Появление самоуправляемых автомобилей и развитие каршеринга буквально за несколько лет преобразило автомобильную индустрию и рынок пассажирских перевозок. Многие сервисы быстро показали результаты и захватили существенную долю этого рынка за счет активного использования виртуальной инфраструктуры. Подробнее об этом — под катом.
/ фото Strolic Furlan CC BY-ND
?Существуют три основных типа каршэринг сервисов: аренда автомобилей (ZipCar, BelkaCar), вариации частного извоза (Uber, Яндекс.Такси, Blablacar) и поездки без водителя. Все три типа объединяют невероятные темпы роста спроса. Согласно прогнозу ABI Research, к 2030 году 650 млн человек будут пользоваться такими сервисами.
Первые попытки создать сервисы по совместному использованию автомобилей были предприняты еще в 1948 году в Цюрихе, но из-за отсутствия масштабируемых систем контроля и доступа клиентов к транспорту проект не прижился. Однако развитие ИТ-технологий и GPS-навигации привело к быстрому развитию рынка. В 2015 году 7 млн уже человек пользовались кар-шэрингом по всему миру, а по данным исследования Deloitte до 2020 года ежегодные темпы роста этого рынка составят 32%.
Доменико Мангиакапра (Domenico Mangiacapra), директор по развитию бизнеса Bulweria, сказал: «Рынок каршэринга взорвался. Управлять огромным парком машин без облачных технологий было нереально. На каждую тысячу долларов, потраченную на облако, нам пришлось бы потратить в разы больше, если бы мы использовали старые подходы».
Еще одним плюсом IaaS является возможность инкапсуляции или изолирования сервисов внутри компании. На этапе запуска BelkaCar часть сервисов на PHP использовалась для решения тривиальных задач. Для работы с сокетами — Python и NodeJS, основная БД — PostgreSQL 9.5, а для сырых данных — MongoDB. Облако легко позволяет поддерживать такую распределенную систему с возможностью оперативного увеличения производительности отдельного сервиса в течение суток.
Вождения автомобиля по-прежнему второй по опасности метод передвижения после мотоцикла. В связи с этим появляется все больше сервисов, призванных обеспечить безопасность вождения. Один из примеров таких решений — технология PotHole Alert, разрабатываемая Land Rover. Технология позволяет сканировать дороги на наличие ям, выбоин, открытых люков, а также предупреждать водителей об опасных участках. Land Rover планирует использовать облачные технологии для того, чтобы передавать информацию о приближающейся опасности других водителям, а также формировать дорожные карты с учетом опасных участков.
Другим способом повышения уровня безопасности является своевременная диагностика. Примером сервиса является MECH5. Используя протокол OEM, сервис собирает данные о состоянии автомобиля, обнаруживает неисправности, а также создает отчеты работоспособности транспортного средства в интерфейсе облачного приложения X-LInk. IaaS инфраструктура позволяет сервису работать в режиме реального времени, и находить ближайшие автосервисы для устранения неполадок.
Активно использует IaaS технологию в своей работе и гигант индустрии General Motors (GM). В 2013 году GM потратил 130 млн долларов на создание собственного облачного центра для поддержки операционной деятельности компании. Облако позволило GM проводить виртуальные симуляции краш-тестов, каждый раз экономя 350 тыс. долларов на проведении таких тестов с реальными машинами.
/ фото OurWorld2.0 CC BY
Аналитики из консалтинг-агентства Frost & Sullivan утверждают, что в следующие 10-15 лет рынок авто кардинально изменится. Более 70% продаж автомобилей будут осуществляться через Интернет, а дилеры и производители инвестируют до 5 млрд долларов в компьютеризацию процесса продаж. Конкуренция на рынке, существующем с 1860-х годов, вынуждает их использовать любые технологии, позволяющие получить конкурентное преимущество. Одной из таких технологий является IaaS.
