Архивная фотография космоплана X-37B внутри конуса носового обтекателя ракеты AtlasV ULA перед первым испытательным полётом в апреле 2010 © ВВС США
Через месяц после того как мини космический челнок X-37B спустился с орбиты для посадки на ВПП космодрома имени Кеннеди, Флорида, ВВС США объявили [во вторник 6 июня] что следующая миссия космоплана отправится в космос на борту ракеты Falcon9 SpaceX в августе 2017 года.
Согласно ранее секретному договору запуска, для выведения одного из двух построенных Boeing космопланов X-37B ВВС США, у которых за четыре предыдущих полёта общее время полётов над Землёй составляет уже 2085 дней, будет впервые использоваться ракета Falcon9.
Министр ВВС США Хизер Уилсон, показывая модель беспилотного космоплана, раскрыла планы по запуску пятой миссии X-37B во время слушаний Комитета Сената США по вооружённым силам во вторник, 6 июня 2017 года.
«X37 будет снова летать», — сказала Уилсон. «Это многоразовый аппарат и он будет снова поднят вверх на ракете SpaceX в августе».
Управляемые Подразделением Быстрого Реагирования ВВС и построенные подразделением Phantom Works компании Boeing, габариты космопланов X-37B в четыре раза меньше размеров челнока SpaceShuttle: длина каждого космического корабля более 8.9 метров, а размах крыла — почти 4.5 метров.
Вес X-37B около 5 тонн и обычно они летают над Землёй на орбитах высотой 320-400 км.
Космопланы X-37B, также известные как Орбитальные Летающие Лаборатории (OTV), поднимаются вложенными внутри обтекателей полезной нагрузки обычных ракет, а после вывода на орбиту и раскрытия отсека они раскрывают свои солнечные батареи. Космопланы садятся по-самолётному обратно на Землю.
Буксировка космоплана X-37B в ангар возле Здания вертикальной сборки космического центра имени Кеннеди в Флориде, после посадки 7 мая © ВВС США
Четыре предыдущих миссии корабля запускались на ракете AtlasV от ULA с мыса Канаверал, и каждая следующая миссия проводила на орбите большее количество времени, чем предыдущая.
Космопланы X-37B летали внутри короткой версии оболочки из пятиметрового класса обтекателей, на ракете AtlasV без дополнительных твердотопливных ускорителей, конфигурация, которую ULA называет AtlasV-501. У Falcon9 штатный носовой конус для грузов приблизительно такого же диаметра и длины как короткая пятиметровая версия оболочки AtlasV.
Самый последний полёт, названный OTV-4 завершился 7 мая с первой посадкой X-37B на бывшую посадочную полосу для космических челноков на космодроме НАСА имени Кеннеди в Флориде после 718 дней на орбите. Предыдущие три миссии приземлялись на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии, однако ВВС и Boeing переместили операции запуска, посадки и управления на космодром Флориды, занимая для этого два ангара, ранее использовавшихся для космических челноков возле знаменитого Здания вертикальной сборки.
Космические миссии X-37B не полностью секретны, однако приземление корабля на автопилоте в мае стало первым случаем, когда запланированное возвращение корабля не было объявлено ВВС заранее. Также, прерывая практику раннего рассекречивания состоявшихся полётов, в ВВС не раскрыли — какой именно из двух аппаратов летал в миссии OTV-4.
Армейские чиновники также не идентифицировали во вторник [6 июня] — который космический корабль выбран для пятого полёта X-37B.
«Мы очень волнуемся в ожидании пятой миссии X-37B», сказал Ренди Уолден, директор подразделения быстрого реагирования ВВС. «Мы с нетерпением ждём продолжение расширения работы космического аппарата и рады продолжить размещение экспериментальных полезных грузов в интересах космического сообщества».
Архивная фотография запуска Falcon9 со стартовой площадки 39А на космодроме имени Кеннеди в Флориде. © SpaceX
ВВС сказали в своём заявлении во вторник [6 июня], что пятый рейс X-37B будет включать в себя несколько уникальных событий.
«Эта миссия будет первым запуском программы при помощи модернизированной ракеты Falcon9 SpaceX », сказали в ВВС. «Программа также продолжает развивать своё сотрудничество в четвёртой миссии с партнёрами по экспериментам».
По словам военных, Исследовательская лаборатория ВВС будет испытывать экспериментальную электронику и осциллирующие тепловые трубки на пятом долговременном полете X-37B.
Другие задачи полёта остаются секретными.
«Способность запускать [Орбитальные Летающие Лаборатории] OTV на нескольких платформах обеспечит гибкие возможности запуска для разработчиков наших экспериментов», сказал Уолден в своём заявлении. «Мы в восторге по поводу этого нового партнёрства над созданием надёжных и гибких вариантов запуска и уверены в способностях SpaceX предоставить безопасный и гарантированный доступ к космосу для программы X-37B».
Ракета Falcon9 SpaceX была сертифицирована ВВС для запуска чувствительных и дорогостоящих полезных грузов национальной безопасности в 2015 году. С того момента ВВС вручили SpaceX контракты на запуск двух навигационных спутников GPS и для борьбы между SpaceX и ULA до 2019 года есть в наличии ещё несколько контрактов на запуски ракет.
Архивная фотография запуска четвёртой миссии X-37B в мае 2015 года на ракете ULA AtlasV © ULA
До того, как SpaceX была сертифицирована, ВВС отдавали контракты запусков ULA в виде «пакетных покупок» для единственного подрядчика.
Однако ракетный контракт на пятую миссию X-37B не был включён в список запланированных конкурсных космических запусков, предоставленных официальными лицами ВВС за последние месяцы.
SpaceX имеет до полудюжины запусков в своём графике до миссии X-37B в августе, главным образом — выведение спутников коммерческих связи. Компания стремится возобновить полёты со стартовой площадки №40 космодрома на мысе Канаверал к сентябрю, после того, как бригады починят повреждения площадке от взрыва ракеты Falcon9 в сентябре.
А до тех пор, все запуски ракет Falcon9 из Флориды, будут производиться с площадки 39A космодрома имени Кеннеди, отправной точки для лунных миссий Аполлона и большинства полётов космических челноков.
Официальные лица не указали, с какой стартовой площадки Флориды будет взлетать Falcon9 с пятым полётом X-37B, и в SpaceX заявили на прошлой неделе, что они не определили, какая миссия будет следующей для взлёта с площадки №40.
Уилсон, которая к тому времени уже три недели являлась главным гражданским лицом в ВВС [т.е. занимает пост Министра ВВС], сказала законодателям во вторник [6 июня], что высоко-конкурентный американский ракетный рынок направляет цены на запуски вниз, давая военным два сертифицированных подрядчика и обеспечивая возможность доступа к запасному поставщику запусков, если у одной из ракет-носителей будут неполадки.
Пентагон установил политику «гарантированного доступа к космосу» после череды неудачных запусков в 1990-е годы, а флоты ракет Atlas и Delta от ULA предоставляли избыточность для военных запусков до появления на рынке Falcon9 SpaceX.
«У нас была огромная проблема в 1990-х годах с доступом к космосу, и страна в то время сделала значительные инвестиции в свои космические способности, а также умения делать запуски, и это окупило себя и демонстрирует результаты», — сказала Уилсон. «Преимущество в том, что мы видим конкуренцию, и это снижает цены за доступ к космосу.»
Почему же я этим занимаюсь — потому что я хочу видеть больше таких новостей на гиктаймс, а никто другой её не переводит и не перепечатывает…
85% (204) |
да, это было бы интересно |
7% (17) |
нет, мне не интересно |
8% (18) |
я и сам английский читать умею, да и перевожу тоже неплохо |
Проголосовало 239 человек. Воздержалось 57 человек.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (35)
Hayate
04.07.2017 06:55И тем не менее текст местами режет глаз:
>Космопланы X-37B взлетали внутри короткой версии оболочки пятиметрового класса оболочек, верхом на ракете
«Оболочка» это обтекатель. А идиома «верхом на» за атлантику отдаёт техасщиной.vassabi
04.07.2017 07:01+2о! "обтекатель"! а я эту фразу крутил раз десять, пока пришел к этому виду и всё-равно оболочки на оболочках…
спасибо, сейчас поправлю.
IpkisIpkis
04.07.2017 07:14+2Спасибо, интересная статья (перевод)
Искренне рад за то, что, Маску удаётся реализовывать свои планы. Даже несмотря на то, что текущее правительство ставит инвестиции в космос под вопрос. Дожить бы до момента, когда на каком-нибудь из проектов Маска можно будет легко слетать на Марс в отпуск)solariserj
04.07.2017 09:04-2А чему удивляться. Это как сейчас удивляться что военные используют чипы или компьютеры Комерческой фирмы IBM. Для запуска ракет СпайсХ и создавалась и поддерживался. И когда правительство США ставила палки в колеса НАСА?
sotnikdv
05.07.2017 02:49+2СпайсХ? Спайс?!!! SpiceX??!!
Вы таки шото знаете за Илона? Он таки не с Марса, а с Арракиса? :)
Если серьезно, если это не шутка, то у вас очень забавная ошибка в произношении. Спэйс. Или общепринятое спейс.
© Шпайш машт флоу!
vassabi
04.07.2017 09:49+1если вы про правительство США — то (насколько я понимаю) оно ставит под вопрос госинвестиции в ближний космос (со словами "Вон сколько туда коммерсантов ломится, пущай они и инвестируют"). А в приоритете — Луна и Марс.
Чтобы на Марс "слетать в отпуск" — то туда-и-обратно не то что химических\электрореактивных ракет не хватит, а даже и кюгельдрайв будет долговато лететь, так что придётся разве что варп-двигатель Алькубъерре использовать. (Мечтать так мечтать!) Когда его сделают — то тогда в отпуск на альфуЦентавра не дальний свет будет :D !x86d0cent
04.07.2017 11:25Чтобы на Марс «слетать в отпуск» — то туда-и-обратно не то что химических\электрореактивных ракет не хватит
Ну это вопрос в том числе и длительности отпуска :D А так, если по параболической траектории лететь, то туда-обратно в полгода можно уложиться.
Valerij56
04.07.2017 14:00+1если вы про правительство США — то (насколько я понимаю) оно ставит под вопрос госинвестиции в ближний космос (со словами «Вон сколько туда коммерсантов ломится, пущай они и инвестируют»).
Поинтересуйтесь, что такое CASIS, его функциями и инвестициями, какие исследования поддерживаются НАСА в программе Next Space Technologies for Exploration Partnerships (NextSTEP) и CRS2. НАСА не уходит с НОО, но больше не собирается сама создавать на НОО свои космические станции и строить корабли для доступа на НОО. Теперь НАСА собирается закупать эти услуги у частников, чтобы стимулировать развитие индустрии освоения космического пространства.
Это не отказ от инвестиций в ближний космос, это создание абсолютно новой коммерческой индустрии.
nik-barsukov
04.07.2017 09:39-1Спасибо за интересную статью!
PS. мне почему-то кажется что последние две фотографии перепутаны местами)vassabi
04.07.2017 09:42перепроверил фотографии. Вроде, всё на месте — обратите внимание на длины ракет, силуэты их двигателей и разницу в стартовых столах.
nik-barsukov
04.07.2017 09:49и в правду, тень на первой ступени AtlasV принял за сложенную опору Фалкона. Прошу прощения за недоверие.
vassabi
04.07.2017 09:56+2не за что, все фотографии взяты из авторской статьи, копирайты к ним оттуда же.
Я и сам, когда их расставлял в тексте, то эти две фотографии перепроверял — уж очень они похожи, когда Атлас 5 без ускорителей (как наверно и все современные ракеты) ...
Moon_Lobster
04.07.2017 10:48Спасибо за перевод, хоть и запоздалый, но такие посты могут создать нужную тенденцию.
burtonserg
04.07.2017 13:43Я и не думал, что они такие маленькие
vassabi
04.07.2017 13:46+2ну, это разве что, по сравнению с Шаттлами/Буранами. А так-то они в длину — как трехэтажный дом.
Arxitektor
04.07.2017 19:14ну, это разве что, по сравнению с Шаттлами/Буранами. А так-то они в длину — как трехэтажный дом
В этот мини шатл человек поместиться?
