Возможно, вы слышали, что CarPrice работает не только в России, но и в Японии. Рынок подержанных автомобилей там очень развит, и на первый взгляд кажется, что занять определенную нишу просто невозможно. Но это не так.

Японские компании, продающие подержанные автомобили, работают по отточенным десятилетиями схемам. Механизмы взаимодействия отполированы до блеска, но они практически не учитывают широкие возможности, которые открывает IT. Оценив японский рынок с этой стороны, мы увидели перспективу занять долю на этом рынке.


По объему японский рынок подержанных машин меньше российского — в прошлом году в Японии было продано 3,2 миллиона, а в России — 5,2 миллиона подержанных машин. Средняя цена подержанной машины в Японии в переводе в рубли составляет всего 188 тысяч, а в России — 428 тысяч. Машины с пробегом там стоят недорого, откровенно «убитых» экземпляров практически нет. В Японии уровень автомобилизации страны значительно выше чем у нас: порядка 64% жителей имеют автомобиль, против российских 39%. Из-за довольно жестких законов эксплуатация машины старше 13 лет в Японии невыгодна и фактически бессмысленна, при этом новые автомобили уже давно не роскошь и доступны каждому.

Как продают автомобили в Японии?


Порядка 75% машин японцы продают в trade-in, причем цена каждой всегда определяется приблизительно, «на глазок». Автодилеры привлекают покупателей огромными скидками на новые машины. Примерно так: мы берем вашу машину за 200 долларов, но на новую даем скидку в 2000 долларов. Абсолютное большинство новых машин продается в кредит — процентные ставки настолько низкие (порядка 2-4% годовых), что кредит больше напоминает рассрочку.

Самый крупный игрок на рынке подержанных автомобилей — Gulliver Auto, имеет 400 точек. Это настоящая компания-монстр, которая выкупает машины у японцев и перепродает их за рубеж. Обычно в «Гулливере» дают половину от рыночной цены, но зато деньги сразу. После покупки машина может оказаться где угодно — от Африки до Австралии.



Однако самое интересное и технологичное — это японские автоаукционы, где работают профессиональные трейдеры. Машины там выставляют юридические лица, покупателями выступают компании со всего мира. Продажа машин на таких аукционах организована с настоящей японской педантичностью и работает как часы. Каждый аукцион длится несколько секунд, в минуту проходит до 16 аукционов. Ежедневно такие аукционы продают десятки тысяч автомобилей. Они отправляются в различные уголки земного шара — в страны с «родным» для Японии правосторонним движением вроде Австралии, в США (дорогие американские машины с левым рулем), по всей Юго-Восточной Азии, а также на наш Дальний Восток.

Какими машинами владеют японцы?


Если в Россию из Японии привозят в основном тяжелые джипы и дорогие премиальные седаны, то сами японцы предпочитают откровенно маленькие автомобили, среди которых все больше гибридных. Правительство поощряет развитие электротранспорта и гибридов, на покупку таких авто выделяются субсидии. Toyota Prius — пожалуй, наиболее распространенный в Японии гибрид. Пробеги у машин по российским меркам смешные. Вполне реально встретить пятилетнюю машину с пробегом 10-15 тыс км. Состояние тоже, как правило, идеальное — практически как у новой машины.



Мы уже говорили, что владеть откровенно старым автомобилем в Японии невыгодно. Десятилетние машины с пробегом в 100 тысяч километров могут стоить всего 50-100 долларов. Иногда компании, продающие подержанные авто, предлагают даже забрать их бесплатно, чтобы избавить владельца от головной боли. Но на самом деле такие машины вполне себе на ходу и через какое-то время оказываются на просторах нашего Дальнего Востока, в Африке или на ближневосточных разборах.


Японцы, в отличие от нас, не ездят «на дальняк» — за полторы тысяч километров к родственникам в Ростов. Для этого есть скоростные поезда. В крупных городах вроде Токио владеть машиной очень дорого: парковка стоит порядка 10 долларов в час, а парковочное место возле дома — не менее 300 долларов в месяц. Многие японские корпорации в контрактах сотрудников запрещают приезжать на работу на своих машинах. При этом корпорации оплачивают сотрудникам общественный транспорт. В сельской местности наоборот: главным средством передвижения является автомобиль.



Сейчас в Японии набирает популярность новый класс — маленькие машинки с моторами порядка 0,8 литра. Suzuki Wagon R, Daihatsu Tanto, Honda N-Box и подобные им малыши заполнили крупные города. Их покупают не столько из-за экономии топлива, сколько из-за небольшого размера, который позволяет парковаться везде, где это разрешает разметка.

Как CarPrice заработал в Японии?


Итак, в ноябре 2015 в Японии появились четыре сотрудника CarPrice, которые начали делать японский сайт. В январе 2016 первый вариант сайта был готов, тогда же появились первые клиенты. После этого мы в течение года занимались его доработкой (в том числе через AB-тестирование), делали специфические страницы под определенный трафик. Нынешний дизайн уже третий или четвертый. В Японии в этом плане свои особенности, это страна mobile first, мобильные телефоны тут правили интернетом еще до появления смартфонов. В России сайты разделены на мобайл и обычный, но японский https://www.carprice.co.jp/ у нас получил responsive design. Вообще история с японским сайтом стоит отдельного поста, мы подготовим его в ближайшее время.



Ну а пока вернемся к особенностям местного рынка. Из-за очень высоких арендных ставок создавать сеть собственных офисов оказалось невыгодным, проще было использовать существующую инфраструктуру — японские автосервисы и заправочные станции (местные заправки это отдельная история — возможно мы сделаем о них пост, если читателям будет интересно). Партнеры CarPrice осматривают машины по нашей методике, после чего заносят автомобили в аукционную карту. Так машина попадает в онлайн-среду.



Купленные на аукционе автомобили грузятся на автовоз и отправляются напрямую в салоны дилеров. Порядка 90% уходят к японским дилерам для перепродажи на внутреннем рынке и в итоге не покидают страны. Как правило, это сравнительно новые машины, возрастом от 3 до 5 лет. И лишь около 10% идут на экспорт.

Премиальные машины — Lexus, Infiniti и подобные — едут, главным образом, на Ближний Восток и в Сингапур. Среди наших дилеров есть и африканцы: они покупают машины, разбирают их, после чего отправляют запчасти в африканские страны. Так они, затратив на покупку машины порядка 200-300 долларов, только с мотора выручают 400 долларов и более.



В отличие от России, где продавец машины получает деньги сразу, в Японии их перечисляют через неделю — после того, как машина попадет к дилеру на склад. Бывших владельцев это совсем не расстраивает — для них важнее избавиться от машины, а деньги можно получить и потом. У японцев порядок буквально в крови, и он имеет там даже большее значение, чем в Германии. Если у клиента на руках контракт, обман невозможно даже представить.



Постепенно мы синхронизировались с рынком и полностью перешли на быстрые автоаукционы, отказавшись от длительных. Для увеличения скорости ввели популярную в Японии «оценку на выезде» — когда менеджер приезжает к клиенту, а не наоборот. Вообще мы активно используем более развитый японский авторынок, чтобы тестировать там новые технологии купли-продажи авто и в случае успеха быстро внедрять их в России.



Самый дорогой автомобиль, который мы купили в Японии, — Ferrari 458 Spyder стоимостью порядка 400 тысяч долларов. В Японии такие машины не редкость. Как правило, автомобили дороже 200 тысяч долларов оформлены на большие корпорации, фирмы и фирмочки в качестве способа снижения налогов. Большинство подобных машин не имеют пробега, либо он очень маленький. Часто японцы используют такие машины как средство накопления капитала. Японские банки на депозиты проценты просто не начисляют — это следствие перегретой экономики. Приходится находить другие способы сохранения и приумножения своих «богатств».

В следующих постах мы подробно расскажем, как создавали японский сайт, и поделимся другими интересными наблюдениями о бизнесе в этой стране.

Чуть не забыли самое главное. В наш японский офис мы ищем ведущих PHP-разработчика, тестировщика и iOS-разработчика, а также front-end разработчика из России. Если вы хотите поработать в Японии, присылайте резюме по адресу hr@carprice.ru.

Комментарии (33)


  1. rokobungi
    01.11.2017 09:24

    Часто японцы используют такие машины как средство накопления капитала.

    Может, всё-таки, вложения капитала? Как средство накопления автомобиль можно назвать с натяжкой. Если только это не очень редкий и ценный экземпляр, выпущенный ограниченной серией в честь какого-нибудь события. Но и его потом попробуй продай с ощутимой прибылью. Да и обслуживать даже находящийся в гараже и никуда не двигающийся автомобиль тоже нужно.


    1. roman_carman Автор
      01.11.2017 09:35

      И так, и так. Есть машины, которые дорожают с годами


      1. Evgeniy_Bond
        02.11.2017 11:40

        А можно пару примеров таких машин? Или по каким ключевым словам можно нарыть в гугле статью на эту тему?

        Просто я полагаю, что речь скорее всего о спортивных или просто культовых машинах. Например, Nissan Skyline GT-R (небось любых годов выпуска).


  1. sevikl
    01.11.2017 10:12

    Сейчас в Японии набирает популярность новый класс — маленькие машинки с моторами порядка 0,8 литра.

    уже с 50х годов набирает, ага.
    wiki kei-kar


    1. roman_carman Автор
      01.11.2017 11:19

      Электро- и гибриды тоже с 50-хх? :)


      1. sevikl
        03.11.2017 23:52

        причем тут электро и гибриды? учитесь воспринимать замечания, видимо их к вам будет немало. 0.8 (объем 0,66 на самом деле, но кого волнует точность, верно?) — это так у нас теперь электро обозначается? или гибрид?


  1. tyratam
    01.11.2017 11:00

    Я в Японии на сколько отличается время аукциона для покупателя и продавца?


    1. roman_carman Автор
      01.11.2017 12:57

      Любая реклама в Японии (может видели ролики на YouTube) это вообще взрыв моска. Ролик с Жуковым отдыхает :)


      1. Rambalac
        01.11.2017 13:35

        Это просто вариации проблемы выжившего. Обычные скучные рекламы, которых в Японии ещё больше, никто в Ютуб не выкладывает или они не достаточно популярные чтобы попасть к вам в поисковую выборку.


  1. He11ion
    01.11.2017 11:08

    Вообще история с японским сайтом стоит отдельного поста, мы подготовим его в ближайшее время

    Пишите, интересно почитать про Битрикс на японском


  1. Stepanow
    01.11.2017 11:17

    Про автомобили не скажу, а на мотоциклах перед аукционами пробег скручивают — это факт. Подтверждают все, кто работает с японскими аукционами.


  1. boogiebomzh
    01.11.2017 11:53

    В Японии у вас такая же раздражающая аудиореклама, как и в России?


    1. FiLunder7
      02.11.2017 11:40

      Я подозреваю что это из Японии в Россию как раз пришло. =) Там в магазинах в некоторых просто можно вешаться. Гимн Йодобаси-Камеры до сих пор по ночам пою.


  1. roman_carman Автор
    01.11.2017 12:02

    Верить тем, кто работает на рынке профессионально и пропускает через себя сотни авто в месяц


  1. OlegProton
    01.11.2017 12:12

    Мне вот интересно, недавно Wylsa побывал в Токио и почти не встретил приусов… А Вы рассказываете что большенство ездит на гибридах… И кому верить?


    1. rg_software
      01.11.2017 14:45

      Много приусов, подтверждаю. В провинции, наверное, побольше, в крупных городах малолитражки.


    1. Envek
      01.11.2017 14:51

      Когда я в 2012-м году был в Японии, то
      1) я видел очень много приусов-такси и
      2) на выставке-салоне Toyota Mega Web 90% моделей были гибридными: минивэны, джипы, седаны, хэтчбеки, микролитражки те же.


      Ну т.е. если та же Toyota официально в России из гибридов продаёт только несчастный приус, то в Японии большая часть модельного ряда — гибриды. Сейчас на toyota.jp я вижу 23 гибридных модели (Можно посмотреть на https://toyota.jp/carlineup/ выбрав первую опцию ?????? во втором блоке фильтров в колонке слева)


  1. lostpassword
    01.11.2017 13:45

    Напишите про заправки.)


  1. maxru
    01.11.2017 13:48

    А можете узнать у ваших маркетологов, где я могу получить компенсацию за моральный ущерб, нанесённый мне вашей рекламой с Жуковым в частности и рекламой на радио Джаз в общем?


    1. roman_carman Автор
      01.11.2017 13:57

      Радио как радио, не хуже других :)


      1. maxru
        01.11.2017 14:58

        Радио отличное, а реклама такая, что хочется стать Ван Гогом


  1. LeXeR3
    01.11.2017 21:43

    А как искали разработчиков и в целом, как в Японии обстоят дела с точки зрения IT?


  1. PavelKuzmin
    02.11.2017 02:39

    Всем привет
    Вам удалось (развернуть аукцион) — поздравляю. Перед недавнем кризисом был проект аукциона в Южной Кореи. Все было готово по части IT, но увы и ах, курс доллара все убил…
    Удачи.


  1. Petrenuk
    02.11.2017 03:43

    Сейчас в Японии набирает популярность новый класс — маленькие машинки с моторами порядка 0,8 литра. Suzuki Wagon R, Daihatsu Tanto, Honda N-Box


    Этот класс машин называется Kei car, и популярны они были в Японии всегда, годов с 50-х. Это вызвано тем, что на такие машины значительно меньше налоги. Автомобиль должен укладываться в определенный bounding box (грубо говоря AxBxC метров) и иметь двигатель не больше определённого объема, на данный момент это 660 кубиков.


    1. roman_carman Автор
      02.11.2017 09:17

      Да, все верно. Там всегда были неказистые машинки размером меньше нашего "запорожца". Но сейчас электромоторы и гибридные движки резко меняют эргономику и динамику таких машин. Ну и сами по себе они стали намного симпатичнее


      1. Petrenuk
        02.11.2017 15:51

        С вами можно и не согласиться, на мой взгляд расцвет таких машинок пришёлся на 80-е и 90-е годы, тогда многие производители выпускали очень интересные версии, для состоятельных клиентов, которым нужен был Kei car по тем или иным обстоятельствам. У них были турбомоторы или спортивные настройки шасси, интересная внешность. Самые заметные машины этого класса все из того периода: Honda Beat, Suzuki Cappuccino, Autozam AZ-1, Suzuki Alto Turbo.
        Сейчас это в основном убогие коробки с вариаторами, которые никого не интересуют, типа такой мопед на 4х колесах.


  1. stalkerg
    02.11.2017 04:54

    Недавно проходил оффис с вывеской CarPrice в Токио. :)
    Будем ждать истории про сайт.


    ЗЫ а у вас то же при вводе email пользователи часто пытаются ввести email для СМС? :) Я так намучился с этим у себя на сайте…


  1. Arty_K
    02.11.2017 10:49

    Ваш японский сайт исключительно на японцев ориентирован? Купить авто из России нельзя (если японского не знаешь)?


    "Если в Россию из Японии привозят в основном тяжелые джипы и дорогие премиальные седаны, то сами японцы… "

    Если за Россию считать только Москву, то может быть. А если посмотреть Восточную Сибирь и тем более Дальний Восток, то там японок самых-самых-самых разных подавляющее большинство. И далеко не только Крузаки, Лексусы :)


    "Вполне реально встретить пятилетнюю машину с пробегом 10-15 тыс км. "

    А вот это прям тревожный звоночек. Если машине 5 лет, а проехала она 10 т. км, то тут может быть скрыто много подводных камней, например, не меняные по нескольку лет жидкости (их же по километражу как раз меняют, но жижи могут со временем терять свойства, даже если машина просто стоит), выгоревший на солнце салон и даже лако-красочное покрытие. Но пробег японцы, как правило, не скручивают)


    1. stalkerg
      02.11.2017 11:50

      Зная Японцев, они каждый тех осмотр будут менять ВСЁ. И ни в коем случае тут машины под солнцем не стоят т.к. летом тут АДъ.


      Ваш японский сайт исключительно на японцев ориентирован?

      Отвечу за авторов: он расчитан на жителей Японии, русские тут тоже есть. :)


      Купить авто из России нельзя (если японского не знаешь)?

      Кажется нет… но тут дело не в языке т.к. гугл. транслейт решает почти любую задачу, даже оформление кредитной карточки. ^_^


      1. roman_carman Автор
        02.11.2017 12:20

        Поддержу. Такого как в США, когда скажем лизинговые машины эксплуатируются "в хвост и в гриву" не меняя масло по 100 тыс км в Японии нет. Машины тут все как с конвейера, даже если им 10 лет


        1. Arty_K
          02.11.2017 13:27

          Я вот прямо сейчас нахожусь в процессе покупки пробежного японского авто с аукциона. Рассматривал трех посредников, у каждого свой FAQ и best-practice, но в той или иной степени все упоминают, что надо "доверять, но проверять" и внимательно читать аукционники.


          Согласен, что откровенно убитых тачек в таких количествах, как у нас, там нет. Но риск предыдущего хозяина-разгильдяя никто не отменял :) Салоны часто бывают не только заляпаны, но и прожжены сигаретами и т.д.


          1. roman_carman Автор
            04.11.2017 20:26

            Если покупаете через аукцион, то выставленной машине оценке доверять можно. У них с этим довольно строго. 4 — это машина в весьма неплохом состоянии. 5 — считайте как с конвейера :)


            1. Arty_K
              05.11.2017 08:19

              Роман, после таких ответов как-то сильно подрывается в компетентность Carprice относительно реалий японских аукционов.


              Вы уверяете, что аукционной 4-ке можно доверять и это не то, чтобы неправда, просто упущено прямо много важных нюансов. Например, что аукционы условно делятся на "строгие" и "нестрогие". К строгим относятся, апример, аукционы Хонды, Тойоты и Ниссана (TAA, NAA, Honda), там любые внешние коцки наносятся на схему и очень детально описываются вплоть до того, где какая царапина или вмятина. На нестрогих (USS, JA… ) на многие мелкие дефекты просто закрывают глаза или пишут абстрактное "царапины и вмятины по корпусу, грязь в салоне". Одна и та же машина может получить разные оценки на разных аукционах, да даже на одном и том же, но с разными осмотрщиками тоже оценка может отличаться, японцы, конечно, педантичны, но не роботы. Также есть практика завышения оценки за авто с маленьким пробегом, даже если корпус в круг коцаный.