Самоуправляемые машины уже становятся частью нашей жизни. В начале 2016 года General Motors в сотрудничестве с Lyft представили тестовый проект автономных машин в Техасе, а в середине того же года компания nuTonomy запустила подобный эксперимент в Сингапуре. Причем nuTonomy планирует к 2020 году расширить свою деятельность еще на 9 городов в Америке, Азии, и Европе.
По мнению экспертов из McKinsey, самоуправляемые автомобили смогут сохранить до 30 тыс. жизней ежегодно. Такие авто могут использоваться и в частном секторе, и в секторе промышленных перевозок. Облачные технологии позволят оперативно загружать актуальные маршруты и информацию о трафике. Самым важным прорывом будет возможность автомобилей взаимодействовать друг с другом посредством облака. Это приведет к формированию безопасной транспортной экосистемы, которая будет обладать возможность саморегулирования, предсказания дорожной обстановки и пробок.
Еще одним из трендов является развитие систем открытого ПО для автомобилей. Так, General Motors выпустил NGI SDK, позволяющий сторонним разработчикам запускать и тестировать свои приложения для автомобилей. Для подобных инициатив IaaS выступает в роли платформы и среды взаимодействия разработчиков с производителем, способствуя открытому процессу оптимизации и повышения безопасности автоприложений.
Больше материалов в Первом блоге о корпоративном IaaS:
/ фото Strolic Furlan CC BY-ND
Способствует развитию сервисов каршеринга
?Существуют три основных типа каршэринг сервисов: аренда автомобилей (ZipCar, BelkaCar), вариации частного извоза (Uber, Яндекс.Такси, Blablacar) и поездки без водителя. Все три типа объединяют невероятные темпы роста спроса. Согласно прогнозу ABI Research, к 2030 году 650 млн человек будут пользоваться такими сервисами.
Первые попытки создать сервисы по совместному использованию автомобилей были предприняты еще в 1948 году в Цюрихе, но из-за отсутствия масштабируемых систем контроля и доступа клиентов к транспорту проект не прижился. Однако развитие ИТ-технологий и GPS-навигации привело к быстрому развитию рынка. В 2015 году 7 млн уже человек пользовались кар-шэрингом по всему миру, а по данным исследования Deloitte до 2020 года ежегодные темпы роста этого рынка составят 32%.
IaaS играют в этом развитии важную роль. Еще с первых дней своего существования сервис BelkaCar задействовал облачную инфраструктуру ввиду возможности оперативного масштабирования. Сервису трудно было прогнозировать объем нагрузок на новом рынке, а уже в первый год работы компании предполагалось увеличение количества парка машин со 100 до 500.Аналогичная ситуация произошла с Bulweria, компанией-разработчиком универсальной платформы для каршэринга (CUP). Платформа задействована более чем в 25 странах. С помощью виртуальной инфраструктуры компания получила возможность обрабатывать данные с сотен машин и быстро масштабировать платформу в течение пары месяцев.
Доменико Мангиакапра (Domenico Mangiacapra), директор по развитию бизнеса Bulweria, сказал: «Рынок каршэринга взорвался. Управлять огромным парком машин без облачных технологий было нереально. На каждую тысячу долларов, потраченную на облако, нам пришлось бы потратить в разы больше, если бы мы использовали старые подходы».
Еще одним плюсом IaaS является возможность инкапсуляции или изолирования сервисов внутри компании. На этапе запуска BelkaCar часть сервисов на PHP использовалась для решения тривиальных задач. Для работы с сокетами — Python и NodeJS, основная БД — PostgreSQL 9.5, а для сырых данных — MongoDB. Облако легко позволяет поддерживать такую распределенную систему с возможностью оперативного увеличения производительности отдельного сервиса в течение суток.
Используется в системах обеспечения безопасности
Вождения автомобиля по-прежнему второй по опасности метод передвижения после мотоцикла. В связи с этим появляется все больше сервисов, призванных обеспечить безопасность вождения. Один из примеров таких решений — технология PotHole Alert, разрабатываемая Land Rover. Технология позволяет сканировать дороги на наличие ям, выбоин, открытых люков, а также предупреждать водителей об опасных участках. Land Rover планирует использовать облачные технологии для того, чтобы передавать информацию о приближающейся опасности других водителям, а также формировать дорожные карты с учетом опасных участков.
