Соответственно, многие дизайнеры верят в важность своей роли и видят предназначение в том что бы создать что-то действительно достойное. Неважно, будет ли это убеждающим политическим плакатом, определяющей эру обложкой журнала или располагающей рекламой благотворительной организации, иногда дизайн на самом деле способен изменить мир – и хочется надеяться, к лучшему. Ниже собрана подборка из 11 вдохновляющих примеров действительно сильного дизайна.
1. Вербовочные плакаты Первой мировой войны
Плакаты времен Первой мировой войны, призванные мобилизовать массы в Британии и в Америке
В начале ХХ-го века, особенно во время Первой мировой войны, плакаты были наиболее популярной формой пропаганды, топя военную экономику с обеих сторон Атлантики. На газетном листе большого формата использовалась беспроигрышная комбинация из мощной иллюстрации и волевого, прямого призыва миллионов молодых людей следовать к ближайшему призывному пункту.
Внушительные фигуры британского военного деятеля Китченера (Kitchener) и самого Дяди Сэма (Uncle Sam), окруженных патриотической атрибутикой и пальцами указывающих непосредственно на смотрящего — выглядят весьма убедительно.
Введение воинской повинности перед началом Второй мировой войны помогло использовать общие вербовочные плакаты в кампаниях, проводимых профильными службами для повышения производительности в других сферах. Особенно это касалось работы женщин в промышленной и сельскохозяйственной отрослях.
Во времена Второй мировой войны в кампаниях по мобилизации населения наблюдался определенный сдвиг: от всеобщего охвата до выработки специфических подходов для различных групп
2. Плакат Че Гевары
Фицпатрик предоставил постер с Че Геварой в открытый доступ, чтобы он распространился по всему свету
Когда ирландский художник Джим Фицпатрик (Jim Fitzpatrick) рисовал свой красно-черный принт на основе фотографии Альберто Корды (Alberto Korda), запечатлевшего знаменитого революционного лидера, он и не предполагал, что этот постер станет культовым. В 1967 году Фицпатрик получил копию фотографии от голландской анархистской группы, позволяющей сделать изображение для журнала.
После убийства Че Гевары художник представил изображение как юбилейный плакат, созданный на основе негатива на фотобумаге и распечатал его в черно-красном цвете. Желтую звезду он разукрасил вручную. Фицпатрик отказался от авторского права и разрешил революционным группам свободно использовать и распространять постер по всей Европе. Тем не менее, за прошедшее десятилетия этот революционный символ превратился в коммерческую собственность. Ныне он украшает стены множества студентов, привыкших скорее к мятежу против родителей и учителей, чем к борьбе с репрессивным режимом.
3. Плакат «Labour Isn't Working»
Дизайн постера от Saatchi & Saatchi был прост, но до брутальности эффективен
Это одно из двух политических объявлений, вошедших в Зал славы журнала Campaign. И, определенно — это один из наиболее знаковых, ключевых и влиятельных избирательных плакатов, которые когда-либо украшали британские билборды. Поразительно, но для продвижения кампании 1979 года «Labour Isn't Working» («Труд не работает») от имени Консервативной партии, Saatchi & Saatchi изобразили на своем плакате всего-навсего длинную и уходящую далеко за пределы биржи труда очередь людей, ищущих работу.
По части дизайна постер выполнен довольно просто. Но идея поймала на крючок мощное общественное чувство недовольства, что помогло привести консерваторов ко власти на 18 лет кряду. Плакат породил целый ряд последующих кампаний, продолжавшихся на протяжении многих лет. В том числе «Labour Isn't Learning» 2012 года (опять поворот к консерваторам) и «Austerity Isn't Working» британского Uncut. В том же году Республиканская партия скопировала дизайн для президентских выборов в США с лозунгом «Obama Isn't Working». Но к несчастью для Великой Старой Партии (GOP) подобные действия не оказали достаточно эффективного влияния.
4. Обложки журнала Time
Мощные заголовки на обложках журнала Time создают резонанс по всему миру
Пожалуй, помимо Time, существует не так много изданий, способных стать определяющими для своей эпохи. Звездная обложка упомянутого журнала стала тем, что обобщает достижения фантастических высот в различных областях. Его крупные планы на обложке в сочетании с долгоиграющим конкурсом «Человек года» на протяжении десятилетий делали сам журнал и обложку своеобразной лакмусовой бумажкой для культуры.
Конечно, еженедельный журнал, который был запущен в 1923 году, за прошедшее время собрал впечатляющий архив. И этот архив представляет богатую хронику, которая эффективно отражает последние 90 лет всемирной истории. Издание оказало колоссальное влияние на формирование восприятия общественности тех или иных событий.
С 1927 года Time только четыре раза отходили от концепции красной рамки, обрамляющей обложку: после 11 сентября 2001 года (рамка стала черной); издание посвященное Дню Земли (обложка позеленела); памятный выпуск 10 годам спустя 11 сентября (рамка металлически-серебренная); чтобы отметить персону Барака Обамы после выборов 2012 года (повторное использование серебра).
5. Кампании Adbusters
Adbusters инициировал изначальный протест «Occupy Wall Street»
Основанная в Ванкувере (Канада) в 1989 году некоммерческая организация Adbusters Media Foundation занимает ожесточенную анти-потребительскую позицию и борется за охрану окружающей среды. Согласно заявлению, усилия организации направлены на пробуждение «глобальной сети художников, активистов, писателей, студентов, педагогов и предпринимателей, которые хотят продвигать новое движение социальных активистов информационного века».
Дизайн играет ключевую роль в манифестациях организации. А реализация идей осуществляется с помощью журнала Adbusters, который открыто противостоит капитализму и меркантилизму. Принцип действия журнала получил название «Сulture jamming». На собственных страницах, как и через издания других стран, Adbusters бросает вызовы и пробует изменить общественное мнение о статус-кво. В ход идут пародии, сатира и другая активная деятельность.
Организация также запустила глобальные кампании, такие как Buy Nothing Day, TV Turnoff Week и наиболее примечательную Occupy Wall Street. Пожалуй, именно последняя кампания стала самым обсуждаемым протестным движением на Западе.
6. Реклама анти-курения
Реклама анти-курения становилась все более красочной, шокирующей и мощной
Курение и реклама были прямо таки «сладкой парочкой». Стильные кинозвезды с сигаретами в губах; суровые и мускулистые ковбои в пустыне, сладко затягивающиеся сигаретным дымом; в фильмах прямо таки велась пропаганда курения. Как же все изменилось.
Сила дизайна используется для того, чтобы потенциально спасти тысячи жизней
Масштабы проблемы и всеобщее волнение привело к проведению шокирующих кампаний, направленных на борьбу с курением и призывом курильщиков всего мира избавится от пагубной привычки, прежде чем она причинит непоправимый вред. И в данном случае рекламный плакат — это сильный инструмент дизайна, который способен оказать влияние на человеческое сознание. Не важно, будет ли это опровержением мнения, что курение делает Вас крутым или визуализацией всех последствий вредной привычки (болезни, бесплодие, смерть).
7. (RED) брендинг
Кампания "(RED)" по сбору средств на благотворительность недавно пересекла рубеж в $ 200 млн
Проект был запущен в 2006 году и за прошедшее время он с успехом продемонстрировал реальное воздействие дизайна на общество. В данном случае — собрал воедино всю мощь крупнейших мировых брендов, чтобы помочь в борьбе со СПИДом в Африке.
С уникальной архитектурой бренда, которая представляла свои узнаваемые логотипы "'to the power of (RED)", организация привлекает партнеров калибра Amex, Converse, Emporio Armani и Gap.
К 2013 году она собрала более $ 200 млн. Это делает организацию крупнейшим деятелем благотворительности в частном секторе по вкладу в Глобальный фонд борьбы со СПИДом (The Global Fund), на равне с такими крупными партнерами как Apple, Coca-Cola и Starbucks, добавивших свои банеры к этому предприятию.
8. Our Choice
Кампания, котора началась с фильма «Неудобная правда» и приобрела неожиданную, захватывающую своим дизайном форму
«Неудобная правда» (2006 год) — документальный фильм Эла Гора (Al Gore), который рассказывает о глобальном потеплении. Это захватывающее приключение, созданное Push-Pop Press и Melcher Media, выступает в качестве первопроходца нового режима и демонстрирует иное взаимодействие пользователя с цифровой книгой. Основываясь на фильме, который предшествовал книге, Гор провел глубокий анализ причин глобального потепления, поделился новаторским озарением и предложил потенциальные решения проблемы.
Все это презентовано пользователю в виде вдохновляющего пакета фотографий, интерактивной инфографики, анимации и документальных кадров. Приложение снабжено передовым сенсорным интерфейсом, что помогает соотнести операции книги с интуитивными схемами пользователя, а также позволяет увеличивать и уменьшать окна с различной информацией, играть с ними и исследовать их богатое содержание. Это превосходный пример того, как отличный дизайн может доставить важное сообщение в привлекательном виде.
9. Барак Обама на постере «Hope»
Плакат «Hope» был создан всего за один день
Рожденный в Южной Каролиной иллюстратор и графический дизайнер Шепард Фейри (Shepard Fairey) сделал себе имя еще в конце 80-х благодаря работе Andre the Giant Has a Posse. Но именно участие в президентских выборах 2008 года в США забросило его на вершину славы и подарило мировое признание.
Созданный Фейри эпохальный портрет Барака Обамы состоит из четырех цветов: бежевого (рамка портрета), а также красного, светло- и темно-синего (в которые раскрашен сам сенатор). Созданный за одни сутки постер имел также разные вариации со слоганом: кроме избранного «HOPE», рассматривались такие варианты как «CHANGE» и «PROGRESS». Начавший свою жизнь как трафаретный плакат (который был продан почти сразу же), этот дизайнерский продукт заполнил всю территорию Соединенных Штатов и будто вирус распространился по всему миру. Плакат стал символом того, чем потенциально может стать американская политика.
Пародии на плакат Barack Obama «Hope», выполненные самим же Фейри. Левый постер был создан для международного ответвления протестного движения Occupy Wall Street и содержит послание «Мистер Президент, мы НАДЕЕМСЯ, что Вы на нашей стороне». Правый постер посвящен сатирическому политическому кандидату Честному Гилу Фулбрайту
Большим откровением следующего года стало то, что постер Шепарда Фейри был основан на фотографии Мэнни Гарсия, фотографа Associated Press, без каких-либо на то разрешений. В последующий судебной тяжбе дизайнер признался в том, что уничтожил доказательства воровства. Ему были назначены исправительные работы и штраф на весьма круглую сумму. Сегодня в дизайнерских кругах эта работа стала не только образцовым примером политической иконографии, но и символом нарушения авторских прав. Но какими бы там не были обстоятельства создания постера, мощь его влияния на предвыборную кампанию 44 президента США неоспорима.
10. Карикатура Гринпис на бренд компании ВР
В Гринпис провели конкурс среди дизайнеров, направленный на подрывание авторитета бренда BP
Как Adbusters, Гринпис заработала репутацию ревностной социально активной организации. В 2010 году произошла авария в результате которой в Мексиканский залив попало полмиллиона галлонов с нефтью, ежедневно просачивающейся в воду. Международная организация по защите окружающей среды помогла предотвратить экологическую катастрофу, но при этом устроила анти-кампанию против нефтяного гиганта.
Гринпис открыла дизайнерский конкурс, участие в котором принимали три категории людей: профессиональные разработчики и студенты профильных Вузов, специалисты других областей и дети до 18 лет. От участников требовалось сделать своего рода ребрендинг марки BP (логотип был разработан за десятилетие до инцидента с нефтью. Он подчеркивает «зеленую» направленность компании). Техническое задание было простое: «Покажите, что компания не соответствует лозунгу „больше чем нефть“ – она всецело погрязла в битуминозных песках и глубоководном бурении». На что участники конкурса буквально завалили Интернет разнообразными вариантами-пародиями логотипа ВР.
11. Пластинка инопланетных цивилизаций
Пластинка из анодированного алюминия с символьной информацией о человеке, Земле и ее местоположении
В начале 70-х человек стоял в центре всего существующего. Высадка на Луну (1969 год) и фотография восхода Земли, сделанная во время миссии Apollo 8 – популяризировала идею того, что наш мир является лишь небольшой песчинкой в огромной вселенной. Из чего следовало, что в космосе может существовать множество других цивилизаций.
В 1972 году НАСА запустила Пионер 10 (автоматическая межпланетная станция), который был первым космическим аппаратом, предназначенным для изучения Юпитера и гелиосферы. Вместе со всеми необходимыми инструментами для исследования самой большой планеты солнечной системы, в космос отправилась и небольшая пластинка из анодированного алюминия.
Проект был разработан Карлом Саганом (Carl Sagan) и его женой Линдой Саган (Linda Sagan) всего за три недели. Пластинка выступала в роли сообщения от человечества для возможных инопланетных цивилизаций. На рисунке изображались мужчина, женщина и корабль «Пионер» в одном масштабе. Слева от них находилось Солнце, лучами показывающее расположение и расстояния до 14 ближайших пульсаров и центра Галактики.
Найдут ли когда-нибудь пришельцы отправленное им сообщение? Переведут ли его? Вряд ли. На данный момент Пионер 10 направляется к Альдебарану. И ему потребуется около двух миллионов лет, чтобы достичь этой звезды.
Комментарии (18)
dmitryredkin
01.08.2016 21:09+15Вот честно, всегда отправляю ошибки в личку, но тут не могу молчать!
«Отрослях», «Тем ни менее», «приделы» — и это даже не четверть статьи. Просто боюсь заглядывать дальше.
Проверяйте же свои опусы хотя бы спелл чекером!!! А то словно читаю сочинение двоечника-третьеклассника.
merlin-vrn
01.08.2016 21:14+12Автор — типичный журналист, в том смысле, что не умеет даже отличать «на злобу дня» от «на все времена», но выдаёт своё мнение за непреложную истину.
По мне так спецовка оранжевого цвета, который подобрал Казимир Малевич (он занимался исследованием влияция цвета на людей, и нашёл, что вот этот заметнее всего) — вот признанный дизайн, который по-настоящему взорвал мир. Спецовки теперь никто не делает по-другому, в отличие от обложки Time, которую сами же журналисты каждый раз городят заново (правда, они все весьма похожи друг на друга, после пятой их рассматривать уже неинтересно).
А где обложка The Dark Side of the Moon? Вот дизайн, который взорвал мир. Эту картинку знает каждый, в отличие от этих ваших обложек Time и плакатов с дядей Сэмом, я уже не говорю о поделках зелёных или adbusters.
Список легко продолжить. А вот обложки тайма вообще-то надо бы выкинуть, на физиономию Обамы или зачёркнутого бин Ладена никто через двадцать лет не будет смотреть с таким благоговением. Многие даже не узнают.rrrav
01.08.2016 22:13+1Да, обложка The Dark Side of the Moon великолепна, но тут возможно сработало то, что было под обложкой. Ведь сам альбом был столь велик, что засверкало все, что с ним связано.
А раз уж вспомнили Малевича, то как же не упомянуть его знаменитый минималистичный концепт — где бы его ни выставляли, всегда в центре внимания. А проще него ничего уже не придумать.merlin-vrn
02.08.2016 08:12Идея супрематизма — это отдельная история. Я имел ввиду Малевича как первого в мире визуального дизайнера (он считается родоначальником дизайна как такового).
Suntechnic
02.08.2016 00:03+5Хм, ничего не знал ни об оранжевых спецовках, ни о малахитовых медицинских халатах. Ну точнее о том, что они имею конкретное авторство и это Малевич. Может быть вы напишите аналогичную статью? Было бы интересно прочесть.
nickolaym
02.08.2016 14:40+3Даже «на злобу дня» бывают такие, что «на все времена».
Те же «окна РОСТА» за авторством Маяковского, определившие стиль агитационных и информационных плакатов на десятилетия, и до сих пор узнаваемые.
Родину-мать и красноармейца уже выше упомянули.
Хотя понятно, что эти мемы региональные, советские. В отличие от дяди Сэма, которого во все дыры пихают.
Но если по такому критерию судить, то возьмите любой логотип всемирно известной торговой марки, и объявляйте «проектом, перевернувшим мир».
Портрет Обамы — NOPE. Если уж на то пошло, то вот эти плашечные цвета ввёл в оборот Энди Уорхолл. Но про Уорхолла в статье ни слова, хотя его цветоделение Мэрилины куда как знаменитее.
А фотожабки и стёб что над Обамой, что над БП — вторичный сиюминутный шлак, которого тыщи. Поржали и забыли.
Возможно, что журналист воздыхает на гринпис, вот и не смог мимо пройти, чтоб не попиарить.merlin-vrn
02.08.2016 14:44Я разве с этим спорю? Я говорю, что журналист путает одно и другое, что вовсе не противоречить тому, что что-то может быть одновременно и тем, и другим. Ну, это как путать дерево и красное, хотя вообще-то бывает и красное дерево.
avost
Вот честно, I want you с козлобородым дядей Сэмом не вызывает никакого желания пойти в армию, скорее, наоборот. Британский вариант с их традиционным культом военных, абсолютно понятен, но этот хитроватый франт в мягком пиджаке и моднячей бабочке, только что со светского райта, вот зачем мне идти воевать за него на другой край света? Только потому, что он напялил цилиндр цветов флага? Может кто пояснить психологическую составляющую и культурный бэкграунд, позволивший этому плакату хоть как-то «работать»?
Зы наш позднейший плакат " ты записался добровольцем? " хоть и является очевидной производной от этих, но сильнее их обоих вместе взятых. Впрочем, это же другая история, им она неизвестна, наверное.
Saffron
Вполне возможно, что в своё время плакат был эффективен. Теперь же нас со всех сторон окружают кричащие плакаты и рекламы, и мы привыкли автоматически не доверять всему, что впаривают чересчур активно.
merlin-vrn
Портрет доярки известен совершенно точно, есть фотожабы:
bentall
Не знаю, меня как-раз пугает безумный взгляд красноармейца. А дядя Сэм что, умный опытный политик и/или юрист. Взгляд пронзительный и пробирает до печёнок, и да, понимаешь, что такой если будет надо — пошлёт тебя на смерть, но это если будет действительно так надо, а не во имя кровавого триединого божества СвободаРавенствоИБратство «как один умрём». И цвета американского флага, да, думаю и сейчас некий патриотический подьём у американцев вызывают, а уж в начале прошлого века ?—? и подавно.
avost
Ну, не знаю. Я бы таки во имя свободы, но уж точно ни как не ради прожжёного хлыща, который, прости-господи, юрист или вообще политик. Причём такой обобщеный хлыщ-юрист-политик. Это даже не персонифицированное божество («за сталина»), а нечто странное. Но, спасибо за мнение, я ещё почитал историю плаката. Немного прояснилось, но недоумение всё равно осталось.
Что касается красноармейца, я ошибся, имел в виду «Родина-мать зовёт», конечно.
bentall
Ну, вспоминая истоорию САСШ, одного носившего подобную бородку юриста-политика звали Аврам Линкольн и, я думаю, это ассоциация должна многое объяснять.
А «Родина-мать», разумеется, гениальна, и ни один плакат с подобным сюжетом который пусть и был до, и рядом по силе не стоял.
bentall
upd. (а) «Подобную», это не значит «точно такую», но у меня ассоцииируется. (б) Линкольн был (и на фото, и судя по оставленным текстам, особенно личного характера ) куда мягче, вообще удивительно видететь такого человека во главе расколото, й гражданской войной страны.
Дядя Сэм да (по сравнению с «честным Эйбом» так точно), циничный и «прохжённый». Наверное, вот такой был герой своего времени в тогдашних штатах (собственно и как наш красноармеец или деникинский доброволец , застывший в театрально-трагической позе, как бы говорящей «за наше безнадёжное дело»
chieftain_yu
Китченер был военным министром в то время.
Потому его и изобразили.
BalinTomsk
---Китченер был военным министром в то время.
Еше и автор концлагерей