§2-9 Модели себя и самосогласованность
Для решения сложной проблемы, нужно разработать план, но потом вам нужно его воплотить в жизнь. Вам не поможет наличие пошагового плана, если вы имеете тенденцию бросать дело до того как оно будет закончено. Это означает, что вам необходимо иметь некоторый уровень «самодисциплины», что, в свою очередь, требует достаточного уровня самосогласованности, которую вы можете предсказывать, в какой-то мере, для предсказания, в некоторой степени, что вы с большей доли вероятности будете делать в будущем. Мы все знаем людей, которые составляют искусные планы, но довольно редко воплощают их в жизнь, потому что их модели того что они на самом деле делают не согласуются, в достаточной степени, с их реальными действиями. Но как может машина, состоящая из триллиона синапсов вообще быть предсказуемой? Как наш мозг может управлять самим собой несмотря на свою сложность?
Ответ должен быть следующим: мы учимся представлять вещи невероятно просто, но крайне успешно.
Таким образом, рассмотрим насколько знаменательно то, что мы можем описать человека используя слова. Что заставляет нас сжать целую личность в короткую фразу, наподобие «Джоан аккуратная» или «Кэрол умная» или «Чарльз пытается вести себя величаво»? Почему один человек должен быть в целом опрятным, а не аккуратным в одном деле и беспорядочным в другом? Почему подобные черты вообще существуют? В §9-2 Черты мы увидим некоторые способы, с помощью которых могут возникнуть подобные вещи:
В ходе развития каждого человека, мы имеем тенденцию развивать определённые установки, которые становятся настолько жесткими, что мы (и как наши друзья) можем распознавать их как определённые функции или черты, и использовать эти установки и знания для построения представления о себе. Затем, когда мы пытаемся формулировать планы, мы можем использовать эти черты для предсказания того, что мы будем делать (и отказываться от планов, которые мы не будем делать). Всякий раз, когда подобные предсказания срабатывают, мы чувствуем удовлетворение, что приводит нас к дальнейшему обучению себя в соответствии с этими упрощёнными описаниями. Таким образом, со временем наши воображаемые черты с каждым разом становятся более реальными.
Конечно, все это представление о себе крайне упрощено. Мы никогда не сможем узнать о наших собственных ментальных процессах, и всё то что мы называем нашими чертами является лишь набором согласованностей, которые мы научились воспринимать. Тем не менее, даже этого может быть достаточно, чтобы помочь нам соответствовать нашим ожиданиям, так что этот процесс может в конечном итоге предоставить нам достаточно такого чувства как «самоуверенность».
Все мы знаем ценность наличия друзей, которые обычно делают то, что они говорят. Но гораздо полезнее быть в состоянии доверять себе, когда вы говорите самому себе, что вы что-то сделаете! И, возможно, самый простой способ начать себе доверять — сделать так, чтобы вы соглашались с образами, которые вы представляете о самом себе, ведя себя в соответствии со своим представлением о себе, которые описываются набором черт.
Но как возникли эти черты? Конечно, это может частично обусловливаться генетически — мы иногда можем наблюдать более спокойных или более возбудимых новорожденных. И, конечно, некоторые черты могут быть результатом особенностей развития. Так или иначе, другие черты кажутся четко полученными из контактов с нашими личными отпечатывателями.
Есть ли какой-то риск в наличии связей с слишком большим количеством людей? Это может привести к попытке моделировать себя исходя из слишком большого набора черт. Человек с когерентными целями обычно должен показывать себя лучше в делах, чем человек, обремененный конфликтами, из-за того, что последнему требуется больше времени на получение навыков, которые помогут достичь наблюдаемых черт. Последовательность также заставляет других людей чувствовать себя в безопасности в твоем окружении.
Это также касается нас самих: если мы передумываем планы слишком резко, то мы никогда не будем в состоянии предсказать, что мы будем делать дальше. Мы никогда не сможем сделать многие вещи, если мы не сможем «рассчитывать на самих себя». Однако, с другой стороны, мы должны иметь возможность идти на компромисс. Было бы опрометчиво начать выполнять какой-то долгосрочный план, с настроением не приниматься за другую цель, пока не выполнишь этот план. Было бы особенно опасно менять себя с целью никогда не допускать каких-либо изменений в себе вновь.
