Штаб-квартира предвыборной кампании


Совершенно неважно, насколько шикарно отремонтирован и обставлен офис вашей штаб-квартиры, избирателям это совершенно до лампочки, да они туда и никогда и не зайдут. Телефонный звонок с домашнего аппарата звучит точно так же, как и звонок с телефона шикарного офиса. Все, что вам понадобится для штаб-квартиры – это пишущая машинка, ящики для картотеки (подойдут даже обувные коробки), недорогие папки-скоросшиватели для бумаг, блокнот, доступ к технике для размножения документов (покупать ее не обязательно), отдельный телефон, и больше – ничего. Совсем ничего!


Для обстановки используйте ту мебель, что есть под рукой, или соорудите из досок самодельную. Ваша штаб-квартира может разместиться в любом свободном отапливаемом помещении, за которое не нужно платить. Например, в вашей запасной спальне, неиспользуемой детской комнате, или бесплатно предоставленном кем-то из ваших сторонников захудалом офисе над магазином.


Для офисов предвыборных кампаний очень часто снимают помещения, выходящие фасадом на престижные деловые улицы. Польза от таких, с позволения сказать, штаб-квартир, весьма сомнительна: избирательных голосов, по сравнении с офисами на задворках, они не добавляют. Если вы можете получить в пользование неиспользуемое здание магазина, или хотя бы свободный закуток в принадлежащему стороннику вашего кандидата магазине (в обоих случаях, естественно, – бесплатно), и если вы найдете для офиса волонтеров, готовых отвечать на вопросы посетителей и раздавать агитацию, но при этом совершенно не желающих заниматься обходом избирательных участков, значит вы можете назвать такой офис «штаб-квартирой», и потратиться на листовки и рекламу с его адресом. Если же вы такого офиса не нашли, то лучше с этим подождать до основных выборов, когда для всех выбранных на выдвижение кандидатов партия выделит большой общий офис.


В отсутствии роскошного публичного офиса есть и одно большое преимущество: ваши соперники не будут считать вас серьезной угрозой своему первенству, и прежде, чем они примут вас всерьез, вы продвинетесь так далеко, что догнать вас им будет уже нелегко: применяющие обход избирателей предвыборные кампании могут проходить так же незаметно и выглядеть так же безобидно, как раковая опухоль на начальных стадиях развития. Кроме того, если ваш офис выглядит скромно, то вас не так будут доставать уличные торговцы и Завсегдатаи штаб-квартир. Последние – это безвредная, но очень распространенная, родственная паркетным генералам и кухонным политикам низшая форма жизни, слетающаяся к политическим офисам, занимающая в них стулья и рабочее время, громко болтающая, и хватающая все бесплатное, до чего дотянется – от стаканов с водой из кулеров, до рекламных листовок.


Если ваша штаб-квартира находится не в частном доме, то проследите, чтобы посетителям были недоступны ваши телефонные аппараты, а если этого обеспечить нельзя, возьмите все телефоны под замок, и не давайте никому чужому ключ от помещения, где они находятся. Возьмите за практику учитывать все исходящие и платные входящие звонки. (Завсегдатаи штаб-квартир воспримут это как ужасную тиранию, но это необходимо, если вы не хотите разориться на звонках посетителей). Многие не считают это необходимым, до тех пор, пока не получат от телефонной компании ошеломляющий счет за чужие телефонные разговоры. Как правило, без всех этих звонков можно обойтись: очень редко бывают ситуации, когда действительно необходимый для вашей работы звонок нельзя сделать с домашнего телефона. Так что лучшее решение проблемы телефонной связи – это платный таксофон, и небольшой запас средств на вашем абонентском счете у телефонной компании, расход которых контролирует офисный секретарь. После принятия всех этих мер предосторожности, вы сами сможете свободно использовать телефон: ваши звонки предвыборный фонд не истощат. А вашему секретарю – можно поставить дополнительный спаренный телефон.


А теперь поговорим о, собственно, фонде предвыборной кампании. Он должен храниться в банке, оформленный как счет некоммерческой организации. Для его аудита необходимо назначить группу из троих уважаемых членов вашей организации, не контролирующих расходы фонда. Чеки на получение средств из фонда для своего обналичивания должны быть подписаны одновременно не менее, чем двумя подписями – например, казначея и управляющего кампанией. Выдвигаемый вами кандидат не должен подписывать эти чеки, хотя, он может резонно потребовать права запрета им оплаты по чеку, как условие своего участия в выборах, но будем надеяться, что он не из таких.


