Существенный разрыв между реальностью и образовательным процессом (особенно в том, что принято называть высшей школой) стал проявляться с развитием IT.
С другой стороны, сами работодатели стали больше смотреть на реальный опыт людей. Наличие хорошего диплома уже нельзя считать гарантированным «входным билетом» на прибыльную должность. Тренд подогревают истории успеха стартаперов и миллиардеров, которые бросили учебу ради бизнеса.
За последние двадцать лет образование уже пережило одну революцию, совершив переход в онлайн. Однако изменения только набирают обороты. В ближайшие десять лет образовательная система будет адаптироваться под запросы нового поколения. Как это происходит можно отследить уже сейчас, изучая самые амбициозные образовательные проекты.
Кризис современной системы образования
Образование стоит дорого. Оно стоит дорого и в России, но в США выпускник отправляется покорять мир с долгом в десятки тысяч долларов. Имея на душе такой кредит, трудно сделать выбор в пользу перспективного стартапа или заняться собственном бизнесом. Невозможно сделать выбор в пользу высокорисковых проектов, поэтому строительство карьеры начинается с нижней ступени.
Кризис доверия к системе образования вызван тем фактом, что вложенные в учебу деньги перестали отбиваться. Обладатель диплома, в конечном счете, занимает не ту должность, на которую рассчитывал. Работодателю не нужен сотрудник с высшей учебной степенью – ему нужен квалифицированный персонал с опытом.
Знания, которые дают в вузах, принято называть теоретическими по той причине, что они не могут считаться актуальными на момент выпуска. Бывает и так, что новые фичи в профессиях появляются, расцветают и умирают еще быстрее, чем проходит обучение в университете. Сотни лет образование не менялось – учитель выходил к доске, студент внимал и записывал материал.
Программисты знают об этом лучше всех: образование – это то, что ты вынужден сам вкладывать в себя. Кроме того, наряду со знаниями по профессии нужно уметь делать то, о чем многие даже не задумываются: работать под давлением, соблюдать дедлайны, импровизировать в сложных ситуациях, искать и обрабатывать большие данные, развивать навыки критического и абстрактного мышления.
ВУЗ часто не имеет подходящей технической базы, не делает упор на перспективные профессии, не дает никаких знаний по новым сферам деятельности. Сами студенты не всегда знают, что именно они хотят от будущей профессии (и хотят ли вообще), учатся по инерции после школы и не представляют о том, что их ждет на реальной работе.
Бросить учебу ради денег?
Питер Тиль (основатель PayPal и Palantir, первый инвестор Facebook) – опытный, и во многих отношениях даже выдающийся бизнесмен. Вот уже несколько лет он курирует проект по раздаче грантов на развитие перспективных идей. Каждый грант размером в 100 тыс. долларов. Претендовать на него могут люди до 23-х лет, однако есть одно неизменное правило – победитель обязан бросить учебное заведение, в котором учится на данный момент.
Мнение бизнесмена однозначно: высшее образование переоценено. Если человек хочет чем-то заниматься, чем-то полезным, кроме учебы, ему не нужно тратить время на престижный вуз и брать учебные кредиты.
Первые выплаты фонд Тиля совершил в 2010 году. В 2016 году на его гранты подали 6 тысяч заявок, однако деньги выдавали лишь на самые интересные проекты. Нельзя просто прийти с улицы: у вас должна быть сформированная идея бизнеса (лучше с бизнес-планом).
Школа с самыми трудными заданиями
В 2013 году в Париже открылась школа кодинга «42» для начинающих разработчиков. Через несколько лет филиал появился в Калифорнии, но концептуально схожие проекты развиваются во многих странах мира. Школа, как и подобает элитному учебному заведению, предоставляет жилье, технику для занятий и учебный план, основанный на выполнении командных проектов. В школе нет преподавателей. Вместо них она дает реальный боевой опыт работы в сложных условиях.
Образовательный процесс выглядит занятно: студенты получают задания через интернет, находят ответы в интернете, вместе или поодиночке работают над IT-проектами. Школа работает круглосуточно и ежедневно, никакого графика занятий нет, а студенты могут приходить и уходить в любое время.
На почти три тысячи студентов приходится всего две дюжины сотрудников, которые выполняют лишь административные функции. Основная задача администрации – не мешать совместной студенческой практике.
Для попадания в школу нужно пройти жесткий отбор с конкурсом, на первом этапе которого необходимо сдать тест на IQ. Набравшие максимальный бал приглашаются на тестирование, которое длится месяц. Ежедневно абитуриенту дают сложные задания, требующие быстрого решения. По отзывам тех, кто прошел испытание, на этом этапе приходится работать по 100 часов в неделю. Такая программа заставляет мозг функционировать на пределе возможностей.