Чтобы можно было использовать в качестве спасательной капсулы?
А то он на неё немного похож.vassabi
04.07.2017 19:40+1Раумеется X-37B предназначен для грузов, однако внутреннее пространство у него 2.1м на 1.2м и приземляется от с перегрузками 1.5g, так что чисто теоретически — одного космонавта в мягком скафандре и с запасом кислорода можно впихнуть :)
но, для людей (по крайней мере было в планах) разрабатывалась следующая модификация: X-37C
Sandmann-bk
04.07.2017 19:49+2Придётся увеличивать.
X-37C
pnetmon
05.07.2017 12:24+1Год назад (около ноября) в рамках какой-то работы студенты нарисовали двух человек в разных положениях.
NASA FISO Presentation: An ISS Space Ambulance Based on X-37B Technology
Возможно это был и не действующий X-37B
В российских СМИ даже публикации были, только далекая от правды.
Оригинал
http://spaceref.com/missions-and-programs/nasa/nasa-fiso-presentation-an-iss-space-ambulance-based-on-x-37b-technology.html
http://images.spaceref.com/fiso/2016/101916_robinson/Robinson_10-19-16.pdf
http://spirit.as.utexas.edu/~fiso/telecon/Robinson_10-19-16/Robinson_10-19-16.pdf
KasperOrilliion
04.07.2017 19:40Когда уже NASA будет тестировать EmDrive в космосе. В таком челноке могли бы потестировать
cheburen
05.07.2017 03:05Многоразовый корабль, многоразовая ракета, вот и почти готов "батут" для астронавтов США, осталось только избавиться от обтекателя и создать систему аварийного спасения, работоспособную в любом этапе полета, начиная с посадки людей в корабль и до сброса последней ступени, а у нас в этом направлении все радостно было зарублено лет 40-50 назад, был похожий проект "спираль" — отказались в угоду копирования (создания большего аналога) шатла. Есть еще надежда что не всё потеряно, что где-то в России сейчас создаются передовые ракеты и корабли, но новостей об этом, подтвержденных реальными испытаниями пока нет.
wildlion
05.07.2017 06:54+1А почему На Кеннеди «бывшая» полоса? Если она вполне себе фунициклируящая?
vassabi
05.07.2017 21:36+2"бывшая шаттловская". А сейчас она используется для разных нужд (и даже для тестов гоночных машин)
wtigga
Сокращайте. Это же не документ ООН, можно подойти к тексту критически. В статье куча воды и словесного мусора, который не добавляет ей ценности и отнимает время. Глядишь, и работа пойдёт быстрее.
vassabi
Но если сокращать — это же будет недо-перевод, или это тоже нормально? ( извините, нет филологического образования. Перефразируя Мольера — нет знания, что такое проза)
Во-вторых, мне в этот раз очень понравилось искать ссылки на такие вещи, как "министр ВВС" и прочим комитетам сената, узнал для себя много нового (хоть это, по сути, вода и словесный мусор).
Valerij56
differentlocal
Не только в Штатах. Министр обороны России — тоже гражданская должность, он может иметь воинское звание (как Шойгу), а может и не иметь, а иметь только классный чин (как Сердюков). Ни тот, ни другой на действительной воинской службе не находятся.
Valerij56
Я рад, что вы в курсе.
На самом деле министр обороны гражданское лицо в большинстве развитых стран.
denkle
Интересно, а в чем причина? Ведь все же руководить обороной страны, должен человек, который разбирается в военном деле?
vassabi
Это не только в США так. Просто там это глубже и шире происходит
tundrawolf_kiba
Не обязательно слишком глубоко. Задача министерства обороны — обеспечить возможность армии вести военные действия. Заниматься увеличением ее боевого потенциала и т.п… А вот разбираться в военном деле и собственно воевать — это задача генерального штаба и армии.
Valerij56
Руководить обороной страны в демократической стране должен политик, обладающий достаточным авторитетом и доверием народа страны, поэтому главнокомандующим обычно является президент. Задача министерства — обеспечить армию ресурсами, конкретные операции планируют профессионалы из Главного Штаба, а проводят войска, флот, ВВС и специальные силы.