Сектор e-commerce растет во всем мире. Это отражается и на смежных сферах. Например, на доставке товаров. Внедрение ИТ-технологий уже изменило работу курьерских служб и других сервисов доставки. В этой статье поговорим о том, какую роль здесь играет IaaS.
/ фото Vetatur Fumare CC
Праздники и сезонные распродажи — не только возможность заработать для ритейлеров и курьеров, но и испытать на прочность свою инфраструктуру.
Крупные курьерские службы, такие как UPS, вроде бы научились справляться с сезонным наплывом заказов и извлекать из него прибыль. Количество заказов, доставленных в недавние новогодние праздники, выросло на 7%, а вместе с этим и выручка компании. Однако, еще в прошлом году у UPS, обслуживающей крупнейших ритейлеров в США, были проблемы с доставкой. Распродажи годом ранее оказались рекордными, и логистические сети не выдержали такого наплыва. В результате заказы доставлялись с задержками.
Схожая ситуация сложилась в Сингапуре после Дня холостяков в прошлом ноябре. Курьерская служба Roadbull не смогла доставить вовремя посылки из-за рекордного количества заказов — компании нужно было обработать на 70% больше посылок по сравнению с непиковыми периодами.
/ фото Mike McCune CC
Резкий скачок потребительского спроса выявляет не только неготовность физически обслужить заказы, но и технологические проблемы. В 2016 году к традиционному кибер-понедельнику оказались неготовы сразу несколько крупных ритейлеров — QVC, Walmart и Newegg в их числе. Их инфраструктура не выдерживала наплыв обращений клиентов. Такое происходит из года в год. В 2017 году по итогам распродаж из-за технических проблем ритейлеры, а значит и службы доставки, упустили 13% потенциальных заказов. Сайты Macy's и Lowe в разгар распродажи оказались недоступными.
В 2015 году Flipkart — крупный индийский ритейлер — готовился к своей традиционной сезонной распродаже. За год до этого его инфраструктура дала сбой, и тысячи клиентов остались недовольными. Чтобы избежать ошибок, Flipkart установил новое оборудование, но сайт все равно оказался недоступен в день акции. Число посетителей оказалось больше, чем ожидала компания.
Подготовить собственное оборудование как продавцам, так и службам доставки непросто, как и предсказать точный объем трафика в пиковые периоды. Не стоит забывать, что «наплывы» бывают не только сезонными, но и внезапными.
То, что необходимо предпринять в момент пиковой нагрузки, — увеличение мощностей. Расширение физической инфраструктуры сложно произвести за считанные минуты. На это нужны деньги и время. Кроме того, после окончания сезонов распродаж встает вопрос избыточных мощностей — нужно решать, как окупать содержание неиспользуемых серверов до следующих акций.
Облако помогает динамически масштабировать мощности в соответствии с нагрузкой на сервер. Например, в предновогодний период нагрузка на инфраструктуру курьерской службы Dostavista кратно возрастает. IaaS при этом обеспечивает стабильную работу сервиса за счет оперативного наращивания ресурсов. В этом смысле компания использует подход аналогичный своей курьерской модели — в момент повышенного спроса она увеличивает количество работающих курьеров. В Dostavista в облако вынесли почти все БД, а также сервисы для обработки и хранения информации.
Еще один пример использования облака — служба доставки ритейл-оператора 7-Eleven. В 2015 году во время проведения крупной распродажи служба столкнулась со сложностями при доставке посылок из-за устаревшей системы учета товаров и логистических проблем. Магазины 7-Eleven «завалило» заказами, доставка запаздывала, а клиенты негодовали. На тот момент компания не располагала необходимой ИТ-инфраструктурой для обработки заказов.
Решили проблему с помощью комбинации облака и мобильных приложений. Ранее в 7-Eleven использовали таблицы Excel для отслеживания товаров. Теперь каждое отделение использует мобильное приложение, чтобы отмечать прибытие и отправку товаров. Эти данные отправляются в облачную систему в режиме реального времени, что позволяет службе отслеживать количество посылок в каждом магазине и оптимизировать работу на системной уровне.
IaaS позволяет автоматически масштабировать сервисы, чтобы обрабатывать заказы при пиковых нагрузках. Использование такой модели помогает компании ежедневно отправлять 1000 заказов в 370 отделений 7-Eleven, что на 300% больше, чем без использования облака. Благодаря масштабируемости служба доставки уже справилась с главными распродажами 2016 и 2017 года.
Одна из причин задержек и потерь товаров — проблема «последней мили», то есть финального этапа доставки. Чем ближе курьерская служба к получателю физически, тем легче избежать потерь и задержек. Расширять ИТ-инфраструктуру службу доставки в новые регионы не так просто — нужно докупать оборудование, размещать его и обеспечивать поддержку. IaaS решает эту проблему за счет упрощенной миграции.
Здесь можно снова вернуться к рейсу 7-Eleven. В ее распоряжении были склады — физические точки сети магазинов. Облако позволило добавить ИТ-инфраструктуру в каждый из них без дополнительных затрат, а также внедрить в каждой необходимые сервисы — например, централизованный учет запасов.
Еще один способ стать ближе к получателю — постаматы. В России пионером этого рынка выступает компания PickPoint. За несколько лет количество автоматизированных терминалов выросло с нуля до 2800.
На начальном этапе в PickPoint работали с собственным железом, однако его возможностей оказалось недостаточно для потребностей бизнеса: серверы нужно было постоянно обновлять и подстраивать под скачки нагрузок. Тогда в PickPoint решили перенести часть ИТ-инфраструктуры в облако. Сегодня все терминалы соединены с серверами приложений, где проходят основные процессы — от обработки запросов до разрешения выдачи.
На определенном этапе компания столкнулась со сложностью: офис PickPoint находится в Москве, а база и серверы приложений для постаматов — в Санкт-Петербурге. Организация нуждалась в более широком канале от головного офиса до облачного ЦОД. Самым экономичным решением стала миграция инфраструктуры постаматов в Московский ЦОД ИТ-ГРАД.
Для переноса использовали резервные копии и инструмент для организации гибридного облака и автоматизированного переноса виртуальных машин между различными дата-центрами и облаками — vCloudConnector. На перенос одной виртуальной машины в 100 Гб уходило в среднем около часа — мигрировала не только инфраструктура, но и офисные сервисы, поэтому корректно удавалось обслуживать только поочередный перенос серверов.
/ фото PickPoint CC
Есть и другой кейс с международной сетью ресторанов Vapiano. Изначально она полагалась на собственные серверы в штаб-квартире, но по мере расширения обратилась к гибридной облачной модели. Дело в том, что затраты на хранение данных росли, и ограниченность ресурсов препятствовала внедрению новых решений. У компании появились планы по созданию мобильных приложений для заказа и системы оплаты специальными картами в заведении, и мощности IaaS-инфраструктуры стали хорошей основой для внедрений этих идей.
На облачную платформу перенесли наиболее ресурсоемкие рабочие нагрузки Vapiano, в том числе корпоративное хранилище данных, сайты, которые разместились на четырех виртуальных машинах.
За счет миграции вычислительная среда компании стала более гибкой, надежной и масштабируемой. Кроме того, благодаря политике провайдера компании удается соблюдать закон о персональных данных на новых рынках. Йерун Тиммер (Jeroen Timmer), директор отдела международных информационных технологий и управления процессами в Vapiano, говорит, что миграция помогла «снизить объем рутинного администрирования и сосредоточиться на открытии ресторанов и предоставлении отличного опыта гостям», а также «избежать необходимости управлять инфраструктурой».
Еще один пример стремительно расширяющегося бизнеса — сервис доставки блюд из ресторанов Delivery Club. Он растет с 2009 года, и в определенный момент руководство приняло решение диверсифицировать ИТ-инфраструктуру. Как рассказывал ИТ-директор компании Евгений Сальников, это решение побудило сервис обратиться к модели IaaS. Уже в 2015 году вся система Delivery Club располагалась на облачной платформе ИТ-Град.
Это позволяло расширяться в новые регионы, открывать новые заведения, не переживая, выдержит ли приложение рост трафика. В 2016 году Mail.ru Group приобрела Delivery Club, и появилась задача перенести всю инфраструктуру сервиса на корпоративную облачную площадку. Это не стало проблемой — здесь были использованы инструменты для миграции между облаками.
Подведем итоги. Службы доставки товаров активно используют IaaS и другие облачные модели. Это позволяет им распределять ресурсы, экономить на физической инфраструктуре, реагировать на сезонные наплывы заказов, расширяться географически и наращивать внутренние сервисы для улучшения клиентского опыта.
P.S. Несколько материалов по теме из Первого блога о корпоративном IaaS:
/ фото Vetatur Fumare CC
Готовность к повышенному спросу
Праздники и сезонные распродажи — не только возможность заработать для ритейлеров и курьеров, но и испытать на прочность свою инфраструктуру.