Другим способом повышения уровня безопасности является своевременная диагностика. Примером сервиса является MECH5. Используя протокол OEM, сервис собирает данные о состоянии автомобиля, обнаруживает неисправности, а также создает отчеты работоспособности транспортного средства в интерфейсе облачного приложения X-LInk. IaaS инфраструктура позволяет сервису работать в режиме реального времени, и находить ближайшие автосервисы для устранения неполадок.
Активно использует IaaS технологию в своей работе и гигант индустрии General Motors (GM). В 2013 году GM потратил 130 млн долларов на создание собственного облачного центра для поддержки операционной деятельности компании. Облако позволило GM проводить виртуальные симуляции краш-тестов, каждый раз экономя 350 тыс. долларов на проведении таких тестов с реальными машинами.
/ фото OurWorld2.0 CC BY
Помогает модернизировать работу автодилеров
Аналитики из консалтинг-агентства Frost & Sullivan утверждают, что в следующие 10-15 лет рынок авто кардинально изменится. Более 70% продаж автомобилей будут осуществляться через Интернет, а дилеры и производители инвестируют до 5 млрд долларов в компьютеризацию процесса продаж. Конкуренция на рынке, существующем с 1860-х годов, вынуждает их использовать любые технологии, позволяющие получить конкурентное преимущество. Одной из таких технологий является IaaS.
Еще с 2011 года один из крупнейших петербургских автомобильных холдингов Терра-авто перевел свою инфраструктуру в облако: критически важные сервисы, сервисное обслуживание клиентов, терминалы, базы данных и сервера.Облачные технологии помогают поддерживать программное обеспечение выпускаемых машин в актуальном состоянии. Например, Ford использует облачные сервисы для решения этой задачи. Облако позволяет обновлять системы навигации, коммуникации и развлечения автомобиля в фоновом режиме, без необходимости вмешательства владельца. Обновление распространяется на выпущенные продукты возрастом вплоть до 10 лет, что повышает ценность таких машин и на вторичном рынке.
Преимущество облачного аутсорсинга — возможность масштабирования сервисов в нужный момент, учитывая сезонность рынка продаж автомобилей. Также IaaS позволяет компании легко реализовывать проекты с постоянно увеличивающимся количеством участников, например, программы поддержки для начинающих автомобилистов или больших семей.
Что дальше
Самоуправляемые машины уже становятся частью нашей жизни. В начале 2016 года General Motors в сотрудничестве с Lyft представили тестовый проект автономных машин в Техасе, а в середине того же года компания nuTonomy запустила подобный эксперимент в Сингапуре. Причем nuTonomy планирует к 2020 году расширить свою деятельность еще на 9 городов в Америке, Азии, и Европе.
По мнению экспертов из McKinsey, самоуправляемые автомобили смогут сохранить до 30 тыс. жизней ежегодно. Такие авто могут использоваться и в частном секторе, и в секторе промышленных перевозок. Облачные технологии позволят оперативно загружать актуальные маршруты и информацию о трафике. Самым важным прорывом будет возможность автомобилей взаимодействовать друг с другом посредством облака. Это приведет к формированию безопасной транспортной экосистемы, которая будет обладать возможность саморегулирования, предсказания дорожной обстановки и пробок.
Еще одним из трендов является развитие систем открытого ПО для автомобилей. Так, General Motors выпустил NGI SDK, позволяющий сторонним разработчикам запускать и тестировать свои приложения для автомобилей. Для подобных инициатив IaaS выступает в роли платформы и среды взаимодействия разработчиков с производителем, способствуя открытому процессу оптимизации и повышения безопасности автоприложений.
Больше материалов в Первом блоге о корпоративном IaaS: