Новые крупные производители смартфонов на российский рынок приходят крайне редко. Оно и понятно: рынок давно поделен, на дворе какой-никакой, но кризис, а у россиян давно сложилось четкое понимание, каким производителям стоит доверять. Новые малоизвестные в наших широтах имена воспринимаются так себе. Без энтузиазма. С плохо скрываемым… ну если и не с презрением, то с сильным недоверием – точно. Особенно если речь о брендах, которые предлагают не какие-нибудь дешманские аппараты, а что-нибудь из разряда «10 тысяч рублей и дороже».
Поэтому единственный способ добиться успеха для новых игроков рынка смартфонов в России – давить ценой. Не просто даже давить, а ДАВИТЬ. Да, это непросто. И на первых порах некоторым компаниям даже приходится продавать устройства в ноль. То есть ваще без прибыли. Зато это дает возможность познакомить широкие народные массы со своей продукцией, завоевать некий имидж и получить хоть какую-то заметную долю рынка.
А теперь давайте посмотрим, что случилось осенью 2017 года. В Россию пришли сразу два новых крупных производителя смартфонов. Речь идет не о каких-то там безымянных китайских брендах с непроизносимыми названиями, а, на минуточку, об Oppo и Vivo. Если кто не знает, это поистине гигантские и далеко не бедные компании. Обе они входят в китайский холдинг BBK. По итогам 2016 года Oppo стала лидером китайского рынка смартфонов, заткнув за пояс Huawei, Samsung, Apple и так далее по списку.
Однако лидерство у себя в Китае еще не означает умение понимать, чувствовать иные рынки – в частности, российский. Что Oppo, что Vivo провели гламурные пафосные презентации в Москве. Oppo даже сделала своим лицом Егора Крида, который теперь люто, бешено форсит сами понимаете какие смартфоны. Незадолго до этого он точно так же форсил Samsung, а теперь вот поливает елеем Oppo, постя соответствующие фоточки в Twitter с iPhone (подробнее здесь).
Казалось бы, причем здесь Его Крид? Его фоточки с iPhone служат своего рода прелюдией к тому треш-угару, которым сопровождается выход Oppo и Vivo на российский рынок. Потому что смартфоны обоих этих брендов будут продаваться через… крупную федеральную розницу. С ее конскими накрутками в размере 30-40 процентов, о которых давно слагаются печальные легенды. Собственно, федеральная розница – это самый ужасный, непоследовательный, тупиковый путь для вывода нового недешевого (ключевой момент!) бренда смартфонов на российский рынок. Потому что: имени у такого бренда пока нет, его имиджевый заряд равен нулю, народ его не знает; в то же время, привлекать покупателей ценой не выйдет ну просто никак – из-за тех самых конских накруток. Которые добавляются даже не к цене смартфона в Китае, а к цене смартфона после пересечения российской границы – уже после уплаты НДС (+18%), Михалковского сбора (+1%) и прочих накладных расходов, связанных с официальным импортом электроники через границу РФ. Как следствие, цена по сравнению с заводской растет после растаможки и накруток «федералов» если и не в два раза, то в полтора – точно. В итоге видим следующую картину: смартфоны Oppo среднего уровня, которым красная цена – 15 тысяч рублей, стоят на полке какого-нибудь «Связного» за 25 тысяч. Аналогичная ситуация с моделями Vivo – самый дешевый на полке федеральной розницы оценен в 22 тысячи. Предлагая при этом дешевый HD-экран! Опять же: такой смартфон может стоить тысяч 10-12, но уж никак не 22.
Vivo V7 с HD-экраном за 22 тысячи рублей. Ранее продавать смартфоны с такими дисплеями за много денег могла себе позволить только Apple. А теперь вот еще и Vivo. Но то, что позволено Apple, малореально в случае китайских игроков с продуктами абсолютно средних свойств и качеств
Что в итоге? История наверняка повторится. Oppo в 2013 году уже приходила в Россию – и ровно по той же схеме: с помпой бессмысленных крутых презентаций, кучей пафоса в рекламе. И с конскими ценниками в каналах продаж в виде крупной федеральной розницы. И примерно через год с рынка логично вылетела. Думается, уже в 2018 (максимум – в 2019) компания Oppo снова нас покинет. Вместе со своей сестричкой Vivo.
