В этом блоге мы в основном говорим о стартап-программах, разработках, перспективах и вообще о том, что ждет нас впереди. А как насчет «акселератора в прошлое»? Полтора года назад в шведском городе Эльмхульте, где начиналась история IKEA, вместо выставки IKEA Through the Ages открылся новый большой музей компании. Приглашаем на экскурсию под кат.
Музей IKEA находится в том самом здании, где в 1958 году был открыт первый полноценный магазин компании. С тех пор здание практически не изменилось.
На входе нас встречает основатель IKEA Ингвар Кампрад. Его портрет составлен из миниатюрных фотографий сотрудников IKEA. Это одновременно обозначает важность каждого сотрудника и отсылает нас к главной цели компании — (дословно) «создать лучшую повседневную жизнь для многих людей».
Путь к основной экспозиции лежит через яркий коридор с фирменными продуктами IKEA. Сегодня в ассортименте примерно 10 тысяч изделий, ежегодно меняется примерно четверть.
Чтобы оценить масштаб разнообразия, достаточно перенестись на полторы сотни лет назад, когда все было не так весело. Экскурсия начинается с типичного шведского жилища того времени:
Шведы жили в основном большими семьями в маленьких сельских домах. На фото выше — кухня. Часто она же была единственной комнатой в доме и использовалась и как гостиная, детская, спальня и пр. В таких условиях на первое место выходила функциональность. Скатерти превращались в покрывала. Столы были раскладными. Кровати имели ящики для вещей. Люди старались спать вместе, чтобы сохранить тепло. Детские люльки свешивались с потолка, чтобы младенцы были рядом с матерью и при этом оказывались подальше от огня открытых очагов, а впоследствии — от керосиновых ламп. Изделия из железа, которые могли бы облегчить быт, из-за высокой стоимости не были широко распространены.
Суровый шведский климат сильно затруднял сельское хозяйство, которое ограничивалось в основном разведением скота. Кое-как помогали лесные ресурсы, но жизнь все равно была очень сложной. C конца XIX века в течение 30-40 лет примерно треть населения Швеции покинула страну. Уезжали в основном в Америку.
В это время в Швеции получили распространение идеи простой и качественной обстановки в доме, выдержанной в светлых тонах. Их развивала шведская писательница Эллен Кей, а также семья Карин и Карла Ларссонов. Карл был художником, а Карин — дизайнером интерьеров. Они воплощали свои идеи на небольших картинах, которые стали очень популярны в Швеции. В этих картинах запечатлены дома будущего — те, в которых шведы хотели бы жить. В дальнейшем проекты Ларссонов повлияли на всю работу IKEA.
Шведская писательница Эллен Кей и элементы домашней обстановки, которые соответствовали ее идеям
Работы семьи Ларссонов, распространенные в Швеции
Мечты о лучшей жизни вели людей из деревень в города. Наиболее значительное переселение пришлось на 1930-е годы. Но в городах все было еще хуже: распространялись болезни и люди продолжали уезжать из страны. Шведское правительство взяло курс на стандартизацию и улучшение условий городского жилья. Это стало основной темой Стокгольмской выставки 1930 года, где молодые архитекторы и дизайнеры представили множество решений для освещения, эффективного использования пространства, массового производства. Новое течение получило название «функционализм».
Пример функциональной шведской кухни того времени. Проведен газ, электричество, сделано все для экономии времени. В то время считалось, что в семье должны работать и мужчины, и женщины: это позволяло собирать больше налогов и, соответственно, быстрее улучшать жизнь граждан. В итоге появилось даже бесплатное стоматологическое обслуживание.
В это время в Агуннарюде начинал свой первый бизнес Ингвар Кампрад, будущий основатель IKEA. Дела на ферме его дедушки и бабушки шли плохо, семья испытывала нужду. Чтобы помочь семье, шестилетний Ингвар покупал большие блоки спичек в одном из магазинов Стокгольма и затем продавал их по коробку. Способности к бизнесу быстро развивались, мальчик активно исследовал окрестности с точки зрения спроса и предложения. Ингвар стал продавать семена, ручки, рыбу, рождественские открытки… в общем, много всяких полезных вещей.
Один из первых логотипов IKEA
Летом 1943 года Ингвар получает разрешение на то, чтобы основать собственную компанию. IKEA — это аббревиатура: IK — Ingvar Kamprad, E — Elmtaryd (ферма, на который вырос Ингвар), A — Agunnaryd (родной город Ингвара). К счастью, имя, придуманное основателем, легко произносится во всех уголках мира, так что со временем менять его не пришлось.