В бюджете кампании обязательно нужно запланировать следующие расходы:


  • пошлины за регистрацию кандидата на выборы
  • печать агитационной литературы
  • почтовые расходы
  • расходы на телефонную связь
  • расходы на банкет в ночь после выборов
    Следующие категории расходов не так уж необходимы, хотя, по-настоящему масштабная кампания, потребует некоторых из них, а возможно, даже и всех из них – это:
  • аренда рекламных щитов
  • реклама в газетах
  • профессиональное распространение агитации
  • зарплата пресс-секретарю
  • зарплата секретарю
  • деньги на обеды для волонтеров; расходы на бензин для их автомобилей, или аренду автомобилей
  • расходы на рекламу на радио
  • дополнительные расходы кандидата
  • дополнительные расходы управляющего кампанией
    Проявив некоторую изворотливость, некоторых из этих расходов можно избежать, но только не отказом от стоящих за ними видов агитации, а организацией бесплатного выполнения этих работ.

На посту пресс-секретаря, вам совершенно необходим хороший профессионал в области связей с общественностью. Если вы не найдете такого волонтера, необходимо, хотя бы на полставки, взять наемного работника. То же самое и с офисным секретарем – если вы не найдете хорошо владеющего машинописью волонтера, то нужно взять наемного секретаря, хотя все же лучше найти волонтера.


Необходимость остальных расходов из второго списка зависит от местных условий. Будьте исключительно экономным в отношении расходов из обоих списков. В политической работе есть много способов потратить деньги, и найдется много благонамеренных доброхотов, которые, потрясая собственным опытом будут убеждать вас, что вам нужно потратить деньги на то или иное действие, по их словам, совершенно необходимое для уважающей себя кампании, но не попавшее в оба вышеприведенных списка необходимых расходов. И я уверен, в том, каждый раз это будут люди с опытом участия в кампаниях, не основанных на обходе избирателей. В отношении таких кампаний я могу сказать, что денег в них можно вложить сколько угодно, когда-то я сам в подобной кампании на один единственный вид действий, потратил более 30 000 долларов – меньше, чем за тридцать дней. Однако ни один другой способ ведения кампании не сравнится по эффективности с обходом избирателей, и он почти не требует расходов, они могут понадобиться лишь эпизодически, и совершенно не характерны для такого вида ведения кампании. Здесь в буквальном смысле подтверждается справедливость поговорки: «Все лучшее в жизни – бесплатно». Имея много денег в фонде, нетрудно провести избирательную кампанию, однако любая дорогостоящая кампания может быть побеждена хорошо организованной кампанией, денег в фонде которой едва хватает на оплату печати агитации и оплаты рассылки.


Кроме помещения штаб-квартиры, являющимся центром координации кампании, кандидату и управляющему кампании нужно выделить комнату отдыха, или, если они разного пола, то две комнаты, чтобы избежать сплетен недругов. Для этого подойдет неиспользуемое помещение в доме кого-то из сторонников, особенно, если там есть телефон с голосовой почтой, позволяющей оставить сообщение, не тревожа отдыхающего адресата. Потому что, в разгар кампании рано или поздно дело дойдет до того, что только послеобеденный сон, или полчаса отдыха от напряженной работы помогут кандидату и его управляющему сохранить ясность ума, трезвость суждений, а может быть даже – и здоровье. Для комнаты отдыха также подойдет и выходящее на задний двор помещение, в том же здании, где находится ваш главный офис
Отряд агитаторов: обучение агитаторов и руководство ими


Предположим, вы, еще до начала предвыборной кампании, с помощью своего политклуба сформировали отряд агитаторов. Предположим также, что агитаторов у вас именно столько, сколько нужно для выборов в конгресс, то есть – так много, что управляющий кампанией не в состоянии руководить ими лично напрямую. Это значит, что их больше 10 человек – максимального числа волонтеров, которыми можно руководить непосредственно. Поэтому, вам нужно назначить командующих отделениями агитаторов. Где их найти? Таланты – там, где вы их находите. Созданная в вашем воображении четкая структура организации агитаторов рассыпется при первой же встрече с реальностью, потому что вы не найдете достаточно лидеров, которым можно передать полномочия, и которые способны полноценно возглавить отделения. Многие ваши командующие отделения, фактически, будут курьерами, способными только передавать ваши указания вверенному им отделению.


Чтобы сделать связь с агитаторами настолько прямой насколько возможно, необходимо в вашем центральном штабе еженедельно, в одно и то же время, проводить общее собрание агитаторов всех отделений. Не забудьте снабдить собрание кофе и пончиками. Проследите, чтобы в расписании кандидата было выделено время на эти встречи, потому что их цель – не только проинструктировать ваших волонтеров, получив от них информацию о ситуации на местах, но и воодушевить их, позволив им пообщаться с тем, кого они поддерживают. Сделайте мероприятие настолько неформальным, насколько возможно, похожим на семейную вечеринку – без рядов кресел и сцены с трибуной.


Еще одним еженедельным мероприятием, проводимым после вышеописанного, или перед ним, должны стать заседания исполнительного комитета, на них вы будете обсуждать стратегию и тактику ваших действий, и общее состояние дел. На этих заседаниях вы сами должны быть обязательно, а ваш кандидат может на них и не ходить.


Всегда помните, что ваши агитаторы – самое ваше ценное достояние, которое трудно заполучить и нелегко удержать. Они – не просто фамилии в списках членов ваших политклубов, и не ваши наемные работники – подобное, черствое к ним отношение не способствует созданию успешной избирательной организации. Своих волонтеров вы нашли в период вашего вхождения в политику, отсеяв из встреченных вами тысяч людей, тех, кто выражает свои политические взгляды делом, а не пустой болтовней. И когда вы находите такого человека, то дорожите им (или ею), обучайте и вдохновляйте его, заботьтесь о нем и опекайте.
Не думайте, что, как только вы возглавите кампанию, к вам сразу потянутся волонтеры. Некоторые кандидаты и управляющие кампаниями, по-видимому, думают, что волонтеры-агитаторы растут на деревьях! Если вы еще не обзавелись своими сторонниками, которые верят в вас, готовы следовать за вами, и работать под вашим руководством, значит вы еще не готовы самостоятельно вести избирательную кампанию для выборов такого масштаба, как выборы в конгресс, и пока еще не прошли стадию начинающего политика.


Если у вас нет времени, чтобы браться за организацию предвыборной кампании, или обстоятельства мешают вам это сделать, все равно прочитайте эту главу, потому что описанные здесь принципы в значительной мере применимы и даже если вы не возглавляете избирательную кампанию, а работаете в ее комитете. Зная эти принципы, вы, по крайне мере, сможете удержать вашего управляющего на верном пути, советуя ему как поступить, и, возможно, поспособствуете превращению поражения в победу, если ваш управляющий, как это часто бывает, умен и энергичен, но неопытен.


Организация волонтеров-агитаторов никогда не выглядит так же стройно и красиво, как организация наемных агитаторов в профессиональной политике, однако для победы на выборах она подойдет лучше. Еще Наполеон сказал – «На войне сознание своей правоты учетверяет силы», и я думаю, он еще поосторожничал с оценкой. Главное преимущество волонтера перед наемным профессионалом – это его искренний энтузиазм. Данная Наполеоном пропорция в политике возрастает до одного к десяти. Волонтер работает на кампанию двадцать четыре часа в сутки, не потому, что ему приказали, а потому, что не может иначе. Предвыборная работа входит в его плоть и кровь, он – политический партизан, действующий по своему собственному разумению, деморализующий превосходящее войско противника, и вселяющий новую надежду в отчаявшееся мирное население. И как настоящий партизан, волонтер воюет теми средствами, что у него есть, и сам придумывает и делает то, чего ему не хватает. Ваша же цель – воодушевить и направить его энтузиазм – то есть, стать лидером своей предвыборной организации.


Лидерство – отнюдь не какое-то таинственное умение или врожденное качество. Лидер – это не тот, кто искусственно нагнетает энтузиазм фальшиво-восторженными лозунгами, как это делают ведущие вечеринок в клубах, телепроповедники, и радиоведущие. Вам нужно всего лишь быть искренним и не лениться. Всему остальному вы научитесь в ходе работы, в соотносящимся с вашим темпераментом темпе. В лидеры могут выдвинуться и те, кто энергичен, но кому недостает искреннести – потому что за отсутствием других вожаков, люди примут и такого.


Ведя за собой политических волонтеров, осознавайте, что люди – не аквариумные рыбки, которых достаточно всего лишь кормить, для того, чтобы они были счастливы. Похлопывание по плечу, публичная похвала за сделанную работу, значок за заслуги, приглашение отобедать вместе, благодарственное письмо, послевыборная вечеринка, личное общение с кандидатом – все это мотивирует сотрудников гораздо лучше денежных поощрений, или назначения на пост в правительстве. Когда люди уже заработали себе на хлеб насущный, у них появляется новая базовая потребность – быть признанным обществом. И именно потребность признания заставляет нас вести себя так, чтобы выглядеть в глазах общества теми, кем мы хотим, чтобы нас считали.


Если вам не нравится определение «признание обществом», используйте другое, на свой вкус, но я уверен, что с ростом жизненного опыта вы поймете, что в основе всех человеческих устремлений, кроме тех, что вызваны простыми животными рефлексами – голодом, похотью, и страхом, лежит потребность в том неуловимом, что удовлетворит идеальное представление личности о себе. Перед этой потребностью слабеют даже животные рефлексы, иначе солдаты бы не шли под пули, гости на званом обеде интересовались бы только едой, а мужчины бы не смущались в присутствии женщин, а тащили бы их в кусты. Даже деньги так сильно интересуют людей, скорее, не из простой потребности набить живот, а по причине связанного с финансовым достатком признания обществом. Кто-то ищет в хорошем заработке возможность обеспечить семью, образование детям, и жить в хорошем доме, а кто-то – возможность почувствовать себя успешным. То есть, и в этом нами движет чувство, которое нельзя потрогать, неважно, с возможностью приобретения каких материальных вещей оно связано.
И в политике эта, мощнейшая мотивация поощряется простой похвалой в различных формах.


Большинству американцев страны хочется, чтобы их считали достойными гражданами своей страны, потому, что их так воспитали. И после того, как вы объясните им, что предвыборная работа – высшее проявление их гражданских качеств (а это действительно так!) они смогут реализовать эту свою потребность, обходя избирателей. Пусть все вокруг вас знают, что никакая другая политическая работа так не почетна и не престижна, как предвыборная, и что самое главное достояние любой политической организации – это ее агитаторы. Всегда показывайте, что хотя все остальные сотрудники вашей кампании – клерки, спикеры, и тому подобные – замечательные люди, но агитаторы – это ее элита. Поэтому никогда не позволяйте тем, кто пожертвовал вам средства, диктовать, что вам делать, и учитывайте их мнение в меньшей степени, чем прислушиваетесь к советам ваших, даже самых захудалых, агитаторов – эти как раз знают то, о чем говорят, потому что знакомы с ситуацией на местах, а пожертвовавший вам средства – лишь теоретизирует.


Можно организовать Клуб Агитаторов, и еженедельно устраивать его собрания. Сделайте участие в предвыборной работе обязательным условием членства в этом клубе, а если членом этого клуба захочет стать дряхлый и немощный волонтер в кресле-каталке – тогда, чтобы соблюсти условие членства, пусть он обзванивает избирателей по телефону.
На каждом собрании Клуба Агитаторов напоминайте, что клуб – для избранных, и единственный путь стать его членом – это участвовать в обходе избирателей. И что сам Джон Рокфеллер не сможет попасть в клуб, если не поработает с избирателями, даже если будет предлагать крупные суммы за членство в клубе.


Такое ограничение может восстановить против вас некоторых из тех, кто мог бы быть полезен вашей кампании, но не хочет или не способен обходить избирателей. Но тут лучше проявить твердость, даже если это станет причиной ухода от вас кое-кого из ваших сторонников – зато это укрепит дух и повысит престиж ваших агитаторов. Когда вы создадите и возглавите такой клуб, это не только принесет пользу вашему кандидату, но и сделает вас влиятельной фигурой в окружной партийной иерархии. Сообразительные политики быстро увидят, что вы обладаете реальной властью в округе, и потянутся к вам за поддержкой. Вы же, в свою очередь, не пренебрегайте помощью их политорганизациям, которые впоследствии могут стать источником волонтеров для ваших кампаний.


И, разумеется, ваш кандидат, мистер Честняга – тоже член клуба агитаторов, потому что вы позаботились о том, чтобы он внес свою лепту в обход избирателей. Не позволяйте ему пропускать заседания клуба, даже частично, даже если в этот вечер его хочет видеть губернатор, или глава вашей партии. Иначе ваш урожай голосов избирателей может резко упасть. С другой стороны, если кандидат отсутствует из-за болезни, вы можете использовать этот факт, чтобы воодушевить агитаторов работать больше.


Я уже изложил в предыдущей главе основные методы ведения кампании, однако, для того, чтобы ваши агитаторы смогли пользоваться этими методами, их нужно немного потренировать, потому что у многих начинающих агитаторов возникает «эффект боязни зрительного зала». Есть много хороших методов тренировки, и, возможно, в дополнении к тем способам, которые я сейчас опишу, вы придумаете свои, только не делайте их чересчур сложными.
Самое трудное при визите в дом избирателя – это начало разговора, когда хозяин дома откроет вам дверь. Следующее по трудности – продолжение беседы, когда избиратель уже ответил на первую вашу фразу – оно обычно следует одному из десятка заранее заготовленных сценариев. А уж когда вы продрались сквозь первые две фразы, весь дальнейший разговор дается значительно легче, ведь, в сущности, все мы – болтливые обезьяны. Поэтому, очень полезно раздать вашим агитаторам листки с заготовками нескольких фраз для начала разговора.
Например, такими:


Фразы для начала разговора


«-Здравствуйте, мистер Кротчет! Я ваш сосед, меня зовут Томас Дружинин (или Мейбл Дружинина), я пришел к вам, чтобы попросить вас поддержать Джонатана Честнягу на праймериз в следующем месяце».


«-Доброе утро, мистер Кротчет, меня зовут Том Дружинин. Мы агитируем за выдвижение Джонатана Честняги кандидатом от партии, я хотел бы рассказать вам о нем, и надеюсь заручиться вашей поддержкой для него».


«-Здравствуйте, это миссис Кротчет? Миссис Кротчет, я – один из ваших соседей, Томас Дружинин. Если вы бы смогли мне уделить пару минут, я бы хотел рассказать вам о созданном нами гражданском комитете, для того, чтобы добиться избрания в Конгресс лучших представителей от нашего округа».


Возможные ответы на эти фразы и продолжение разговора:


«- Вы знаете я – сторонник Джека Надежды».
«-Я вас понимаю, он – достойный человек. И к тому же – тоже кандидат от нашей партии, если, конечно, добьется выдвижения. Мистер Честняга обязался поддержать его, и участвовать в его выдвижении, так что мы с вами, в сущности, заодно».
В зависимости от полученного ответа, далее идет завершение разговора, или приглашение посетить заседание местного политклуба.


«-Прежние жильцы переехали, а мы поддерживаем другую партию».
«-Извините, что вас побеспокоил. Тогда пожалуйста, обязательно приходите на выборы. Как говорит наш кандидат мистер Честняга, если мы все проголосуем так, как нам велит совесть, неважно, выберут ли Честнягу, или Честняга проиграет выборы, в любом случае управление страной будет в надежных руках».
(обратите внимание на троекратное упоминание в вашем ответе имени вашего кандидата, это сделано специально, и, возможно подтолкнет вашего собеседника голосовать за него).


«-И сколько вам платят за эту агитацию?
«-Вы знаете, нам за это ничего не платят, это самостоятельные действия нашей группы избирателей. Мы организуем агитацию и не получаем за это никаких денег, а наоборот – сами оплачиваем аренду офиса, печать листовок, и все остальное, скидываясь каждый понемногу. Мы считаем, что только таким образом мы можем добиться честного правительства».
«-У меня нет времени, чтобы с вами разговаривать»
«-Извините, что побеспокоил. Могу я оставить вам наши листовки, и навестить вас позже в более удобное для вас время? Мы понимаем, что таким занятым людям, как вы, некогда разбираться в кандидатурах на праймериз, но хотели бы познакомить вас с нашим кандидатом мистером Честнягой, потому что знаем, что ваше мнение очень авторитетно в нашем городе».


«-Знаете, я никогда не хожу на праймериз и прочие предварительные голосования, только на основные выборы осенью».
(По правде говоря, этот субъект безнадежен, однако, возможно не все потеряно)
«-Знаете, если вы будете ждать до осени, то не получите ни единого шанса сами сделать свой выбор. А в этом году праймериз важны особенно. Может быть, если мы пошлем за вами автомобиль и привезем вас на избирательный участок, вы все-таки сделаете исключение и проголосуете? Мы очень нуждаемся в вашей поддержке».


«-Я собираюсь голосовать за мистера Честнягу.»
«Замечательно, очень приятно это слышать. Вот вам дополнительные материалы о мистере Честняге, может быть кому-то из ваших друзей они будут интересны. Кстати, мистер Честняга приглашен выступать в нашем политклубе в следующую пятницу. Может быть, по пути туда мне заехать за вами?»


