ЦМИТ — это центр молодежного инновационного творчества.
Цель данного топика — поделиться анализом ситуации и видением будущего в сфере технического творчества молодежи. Проектное обучение*. Я ожидаю увеличение количества технически грамотной молодежи, способной создавать серьезные технические проекты, в 100 — 1000 раз в районе 2020 года. Под катом предпосылки и описание процессов, которые к этому приведут.
Статья будет полезна руководителям ЦМИТов, техническим предпринимателям, управленцам в инженерии, стартаперам, техномолодежи, управленцам вузов.
В своей прошлой статье от декабря 2013 года "Мы будем делать ЦМИТ. Опыт создания, перспективы" я сетовал на то, что в России недостаточно развито техническое образование и описал оптимальную бизнес-модель ЦМИТа. Сейчас, в январе 2017 года, ситуация кардинальным образом изменилась. За прошедшие три года в России открылось множество школ робототехники, программирования, 3D-моделирования и 3D-печати, ЦМИТов, мейкерспесов, лабораторий в школах и учебных мастерских. В каждой уважающей себя школе есть один или несколько 3D-принтеров.
Сигналы, по которым я идентифицирую процесс и могу утверждать, что в 2020 году количество технически грамотных школьников возрастет по сравнению с 2016 годом в 100 — 1000 раз. Причем эти ребята ничего больше не будут уметь кроме техники. Могут конечно научиться, но это же будет им не имманентно. А интересно будет дальше развиваться и делать серьезные проекты именно в технических областях.
— Рост количества площадок
В период с 2013 по 2017 год ежемесячно со мной связывались разные люди и консультировались, как открыть ЦМИТ, или обучающий центр в сфере технического творчества школьников. В январе 2017 ко мне обратились из г. Орска и г. Элисты (Республика Калмыкия) с вопросом открытия ЦМИТа. Это были серьезные предприниматели, ЦМИТы будут открыт :) Я понял, что ЦМИТЫ уже есть во всех крупных городах и скоро будут во всех городах России.
В Екатеринбурге в эти же годы открыты десятки площадок. Количество площадок только в одном Екатеринбурге в 2017 году сравнимо с количеством площадок во всей России в 2013 году.
— Рост количества конкурсов
В 2013-2017 гг. количество различных фестивалей, конкурсов, инженерных соревнований и других состязательных мероприятий в сфере инженерии возросло в России в 10-100 раз. Сейчас каждый школьник, который может сделать технический проект, не вылезает из конкурсов. Даже начался обратный процесс — школьники отказываются от участия в конкурсах в пользу развития и совершенствования своего проекта или обучения новому.
— Спад спроса на обучение робототехнике и 3D-моделированию
Я — руководитель одной из лабораторий робототехники и 3D-моделирования в которой молодежь занимается робототехникой, 3D-моделированием и проходит проектное обучение. Если в 2012-2015 годах был бешеный спрос на робототехнику и 3D-печать, то в 2017 этим уже никого не удивишь. Практически каждый день в лабораторию приходят новые школьники и смотрят на старые 3D-принтеры как на обычную вещь. У многих такие есть даже дома. В школах, особенно в лицеях, 3D-принтеры и электроника есть уже у всех. Хорошо, что у нас есть станки с ЧПУ. Они пользуются спросом, и это приводит в наш центр уже подготовленных школьников. Сейчас доступ к простой технике не только можно получить, но его можно получить вблизи дома. Дорогостоящая техника стала более доступной школьнику.
— Поддержка родителей
Я постоянно общаюсь с родителями детей, которые приходят в наш центр. Если два года назад родители относились к занятиям ребенка в большей степени как к хобби, то теперь изменилось главенствующее мнение, и родители относятся к инженерным факультативам как к серьезному делу и делу будущего. Необходимую ребенку электронику они покупают в ущерб семейного бюджета.
Точка невозврата пройдена. Сейчас мы стоим на процессе, который приведет к тому, что в районе 2020 года все школьники, которым сейчас 13 — 16 лет и которые сейчас незаметны, поскольку находятся в школах и активной социальной жизни не ведут, выйдут на просторы жизни. Они будут делать технические проекты в большом количестве. Это будут активные и подготовленные в плане техники люди. Я не могу даже представить обстоятельств, которые могут блокировать этот процесс.
Я описал глобальную для России тенденцию, в которую сейчас можно влиться. А как?