Если ребёнок имеет только одного отпечатывателя, или нескольких, но с одинаковыми наборами ценностей — для ребёнка не будет сложно понять, какое поведение является одобрительным. Однако, если отпечатыватели ребёнка имеют конфликтные цели, это может затруднить ребёнку выбор ценностей, которые следует развивать, или это может закончится наличий огромного количества амбиций, из которых лишь некоторые разовьются в достаточной мере. Тем не менее, в конце концов, каждый из нас должен иметь дело с разнообразными людьми с различными идеями, поэтому в модели наличия многочисленных отпечатывателей могут быть свои преимущества.
Большинство отпечатывателей будут заботиться о ценностях, которые приобретаются их детьми, следовательно, они могут пытаться удерживать детей от привязанности к лицам с «сомнительным характером». Вот пример, в котором мы видим подобную озабоченность исследователем по поводу его машины!
В 1950-х, Артур Самуэль, компьютерный дизайнер в IBM, разработал программу, которая обучилась играть в шахматы так хорошо, что начала обыгрывать некоторых великолепных шахматистов-людей. Качество работы программы улучшалось, когда она соревновалась с игроками сильнее. Однако, игры против слабых игроков уменьшали уровень игры программы, настолько, что программист был вынужден отключать режим обучения. В конечном итоге он разрешил играть с этой программой только людям, участвовавшим в чемпионатах игр мастер-класса.
Когда кто-либо взаимодействует с вами, они, с большей уверенностью, имеют свои собственные цели коммуникации, поэтому вы должны пытаться оценить их намерения. Предположите как именно набирают рекрутов в культы. Сперва они убирают вас из всех знакомых мест, а затем заставляют вас «решить» разорвать все ваши социальные связи — в особенности ваши семейные узы. Затем, когда вы будете оторваны от всех ваших друзей, становится легко подорвать все ваши защиты — пока вы не созреете для принятия в качестве своего отпечатывателя их собственного пророка, провидца или святого. Эти эксперты в самом деле знают схемы, с помощью которых любой незнакомец может запрограммировать вас, используя метода, которые могут помочь подавить и вытеснить идеалы, которые у вас есть.
Мы сталкиваемся с похожими конфликтами и в других областях. В то время как ваши родители хотели поддерживать ваше благосостояние у вас в голове, бизнесмены могут проявлять большую заинтересованность исключительно в продвижении богатства своих фирм.
Религиозные лидеры могут желать вам блага, однако они больше заботятся о своих храмах и сектах. И когда лидеры пробуждают вашу гордость за вашу нацию, вы можете ожидать, что вы будете готовы пожертвовать жизнью, чтобы очертить какую-то размытую границу. Каждая организация имеет свои собственные намерения и использует своих членов для своего продвижения.
Индивидуалист: Я надеюсь, вы не говорили это в буквальном смысле. Организация представляет собой не более чем круг людей, вовлеченных в одно дело. Она не может иметь какие-либо цели сама по себе, но она имеет цели, которые поддерживают эти люди.Что означает, когда-то кто-то предполагает, что какая-то система имеет намерение или цель? В секции §6-3 будут обсуждены некоторые условия, в которых процесс может иметь свои собственные мотивы и цели.
§2-10 Публичные Отпечатыватели
Мы обсуждали только как прикладное обучение может работать, когда ребёнок находится рядом с Отпечатывателем. Это также может быть связано с феноменом, в котором толпы людей попадают под влияние других людей, которые «понимают общественность», появляясь в средствах массовой информации. Один из способов заставить человека почувствовать что-то желаемое — это выдвинуть некоторые доказательства. Тем не менее, представляется более эффективным использование так называемых «отзывов», которые могут вообще не показывать продукт, но лишь предполагает, что использование этого продукта одобрено какой-то популярной «знаменитостью». Почему этот метод так хорошо работает? Возможно, потому что эти конкретные люди способны вызвать отпечатанный ответ, и, таким образом, более точно модифицировать личные цели своей аудитории.
Социолог: Возможно, это происходит только потому что когда «знаменитость» занимает «центральную сцену», это заставляет других людей сосредоточится на этой области. Затем, когда большая часть аудитории оказывается вовлечённой, оставшаяся часть чувствуют себя вынужденными присоединиться к ним.То что происходит может иметь подобное объяснение, но мы всё ещё должны задаваться вопросом что делает «звёзд» популярными. Физически привлекательные черты могут помочь, но эти актёры и певцы пользуются чем-то другим: они являются экспертами в ощущении эмоциональных состояний человека. Конкурирующие спортсмены являются экспертными обманщиками, и поэтому такими же должны быть наши популярные лидеры. Говоря боле общо, возможно, для того, чтобы стать знаменитым помогает иметь некоторые особые ухищрения, которые заставляют каждого слушающего ощутить что «этот человек, который со мной общается, очень важен». Это заставляет слушателей чувствовать себя более вовлечёнными, и, следовательно, оказываются вынужденными реагировать на «звезду», несмотря на то, что происходит не диалог, а монолог!
Не каждый может контролировать толпу. Какие техники могут так сильно повлиять на столь широкий круг различных умов? Нам нужно знать гораздо больше о трюках, которые наши лидеры используют для формирования наших целей. Могут ли они включать некоторые методы, с помощью которых они могут устанавливать быстрые связи с людьми?
Харизма, сущ. — редкое личное качество, приписываемое лидерам, которое пробуждают народную преданность или энтузиазм.Какие характеристики дают лидерам способность пробуждать чувства харизмы? Существуют ли какие-то особые физические черты, которые действуют как «точки проявления харизмы»?
Политик: Обычно, выступающему помогает наличие статной осанки, глубокого голоса и уверенности в себе. Однако, хотя высокий рост и объемная фигура привлекают внимание, некоторые лидеры были незначительны с виду. И в то время как некоторые могущественные ораторы произносят их слова с умышленными намерениями, некоторые лидеры и проповедники разглагольствуют и кричат, и все же им удаётся привлечь наше внимание.
Психолог: В §2-7 вы упомянули, что «скорость и интенсивность ответа» важны для создания связей. Но когда кто-то делает публичное заявление, для этих критических факторов нельзя выделить достаточно места в выступлении, потому что говорящий не может реагировать конкретно на каждого слушателя.Риторика может создать подобную иллюзию. Хорошо подготовленная речь может быть «интерактивной», сначала поднимая вопросы в умах слушателей, а потом отвечая на поднятые вопросы в нужное время. Хоть вы и не имеете времени разговаривать с каждым человеком, но вы можете взаимодействовать, внутри своего разума, с несколькими типичными слушателями. Затем многие реальные слушатели могут ощутить, что получают персональные ответы, хотя подлинного диалога — нет. Одним из трюков для говорящих является расстановка пауз, чтобы слушатели почувствовали, что во время речи обращаются именно к ним, но паузы не должны быть настолько длинными, чтобы они задумывались над оспариванием сообщений, которые слышат. Кроме того, оратору может не понадобиться контролироваться всю аудиторию. Если вы сможете убедить людей в достаточном количестве, то давление со стороны окружающих заставит оставшуюся часть согласиться с вами.
Тем не менее, толпа может взять контроль над более слабым и чрезмерно реагирующим лидером. Вот один из великих ораторов, который выступал против этого:
Гленн Клауд: «Для меня отсутствие аудитория, полный антоним большого количества людей, обеспечивает наибольший стимул для удовлетворения моих собственных требований, без учета наличия интеллектуального аппетита, или его отсутствия, у части аудитории. По моему собственному мнению, парадоксально, преследуя самое нарциссическое отношение к художественному удовлетворению, можно наилучшим образом выполнить основную обязанность художника дарить удовольствие другим.»Человек может даже привязываться к сущности, которой не существует, например, к легендарной исторической фигуре, к вымышленному герою книги, или к мифическому мученику, собаке, или богу. Все эти герои могут стать «виртуальными наставниками» среди остальных моделей, находящихся в умах своих поклонников. Человек может даже привязываться к абстрактной доктрине, догме или вероисповеданию, или же к иконе или изображению, которые представляют эти вещи. В самом деле, когда вы обдумаете эти слова, вы поймёте, что все наши привязанности связаны с вымышленностью. Вы никогда не создадите соединение с конкретным человеком, но только с моделью этого человека, которые вы сделали для представления ваших основных концепций об этом человеке, независимо от того, являются ли этими людьми родители или друзья, или просто временные увлечения.
Таим образом, идея о том, что человек получает свои цели от Отпечатывателей, имеет смысл в самые ранние годы жизни. Однако в более поздней жизни этот способ получения целей отходит на второй план, поскольку мы приобретаем новые виды наставников и находим другие способы формирования наших амбиций.
Резюме
В этой главе были рассмотрены некоторые вопросы о том, как люди приобретают цели, которые они преследуют. Некоторые из этих механизмов представляют собой инстинкты, которые приходят к нам в качестве генетического наследия, но другие — это подцели, которые мы строим для достижения других целей, которые у нас уже есть. Я также предположил, что некоторые из наших высших целей создаются специальными механизмами, которые побуждают человека принять ценности других лиц, которые, в последствии, становятся, как я их называю, Отпечатывателями человека.
Отпечатывателями являются родители, друзья или знакомые, к которым человек становится «привязан», потому что они активно реагируют на потребности конкретного человека, и они могут вызывать у нас особые чувства, такие как вину, стыд и гордость. Сначала эти Отпечатыватели должны присутствовать при свершении какого-либо дела, но дети постарше могут формировать «ментальные модели» отпечатывателей, и могут использовать эти модели для оценки своих целей, когда отпечатыватели больше не находятся рядом. В конце концов эти ментальные модели развиваются в те чувства, которые мы называем совестью, ценностями, идеалами и этикой.
Следующая глава будет внимательно рассматривать группы чувств и мыслей, которые мы называем болью, горем и страданиями, чтобы понять, почему их можно расценивать как разновидность способов мыслить.
(Я должен отметить, что идеи этой главы о Отпечатывателях являются только моими теоретическими выкладками и ещё не появлялись в книгах по психологии. Эти идеи могут быть как правильными, так и нет.)
За перевод спасибо Станиславу Суханицкому, который откликнулся на мой призыв в «предыдущей главе». Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru
Кстати, мы запустили перевод еще одной крутейшей книги — «The Dream Machine: История компьютерной революции».
Оглавление книги The Emotion Machine
Введение
Chapter 4. CONSCIOUSNESS
Chapter 5. LEVELS OF MENTAL ACTIVITIES
Chapter 6. COMMON SENSE
Chapter 7. Thinking.
Chapter 8. Resourcefulness.
Chapter 9. The Self.
Chapter 1. Falling in Love
Влюбленность
The Sea Of Mental Mysteries
Moods and Emotions
Infant Emotions
Seeing a Mind as a Cloud of Resources
Adult Emotions
Emotion Cascades
Questions
The Sea Of Mental Mysteries
Moods and Emotions
Infant Emotions
Seeing a Mind as a Cloud of Resources
Adult Emotions
Emotion Cascades
Questions
Chapter 2. ATTACHMENTS AND GOALS
Chapter 3. FROM PAIN TO SUFFERING Playing with Mud
Attachments and Goals
Imprimers
Attachment-Learning Elevates Goals
Learning and pleasure
Conscience, Values and Self-Ideals
Attachments of Infants and Animals
Who are our Imprimers?
Self-Models and Self-Consistency
Public Imprimers
Attachments and Goals
Imprimers
Attachment-Learning Elevates Goals
Learning and pleasure
Conscience, Values and Self-Ideals
Attachments of Infants and Animals
Who are our Imprimers?
Self-Models and Self-Consistency
Public Imprimers
Chapter 4. CONSCIOUSNESS
Chapter 5. LEVELS OF MENTAL ACTIVITIES
Chapter 6. COMMON SENSE
Chapter 7. Thinking.
Chapter 8. Resourcefulness.
Chapter 9. The Self.
Об авторе
Марвин Ли Минский (англ. Marvin Lee Minsky; 9 августа 1927 — 24 января 2016) — американский учёный в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. [Википедия]
Интересные факты:
- Минский дружил с критиком Харольдом Блумом из Йельского университета (Yale University), который отзывался о нём не иначе как «зловещий Марвин Минский».
- Айзек Азимов описывал Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган.
- Марвин — робот с искусственным интеллектом из цикла романов Дугласа Адамса Автостопом по галактике и фильма Автостопом по галактике (фильм).
- Минский имеет контракт на заморозку своего мозга после смерти для того, чтобы его «воскресили» в будущем.
- В честь Минского назван пес главного героя в фильме Трон: Наследие. [Википедия]
Комментарии (4)
teifo
01.04.2018 04:58Мне показалось или перевод местами очень корявый?
decomeron
02.04.2018 03:00Вам не показалось
MagisterLudi Автор
02.04.2018 13:14Классно, что есть неравнодушные читатели.
Хотите кусочек 5й главы перевести?
GarudaJI
Как-то незаметно ответа на вопрос “как ваш мозг может управлять собой...”, больше похоже на спекулятивные рассуждения