то с адресом напутают — но очень редко это всё).
        P.S. извините за кучу ссылок.

        Скрытый текст
        P.P.S. почему-то вернулась менюшка с возможностями оформления текста в комментарии, вроде не было.


        1. Olezkaya
          23.07.2016 00:31

          Я думаю (надеюсь), что многие будут добавлять в комментариях к статье разные полезные источники и фишки. Может даже запилю вторую статью с ними с упоминанием предложивших юзернеймов (по желанию). Спасибо большое!


  1. Maxtremum
    23.07.2016 00:27

    За рекомб +
    Быстро работают и чипы свежие

    На ебее
    stores.ebay.com/seeic
    stores.ebay.com/shenzhensenxinweiyeelectronics

    По ютубу согласен по
    HamRadio Tag
    Langeron.lg.ua
    PC Expert

    Остальные нудят много.
    Кому флюс нужен свежий, оригинальный, а по мне — так самый лучший — то это сюда vlab.su/viewtopic.php?f=109&t=21376&start=160 ))


  1. loly_girl
    23.07.2016 08:10
    +1

    Меняла материнскую плату на телефоне от донора с разбитым экраном. Оказалось, что и у моего стекло треснуло, пока он валялся в коробке в ожидании пересадки. Ок, пересадила плату, очень легко, всё работает, всё в порядке. Решила проверить, а смогу ли я заменить сенсорное стекло? Решила отколупнуть треснутое от донора. Стекло вдребезги, дисплей на кусочки, шлейф в клочья! Ага, как же, не быть мне ремонтником.


    1. Olezkaya
      23.07.2016 11:51

      Тоже как-то сенсор меняла. Заказала новое стекло, посмотрела видос на ютубе… Всё аккуратно поставила и последним прижимающим щелчком расколола к чертям.


      1. loly_girl
        24.07.2016 01:50

        Наверно, на пятом-шестом мобильнике у нас всё же будет получаться нормально, а то и раньше. Но пока пусть уж этим занимаются профессионалы.


        1. Olezkaya
          24.07.2016 02:22

          Я забила на первом же и отнесла вышеупомянутому Паяльнику. Поржал.


  1. AVKinc
    23.07.2016 10:45

    Можно стать инженером-электронщиком.
    Для этого нужно любить электронику всем сердцем и заниматься ей всю свою сознательную жизнь. С детства. Это невозможно привить, ты осознаешь все сам.
    Электроника это судьба, случайных людей в ней нет.
    Всякие ардуинщики, собирающие из готовых плат безумные поделки это не электронщики. А вот как раз паяльники. Отличное прозвище для них.


  1. alexcm
    23.07.2016 11:32
    +2

    Доброго времени суток :)

    Решил и я вставить свои 5 копеек :)

    Когда-то, в далёком 2009 году я выложил за оборудование >5к$ на старте своего сервиса. И на BGA паялку тогда ушла половина бюджета и это была самая дорогая и не самая нужная покупка (лучше бы тогда сразу купил PC-3000 на эти деньги для работы с хардами — это значительно более нужная и более технологичная вещь, чем дорогущая кучка нагревателей, и которая точно стоит своих денег!). А Термо Про как на фото — нужна уже при хорошем потоке клиентов и более-менее налаженном сервисе. На старте — это будет лет 5 окупаться (если вообще окупится у «домашнего мастера»), особенно в текущие времена.

    Самый простой и сверхбюджетный набор начинающего бга паяльника — это 4 нагревателя 240х60 по 600 ватт, воткнутые 2 параллельными секциями которые включенны последовательно, и все это дело установлено в жестяной отражатель и наверх керамику (но лучше кварц!) 80х80мм или 120х80мм — для хасвеллов и прочих скайлейков. Корпус для этой конструкции — по вкусу, чаще используют старые советские фотоувеличители (у меня поначалу тоже так и было, потом придумал вариант еще более простой и запредельно «наколенистый» :). Термопара — самая простая K-типа воткнутая в простейший DT-830С. Обойдется такая паялка — примерно в ~100 бакс. Термопрофиль — простой как топор: низ 100-120 градусов, верх — до сняния-посадки чипа (бессвинцовка 220-240, свинец ~185 градусов). Единственное что — нужно подобрать такие режимы нагрева (и расстояния от платы до нагревателей), чтоб включенный низ не сильно быстро грел плату (идеал — градус в минуту) и не грел её больше 120-130 градусов (остальное всё — уже верхом добивается). Такой _правильно настроенной конструкцией_ паяется *абсолютно всё*, включая самое тонкое и нежное.