Выше я выявил процесс количественного роста школьников, занятых в инженерных областях. Но не касался проблем. А они есть. И здесь самое место их описать.
- Низкая инженерная квалификация педагогов в школах
Во всех местах, где детей обучают инженерным вещам, будь то школьный, коммерческий или любой другой центр, есть педагоги. И они в первую очередь педагоги, а не инженеры. Педагоги могут обучить ребенка только самым простым вещам. Они это делают. Делают хорошо. Но теперь пришло время, когда простых вещей недостаточно. В нашем центре есть случаи, когда дети в 12 лет уже превосходят педагогов в своей инженерной квалификации. Проблема в том, что педагоги развиваются, педагогической области, а инженерных областях развития меньше. Вы можете видеть, что несмотря на то, что растет количество площадок и чисто школьников их посещающих, уровень проектов остается на одном уровне. А если где-то уровень возрастает, то это происходит благодаря вмешательству реального инженера.
- Оторванность от реальности
Прямо сейчас, во время написания этой статьи, один из учеников лаборатории договорился со мной о том, что придет, но его не выпустили из школы. Педагоги, а особенно школьные педагоги, руководствуются не здравым смыслом, как это привыкли делать инженеры, которые по большей части являются прагматиками, а нормами, правилами и установками, которые устарели уже давно. Педагоги занимают свою нишу в образовании, и это хорошо, но мало для полноценного развития личности молодого человека.
- Отсутствие мотивации
Главная проблема педагогики в том, что в ней нет здоровой мотивации. Педагог стремится сам и мотивирует своих подопечных следовать нормам, существующим укладам и базовым правилам. Это очень хорошо и необходимо для ребенка. Но это не может быть мотивацией для творчества. Творец движим мотивацией изменить мир, создать новые решения. И в этом смысле педагог не в силах сопровождать школьника. Инновации необходимо внедрять, но люди школьной системы даже не поймут, о чем это.
- *Проектное обучение
На рисунке изображена примерная схема работы нашего центра (Лаборатории).
Я понимаю, что данная статья, возможно, преждевременна, но по привычке идти впереди времени, изложу модель обучения подростков, тестируемую в настоящее время у нас в Центре.
Модель снимает проблемы (противоречия), описанные выше.
Организация работы
В центре организован круглосуточный доступ для резидентов центра. Резиденты — это подростки и взрослые инженеры.
Проход осуществляется по картам доступа, которые выдаются только людям, которые заслуживают доверия. В этом случае обеспечивается высокий уровень причастности. Все резиденты Центра ощущают его своим местом.
Существует общий фонд техники и расходных материалов Центра, который пополняется резидентами по мере возможностей. Работа подростков на опасной технике, например на фрезерных станках возможна только в присутствии ответственного лица. Когда взрослые уходят — то опасные станки закрываются на ключ в отдельных комнатах. Важно, чтобы в центре была лучшая техника, какая только возможна, — это залог тусовки в Центре самых лучших молодых инженеров города.
Резидент лаборатории может получить финансирование на свои проекты (существует возможность быстро закупить необходимое оборудование для того, чтобы проект был сделан быстро, без угасания интереса). Еженедельно проходят совещания подростков и взрослых инженеров по вопросам реализации проектов. Инженеры говорят — дети слушают.
Регулярно в центре проходят встречи клуба, в котором обсуждаются вопросы не технического плана, а, скажем так, общекультурные. На таких встречах происходит передача взглядов успешных самореализовавшихся инженеров молодому поколению. Происходит разъяснение, почему нужно и важно развиваться в качестве инженера. Обсуждаются ошибки, которые совершили и осознали взрослые люди. Это своего рода клуб сценариев жизни.
Такая схема организации позволяет добиться совместной работы инженеров и школьников над общими проектами.
Разумеется, в Центр допускаются не все школьники, а только проверенные, то же касается и инженеров.
Финансирование центра
Осуществляется социально ответственной организацией, которая заинтересована в высококвалифицированных инженерных кадрах. Финансирование идет путем перечислений средств в некоммерческую организацию.
Проекты
По опыту могу сказать, что каждый техношкольник на одном из этапов своего техноразвития начинает делать свой собственный 3D-принтер. В нашем центре таких проектов было не менее шести. Кто-то доделывает, кто-то нет. Но это не важно. Главное, чтобы школьники делали свои проекты самостоятельно. Инженеры консультируют школьников, где и как найти необходимую информацию для реализации проектов. Все знания передаются в привязке к конкретным проектам.
Взрослые инженеры тоже ведут свои проекты. Каждый из таких проектов потенциально имеет реальное применение и представляет собой техническую систему, которая может быть включена в реальные экономические процессы.
Например в нашем центре сейчас ведутся проекты:
1) Роборуки
2) БПЛА для перевозки грузов 300-500 кг
3) Принтер, способный писать почерком человека
4) БПЛА-селфикамера
5) Мобильное приложение с дополненной реальностью
6) Лабораторный фрезерный станок с ЧПУ
Игра на реальном рынке. Краудфандинг, стартапы
В Центре всегда есть проекты, которые претендуют на то, чтобы стать успешными техническими стартапами. Стартапы, бизнес и реальные инженерные задачи, игра на реальном рынке хороши тем, что они позволяют находиться на острие самых актуальных знаний. Успешный проект органически так устроен, что выводит на самые современные знания, иначе он просто не будет успешным. Стремление к успеху в нашем случае является стремлением к лучшим знаниям и технологиям.
В центре всегда должны быть проекты, которые выходят на инвестирование или прямо на рынок. Модели выхода могут быть разными: Краудфандинг, прямые продажи продукта, продажа технологии, ноу-хау и другие. Но такие проекты должны быть в наличии. В нашем центре такие проекты есть. И каждый школьник может принять в них участие.
Интеллектуальные игры
Для адекватного контакта с реальностью, каким является инженерная деятельность, необходима способность к построению моделей. Без этой способности человек может только выполнять расчетные задачи, то есть применять готовые модели.
Интеллектуальные игры — это инструмент взращивания в сознании школьников структур, которые осуществляют моделирование.
Тема этого топика не подразумевает обсуждения игр, конкурсов, турниров, соревнований и других состязательных мероприятий, каких сейчас великое множество. Надеюсь сделать отдельный обзор на эту тему.
Комментарии (18)
rg_software
02.02.2017 01:26+3в районе 2020 года все школьники, которым сейчас 13 — 16 лет… будут делать технические проекты в большом количестве.
Ну вы как-то лихо рассчтиываете на революцию руками тех, кому будет 16-19 через 3 года. Первые будут готовиться к вузу, а вторые учиться, какие уж тут проекты в большом количестве, да ещё и с общественным резонансом? Это ещё лет 10 ждать, я думаю.
altai2013
02.02.2017 06:57+2Угу, а сегодняшние школьники к тому времени попадут в ВУЗы, где их встретит всё тот же советский педагог, который «стремится сам и мотивирует своих подопечных следовать нормам, существующим укладам и базовым правилам». За 5 лет из этих детей выбьют всю дурь про летающие селфи-камеры и научат сдавать скачанные из интернета и списанные лабораторные по десяткам бессмысленных предметов. Упорствующих в творчестве отчислят и отправят в армию, а вернувшиеся оттуда будут думать уже не о 3D-принтерах, а о любой низкоквалифицированной работе, которая позволит срочно оплатить аренду жилья и еду.
В целом не разделяю оптимизм автора ни в малейшей степени. Даже если бы он был прав, то школьников, охваченных сетью ЦМИТ, в России ничтожно мало, зато детей, охваченных демотивированными педагогами с низким уровнем квалификации — чудовищно много и это не изменится.
Pilat
02.02.2017 08:54+4"В школах, особенно в лицеях, 3D-принтеры и электроника есть уже у всех." "В каждой уважающей себя школе есть один или несколько 3D-принтеров. "
Если нет 3D-принтера — школа себя не уважает.
Хотелось бы понять какое отношение имеет 3D принтер к школе. Проект ЦМИТ в целом посвящён 3d печати, судя по сайтам http://cmit-lider.ru/, http://cmit-superlab.ru — первые в поиске. А мне казалось, что робототехника сейчас — это Arduino и серийные компоненты. Оказывается, робототехника — это искусство 3d печати.
aso
02.02.2017 09:32+1Угу, а сегодняшние школьники к тому времени попадут в ВУЗы, где их встретит всё тот же советский педагог, который «стремится сам и мотивирует своих подопечных следовать нормам, существующим укладам и базовым правилам».
Лично меня аутентичные советские педагоги учили самостоятельному мышлению и умению понимать смысл поставленной задачи. А у вас какие-то контрафактные советские педагоги, обратитесь в общество по защите прав потребителей для осуществления замены!
За 5 лет из этих детей выбьют всю дурь про летающие селфи-камеры
А это и есть дурь.
и научат сдавать скачанные из интернета и списанные лабораторные
… а в СССР не поощрялось списывание — это чиста современная фишка…
по десяткам бессмысленных предметов.
… ТОЭ/РТЦиС/ЭЛД и прочая, никому не нужная чепуха наряду с физикой и вышкой…
Упорствующих в творчестве отчислят
Творчество без знания предметов (предмета) — суть маниловщина и к инженерному творчеству не имеет никакого отношения. Оно хорошо продаются толька гуманитариями и гуманитариям.sleeply4cat
02.02.2017 10:39+2Вот честно, я не понимаю, зачем я заучивал характеристики давно сгнивших токарных станков и рисовал расстановку коробок для ветоши в цехах. Вероятность того, что эти знания каким-то чудом пригодятся мне при работе по специальности, околонулевая, а если понадобится — я смогу вникнуть в суть дела быстрее, чем за 150 потраченных часов. То же самое касается обработки конструкционных материалов и второго семестра метрологии, который убили на измерение шерховатости образцов. Зачем всё это на айтишном факультете?
aso
02.02.2017 10:58Ну я откуда знаю, что за ВУЗ у Вас был — и на основании чего рисовалась програма «Ай-Ти факультета»?
altai2013
02.02.2017 12:34+1Хех, наверное затем же, зачем я сдавал химию, обучаясь на программиста в техническом университете. :) Супруга, прежде чем получить диплом преподавателя информатики, сдала термех, метрологию и начерталку.
sleeply4cat
02.02.2017 13:46Расширение кругозора — это, конечно, хорошо, но почему, например, пара по философии у меня была, а анатомии не было? Дисциплины одинаково далеки от программирования, но бестолковость одной из них почти стопроцентная.
altai2013
02.02.2017 13:57Самое прекрасное, что мне довелось изучить и сдать в техническом университете — это «Достаточно общая теория управления». Содержание предмета заключалось в пересказе «Концепции общественной безопасности» по лекциям каких-то интернет-фриков в военной форме, повествовавших о мировом правительстве жидомасонов, управляющих планетой. Это настоящая шиза, желающие могут погуглить на лурке статью «КОБ».
kx13
02.02.2017 15:24+1Многие почему-то забывают, что на факультете учится не один человек, а много.
Программа не может быть индивидуальная.
Поэтому кому-то может пригодится одно, кому-то другое. Возможно кому-то из ваших сокурсников и пригодилось :)
Айтишников учить только айтишным специальностям — это задача ПТУ. ВУЗ должен давать более широкие знания.
Программа в ВУЗе никогда не будет осодержать всего самого современного и именно того, что нужно лично каждому.
rg_software
04.02.2017 14:43Тем не менее, у меня тоже создалось впечатление, что программа создаётся «от балды», куда «для кругозора» вносятся просто непрофильные курсы путём бросания кубика (хотя куда более логичным было бы предоставить студентам самим подобрать себе любые непрофильные курсы в требующемся количестве, раз уж они непрофильные).
Хотя кого я обманываю: понятно, откуда это всё берётся. Руководство смотрит, кто у них там из преподавателей в кадровом резерве, и если там оказываются химики, значит, будет химия, а если биологи — биология.
altai2013
02.02.2017 12:28+3… а в СССР не поощрялось списывание — это чиста современная фишка…
Со списыванием я впервые познакомился во 2 или 3 классе начальной школы, когда учитель подсадил ко мне хронически неуспевающую девочку, 2 или 3 раза остававшуюся на «второй год», чтобы она списывала у меня и хоть как-то что-то сдала. На дворе был 1987 год. В выпускном классе по рядам ходил учитель и подправлял людям ошибки на экзамене, чтобы они, не дай бог, не сдали на «2». Мои родители в 70-х сдавали «госы» по заранее распределенным среди студентов билетам. Очковтирательство, формализм, бюрократия, показуха и потёмкинские деревни — с советских времен лежат в фундаменте образования, как среднего, так и высшего. Эту систему пока что даже не пытались менять, за исключением мучительных попыток внедрить ЕГЭ.aso
02.02.2017 13:27-3Со списыванием я впервые познакомился во 2 или 3 классе начальной школы, когда учитель подсадил ко мне хронически неуспевающую девочку, 2 или 3 раза остававшуюся на «второй год», чтобы она списывала у меня и хоть как-то что-то сдала. На дворе был 1987 год.
В 1987 году кого-то оставляли на второй год — причом два или три раза? 0_0
Вас, наверное, очень сильно била эта девочка…
В выпускном классе по рядам ходил учитель и подправлял людям ошибки на экзамене, чтобы они, не дай бог, не сдали на «2».
Гэта 1995й?
Апричом tyt «совок»?
Мои родители в 70-х сдавали «госы» по заранее распределенным среди студентов билетам.
И хто — кроме Ваших глубокоуважаемых родителей — виноват в том, что они поступили учиться в заборостроительный техникум?
Хотя «госы» — это, скорее всего — марксизм-ленинизм и Научный Коммунизм.
На специальность не влияют.
Очковтирательство, формализм, бюрократия, показуха и потёмкинские деревни — с советских времен лежат в фундаменте образования, как среднего, так и высшего.
В СССР, в отличие от современных стран — в официальной книжной торговле не наблюдалось «решебников» и пособий вида «как написать 100 хороших сочинений на пятёрку».
Я уж не говорю о компакт дисках или интернете, забитом рефератами и сочинениями по самую макушку.
Эту систему пока что даже не пытались менять, за исключением мучительных попыток внедрить ЕГЭ.
Ы-ыы, «поколение ЕГЭ».
Ачего, прастите, Вы собираетесь «менять» — и где гарантии, что «смененное» окажется хоть чуть-чуть лучше?altai2013
02.02.2017 13:46+2В 1987 году кого-то оставляли на второй год — причом два или три раза? 0_0
Второгодники были обычным делом, а девочка была тихая и ни с кем не общалась.
Вас, наверное, очень сильно била эта девочка…
И хто — кроме Ваших глубокоуважаемых родителей — виноват в том, что они поступили учиться в заборостроительный техникум?
Мои родители получили высшее образование в советском институте, в крупном региональном центре.
в официальной книжной торговле не наблюдалось «решебников» и пособий вида «как написать 100 хороших сочинений на пятёрку»
Наличие или отсутствие подобных книг никак не влияет на масштабы списываний.
Ачего, прастите, Вы собираетесь «менять»
Первое, что я бы поменял — это ежегодная сдача студентами всех зачетов и экзаменов по единым федеральным тестам, под видеокамерами, без каких-либо освобождений и «автоматов». После провальных результатов работ и осознания всеми участниками масштабов бедствия, менял бы всё остальное: бюджет образования, зарплаты педсостава, учебные программы, бюрократию и т.д.aso
02.02.2017 14:38-4Второгодники были обычным делом,
Щито-ооо? 0_0
а девочка была тихая и ни с кем не общалась.
… раза в два крупнее мальчика и с намечающимися сизьгаме…
Мои родители получили высшее образование в советском институте, в крупном региональном центре.
Даправдаштоля?
Наличие или отсутствие подобных книг никак не влияет на масштабы списываний.
Основная проблема моралофагов класса «принцесса на горошине» — полное отсутствие чувства меры.
«Официальное» списывание никак не влияет на: неофициальное"?
Первое, что я бы поменял — это ежегодная сдача студентами всех зачетов и экзаменов по единым федеральным тестам, под видеокамерами, без каких-либо освобождений и «автоматов».
Quis custodiet ipsos custodes?
И что Вы, собственно, намереваетесь проверять?
Некий мифический Господь Бог в виде видеокамер должен заставить подлых и мерзских прахвессоров обучать… чему?
бюрократию и т.д.
А у Вас, значиццо, предполагается не «бюрократия» — а благорастворение воздусей?
MAXHO
02.02.2017 21:39Сейчас вроде бы уклон не на ЦМИТы а на Кванториумы пошел… Некоторые ЦМИТы тихонько мигрируют туда.
Хотя те же яйца, только вид с боку.
Tiendil
Очень хочется верить, но есть сомнения.
Areso
У меня в районе 2 школы. В одной есть 3d принтер, Lego, собирались купить 3d сканер, в кружке при школе куча рассыпухи для ардуино. Информатика со второго класса, английский с первого.
Во второй нет ничего. Информатика с пятого класса, английский с четвертого.
Первая считается лицеем с математическим уклоном, там ежемесячно надо заносить около 2 тысяч рублей на всякое (спонсорская помощь), вторая считается школой с гуманитарным уклоном, добровольно-принудительной спонсорской помощи в ней не собирают.
Город 300к населения.