Была ли у Oppo и Vivo альтернатива? Конечно, была. Вместо архаичной схемы с федеральной розницей можно было задействовать продажи через интернет, как поступают все «нормальные» китайцы. Для начала – тот же AliExpress. Или хотя бы комбинировать эти варианты. Именно так делает, например, китайская же Doogee. Ее флагманские смартфоны можно найти в том числе и в федеральной рознице. Оно и понятно: на большие продажи этих моделей никто и не рассчитывает, это просто, скажем так, демонстрация возможностей. Для этих же целей «АвтоВАЗ» в свое время выпускал «Лады» с кожаным салоном и двухлитровыми движками Opel – понятно, что это штучный и никому особо не нужный товар, зато он позволяет заявить о себе как о более серьезном производителе. А недорогие модели Doogee, в свою очередь, доступны на AliExpress. За счет этого достигается максимально возможное снижение цены. Достаточно сказать, что на AliExpress за 7 тысяч рублей можно купить модель Doogee с двойной задней камерой, металлическим корпусом, сканером отпечатков пальцев. И самое главное (чего нет ни в Oppo, ни в Vivo, ни даже в Meizu и Xiaomi) – с защитой от воды (стандарт IP68) и ударов.
Из всего перечисленного в том же Vivo V7, что предлагается в России, есть только сканер. Защиты от воды, металла и сдвоенной камеры нет – и это при цене в 22 тысячи рублей! У Oppo – то же самое (то есть ничего нет), только уже при цене в 25 тысяч. Зато сладкоголосый Егор Крид на прессухе спел, ага. И расплатятся за его пение покупатели смартфонов Oppo – ведь затраты на маркетинг так или иначе заложены в цену устройств.
Doogee S30 за 7 тысяч рублей на «Али». Двойная камера, сканер отпечатков и даже защита от воды и ударов – и все это за 7 тысяч. С гарантией и сертификацией в России – все как положено
Скажете, что Oppo и Vivo можно с тем же успехом купить на AliExpress? Oppo по неизвестным причинам на этой площадке отсутствует, а некоторые модели Vivo – да, можно. В несертифицированном и нерусифицированном виде, да еще и без гарантии. Та же Doogee гарантию в таком случае – при покупке на AliExpress – дает. И предлагает там именно сертифицированные аппараты.
С некоторых пор – с середины декабря 2017 года – так же поступает и Xiaomi. Этому производителю надоело работать с российским дистрибьютором и федеральной розницей. Цены оказываются такими, что завоевание рынка идет черепашьими темпами. То ли дело прямые продажи через «Али»: сертифицированный Xiaomi Redmi 5A с гарантией там по акции стоил менее 6 тысяч рублей (сейчас – уже чуть больше 6 тысяч рублей). В федеральной рознице его бы продавали тысяч за 9. Что очень дорого: никакого металла и сканера отпечатков пальцев в этой модели нет, защита от воды и ударов также не полагается, а конкурировать ей придется с теми же защищенными моделями Doogee, где все это имеется. При равной цене Xiaomi теоретически может взять силой бренда, а при на половину более высокой цене смыса в покупке смартфона Xiaomi вообще теряется.
Официальный российский Xiaomi Redmi 5A с гарантией стоит на «Али» 6 200 рублей. А в оффлайновой рознице стоил бы в полтора раза дороже
Для примера – сравнение Xiaomi и Doogee ценой в районе 7 тысяч рублей с Vivo за 22 тысячи. Делайте выводы. По основным параметрам Vivo сливает, кое в чем выигрывает, но это никак не оправдывает в три раза (!!!) более высокую цену.
Ну и еще один пример. Осенью на российский рынок тихонько так без помпы вышел немецкий бренд AGM – под ним продаются гражданские версии защищенных военных смартфонов, изначально созданные для Бундесвера. Продажи – опять-таки только через AliExpress. Смартфоны у AGM весьма навороченные, с оригинальными самсунговскими AMOLED-экранами, хорошими камерами, достойным железом Qualcomm (а не глючных жрущий энергию MediaTek), и даже датчиками загрязнения воздуха. На AliExpress удалось поставить ценник на них в районе 30 тысяч рублей. Если бы продажи шли через федеральную розницу, то было бы тысяч 45. А то и все 50.
Работа VOC-датчика в AGM X2. Этот смартфон – товар штучный, дорогой и рассчитанный на особых ценителей, и все же грамотный выбор канала продаж позволил не задирать цену до совсем уж неприличного уровня
И опять же просто для понимания степени треш-угара – сравнение AGM X2 с Oppo F5 6Gb. Оба стоят «тридцатку», но первый предлагается на «Али», второй – в официальной федеральной рознице. У Oppo круче только фронтальная камера, что важно разве что для аудитории уровня «фанаты Егора Крида и его шефа Тимати».
Словом, времена-то поменялись, а купающиеся в своем величии на китайском рынке Oppo и Vivo этого не заметили. И в России их ждет… да фиаско их ждет – если, конечно, они в срочном порядке не изменят подход к «завоеванию» нашего рынка. Не изменят – будут биты. Причём с двух сторон: в нижнем сегменте – мелкими дерзкими гопниками вроде Doogee, а в верхнем – более серьезными и технически продвинутыми брендами вроде AGM. Которые хоть и не приглашают на свои пафосные презентации модных певцов ртом в виде фальшивых амбассадоров, но зато продают более функциональные и во всех смыслах более интересные модели. И самое главное – в два-три раза дешевле. Таковы уж нынешние реалии рынка. Пафос никто больше не ценит.