В конце, после успешного прохождения всех заданий, поступающему предложат полный курс обучения сроком от 3 до 5 лет. Но и последующие годы назвать легкими не выйдет: если в процессе учебы не выполнять задания на все 100%, то студент будет отчислен. В школе 42 жестко руководствуются принципом «пропасть не может быть перепрыгнута на 98%».
В конце первого года обучения студенты могут совмещать учебу с оплачиваемой интернатурой. После такого боевого крещения, IT-компании охотно берут выпускников на работу, хотя почти половина студентов даже не окончила среднюю школу. Видимо не зря школу кодинга 42 признали лучшим технологическим заведением по данным онлайн-платформы для программистов CodinGame.
Школа, которая заберет зарплату
Make School — американская школа программирования нового поколения, в которой нет оценок и тестов. Двухлетнее обучение бесплатно, но лишь до тех пор, пока ученик не получит работу: тогда он обязан два года платить школе 25% от зарплаты. Make School замотивирована дать такое образование ученику, чтобы он гарантированно нашел высокооплачиваемую работу.
Структура школы полностью исключает попадание в кредитную кабалу. Ученик заплатит в будущем. Или не заплатит, если в итоге не найдет работу – тогда он не будет должен школе и не станет банкротом.
На данный момент в школу ежегодно попадают только 50 студентов, имеющих хотя бы начальные знания объектно-ориентированного программирования.
Школа, в которой всегда приходится ошибаться
Глава лаборатории исследования учебных процессов Национального института образования Сингапура Ману Капур уже несколько лет применяет необычную образовательную методику, которую сам он называет «продуктивный провал» («productive failure»). Метод нарушает привычную нам последовательностью лекций и практических занятий. Ученикам, вместо объяснения, сначала предлагают решить пример или уравнение самостоятельно.
Капур считает, что люди лучше учатся на своих ошибках. Ученики сначала решают (чаще всего безуспешно), а затем получают объяснение, как нужно было действовать правильно. Капур отмечает, что школьники и/или студенты учатся не просто решать уравнение по шаблону, а активируют участки мозга, отвечающие за работу с нетривиальными задачами повседневной жизни. Преодоление каждого препятствия тут действительно подвиг, опыт взаимодействия с которым надолго запоминается.
Такой подход помогает избавиться от шаблонизированного мышления, когда в процессе обучения мы легко запоминаем решение, а спустя какое-то время начисто о нем забываем.
Школа подготавливает к работе
В General Assembly преподают базовую основу нового мира – курс цифровой экономики. Заплатив 8-10 тыс фунтов за 10?12-недельную программу, ученики получают курс, построенный на основе бесед с работодателями о реальных требованиях к необходимым навыкам соискателей.
Студенты получают помощь в подготовке презентации и с собеседованиями – здесь всё заточено на работу только с реальным миром. Как результат, 99% выпускников получают работу после курсов. Компании также могут нанять студентов и в процессе учебы, ознакомившись с их проектами.
Обучение без учителя
AutoTutor and affective autotutor: Learning by talking with cognitively and emotionally intelligent computers that talk back
На волне роста интереса к перспективным образовательным методикам многие стали задумываться: а что если школа не нужна совсем тому, кто занимается самообразованием? Долгие годы самообучаться приходилось в сложных условиях. Если не брать в расчет гениальных людей, способных по одной библиотеке разобраться в любых человеческих знаниях, путь к обретению навыков в любой профессии сложен, и не обходится без учителя.
Сегодня очевидно, что в ближайшем будущем искусственный интеллект сможет не только оценивать тесты, но и сам готовить задания, анализируя уровень подготовки учеников. Уже прямо сейчас автоматизированные обучающие системы помогают учителям анализировать ответы учащихся, давать отзывы, искать и исправлять ошибки, составлять персонализированные планы обучения.
Так, система AutoTutor обучает основам компьютерной безопасности и физике, общаясь на естественном языке. Очевидно, что новое поколение чат-ботов, о котором мы уже рассказывали, также найдет применение в образовательных планах будущего.
Курсы программирования Rosalind, Skiliks, Codecademy автоматически проверяют каждое решение, дают подсказки и многократные попытки пересдачи.
Программа Knewton учитывает специфику обучения каждого ученика и студента, и разрабатывает для него персонализированный план обучения.
