Фото — asus.com
Вообще, апгрейд ПК, если мы не говорим о десктопах, где пользователь волен заменить все, до чего дотянется, довольно сильно ограничен, когда речь заходит о ноутбуках. Тем более – об ультрабуках. Так что если вы используете мобильную систему с дискретной графикой — вам может быть интересно.
И если в ноутбуках пока (пока) производители еще дают возможность добавить плашек памяти или поставить SSD для улучшения качества жизни (и цены ноутбука при перепродаже), то в ультрабуках все обычно раз и навсегда заботливо распаяно на плате, чтобы вы случайно не улучшили машинку самостоятельно вместо покупки новой.
В этот раз мы будем проводить тесты на ноутбуке ASUS игровой серии Republic of Gamers. Мы проверим работу популярных игр на максимальных настройках на стоковой версии ноутбука, а затем добавим к нему нашу память и SSD и посмотрим, какой будет разница.
ТТХ пациента
ASUS ROG GL552VW
Процессор
Intel Core i5 6300HQ (есть версия с i7 6700HQ)
Видео
Intel HD Graphics 530
NVIDIA GeForce GTX 960M 2G GDDR5 VRAM (есть версия с 4G).
Оперативная память
DDR4 2133 MHz SDRAM, 2 x SO-DIMM (максимум поддерживает до 32, из коробки доступно 8).
Экран
15.6'' 16:9 IPS FHD (1920x1080), матовый.
Остальные подробности на сайте производителя.
Инструментарий
- Мониторинг FPS – Fraps
- Тестирование оперативной памяти – AIDA64
- Тестирование HDD и SSD – CrystalDiskMark
- Тесты 3D Mark и PC Mark
- Память – Hyper X Impact DDR4 (2 плашки по 8 гигабайт каждая).
- SSD – Kingston m2 SSD 480Gb
- Набор отверток
- Желание изменить мир к лучшему
Характеристики памяти
Стоковая память ноутбука
SPD
Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш
HyperX Impact 8 GB
SPD
Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш
HyperX Impact 16 GB
Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш
Сводная таблица по характеристикам памяти
Память | Чтение, MB/s | Запись, MB/s | Копирование, MB/s | Задержка, ns |
stock | 15735 | 15442 | 15637 | 86.1 |
HyperX Impact 8 GB | 16402 | 16184 | 16198 | 71.0 |
HyperX Impact 16 GB | 30384 | 33428 | 30305 | 72.0 |
World Of Tanks
Арт — сайт WoT
Параметры тестирования: качество графики – «Максимальное», разрешение экрана 1920*1080, клиент – HD.
Стоковая комплектация (8 Gb) — в зависимости от интенсивности происходящего на экране среднее значение FPS – от 60 до 68.
8 Gb Hyper X — 59-72 FPS.
16 Gb Hyper X — 60-74 FPS.
GTA V
Арт — сайт rockstargames.com
Параметры графики выставляются с помощью настроек игры с привязкой к объему памяти видеокарты. Включение или повышение качества отображение дополнительных эффектов заполняет шкалу доступной памяти. Итого с 2 гигабайтами GeForce GTX 960M все настройки удается выставить на «Высоко», треть из их затем повысить до «Очень высоко».
Среднее значение FPS на стоковых настройках – 59.
8 Gb Hyper X — 60 FPS.
16 Gb Hyper X — 60 FPS.
Mafia III
Арт — сайт mafiagame.com
Со стоковой комплектацией на максимальных настройках игра выдает 29-30 кадров, иногда проседая до 27.
8 Gb Hyper X — 29 FPS.
16 Gb Hyper X — 30 FPS.
Battlefield 1
Обложка — википедия
Настройки — «Ультра», среднее значение FPS на стоковой памяти — 31.
8 Gb Hyper X — 32 FPS.
16 Gb Hyper X — 32 FPS.
Сводная таблица FPS
Память | WoT, HD, Максимальное, FPS | GTA V, максимально доступное качество / FPS | Mafia III, максимально доступное качество / FPS | Battlefield 1, Ultra, FPS |
Стоковый (hdd + 8 gb) | 60-68 | 59 | 29-30 | 31 |
HDD + 8 Gb Hyper X | 59-72 | 60 | 29 | 32 |
HDD + 16 Gb Hyper X | 60-74 | 60 | 30 | 32 |
3D Mark, набор тестов Time Spy
После прохождения всех тестов набор (graphic, CPU, etc) средний балл на стоковой памяти – 1320.