Одни из первых товаров IKEA
Вначале IKEA продавала предметы повседневного обихода — от шариковых ручек и часов до трубок и расчесок. Все это можно было купить у него дома или заказать с доставкой: Ингвар сам на велосипеде развозил товары. Но конкуренция в этом сегменте была очень велика.
В 1948 году в дверь дома Ингвара постучался местный дизайнер мебели. «А ты не хочешь продавать в IKEA мебель?» — спросил он. «Да, но я не знаю как это делать», — ответил Ингвар и позвал мать посоветоваться. Мама решила проблему быстро, указав на два кресла и кофейный столик в комнате. Так в ассортименте компании появилась первая мебель. Но чтобы выделиться среди конкурентов, обычной продажи было недостаточно.
В 1953 году IKEA приобрела старый магазин в Эльмхульте и сделала из него шоу-рум, где люди могли взглянуть на мебель перед заказом. Необычный шаг оказался успешным: о компании заговорили по всей стране, и клиенты стали приезжать издалека. Спустя два года, чтобы противодействовать сговорам поставщиков, IKEA начинает разрабатывать мебель с собственным дизайном.
В итоге в 1958 году здесь же, в Эльмхульте, недалеко от шоу-рума, открывается первая IKEA — крупнейший магазин мебели в Северной Европе. Магазин быстро набирает популярность: в него приезжают покупатели со всей Швеции и из других стран, выстраиваются очереди.
Работники магазина отлично знали ассортимент и имели представление о принципах домашнего дизайна. IKEA активно набирала сотрудников среди домохозяек, которые лучше всех понимали домашние проблемы и потребности. Таки сотрудники считались экспертами и очень ценились в магазинах: покупатели могли предварительно заказать с ними персональные туры по IKEA. Во время туров эксперты давали советы по домашней обстановке, отмечали товары, к которым покупатели проявляли интерес. Небольшие покупки можно было сразу забрать домой, заказы на габаритную мебель отправляли поставщикам.
Униформа работницы IKEA 50-х годов и ее папка с каталогами
В каталоге того времени была анкета из 20 вопросов, а также вставка «миллиметровой бумаги», на которой покупатели могли примерно расставить мебель. С помощью всей этой информации работники IKEA составляли индивидуальные предложения.
Одни из первых товаров в ассортименте IKEA. Зеленое кресло на заднем плане в чуть измененном виде продается до сих пор.
В 60-е годы наступает новый виток конкурентной войны. Поставщикам сырья в Швеции стали предъявлять ультиматум: «Если ты хочешь работать с нами, то с IKEA отношения придется прекратить». Многие так и делали. Но и в этот раз компания нашла выход.
В то время мебель изготовляли, в основном, из темных пород дерева — тика и грецкого ореха. Исследовав внешний рынок, IKEA обнаружила большое количество подходящей для мебели древесины в Польше. Это был светлый дуб. Покупателям понравился новый цвет, и с тех пор эта порода активно используется в производстве. Кстати, Польша входит в пятерку крупнейших стран-производителей мебели IKEA вместе с Китаем, Швецией, Литвой и Индией.
Зал музея окружен «хронологической стеной». Прямоугольники показывают важные этапы в истории, а кружки — открытые магазины. Самый крупный сейчас находится в Сеуле, а самый обширный по ассортименту — все еще здесь, в Эльмхульте.
Экскурсию логично завершить чем-нибудь очень важным для IKEA. Мы подходим к пяти принципам «демократичного дизайна», которым должны отвечать продукты компании — Form, Function, Quality, Low Price, Sustainability. Эта концепция настолько важна, что в музее для нее отведена отдельная стена.
Эти принципы подкрепляются сводом правил под названием IWAY, состоящим из 80 пунктов о трудовых, социальных условиях, охране окружающей среды и других вещах. Книга с этими правилами есть в каждом магазине IKEA.
Все цвета, используемые в продукции IKEA, с привязкой к материалам. Такая же палитра есть отдельно и для них.
Чем можно заняться в музее, помимо изучения истории IKEA? Например, пускать пластиковые шары с верхнего этажа на нижний через пневмолабиринт. Вокруг этого лабиринта кружатся плакаты с товарами из актуального ассортимента магазина. Можно сфотографироваться в интерьере с актуальной обложки каталога IKEA и получить собственный забавный вариант.
Но самое интересное — это магазин на первом этаже. Здесь собраны вроде бы обычные продукты IKEA — однако особенность в том, что они продаются только в музее: исключительно маленькие стульчики, оригинальная посуда, дизайнерские статуэтки, плакаты и другие вещи.
IKEA продолжает развивать музей и с этой целью оставляет несколько экземпляров каждого нового продукта на будущее. Так что со временем все будет еще интересней.
Музей IKEA находится в том самом здании, где в 1958 году был открыт первый полноценный магазин компании. С тех пор здание практически не изменилось.
На входе нас встречает основатель IKEA Ингвар Кампрад. Его портрет составлен из миниатюрных фотографий сотрудников IKEA. Это одновременно обозначает важность каждого сотрудника и отсылает нас к главной цели компании — (дословно) «создать лучшую повседневную жизнь для многих людей».
Путь к основной экспозиции лежит через яркий коридор с фирменными продуктами IKEA. Сегодня в ассортименте примерно 10 тысяч изделий, ежегодно меняется примерно четверть.
Чтобы оценить масштаб разнообразия, достаточно перенестись на полторы сотни лет назад, когда все было не так весело. Экскурсия начинается с типичного шведского жилища того времени:
Шведы жили в основном большими семьями в маленьких сельских домах. На фото выше — кухня. Часто она же была единственной комнатой в доме и использовалась и как гостиная, детская, спальня и пр. В таких условиях на первое место выходила функциональность. Скатерти превращались в покрывала. Столы были раскладными. Кровати имели ящики для вещей. Люди старались спать вместе, чтобы сохранить тепло. Детские люльки свешивались с потолка, чтобы младенцы были рядом с матерью и при этом оказывались подальше от огня открытых очагов, а впоследствии — от керосиновых ламп. Изделия из железа, которые могли бы облегчить быт, из-за высокой стоимости не были широко распространены.
Суровый шведский климат сильно затруднял сельское хозяйство, которое ограничивалось в основном разведением скота. Кое-как помогали лесные ресурсы, но жизнь все равно была очень сложной. C конца XIX века в течение 30-40 лет примерно треть населения Швеции покинула страну. Уезжали в основном в Америку.
В это время в Швеции получили распространение идеи простой и качественной обстановки в доме, выдержанной в светлых тонах. Их развивала шведская писательница Эллен Кей, а также семья Карин и Карла Ларссонов. Карл был художником, а Карин — дизайнером интерьеров. Они воплощали свои идеи на небольших картинах, которые стали очень популярны в Швеции. В этих картинах запечатлены дома будущего — те, в которых шведы хотели бы жить. В дальнейшем проекты Ларссонов повлияли на всю работу IKEA.
Шведская писательница Эллен Кей и элементы домашней обстановки, которые соответствовали ее идеям
Работы семьи Ларссонов, распространенные в Швеции
Мечты о лучшей жизни вели людей из деревень в города. Наиболее значительное переселение пришлось на 1930-е годы. Но в городах все было еще хуже: распространялись болезни и люди продолжали уезжать из страны. Шведское правительство взяло курс на стандартизацию и улучшение условий городского жилья. Это стало основной темой Стокгольмской выставки 1930 года, где молодые архитекторы и дизайнеры представили множество решений для освещения, эффективного использования пространства, массового производства. Новое течение получило название «функционализм».
Пример функциональной шведской кухни того времени. Проведен газ, электричество, сделано все для экономии времени. В то время считалось, что в семье должны работать и мужчины, и женщины: это позволяло собирать больше налогов и, соответственно, быстрее улучшать жизнь граждан. В итоге появилось даже бесплатное стоматологическое обслуживание.
В это время в Агуннарюде начинал свой первый бизнес Ингвар Кампрад, будущий основатель IKEA. Дела на ферме его дедушки и бабушки шли плохо, семья испытывала нужду. Чтобы помочь семье, шестилетний Ингвар покупал большие блоки спичек в одном из магазинов Стокгольма и затем продавал их по коробку. Способности к бизнесу быстро развивались, мальчик активно исследовал окрестности с точки зрения спроса и предложения. Ингвар стал продавать семена, ручки, рыбу, рождественские открытки… в общем, много всяких полезных вещей.
Один из первых логотипов IKEA
Летом 1943 года Ингвар получает разрешение на то, чтобы основать собственную компанию. IKEA — это аббревиатура: IK — Ingvar Kamprad, E — Elmtaryd (ферма, на который вырос Ингвар), A — Agunnaryd (родной город Ингвара). К счастью, имя, придуманное основателем, легко произносится во всех уголках мира, так что со временем менять его не пришлось.
Одни из первых товаров IKEA
Вначале IKEA продавала предметы повседневного обихода — от шариковых ручек и часов до трубок и расчесок. Все это можно было купить у него дома или заказать с доставкой: Ингвар сам на велосипеде развозил товары. Но конкуренция в этом сегменте была очень велика.