И все же одними роботами обойтись пока нельзя. Где взять живого учителя (и желательно бесплатно) для индивидуальных занятий? В эпоху цифровой экономики таким учителем стал интернет. Мир изменился, когда в 2001 году Массачусетский технологический институт стал выкладывать свои онлайн-курсы в открытый доступ. Сегодня существуют сотни, тысячи источников онлайн-знаний, но первый ваш образовательный голод утолят несколько популярных в России (и не только) проектов.
Школы самообразования
Coursera — одна из самых известных образовательных платформ, предлагающая курсы ведущих университетов и организаций мира. Есть множество лекций на русском языке.
На платформе «Открытое образование» свои программы агрегируют высшие учебные заведения со всей России. Сейчас доступно 166 курсов по разным направлениям подготовки.
«Арзамас» собрал у себя огромное количество гуманитарных лекций.
Лекториум — самый большой видеоархив академических лекций на русском языке. Коллекция постоянно пополняется ведущими учебными заведениями России. Доступ к материалам бесплатный. 6200 часов видео.
Универсариум – открытая система электронного образования, которая собрала лекции ведущих университетов и преподавателей Москвы и некоторых других городов.
Лекторий МФТИ – это проект студентов, аспирантов, выпускников и сотрудников Физтеха, направленный на сохранение творческого наследия лекторов МФТИ и предоставления свободного доступа к материалам курсов МФТИ пользователям со всего мира.
Khan Academy — некоммерческий американский проект, в котором есть и русские лекции.
Это лишь несколько общеобразовательных проектов. В мире же существуют тысячи других, по всем направлениям человеческой деятельности. Возможно, вы знаете о каких-то других интересных курсах – напишите о них в комментариях.
Будущее образования: синергетический эффект
Мы увидели несколько разных экспериментальных подходов, которыми пользуются школы в разных уголках мира, познакомились с онлайн-курсами и концепцией самообразования. Можно ли на основе вышеперечисленного построить модель образования будущего?
Образовательная система будет строиться на основе сочетания лучших методик из разных подходов. В некоторых случаях (дошкольное образование) достойной замены офлайн-методикам придумать еще не удалось, но это не значит, что сфера детского образования не будет меняться. Здесь, как и везде, появятся свои инновационные стартапы.
Сейчас продолжается процесс перевода в онлайн того, что мы и так понимали десятки лет. Однако старые лекции претерпевают существенные изменения. Появляется аналитика – учителя понимают, какой пример работает хорошо, а какой следует исключить из программы.
Сами университеты не стоят на месте и стараются соответствовать прогрессу, включая в образование вовлекающие игровые элементы. Идут эксперименты по использованию виртуальной/дополненной реальности, адаптированной для дистанционного обучения.
Программы нейробиологии через интерфейсы мозг-компьютер позволят мозгу воспринимать образовательный курс на совершенно новом уровне. Куда это нас приведет? Возможно, к миру, где знания будут просто «записываться» в мозг, не требуя от учащегося вообще никакого напряжения.
Мы вошли в стадию прогресса, когда непрерывно учиться нужно всю жизнь, иначе в таких областях, как робототехника, ИИ, биоинформатика, легко проморгать смену трендов. При этом ВУЗы должны решить главную проблему современного образования – антагонизмом между теоретическими и практическими знаниями, актуальными знаниями и учением о том, как учиться.
И последнее. Если прямо сейчас вы выбираете будущую профессию, стоит проверить, сможет ли робот выполнять вашу работу.
Комментарии (20)
DeLuxis
17.07.2017 10:59+1Еще подкину: https://www.ibm.com/developerworks/ru/views/global/libraryview.jsp
Zmiy666
17.07.2017 12:16-2Эх… хорошо бы у нас в стране обязать вузы устраивать выпускников на работу по специальности, чтоб они там отработали не менее 3х лет (с зарплатой не ниже средней по области для этой специальности) Ну и соответственно выпускник обязан отработать положенный срок для получения завершенного диплома. А то у нас сейчас какой-то паноптикум — люди идут в вуз заранее зная, что он им нафиг ненужен — нужна только корочка. А вуз заранее знает, что никто не пойдет работать по специальности и ложит на студентов болт, не обновляя образовательную программу с 90ых годов. В итоге куча людей с корочками и сильный дефицит специалистов.
bro-dev
17.07.2017 13:51Достаточно аутсорсить проверяющий орган, хотя бы в рамках универа. Это значительно повышает ответственность преподавателей, хотя и возникают некоторые другие проблемы. На примере питерского горного это работало, никаких автоматов никаких забить и в конце всем поставить. Проблемы были в виде того что преподы сами сливают иногда тесты, и это значительно повышает шансы сдать, хотя и все равно даже в этом случае нужно готовиться хотя бы 1 день.