8 Gb Hyper X — 1321.
16 Gb Hyper X — 1327
Сводная таблица результатов 3D Mark Time Spy
Комплектация | 3D Mark Time Spy |
Стоковая память | 1320 |
8GB HyperX Impact | 1321 |
16 GB HyperX Impact | 1327 |
Сухой остаток
Как сумел заметить внимательный читатель, разница между попытками нарастить FPS с помощью новой памяти и желанием играть на стоковом железе довольно невелика. В случае с FPS ее в принципе нет. Дело в том, что у видеокарты своя память, и она использует для работы только ее. Наращивание оперативной же памяти до любых объемов не улучшит FPS в играх, если дискретное видео не будет использовать оперативную память.
Но замена HDD на SSD сильно влияет на общую производительность ПК (подробнее об этом мы уже писали тут) и неплохо сказывается на стабильности работы. Если на FPS подобные манипуляции не производят никакого эффекта, то на работе ПК, на котором одновременно запущены стандартные приложения и какая-то требовательная игра, разница уже присутствует.
Вот как мы проводили тесты.
- Windows 10 Pro со всеми обновлениями ОС, доступными на день написания текста.
- Google Chrome с 15 открытыми вкладками (Gmail, YouTube, Facebook, Google, главная Яндекса, несколько сайтов популярных новостных агентств).
- Десктопный клиент Skype.
- Десктопный клиент Telegram.
- Десктопный клиент WhatsApp.
- Десктопный клиент Slack.
- Каждая из игр из нашего списка.
Проверялись довольно рабочие сценарии — сидите вы и играете в танки, но тут вам кто-то звонит по скайпу / пишет в слак / личку ФБ и прочее, и вы (само собой, после окончания боя) сворачиваете клиент, чтобы ответить.
И здесь уже в дело вступает оперативная память. World of Tanks, Mafia III, GTA V реагировали на такое довольно предсказуемо, а именно:
Стоковая память — все сворачивается и адекватно разворачивается.
HyperX Impact 8 GB — все сворачивается и адекватно разворачивается.
HyperX Impact 16 GB — все сворачивается и адекватно разворачивается субъективно в пару раз быстрее, чем на 8.
А вот Battlefield 1 повела себя немного категорично.
8 гигабайт памяти гарантировали, что игра успешно свернется до состояния черного экрана, и 50/50 повесит систему до состояния «Теперь питание компьютера можно отключить».
16 гигабайт памяти позволяли свернуть игру, стоящую на паузе, ответить на звонок по скайпу, развернуть игру и продолжить игровой процесс.
В случае с игровыми ноутбуками апгрейд памяти поможет только для общей работы ПК и выполнения ресурсоемких операций – для любителей рендеринга видео, моделирования, фанатов новых вкладок в Хроме по каждому клику. Тогда да, чем больше памяти – тем задорнее все работает. Ведь не стоит забывать, что для используемых в тесте игр 8 гигабайт оперативки — это лишь минимальное системное требование. А кроме игры компьютеру в любом случае придется держать еще и работу ОС и приложений.
Тесты PC Mark 8 Home
Этот набор тестов призван оценить быстродействие компьютера при использовании стандартных домашних задач — веб-серфинг, работа с фототекой, просмотр фильмов, потоковое видео, видеоконференции и прочее.
По клику на каждый скриншот — онлайн-сравнение результатов с похожими по характеристиками ПК.
Стоковая комплектация (HDD + 8 Gb)
HDD + 8 GB HyperX Impact
HDD + 16 GB HyperX Impact
SSD
SSDNow M.2 SATA G2
SSD + 8 GB стоковой памяти
SSD + 8 GB HyperX Impact
SSD + 16 GB HyperX Impact
Сводная таблица результатов PC Mark 8 Home
Комплектация | PC Mark 8 Home |
HDD и стоковая память | 2937 |
HDD + 8GB HyperX Impact | 3293 |
HDD + 16 GB HyperX Impact | 3517 |
SSD и стоковая память | 3398 |
SSD + 8 GB HyperX Impact | 3437 |
SSD + 16 GB HyperX Impact | 3588 |
Время загрузки Windows (до рабочего стола):
SSD — 26139ms
HDD — 49512ms
То есть улучшить работу игрового ноутбука наращиваем памяти нельзя?