    Детали — в идеале, конечно покупать у проверенного поставщика и новые, но опять же, если клиент готов за это платить. Лично я
    последние года 2 беру чипы исключительно с доноров — с новых самых дешевых плат или бу если не критично (так чипы дешевле в 2-3 раза получаются и куча деталюх и разъемчиков бонусом идёт — потом это всё очень пригождается :). Платы покупаются на ебее, с запасом под будущие ремонты :) В ремонт ниже 2-го поколения Intel не беру — иначе просто не окупается затраченное на ремонт время и силы.

    Из остального оборудования (если бы покупал сейчас), купил бы:

    в первую очередь и вместо БГА паялки — PC-3000 (+SSDшную довеску, если есть бюджет)
    во вторую хороший программатор (тут я однозначно рекомендую Тритон)
    в третью микроскоп (любой 20-40х), приличные модели в районе ~300 бакс (не USB, в идеале — тринокуляр, чтоб можно было USB-камеру так же подцепить без ущерба для удобства и снимать на видео потом процесс для личной коллекции и демонстрации клиенту :)
    и потом уже осцил (любой современный 100Мгц)
    в качестве мелкой паялки и воздушки — какой-нить квик + с пяток запасных паяльников :)

    Ну и конечно понадобиться невероятная усидчивость, предельная аккуратность, железные нервы, настойчивость и тяга к знаниям :)

    Влётов будет поначалу много (и дорогостоящих в том числе). Этап «обучения на клиенстком», как про это плохо не говорят опытные мастера, но по-моему, никто его по-настоящему не избегал :). Только вот нормальный мастер, чтоб не совершать сделок с совестью, должен оплачивать сам свои ошибки, а клиент — получать назад не поковырянный и безнадежно убитый хлам, а рабочий девайс, даже если мастер в минусе (мое правило — если прикоснулся паяльником: назад должен отдать уже рабочий девайс. иначе нефиг и браться), так как довольный клиент, даже не принесший прибыль — порекомендует еще своим 10 знакомым, а те в свою очередь разнесут информацию дальше: экономия на рекламе существенная, и клиенты растут лавинообразно. И вот тут-то главное удержаться: когда тащат по 15 девайсов в день, а в сутках — всего 24 часа, в неделе — 7 дней. А еще нужен отдых, обед и сон :)


    1. Olezkaya
      23.07.2016 15:07

      Спасибо. Отлично!


  1. MeSHOOTka
    23.07.2016 11:33

    Не удержался, интересно, а почему у автора неправильно установлены стойки на мат плату (которая на ИК650 под молотком лежит)? Сам платы выпрямляю так что ответ что так лучше не катит) и вообще нарушение термопрофиля, т. к. у металла очень высокая теплопроводность. Результат самообучениия?


    1. Olezkaya
      23.07.2016 15:11

      Ответ:
      Стойки фторопластовые свыше уже 260 градусов Цельсия могут выделять всякое жёсткое вредное говно. Поэтому я их переворачиваю, температура сверху платы ниже, ежели при прямом контакте с термостолом. Чувак может считать это моей личной фторопластовой параноей. А вообще планирую купить термопро рамочный держатель. Термопрофиль применим при пайке, а тут просто выпрямление платы. Стол разогреваю до 320, это компенсирует отвод тепла инструментом, под молотком там пластина, если что, чтобы площадка выпрямилась равномерно. А вообще это был мой первый опыт. Была мысль об улучшении техппроцесса и использовании небольших гирек.


  1. DIHALT
    23.07.2016 12:23

    Нерентабельная работа. Промышленный ремонт куда более прибыльная сфера. А решаемые задачи там зачастую проще.


    1. Olezkaya
      23.07.2016 12:48

      Говорить о рентабельности или нерентабельности в данном случае можно только после определения уровня потребностей индивида. Если задача + 50К к зарплате, то при чём тут промышленный ремонт? Да и задач как раз хочется непростых. Так бывает. У тех, кто хочет расти профессионально, а не зашибать деньгу десятком навыков.


      1. DIHALT
        23.07.2016 13:03
        +1

        При том что получить 50к к зарплате в пром ремонте можно с одного заказа за день два. Остальное время потратив на свои нужды. А профессионально там расти тоже есть куда. И чем сложней ремонт тем дороже. Когда день простоя установки влетает в копеечку с семью нулями, а ради грошовой микросхемки не западло за 200км на вертолёте слетать, то и спецам проверенным платят совсем другие деньги.

        Чинить же бытовой ширпотреб место которому на помойке это тратить свои навыки напрасно.


        1. Olezkaya
          23.07.2016 13:15

          У меня есть друг один. Он хорошо в горных велосипедах разбирается. Я у него как-то попросила совета подсказать велик, на котором и по горочкам можно в лесу попрыгать, и в Карелии покататься по длинным дорогам. В средней ценовой. Так он стал двухподвесы предлагать с наворотами за 80К, уверяя, что всё остальное — для лохов, ширпотреб и помойка. При этом сам зарабатывает тысяч 40, думаю. Так и Вы.


          Я к тому, что иногда максимализм совсем не в тему. И Вы серьёзно думаете, что на такой работе нет кумовства и спецов ждут с распростёртыми?


          1. DIHALT
            23.07.2016 13:56

            Я работал в этой сфере несколько лет как независимый ремонтник. И немало людей перетащил из ремонта бытовухи туда, обратно не вернулся никто. А потом Просто надоело, предпочитаю на себя работать. Свои разработки, свой продукт, своё производство, а не решать чужие проблемы хоть и задорого.

            А кумовство и блат это только в госконторах, но и там умеют считать деньги. Обычно же клиенты это мелкий и средний бизнес. Который не может содержать свою сервисную службу.


            1. Olezkaya
              23.07.2016 15:05

              А что у Вас за компания, можно поинтересоваться? Есть ли сайт?


              1. DIHALT
                23.07.2016 15:29
                +1

                Easyelectronics


                1. Olezkaya
                  23.07.2016 17:08

                  Понятно. Совсем другой сегмент рынка в плане масштаба. Здесь же человек отработал год дома и теперь собирается открывать свой сервисный центр официально. Именно, чтобы работать на себя, расти и пр. Всё постепенно с набором опыта. Вы ведь тоже работали "в этой сфере несколько лет как независимый ремонтник. ".


                  1. Olezkaya
                    23.07.2016 17:57

                    upd от мастера: в промышленный сегмент мы потихоньку залезаем, обслуживаем клинику и игровые автоматы в кинотеатре.


                  1. alexcm
                    24.07.2016 03:26
                    +2

                    Я как прошедший обратный путь от своего мелкого СЦ (~30-50 буков в месяц), выдержавший полное разорение (стартовый капитал у меня был 10К$, небольшой на то время, но сейчас — только что и мечтать остаётся...), несколько переездов в офисы классом пониже (вплоть до ужасных комнатушек на окраине, что после ослепительного офиса в хорошем месте — было очень непросто выдержать чисто психологически, не говоря уже об остальных аспектах, вроде падения потока в разы), и вечно привязанный к офису — как собака к будке, и принявший после нескольких лет «кувыркания» в этом «антибизнесе» решение работать только дома, в свободном графике, спрошу: Вы уверены, что это будет рост, а не падение в глубокие бездны?

                    У меня было, наверное, миллион причин зафиксировать убытки и забросить подальше ремонты (как бизнес), и самая главная причина — что из человека с +10к$ я за это время превратился в человека с устойчивыми долгами и кредитами. Держался я только на том, что очень уж я люблю ковыряться в железе :)

                    И это, как я теперь с высоты своего опыта могу судить — только процентов 30 от всего остального. Делопроизводство при работе в офисе главнее всего, и это сильно не то, что может нравится мастеру (или человеку, который бы хотел заниматься только ремонтами).

                    Я очень хорошо запомнил момент когда аренда офиса + реклама + налоги + всякие накладные расходы превышали иной месяц не только прибыль, но и весь месячный оборот. При том, что выдавал я в 90% случаев качественно отремонтированные девайсы с гарантией в 3 месяца и все клиенты были очень довольны моей работой, да и вообще уровнем сервиса — планку изначально я себе поставил самую высокую и амбиций было очень много. Да, иногда делал себе в минус ради результата, довольного клиента и дополнительного опыта, но не скажу, чтоб так уж и часто такое было — в целом плюс был, и неплохой, но всепожирающие расходы (и дорогой офис в хорошем месте, да) — делали тоже свое дело.

                    Работал я один, не от жадности, но от невозможности найти хоть сколь-нибудь вменяемого помошника. Сам был и приёмщиком, и мастером, сам сделал сайт, сам занимался его раскруткой и рекламой… Вобщем, взвалил на себя одного обязанности такого себе среднего СЦ из 5-7 человек :)
                    Думаю, такую работу долго мало кто выдержит, и тут я тоже не стал исключением.

                    Последние несколько лет я работаю дома, сколько хочу и когда хочу и как страшный сон вспоминаю свои «офисные годы» — огромнейшие накладные расходы и полная личная несвобода — это еще в разы хуже, чем работать наёмным работником.

                    И денег, и возможностей, и времени — стало ощутимо больше :)
                    Ну и сейчас я уже просто не могу работать «как тогда» — появилась своя семья, уже на бизнес 100% сил и времени не кинешь как раньше, да и не нужно это стало вовсе :)

                    Правда, сейчас я практически не занимаюсь ремонтом клиентского барахла на это просто не остаётся времени, но полученный опыт эксплуатирую дальше в более продуктивных и более приемлимых для себя схемах :)


                    1. Olezkaya
                      24.07.2016 11:20

                      Спасибо за отличную историю своего опыта! Всё-таки да, есть некоторое моменты, которые способны свести на нет благие амбициозные начинания и даже вложения. Хорошо, что Вы о них рассказали. Например, делать всё одному, не делегируя даже приём заказов (уж тут-то любая секретарша научится через неделю-месяц) — вариант, который даже Черчиллю не под силу.


                      В нашем случае бешеные деньги в аренду не уйдут: город маленький, население всего 68К и здесь просто нет таких шикарных офисов, как в Мск и СПб. Вопрос конкуренции тут тоже не сильно стоит: есть 2-3 сервиса с высоким ценником и пара частников с корявой репутацией и явным отсутствием желания расти профессионально. Многие тупо едут в Питер в сервисы. Так что ниша отличная.


                      Реклама тут, кстати, тоже не затратная и дедовская: объявления на подъездах и бесплатные посты на городском форуме да в группе ВК :) И, учитывая, что мастер работает в местном интернет-провайдере в техподдержке, у него сарафанное радио разлетается по городу довольно быстро. Собственно, осознание всего вышеперечисленного и дало толчок к этим начинаниям.


        1. kalobyte
          28.07.2016 21:26

          с последней фразой соглашусь, я тоже задал вопрос про рентабельность
          правда я тут недавно и камент был на модерации и вот только его опубликовали


          1. Olezkaya
            29.07.2016 09:33
            -1

            ВСЕ комментарии, приходящие на модерацию, публикуются в течение дня.


  1. Carnolio
    23.07.2016 17:03
    +1

    1. Статья хорошая. Но во всех статьях, которые почти «how to» не хватает конкретики, если оборудование, то какое, то есть был мультиметр за 200р спалил или было не удобно, купил mastech xxxx потому что…
    2. Самое главное в этой работе — это правильная диагностика и ее этапы. Это человеку перепаявшему дцать плат и уже имеющему богатый опыт это все легко, а на первом этапе даже входные ключи найти и то проблема, куда лезть, что смотреть как отличить одну поломку от другой.
    3. Организация рабочего процесса, в частности буки бывают и по месяцу лежат, как это все разложить, как полку сделать, контейнеры долго/дорого/плохо или нет?
    4. Где найти хорошего наставника, на первых порах? Ютуб хорош, но вот по конкретным случаям бы раз два пройтись, чтобы была база.
    Стараюсь в эту тему войти уже около года, процент починенных низок, времязатраты и финансовые в том числе весомы, но этих вопросов в подобных статьях нет, если кто может раскрыть тему буду благодарен.


    1. AVX
      23.07.2016 20:02
      +2

      1. Нужно определиться, какое оборудование будете чинить (хотя бы первое время). По форумам можно найти что для этого требуется, какой диапазон измеряемых параметров нужен, и какие собственно параметры измерять. Например, для мат.плат и ноутбуков не сильно нужен диапазон измерения напряжений выше 50В, а вот для БП — другое дело. Или измеритель ESR тоже не нужен при ремонте ноутов (мне ни разу не пригодился), но для мониторов и БП — обязательно. Опять же, возможности приборов и их цена сильно связаны — и если нужно больше возможностей или даже большее удобство в работе — придётся и больше заплатить. В условиях начинающего, лучше вначале брать что-то среднее, не гнаться за наворотами (которые возможно и не скоро понадобятся) и не тратить слишком много на это денег.
      2 и 4 — если есть возможность работать у какого-то мастера помощником — это лучший вариант, кроме конечно форумов и литературы (да, надо изучать и схемотехнику и много чего ещё, всё что непонятно — нужно выяснять).
      3. Я делаю просто — один ноут — одна коробка (обыкновенная картонная, но лучше если будет прочная). Если вдруг после разборки и диагностики оказывается, что нужны детали, которые нужно заказать и ждать — всё прямо в разобранном виде складываю в коробку, винты раскладываю (если много разных размеров) по пакетикам, которые подписаны откуда что. Мелкие детали тоже лучше по пакетикам — меньше шанс потерять. На коробку — номер, по которому учитывается железка (неважно где — в базе, или просто в табличке ведётся учёт, или даже хоть в блокнотике — нужно каждому устройству присваивать номер, чтобы не запутаться потом). В базе — указать статус — что такой-то номер ждёт такой-то детали. При больших объёмах лучше использовать какой-нибудь автоматизированный инструмент (есть и бесплатные и платные программы и сервисы).
      По расположению — нужно разделить зоны, где будет очередь в ремонт, где готовые устройства, где в ожидании деталей (или в процессе диагностики/ремонта), а где всяких хлам (доноры, выкупленные и прочее).
      Если процент починенных низок — нужно анализировать причины. Одно дело, когда не хватает оборудования — нужно просмотреть варианты и цены, и решить, стоит ли покупать и когда купить — ведь одно дело купить паяльную станцию (воздушку) за 3-4т.р., которая отобьётся за пару месяцев, и другое — покупка термостола или инфракрасной станции. Да даже покупка пост-карт для ноутбуков и десктопов — вопрос, требующий анализа предыдущих ремонтов (или запросов на ремонт) и предугадывания тенденции по ремонтам — сам сейчас с похожим вопросом думаю, нужно частенько прошивать контроллеры KB9012 — но программатор для таких стоит денег, и объёмы пока не настолько большие, чтобы окупиться за хотя бы полгода, а дальше неизвестно — вдруг пойдут совсем другие контроллеры и нужен будет другой программатор…
      Если самому не получается что-то починить по причине недостатка знаний принципов работы — нужно их где-то найти и изучать. Да хоть по форумам. Я на первых порах учился по rom.by, и почти на каждый новый ремонт создавал тему (предварительно почитав другие аналогичные и если не получалось всё равно самому что-то сделать), и всегда находились люди, кто что-то подскажет, а кто-то даст пинок в нужном направлении. Да даже если не даст, грамотно составленный вопрос — это уже половина ответа; бывает что пока формулируешь свою проблему, начинаешь её более полно понимать, и тут же доходит, куда посмотреть надо. Так что регистрируйтесь там и изучайте материалы в течение хотя бы годика, потом уже можно вопросы задавать (ну или сразу, только велик шанс что ткнут носом, что Ваш вопрос уже поднимался и решён). По ноутам — notebook1.ru. Ну и vlab.su, remont-aud.net, и другие.


      1. Olezkaya
        23.07.2016 21:47

        Вот это конструктивный диалог с развёрнутыми ответами. Какой Вы молодец!


      1. Carnolio
        28.07.2016 20:26

        Спасибо большое, судя по вашему ответу я в более менее правильном направлении.


  1. Olezkaya
    23.07.2016 18:02

    Комментарий от "паяльника": Хороший топик в итоге получился. Куча полезной информации от коллег написано. Хочу сказать всем спасибо за конструктивную критику и за дополнения тоже спасибо! Извиняюсь за испорченный телефон. Будет время — обязательно зарегаюсь.


  1. PerlPower
    23.07.2016 18:45

    Абсолютно не раскрыта тема работы в условиях постсоветской реальности. Например тема общения с быдлом, а жаль. Ведь это они будут приносить копеечную звонилку/андройдофон за 3 т.р. на ремонт, договариваясь на одну сумму, а потом делая круглые глаза говорить, что на меньшую и угрожать расправой. Это они когда ты будешь отказываться от работы опять таки будут угрожать расправой. И это снова они через день после замены экрана буду ловить вирус от говноприложения и приходить к тебе выбивать бесплатный ремонт.

    Верно выше написали, что промышленный ремонт проще и по людям и по задачам.


    1. Olezkaya
      23.07.2016 18:53

      Думаю, не стоит работать с теми, кто Вам откровенно не приятен. В любой области. А если дело даже доходит до угроз, то предложите этому несдержанному человеку почитать уголовный кодекс. На обвинения в том, что телефон неисправен по вине мастера, а не по вине вируса из приложения, предложите провести независимую платную экспертизу, дабы это доказать. Общение ведите вежливо. Желание махать руками и кидать понты быстро отпадёт.


  1. Olezkaya
    23.07.2016 21:49
    -1

    Друзья, в больших комментариях отделяйте, пожалуйста, абзацы двойным переносом строки. Чтобы было удобно читать.


  1. Firelander
    24.07.2016 02:46
    +2

    Поработал пару лет в сервисе, честно говоря, остались скорее негативные впечатления. Поначалу менял шлейфа-дисплеи-разъёмы (тогда ещё были популярны слайдеры самсунги), получал какую-то денежку и в общем-то был доволен, но хотелось расти, а хозяин точки кроме вышеуказанного ничему научить не мог, и все хоть сколько-нибудь нетривиальные случаи отдавал своему родственнику-спецу. Информацию по ремонту в интернете найти было нелегко, равно также и ремонтники, с которыми я контактировал, не жаждали делиться так тяжело обретенными знаниями с потенциальным конкурентом. Я полюбил телефоны nokia, потому что в интернете были их сервис мануалы с полными схемами, благодаря которым мне хоть и редко, но удавалось проводить ремонт плат и получать бесценный опыт.
    К сожалению, они тогда уже доживали свой век и началась эпоха смартфонов. Поток мелкого ремонта постепенно иссяк, а со смартфонами были проблемы в том, что у них сложная разборка(тогда в основном были HTC), в процессе которой легко что-нибудь повредить, стоят дорого, а денег с другого вида ремонта стало так мало, что едва хватало на базовые нужды вроде пожрать и доехать, ни о какой материальной ответственности говорить не приходилось. Пришлось уйти.
    Сейчас занимаюсь разработкой и очень доволен. Не надо разбираться в чужих платах без документации, всё своё. Если что-то сжёг или испортил, можно тупо взять новую деталь/плату, тебя даже особо не пожурят.
    Но несмотря на то, что я не так уж долго работал в сервисе, это почему-то прочно осело в мозгах разных родственников, знакомых и знакомых знакомых, и мне ещё года четыре пытались нести всякие телефоны, хотя я настойчиво говорил, что ремонтом больше не занимаюсь, у меня нет оборудования, запчастей, желания в конце концов.
    Сейчас с информацией в интернете похоже стало лучше. Посмотрел Луиса Россмана — как минимум на эппл схемы есть. Разборки на практически что угодно тоже найти не проблема. Но сам ремонт стал сложнее ибо миниатюризация и интеграция.


    1. Olezkaya
      24.07.2016 11:55

      Тот случай, когда человек нашёл себя. В принципе, хэппи энд :) Спасибо за комментарий! Он как раз для тех, кому рекомендуется сто раз подумать, прежде чем.


  1. berserk007
    25.07.2016 10:28

    Статья интересная. Но как бы размытая, это вроде вводной.
    Интересные темы затронуты: по выбору оборудования, и оснащения раб места.
    Но то, что автор этим не занимается а публикует как то странно получается.


  1. gorbln
    25.07.2016 14:00

    Статья интересная. Мастер молодец.
    Интересно мне другое:

    новая стоит 12000 р… За ремонт взял 7000 р. (3000 чип и 2000 донор, с которого снял север; новый такой север стоит 3200). За саму работу взял чисто символически

    Я не понимаю, категорически, логику людей, ремонтирующих, простите, старое говно, за цену, сопоставимую с покупкой новой платы.
    Просто, если бы я был клиентом, и мне сказали, что ремонт 7К, а новая плата 12К — никогда и ничего ремонтировать не стал бы. Хотя бы потому, что пока плату грели, стопудово сожгли кучу разных конденсаторов, и теперь эта «отремонтированная» плата ни разу не равна новой.

    Ну и мастеру — 2000 это нифига не «чисто символически». В регионах люди за такие деньги 2 дня работают.


    1. nafikovr
      25.07.2016 14:33
      +1

      1 — 7000 это не сравнимо с 12000, а почти в два раза меньше. так же, если следовать вашей логике 12000 будет сравнимо с ценой нового ноутбука.
      2 — «сожгли кучу разных конденсаторов» это вы вообще о чем?
      3 — «В регионах люди за такие деньги 2 дня работают.» описанное тоже делается не за пол часа.


      1. gorbln
        26.07.2016 09:58

        Ну смотрите. Если плата стоит 12К, ремонт 7К, а новый (ключевое слово — новый) ноут — 18К, да, я вместо ремонта куплю полностью новый ноут, а старый продам на запчасти. Я категорически не понимаю, зачем ремонтировать старьё. И да, я понимаю, что это пахнет Хаксли.

        Про конденсаторы. При пайке плата и расположенные на ней элементы сильно нагреваются. Более того, сильно и долго. Конденсаторы такого не любят.

        Про деньги. Брать нормальные деньги за свою работу — нормально. Говорить при этом «да я с тебя и взял-то чисто символически» — не нормально. Вдобавок, не вяжется с высказанным в статье мнением про «не смотреть на клиента, как на г...».


        1. nafikovr
          26.07.2016 10:26

          Жесткий диск при заполнении вы тоже меняете сразу? он же тоже прослужит меньше чем новый. или сразу ноут новый?
          При грамотном ремонте ничего не пострадает.
          >>Говорить при этом «да я с тебя и взял-то чисто символически» — не нормально.
          если подобная работа выполняется несколько дней и в обычной ситуации оценивается в цену новой платы (а это нормально), то 2000 это действительно чисто символически.


          1. Olezkaya
            26.07.2016 11:53

            если подобная работа выполняется несколько дней и в обычной ситуации оценивается в цену новой платы…
            Так и было.


          1. gorbln
            30.07.2016 00:25
            +1

            Жесткий диск при заполнении вы тоже меняете сразу?

            Вы не поверите — да. Только не меняю, а докупаю ещё один винт. И вывожу из эксплуатации самый старый. По-моему, это нормально. Чем дождаться, что (старый) винт посыплется.
            если подобная работа выполняется несколько дней и в обычной ситуации оценивается в цену новой платы (а это...

            идиотизм. зачем делать ремонт да ещё, как вы говорите, несколько дней, если можно купить новую рабочую плату? Я понимаю, если бы плату было принципиально не найти (раритет там, или ещё что). Или (как в упоминавшемся тут промышленном секторе) ремонт выходит в 10 раз дешевле покупки нового, либо сокращает издержки из-за простоя.


            1. Olezkaya
              30.07.2016 01:17

              Ну почему идиотизм? Просто экономия. Отремонтированная электроника может прослужить ещё долго. И для кого-то разница в 4К между ремонтом и покупкой — это существенно.


            1. nafikovr
              01.08.2016 09:05

              ну вот иногда бывает такое что нет лишних 5 тысяч для покупки новой платы вместо ремонта старой. а разница между пром оборудованием и мелочевкой только в уровне цены. цена ремонта растет пропорционально цене самого оборудования. так что на счет «в 10 раз дешевле» заранее радоваться не стоит.
              это для физ.лиц. для многих юр.лиц еще есть другая проблема. часто ремонт оплачивается без проблем, а на покупку нужно организовывать тендер. или просто графа бюджета на покупку нового оборудования пустая.