В 1948 году в дверь дома Ингвара постучался местный дизайнер мебели. «А ты не хочешь продавать в IKEA мебель?» — спросил он. «Да, но я не знаю как это делать», — ответил Ингвар и позвал мать посоветоваться. Мама решила проблему быстро, указав на два кресла и кофейный столик в комнате. Так в ассортименте компании появилась первая мебель. Но чтобы выделиться среди конкурентов, обычной продажи было недостаточно.
В 1953 году IKEA приобрела старый магазин в Эльмхульте и сделала из него шоу-рум, где люди могли взглянуть на мебель перед заказом. Необычный шаг оказался успешным: о компании заговорили по всей стране, и клиенты стали приезжать издалека. Спустя два года, чтобы противодействовать сговорам поставщиков, IKEA начинает разрабатывать мебель с собственным дизайном.
В итоге в 1958 году здесь же, в Эльмхульте, недалеко от шоу-рума, открывается первая IKEA — крупнейший магазин мебели в Северной Европе. Магазин быстро набирает популярность: в него приезжают покупатели со всей Швеции и из других стран, выстраиваются очереди.
Работники магазина отлично знали ассортимент и имели представление о принципах домашнего дизайна. IKEA активно набирала сотрудников среди домохозяек, которые лучше всех понимали домашние проблемы и потребности. Таки сотрудники считались экспертами и очень ценились в магазинах: покупатели могли предварительно заказать с ними персональные туры по IKEA. Во время туров эксперты давали советы по домашней обстановке, отмечали товары, к которым покупатели проявляли интерес. Небольшие покупки можно было сразу забрать домой, заказы на габаритную мебель отправляли поставщикам.
Униформа работницы IKEA 50-х годов и ее папка с каталогами
В каталоге того времени была анкета из 20 вопросов, а также вставка «миллиметровой бумаги», на которой покупатели могли примерно расставить мебель. С помощью всей этой информации работники IKEA составляли индивидуальные предложения.
Одни из первых товаров в ассортименте IKEA. Зеленое кресло на заднем плане в чуть измененном виде продается до сих пор.
В 60-е годы наступает новый виток конкурентной войны. Поставщикам сырья в Швеции стали предъявлять ультиматум: «Если ты хочешь работать с нами, то с IKEA отношения придется прекратить». Многие так и делали. Но и в этот раз компания нашла выход.
В то время мебель изготовляли, в основном, из темных пород дерева — тика и грецкого ореха. Исследовав внешний рынок, IKEA обнаружила большое количество подходящей для мебели древесины в Польше. Это был светлый дуб. Покупателям понравился новый цвет, и с тех пор эта порода активно используется в производстве. Кстати, Польша входит в пятерку крупнейших стран-производителей мебели IKEA вместе с Китаем, Швецией, Литвой и Индией.
Зал музея окружен «хронологической стеной». Прямоугольники показывают важные этапы в истории, а кружки — открытые магазины. Самый крупный сейчас находится в Сеуле, а самый обширный по ассортименту — все еще здесь, в Эльмхульте.
Экскурсию логично завершить чем-нибудь очень важным для IKEA. Мы подходим к пяти принципам «демократичного дизайна», которым должны отвечать продукты компании — Form, Function, Quality, Low Price, Sustainability. Эта концепция настолько важна, что в музее для нее отведена отдельная стена.
Эти принципы подкрепляются сводом правил под названием IWAY, состоящим из 80 пунктов о трудовых, социальных условиях, охране окружающей среды и других вещах. Книга с этими правилами есть в каждом магазине IKEA.
Все цвета, используемые в продукции IKEA, с привязкой к материалам. Такая же палитра есть отдельно и для них.
Чем можно заняться в музее, помимо изучения истории IKEA? Например, пускать пластиковые шары с верхнего этажа на нижний через пневмолабиринт. Вокруг этого лабиринта кружатся плакаты с товарами из актуального ассортимента магазина. Можно сфотографироваться в интерьере с актуальной обложки каталога IKEA и получить собственный забавный вариант.
Но самое интересное — это магазин на первом этаже. Здесь собраны вроде бы обычные продукты IKEA — однако особенность в том, что они продаются только в музее: исключительно маленькие стульчики, оригинальная посуда, дизайнерские статуэтки, плакаты и другие вещи.
IKEA продолжает развивать музей и с этой целью оставляет несколько экземпляров каждого нового продукта на будущее. Так что со временем все будет еще интересней.
Hvorovk
Мне кажется или все же «от коробки спичек до...»?
IonianWind
один коробок, два коробка…
к коробку, от коробка...
Hvorovk
воу, однако у меня плохо с ударениями:)