Особой разницы вы не почувствуете лишь в показателях FPS. Но на общей работе за ноутом (стабильность, скорость реакции на сворачивание-разворачивание программ, использование требовательных приложений) такой апгрейд скажется очень и очень позитивно.
А еще позитивнее он скажется на мобильных системах с видеокартами без собственной памяти — об этом мы расскажем в одном из следующих постов.
Если есть желание повторить наш опыт и немного прокачать свой ноутбук (или любую другую мобильную систему), вы можете провести подобный апгрейд самостоятельно, тем более, что сейчас купить модули памяти Kingston и SSD-накопитель M2 в сети магазинов DNS можно со скидкой 10%.
Комментарии (45)
GennPen
23.06.2017 19:24+9В статье нужно везде заменить «удвоение памяти» на «двухканальный режим», а то путают людей желтыми заголовками.
Evengard
23.06.2017 19:45-5При чём тут двухканальный режим? В таких ноутах обычно итак ставят 2 плашки по 4 гб например, они работают вполне в двухканальном режиме. Тут речь скорее о том, что файл подкачки ака своп не используется, да и файловому кэшу в оперативке больше места остаётся. Отсюда и ускорение в ежедневной работе.
GennPen
23.06.2017 19:49+7Тут сравнивается именно что одноканальный и двухканальный режимы.
Посмотрите выше тесты пропускной способности памяти: 8 Гб — 16 Гб/сек, 16 Гб — 30 Гб/сек.
Ну не может память просто так взять и в два раза больше начать пропускать поток.
VaskivskyiYe
23.06.2017 19:52+1Стояла 1 планка Hynix 8GB (Рис. 3), поставили 2 планки HyperX по 8GB (по скриншотам). Увеличение скорости с 1 планкой HyperX было несущественное
sumanai
24.06.2017 01:46Да, было бы интересно сравнить добавление к стоковой памяти плашки Hyper X с заменой. То бишь есть ли смысл при наращивании менять стоковую плашку на новую, или же можно просто добавить планку, а на замене стоковой сэкономить.
IgorGIV
23.06.2017 20:38+2Строго говоря, увеличение объёма ОЗУ не увеличивает производительность, а уменьшает могущие возникнуть из-за нехватки этой самой ОЗУ тормоза.
Conscience
23.06.2017 20:49-6Google Chrome с 15 открытыми вкладками (Gmail, YouTube, Facebook, Google, главная Яндекса, несколько сайтов популярных новостных агентств).
Интересно, остались ли еще
динозаврылюди, которые закрывают все вкладки?LuckyStarr
23.06.2017 22:45+3Интересно, остались ли еще люди, которые не закрывают вкладки? Если есть информация интересная и нужная, то её нужно сохранить. Остальное можно открыть в любой момент и получить актуальную информацию. Может я что-то упустил? Зачем держать это всё в открытых вкладках?
MTyrz
24.06.2017 01:29+2Между «интересная и нужная — сохранить» и «читаю прямо сейчас» есть еще некоторое количество градаций вида «интересно для общего развития, надо бы прочесть один раз (хранить не нужно) но прямо сейчас я читаю другое».
Другой вариант — всякая временная информация, вроде набора объявлений о продаже искомого. Прямо сейчас у меня около сорока вариантов продажи автомобилей, и пару-тройку недель они, скорее всего, проживут в виде открытых вкладок.mad_god
24.06.2017 02:53Можно сохранить все открытые в данный момент вкладки в отдельной папке закладок, с датой и говорящим эминем
MTyrz
24.06.2017 03:27Можно. В отдельную папку закладок, в текстовый файл, в отправленное самому себе письмо, в отдельную базу данных, наверняка и в облака куда-нибудь можно запихать.
А можно просто не закрывать вкладки. И на мой невзыскательный вкус это требует, сравнительно с другими способами, минимальных усилий, хотя конечно, не смею никому ничего навязывать.
Кому как удобнее.
Barabas79
25.06.2017 11:48Давно хотел задать вопрос людям, которые держат несколько десятков постоянно открытых вкладок. А как вы в них ориентируетесь? Там же каждый отдельный таб совсем малюсенький получается. Чтобы понять что во вкладке приходиться наводить курсов на нее. И так делать с каждой вкладкой?