Крупные курьерские службы, такие как UPS, вроде бы научились справляться с сезонным наплывом заказов и извлекать из него прибыль. Количество заказов, доставленных в недавние новогодние праздники, выросло на 7%, а вместе с этим и выручка компании. Однако, еще в прошлом году у UPS, обслуживающей крупнейших ритейлеров в США, были проблемы с доставкой. Распродажи годом ранее оказались рекордными, и логистические сети не выдержали такого наплыва. В результате заказы доставлялись с задержками.
Схожая ситуация сложилась в Сингапуре после Дня холостяков в прошлом ноябре. Курьерская служба Roadbull не смогла доставить вовремя посылки из-за рекордного количества заказов — компании нужно было обработать на 70% больше посылок по сравнению с непиковыми периодами.
/ фото Mike McCune CC
Резкий скачок потребительского спроса выявляет не только неготовность физически обслужить заказы, но и технологические проблемы. В 2016 году к традиционному кибер-понедельнику оказались неготовы сразу несколько крупных ритейлеров — QVC, Walmart и Newegg в их числе. Их инфраструктура не выдерживала наплыв обращений клиентов. Такое происходит из года в год. В 2017 году по итогам распродаж из-за технических проблем ритейлеры, а значит и службы доставки, упустили 13% потенциальных заказов. Сайты Macy's и Lowe в разгар распродажи оказались недоступными.
В 2015 году Flipkart — крупный индийский ритейлер — готовился к своей традиционной сезонной распродаже. За год до этого его инфраструктура дала сбой, и тысячи клиентов остались недовольными. Чтобы избежать ошибок, Flipkart установил новое оборудование, но сайт все равно оказался недоступен в день акции. Число посетителей оказалось больше, чем ожидала компания.
Подготовить собственное оборудование как продавцам, так и службам доставки непросто, как и предсказать точный объем трафика в пиковые периоды. Не стоит забывать, что «наплывы» бывают не только сезонными, но и внезапными.
То, что необходимо предпринять в момент пиковой нагрузки, — увеличение мощностей. Расширение физической инфраструктуры сложно произвести за считанные минуты. На это нужны деньги и время. Кроме того, после окончания сезонов распродаж встает вопрос избыточных мощностей — нужно решать, как окупать содержание неиспользуемых серверов до следующих акций.
Облако помогает динамически масштабировать мощности в соответствии с нагрузкой на сервер. Например, в предновогодний период нагрузка на инфраструктуру курьерской службы Dostavista кратно возрастает. IaaS при этом обеспечивает стабильную работу сервиса за счет оперативного наращивания ресурсов. В этом смысле компания использует подход аналогичный своей курьерской модели — в момент повышенного спроса она увеличивает количество работающих курьеров. В Dostavista в облако вынесли почти все БД, а также сервисы для обработки и хранения информации.
Еще один пример использования облака — служба доставки ритейл-оператора 7-Eleven. В 2015 году во время проведения крупной распродажи служба столкнулась со сложностями при доставке посылок из-за устаревшей системы учета товаров и логистических проблем. Магазины 7-Eleven «завалило» заказами, доставка запаздывала, а клиенты негодовали. На тот момент компания не располагала необходимой ИТ-инфраструктурой для обработки заказов.
Решили проблему с помощью комбинации облака и мобильных приложений. Ранее в 7-Eleven использовали таблицы Excel для отслеживания товаров. Теперь каждое отделение использует мобильное приложение, чтобы отмечать прибытие и отправку товаров. Эти данные отправляются в облачную систему в режиме реального времени, что позволяет службе отслеживать количество посылок в каждом магазине и оптимизировать работу на системной уровне.
IaaS позволяет автоматически масштабировать сервисы, чтобы обрабатывать заказы при пиковых нагрузках. Использование такой модели помогает компании ежедневно отправлять 1000 заказов в 370 отделений 7-Eleven, что на 300% больше, чем без использования облака. Благодаря масштабируемости служба доставки уже справилась с главными распродажами 2016 и 2017 года.
Виртуальное расширение бизнеса
Одна из причин задержек и потерь товаров — проблема «последней мили», то есть финального этапа доставки. Чем ближе курьерская служба к получателю физически, тем легче избежать потерь и задержек. Расширять ИТ-инфраструктуру службу доставки в новые регионы не так просто — нужно докупать оборудование, размещать его и обеспечивать поддержку. IaaS решает эту проблему за счет упрощенной миграции.
Здесь можно снова вернуться к рейсу 7-Eleven. В ее распоряжении были склады — физические точки сети магазинов. Облако позволило добавить ИТ-инфраструктуру в каждый из них без дополнительных затрат, а также внедрить в каждой необходимые сервисы — например, централизованный учет запасов.
Еще один способ стать ближе к получателю — постаматы. В России пионером этого рынка выступает компания PickPoint. За несколько лет количество автоматизированных терминалов выросло с нуля до 2800.
На начальном этапе в PickPoint работали с собственным железом, однако его возможностей оказалось недостаточно для потребностей бизнеса: серверы нужно было постоянно обновлять и подстраивать под скачки нагрузок. Тогда в PickPoint решили перенести часть ИТ-инфраструктуры в облако. Сегодня все терминалы соединены с серверами приложений, где проходят основные процессы — от обработки запросов до разрешения выдачи.
На определенном этапе компания столкнулась со сложностью: офис PickPoint находится в Москве, а база и серверы приложений для постаматов — в Санкт-Петербурге. Организация нуждалась в более широком канале от головного офиса до облачного ЦОД. Самым экономичным решением стала миграция инфраструктуры постаматов в Московский ЦОД ИТ-ГРАД.
Для переноса использовали резервные копии и инструмент для организации гибридного облака и автоматизированного переноса виртуальных машин между различными дата-центрами и облаками — vCloudConnector. На перенос одной виртуальной машины в 100 Гб уходило в среднем около часа — мигрировала не только инфраструктура, но и офисные сервисы, поэтому корректно удавалось обслуживать только поочередный перенос серверов.
/ фото PickPoint CC
Есть и другой кейс с международной сетью ресторанов Vapiano. Изначально она полагалась на собственные серверы в штаб-квартире, но по мере расширения обратилась к гибридной облачной модели. Дело в том, что затраты на хранение данных росли, и ограниченность ресурсов препятствовала внедрению новых решений. У компании появились планы по созданию мобильных приложений для заказа и системы оплаты специальными картами в заведении, и мощности IaaS-инфраструктуры стали хорошей основой для внедрений этих идей.
На облачную платформу перенесли наиболее ресурсоемкие рабочие нагрузки Vapiano, в том числе корпоративное хранилище данных, сайты, которые разместились на четырех виртуальных машинах.
За счет миграции вычислительная среда компании стала более гибкой, надежной и масштабируемой. Кроме того, благодаря политике провайдера компании удается соблюдать закон о персональных данных на новых рынках. Йерун Тиммер (Jeroen Timmer), директор отдела международных информационных технологий и управления процессами в Vapiano, говорит, что миграция помогла «снизить объем рутинного администрирования и сосредоточиться на открытии ресторанов и предоставлении отличного опыта гостям», а также «избежать необходимости управлять инфраструктурой».
Еще один пример стремительно расширяющегося бизнеса — сервис доставки блюд из ресторанов Delivery Club. Он растет с 2009 года, и в определенный момент руководство приняло решение диверсифицировать ИТ-инфраструктуру. Как рассказывал ИТ-директор компании Евгений Сальников, это решение побудило сервис обратиться к модели IaaS. Уже в 2015 году вся система Delivery Club располагалась на облачной платформе ИТ-Град.
Это позволяло расширяться в новые регионы, открывать новые заведения, не переживая, выдержит ли приложение рост трафика. В 2016 году Mail.ru Group приобрела Delivery Club, и появилась задача перенести всю инфраструктуру сервиса на корпоративную облачную площадку. Это не стало проблемой — здесь были использованы инструменты для миграции между облаками.
Подведем итоги. Службы доставки товаров активно используют IaaS и другие облачные модели. Это позволяет им распределять ресурсы, экономить на физической инфраструктуре, реагировать на сезонные наплывы заказов, расширяться географически и наращивать внутренние сервисы для улучшения клиентского опыта.
P.S. Несколько материалов по теме из Первого блога о корпоративном IaaS:
- Как IaaS-облака помогают в проектах по сервисной разработке
- 9 полезных советов для плавного перехода в облако
- Первые шаги после аренды облачной инфраструктуры
- IaaS в финансовых организациях: правовые вопросы
- Лучшие практики миграции и развертывания инфраструктуры в облаке IaaS
- Почему хороший IaaS-провайдер не должен иметь собственный ЦОД
- BIM уходит в облака: ключевые решения для информационного моделирования