Поэтому единственный способ добиться успеха для новых игроков рынка смартфонов в России – давить ценой. Не просто даже давить, а ДАВИТЬ. Да, это непросто. И на первых порах некоторым компаниям даже приходится продавать устройства в ноль. То есть ваще без прибыли. Зато это дает возможность познакомить широкие народные массы со своей продукцией, завоевать некий имидж и получить хоть какую-то заметную долю рынка.
А теперь давайте посмотрим, что случилось осенью 2017 года. В Россию пришли сразу два новых крупных производителя смартфонов. Речь идет не о каких-то там безымянных китайских брендах с непроизносимыми названиями, а, на минуточку, об Oppo и Vivo. Если кто не знает, это поистине гигантские и далеко не бедные компании. Обе они входят в китайский холдинг BBK. По итогам 2016 года Oppo стала лидером китайского рынка смартфонов, заткнув за пояс Huawei, Samsung, Apple и так далее по списку.
Однако лидерство у себя в Китае еще не означает умение понимать, чувствовать иные рынки – в частности, российский. Что Oppo, что Vivo провели гламурные пафосные презентации в Москве. Oppo даже сделала своим лицом Егора Крида, который теперь люто, бешено форсит сами понимаете какие смартфоны. Незадолго до этого он точно так же форсил Samsung, а теперь вот поливает елеем Oppo, постя соответствующие фоточки в Twitter с iPhone (подробнее здесь).
Казалось бы, причем здесь Его Крид? Его фоточки с iPhone служат своего рода прелюдией к тому треш-угару, которым сопровождается выход Oppo и Vivo на российский рынок. Потому что смартфоны обоих этих брендов будут продаваться через… крупную федеральную розницу. С ее конскими накрутками в размере 30-40 процентов, о которых давно слагаются печальные легенды. Собственно, федеральная розница – это самый ужасный, непоследовательный, тупиковый путь для вывода нового недешевого (ключевой момент!) бренда смартфонов на российский рынок. Потому что: имени у такого бренда пока нет, его имиджевый заряд равен нулю, народ его не знает; в то же время, привлекать покупателей ценой не выйдет ну просто никак – из-за тех самых конских накруток. Которые добавляются даже не к цене смартфона в Китае, а к цене смартфона после пересечения российской границы – уже после уплаты НДС (+18%), Михалковского сбора (+1%) и прочих накладных расходов, связанных с официальным импортом электроники через границу РФ. Как следствие, цена по сравнению с заводской растет после растаможки и накруток «федералов» если и не в два раза, то в полтора – точно. В итоге видим следующую картину: смартфоны Oppo среднего уровня, которым красная цена – 15 тысяч рублей, стоят на полке какого-нибудь «Связного» за 25 тысяч. Аналогичная ситуация с моделями Vivo – самый дешевый на полке федеральной розницы оценен в 22 тысячи. Предлагая при этом дешевый HD-экран! Опять же: такой смартфон может стоить тысяч 10-12, но уж никак не 22.
Vivo V7 с HD-экраном за 22 тысячи рублей. Ранее продавать смартфоны с такими дисплеями за много денег могла себе позволить только Apple. А теперь вот еще и Vivo. Но то, что позволено Apple, малореально в случае китайских игроков с продуктами абсолютно средних свойств и качеств
Что в итоге? История наверняка повторится. Oppo в 2013 году уже приходила в Россию – и ровно по той же схеме: с помпой бессмысленных крутых презентаций, кучей пафоса в рекламе. И с конскими ценниками в каналах продаж в виде крупной федеральной розницы. И примерно через год с рынка логично вылетела. Думается, уже в 2018 (максимум – в 2019) компания Oppo снова нас покинет. Вместе со своей сестричкой Vivo.
Была ли у Oppo и Vivo альтернатива? Конечно, была. Вместо архаичной схемы с федеральной розницей можно было задействовать продажи через интернет, как поступают все «нормальные» китайцы. Для начала – тот же AliExpress. Или хотя бы комбинировать эти варианты. Именно так делает, например, китайская же Doogee. Ее флагманские смартфоны можно найти в том числе и в федеральной рознице. Оно и понятно: на большие продажи этих моделей никто и не рассчитывает, это просто, скажем так, демонстрация возможностей. Для этих же целей «АвтоВАЗ» в свое время выпускал «Лады» с кожаным салоном и двухлитровыми движками Opel – понятно, что это штучный и никому особо не нужный товар, зато он позволяет заявить о себе как о более серьезном производителе. А недорогие модели Doogee, в свою очередь, доступны на AliExpress. За счет этого достигается максимально возможное снижение цены. Достаточно сказать, что на AliExpress за 7 тысяч рублей можно купить модель Doogee с двойной задней камерой, металлическим корпусом, сканером отпечатков пальцев. И самое главное (чего нет ни в Oppo, ни в Vivo, ни даже в Meizu и Xiaomi) – с защитой от воды (стандарт IP68) и ударов.
Из всего перечисленного в том же Vivo V7, что предлагается в России, есть только сканер. Защиты от воды, металла и сдвоенной камеры нет – и это при цене в 22 тысячи рублей! У Oppo – то же самое (то есть ничего нет), только уже при цене в 25 тысяч. Зато сладкоголосый Егор Крид на прессухе спел, ага. И расплатятся за его пение покупатели смартфонов Oppo – ведь затраты на маркетинг так или иначе заложены в цену устройств.
Doogee S30 за 7 тысяч рублей на «Али». Двойная камера, сканер отпечатков и даже защита от воды и ударов – и все это за 7 тысяч. С гарантией и сертификацией в России – все как положено
Скажете, что Oppo и Vivo можно с тем же успехом купить на AliExpress? Oppo по неизвестным причинам на этой площадке отсутствует, а некоторые модели Vivo – да, можно. В несертифицированном и нерусифицированном виде, да еще и без гарантии. Та же Doogee гарантию в таком случае – при покупке на AliExpress – дает. И предлагает там именно сертифицированные аппараты.
С некоторых пор – с середины декабря 2017 года – так же поступает и Xiaomi. Этому производителю надоело работать с российским дистрибьютором и федеральной розницей. Цены оказываются такими, что завоевание рынка идет черепашьими темпами. То ли дело прямые продажи через «Али»: сертифицированный Xiaomi Redmi 5A с гарантией там по акции стоил менее 6 тысяч рублей (сейчас – уже чуть больше 6 тысяч рублей). В федеральной рознице его бы продавали тысяч за 9. Что очень дорого: никакого металла и сканера отпечатков пальцев в этой модели нет, защита от воды и ударов также не полагается, а конкурировать ей придется с теми же защищенными моделями Doogee, где все это имеется. При равной цене Xiaomi теоретически может взять силой бренда, а при на половину более высокой цене смыса в покупке смартфона Xiaomi вообще теряется.
Официальный российский Xiaomi Redmi 5A с гарантией стоит на «Али» 6 200 рублей. А в оффлайновой рознице стоил бы в полтора раза дороже
Для примера – сравнение Xiaomi и Doogee ценой в районе 7 тысяч рублей с Vivo за 22 тысячи. Делайте выводы. По основным параметрам Vivo сливает, кое в чем выигрывает, но это никак не оправдывает в три раза (!!!) более высокую цену.
Ну и еще один пример. Осенью на российский рынок тихонько так без помпы вышел немецкий бренд AGM – под ним продаются гражданские версии защищенных военных смартфонов, изначально созданные для Бундесвера. Продажи – опять-таки только через AliExpress. Смартфоны у AGM весьма навороченные, с оригинальными самсунговскими AMOLED-экранами, хорошими камерами, достойным железом Qualcomm (а не глючных жрущий энергию MediaTek), и даже датчиками загрязнения воздуха. На AliExpress удалось поставить ценник на них в районе 30 тысяч рублей. Если бы продажи шли через федеральную розницу, то было бы тысяч 45. А то и все 50.
Работа VOC-датчика в AGM X2. Этот смартфон – товар штучный, дорогой и рассчитанный на особых ценителей, и все же грамотный выбор канала продаж позволил не задирать цену до совсем уж неприличного уровня
И опять же просто для понимания степени треш-угара – сравнение AGM X2 с Oppo F5 6Gb. Оба стоят «тридцатку», но первый предлагается на «Али», второй – в официальной федеральной рознице. У Oppo круче только фронтальная камера, что важно разве что для аудитории уровня «фанаты Егора Крида и его шефа Тимати».
Словом, времена-то поменялись, а купающиеся в своем величии на китайском рынке Oppo и Vivo этого не заметили. И в России их ждет… да фиаско их ждет – если, конечно, они в срочном порядке не изменят подход к «завоеванию» нашего рынка. Не изменят – будут биты. Причём с двух сторон: в нижнем сегменте – мелкими дерзкими гопниками вроде Doogee, а в верхнем – более серьезными и технически продвинутыми брендами вроде AGM. Которые хоть и не приглашают на свои пафосные презентации модных певцов ртом в виде фальшивых амбассадоров, но зато продают более функциональные и во всех смыслах более интересные модели. И самое главное – в два-три раза дешевле. Таковы уж нынешние реалии рынка. Пафос никто больше не ценит.