MTyrz
25.06.2017 17:33+1sumanai в общем прав. Firefox и Palemoon держат фиксированный размер вкладок, там содержимое вкладки понять можно. От недостатков прокрутки же во многом спасает то, что это действительно временное явление, и как правило, я примерно помню, в котором месте что открыто. И Tab Groups незаменимый инструмент.
Хуже всего бывает, когда пишешь какую-нибудь статью, там число одновременно открытых вкладок исчисляется сотнями, часто даже не первыми. Но тут закрывать совсем не выход, на повторный поиск тратится слишком много времени. Эту проблему я не знаю, как решить, совсем не знаю.
Впрочем, я-то еще что. У прекрасной дамы открыто полтора десятка окон тормозиллы, в каждом из которых несколько десятков вкладок. И она в них как-то ориентируется, вот сейчас переспросил — никаких неудобств не ощущает. Привычка — великая сила.
mad_god
24.06.2017 02:47плохо, что закладки растут вниз. А иногда хочется видеть последние добавленные — сверху. Но я пока не нашёл способа отсортировать закладки в обратном направлении (разве что лезть руками в sqlite базу)
RicoX
24.06.2017 07:43Есть те странные люди, которые за компом работают, у меня постоянно висит около 2х десятков вкладок, системы мониторинга, доступы к гипервизорам, биллинг, ERP, CRM и еще куча рабочих систем, большинство из них используется регулярно и закрывать или кидать в закладки не имеет смысла.
mad_god
24.06.2017 15:41-2для подобного — отдельный браузер, чтобы не захламлять
RicoX
24.06.2017 15:44И какие ресурсы компа мне это сэкономит в отдельном браузере. А так стоит плагин, когда вкладки вертикально и сворачиваются в подвкладки (кажется tree-style tab) и удобно сверху рабочие, свернутые по группам, ниже личные.
mad_god
24.06.2017 19:25Это вопрос иерархии. Раньше у меня было всё в куче, папки «перебрать», «мусор», «Новая папка(1)» и так делее, десятки их.
А так — браузер для работы, браузер не для работы. Рабочий стол для веб программирования, рабочий стол для 3D, рабочий стол для отдыха.
У меня проблема, я часто отвлекаюсь, распыляюсь на сотни разных задач. В итоге я пришёл к одному выводу — если я делаю одно дело, не нужно отвлекаться, для этого будет время. Нужно сосредоточиться на одном, сфокусироваться и не переключаться на что-то другое. Если я начал другую задачу, нужно полностью переключиться на неё, под неё свой браузер, свой рабочий стол, возможно, даже пользователь или система. Чем дольше и сложнее переключаться, тем скорее я останусь сосредоточенным на одной задаче.
Conscience
24.06.2017 11:12-2Ничоси меня тут на ровном месте минусами обмазали. Давайте попробую объяснить свой вопрос, а то похоже я разворошил секту эстетствующих перфекционистов.
Итак, когда-то давно, когда интернет был деревянным (а вкладки были еще и не у всех браузеров) — компьютеры были не такими мощными, и памяти у них было не так много. В то время закрывание вкладок/окон/ивсеголишнего было необходимостью. Вот в то время многие к этому привыкли, просто потому что иначе было нельзя.
Но время шло, интернет становился быстрее, компьютеры мощнее, и памяти больше (не без помощи компании Kingston, конечно же). Браузеры научились не занимать процессор неактивными вкладками (по крайней мере так пишут их разработчики), а памяти стало столько, что даже "наглая рыжая морда" не всегда может всю ее сожрать. Сейчас действительно нет особого смысла закрывать вкладки, особенно часто посещаемые.
Так вот, вопрос мой относился к людям, которые в те самые древние темные времена привыкли закрывать вкладки. Но похоже появилась еще некая группа людей, которая закрывает вкладки по каким-то своим причинам. Это интересно.mistergrim
24.06.2017 12:02+3Необходимость закрывания вкладок заключается не в экономии памяти, а в экономии внимания. Что я смогу найти через день в сотне вкладок, на которые даже favicon не влазит уже? А пытаться искать ведь буду.