Агитаторы будут обучать друг друга, делясь опытом в личных беседах, и в этих беседах вы найдете примеры умелого ведения разговора, еще лучше тех, что я вам привел, и как нельзя лучше соответствующие условиям проведения именно вашей предвыборной кампании, именно в вашем округе. Один из самых легких путей обучить агитатора – это послать его на один день или вечер агитировать избирателей вместе с опытным коллегой. Для группы агитаторов вы можете устроить практический семинар, который будет вести пара опытных сотрудников, разыгрывая между собой типичные варианты бесед, встречающихся в практике, наподобие расширенной версии списка фраз, приведенного выше. Пусть они продемонстрируют по два варианта каждого случая – с умелым ведением беседы и с неумелым. И, кстати, этот семинар может стать основой для «капустника» – развлекательной программы на вечеринке вашего политклуба. Примеры неумелого ведения беседы могут быть очень забавными, особенно, в исполнении человека, обладающим актерским талантом средней руки. Представьте себе подобную сценку: неопытный агитатор Джо Грубиян заявляется к двери избирателя, куря сигарету, и начинает трезвонить в дверной звонок, перемежая трезвон стуком в дверь, до тех пор, пока не разбудит, или не вытащит из ванны хозяйку дома. Когда же ему открывают дверь, он с хозяйкой начинает спорить на политические темы, ставя ногу в проем, чтобы дверь не закрылась. И так далее.


Что же касается других способов обучения, то я уверен, что с недавними поразительными продвижениями в области обучения с применением визуальных материалов, обе наши основные партии скоро начнут снимать и рассылать в локальные политклубы обучающие фильмы, наглядно показывающие то, что я вам рассказал выше. Такие фильмы будут очень полезны, если консультировать их режиссеров будут настоящие агитаторы, на практике сталкивающиеся с проблемой закрытой двери. В противном случае, пользы агитаторам от этих фильмов не будет. Так что, когда вам пришлют такой фильм, посмотрите его сами, прежде чем показывать его своей команде.


Выработайте у своих агитаторов привычку вести картотеку, для чего вручите им на заседании по пачке стандартных картотечных карточек, не забыв сопроводить раздачу приглашением пожертвовать в фонд кампании кто сколько может. Покажите им свою собственную картотеку и объясните, им, насколько польза их работы зависит от того, найдется ли у них в день выборов информация о том, где живут обладатели добытых ими избирательных голосов. Не забывайте и о командирах ваших отделений. Некоторые из них могут проявлять такие таланты, что могут сами вдохновить вас на новые идеи, другие же будут всего лишь курьерами, передающими своему отделению ваши указания и поступающие от вас агитационные материалы. В обоих случаях командиры отделений должны сами брать на себя, как минимум, один избирательный участок, иначе они не будут понимать проблем агитаторов, которыми руководят, и запорют всю работу.


Есть и другая причина для того, чтобы в вашей организации все, вплоть до кандидата, обходили избирателей: незадолго до Второй Мировой войны, армия США увеличила свой боевой потенциал на 30%, снабдив винтовками и карабинами, наряду с рядовыми солдатами, также и всех офицеров – от сержанта до майора включительно. В организации избирательной кампании вы можете добиться того же самого результата. Я не раз встречал предвыборные организации, в которых было так много людей на всяческих руководящих должностях, что в них почти не оставалось места для простых агитаторов. И они потом еще удивлялись, почему проиграли выборы! Кстати, это был как раз тот случай, когда я получил опыт, заставивший меня изменить свое мнение на противоположное. В первую свою кампанию, я любил цитировать афоризм из старого альманаха, издаваемого еще Бенджамином Франклином: «Указания руководителя сделают работы намного больше, чем его руки». Но теперь эту сентенцию в отношении политики я бы перефразировал таким образом: «Пример руководителя сделает намного больше, чем его указания, добавит ему понимания ситуации на местах, и принесет добытые лично им дополнительные избирательные голоса».


Вашему пресс-секретарю, тоже неплохо бы поучаствовать в обходе избирателей, чтобы почувствовать «вкус кампании», но только он, скорее, всего не согласится, наемный ли он сотрудник, или волонтер. Но все равно предложите ему поучаствовать, ведь не пристрелит же он вас за это!


И даже ваш офисный секретарь после окончания своего рабочего дня может посетить несколько домов избирателей: так она лучше поймет сущность вашей кампании. Хотя, в сущности, для ее работы достаточно умений грамотно писать и держать язык за зубами, а также хорошей памяти, чтобы не забывать подробностей того, что нужно сделать.


< Часть 1, где есть ссылки на все остальные части

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (0)