Jenyay
17.07.2017 22:58+2Есть студенты-целевики, когда за их образование с первого курса платит какое-то предприятие, а потом эти студенты должны отработать на предприятии какое-то количество лет.
arielf
18.07.2017 04:33+1Идите в хорошие вузы: СПбГУ, Политех, ИТМО и Техноложку. МГУ, МФТИ, Бауманка и МИФИ. Конечно в России везде проблемы, но в них — намного меньшие, чем в мухопровинции. Образование хорошее, требования хорошие, хорошие профессора, прожившие по 10 лет за границей. Рекомендации в аспу в США. Причем в Питере баллы более чем низкие.
Gryphon88
17.07.2017 13:10Может, начать с написания техзадания? Что ожидается на входе, что на выходе, как проводится валидация, что критикал, что фича, как выглядит жизненный цикл объекта управления, что с ним делать при провале теста?
Resc
17.07.2017 13:35+3да, «Открытое образование» известная, и не плохая платформа — есть и куча курсов без начальных требований по уровню знаний. Весьма не плоха и просто для самообразования и расширения кругозора.
oleg_gf
17.07.2017 18:36В школе 42 жестко руководствуются принципом «пропасть не может быть перепрыгнута на 98%».
Только дебил будет перепрыгивать пропасть. Умный будет строить мост.
mistik_max
17.07.2017 20:44Респектую автору, невероятно крутая публикация, лично жду не дождусь, когда отпадет необходимость здавать ребенка в школу и появиться более совершенная онлайн платформа для обучения..
Danov
17.07.2017 22:18Школа не только передачей знаний занимается, но также и социализацией детей (какая бы там жуть не была). Если ребенок не будет ходить в школу обязательно нужно куда-то в коллектив ходить. Кружки, танцы, спорт,…
PS: Впрочем, может быть сеть и будет тем единственным коллективом…
arielf
18.07.2017 04:24+2Но физику, химию, биологию и медицину вы не изучите онлайн. Вам нужна лабораторная командная практика. Научная работа на базе НИИ и коммерческих лаб. Вы генноинженерную лабу у себя в гараже пока ещё не соберёте — по цене лишь реактивы в миллионы баксов. В программировании и прочих 'онлайн' направлениях ещё можно. Но в естественных и инженерных вы не уберёте offline компоненту. И вообще, по моем мнению ходить в реальный универ и жить в реальном кампусе — намного лучше, полезнее и эмоциональнее, чем в цифровом суррогате. Как вспомогательный механизм — великолепно! Но ни о какой замене не может быть и речи.
Mimizavr
18.07.2017 09:36+1Да, полностью согласен. Чуть-чуть дополню: самообразование даёт базис, который можно использовать в дальнейшем, но его «КПД» гораздо ниже направленного обучения. Плюс есть серьёзная проблема: не формируются социальные связи в данном направлении.
Надеюсь, что постепенно эти недостатки уйдут.
black_semargl
24.07.2017 14:41Для обучения — достаточно электронной модели лаборатории.
А вот умение работать в команде — оно да.
mrrouter
18.07.2017 07:29-3Дефисов не проходили?
Онлайн-образование
онлайн-курсами
А тут они как раз не нужны.
концептуально схожие
Можно написать информационные технологии, IT, ИТ, но писать последнюю букву аббревиатуры и расшифровывать следом — это абсолютно безграмотно.
Про запятые уже и говорить не хочется. Видимо, для женщин входным билетом на тёплое место в компании, где можно целый день дуть кофе, иногда пописывать в бложик и получать зарплатку, является горловой минет, а образование, будь там хоть три класса с коридором, уже безразлично.
Zmiy666 Ты придумал советское распределение. Собственно, это и было одним из величайших достоинств советского образования, которое нигде в мире не смогли превзойти.
arielf В Санкт-Петербурге, бестолочь.
жить в реальном кампусе — намного лучше, полезнее и эмоциональнее
Кому как повезёт. Но не всем удаётся трахнуть хотя бы одну одногруппницу.
Mimizavr
Моё знакомство с он-лайн курсами началось с ИНТУИТа.
Также Stepic было бы хорошо указать.
bro-dev
Имхо интуит стал слишком конвейерным, штампуют уже несмотря на качество просто так для того чтобы было.
Mimizavr
Это да, они как-то не успели перестроиться и сейчас отстают. Но в 2009 году для меня ИНТУИТ был открытием