Conscience
24.06.2017 12:51Я похоже на каком-то непонятном языке пишу :(
Я спрашивал о людях, которые закрывают вкладки в силу привычки, которая была приобретена необходимостью того времени. Ни о каких других людях (которые ежедневно открывают сотню новых вкладок, а потом в них что-то ищут) я не спрашивал.mistergrim
24.06.2017 13:16У меня такой привычки не успело выработаться, а вкладки почему-то всё равно закрываю. Очевидно, как раз в силу вышеописанной причины.
sumanai
24.06.2017 12:53на которые даже favicon не влазит уже?
Проблема хрома, у FF есть минимальный размер и прокрутка, я уж молчу про многострочные или древовидные боковые вкладки.mistergrim
24.06.2017 13:22+1Прокрутка — это ещё на порядок хуже.
Древовидные боковые вкладки — ну разве что. Только ими от силы 1% пользуется.sumanai
24.06.2017 13:55+1Я лично использую TabGroup и делю вкладки на рабочие, для чтения в свободное время и т.д.
На закреплённых вкладках прекрасно видно favicon, и их, при настройке CTR на нормальные квадратные вкладки, можно разместить более 60 штук при FullHD.
Так что вариантов много.mistergrim
26.06.2017 08:57+1Разные варианты группировки табов — это уже несколько иное. Ближе к закладкам, и при достаточном объёме ОЗУ действительно имеет право на существование. Но ведь у большинства адептов «много вкладок» картина именно такая:
aamonster
24.06.2017 19:00Хм, я как раз в древние тёмные времена (диалап) привык открывать фоновые вкладки. Чтобы просмотреть их, когда они догрузятся (и чтобы не приходилось потом пользоваться кнопкой back).
slonopotamus
24.06.2017 18:41+3Выглядит так что автор статьи просто не знает на какие сценарии влияет увеличение количества оперативной памяти, поэтому тестирует какую-то нерелевантную хрень типа FPS в играх.
Большее количество ОЗУ означает что:
1. Можно запустить больше программ одновременно, не залезая в своп
2. ОС может закэшировать большее количество данных с диска, ускоряя к ним повторный доступ
3. Можно ворочать в программах бОльшими объёмами данных, опять же не уходя в своп
Применительно к играм, могли бы предложить реалистичный сценарий: игра Ark:Survival Evolved потребляет порядка 10GB ОЗУ в синглплеере на карте Island. И попытки играть в неё при 8GB означают уход в своп ещё на этапе загрузки игры.
MOPOH
27.06.2017 12:34Промахнулись с целевой аудиторией. У людей на руках полно ноутбуков с 3GB оперативки «из коробки». Вот их эффект увеличения производительности мог бы заставить задуматься о замене плашек памяти.
darthgrey
27.06.2017 12:34В этом памяти хоть по божески — 16, обычно в игровые 32 пихают)))
Сам сидел на 8 — ну в моей среде мне их было достаточно, купил новый с 16-ю и на глаз тож самое (ессно, если 8 до этого хватало)
bro-dev
27.06.2017 12:34Все игровые ноутбуки, что я видел со временем перестают достаточно охлаждаться, и выключаются через 20 минут игры. И связано это не с пылью а скорее с износом вентилятора, или какие то процессы которые я не понимаю из за которых он больше греется.
GennPen
27.06.2017 12:44Именно пыль виновата. Пыль может не препядствовать потоку воздуха, а оседать тонким слоем на поверхности радиатора, чем ухудшает теплообмен радиатора с проходящим воздухом.
bro-dev
27.06.2017 12:51Тщательное пылесосенье с полным разбором и и кисточкой не помогает.
slonopotamus
27.06.2017 21:19Ну вариантов много — пропылесосить, помыть радиатор, намазать новую термопасту, смазать (или в тяжёлых случаях заменить) вентилятор.
GennPen
27.06.2017 21:31Вентилятор крутится, крыльчатка не повреждена, воздух дует, посторонних шумов нет — значит исправен.
Чистить кисточкой и пылесосить радиатор не очень эффективно, лучше баллончиком со сжатым воздухом выдувать.
В тяжелых случаях — снять и хорошенько помыть в воде.
Также не помешает убедиться, что у радиатора есть хороший контакт с массой ноутбука, чтобы статическое электричество не скапливалось на нем.
devlind
Вы бы лучше показали разницу между 2, 4, 8 и 16 гб.
dartraiden
На 3DNews выясняли разницу между 8 и 16, кстати.