Выступал на конференции «ITAM & SAMday 2018» (IT Asset Management и Software Asset Management). Основной вектор дискуссии – обмен опытом в построении моделей управления ИТ-активами в компаниях самых разных отраслей.
Поделюсь тезисами доклада и затрону вопросы:
- с чего начать внедрение процессов управления ИТ-активами;
 - из каких шагов оно состоит.
 
Не раз в проектах приходилось сталкиваться с идеалистическим подходом, когда стремятся работать по принципу «внедряем всё и сразу». Практика показывает, что с многофункциональными ИТ-системами это сложновыполнимая задача.
Всегда предлагаю есть «слона» по частям, поэтапно.

Что говорит статистика
Интерес к ITAM стабильно растет. Это подтверждает мировая статистика. Например, в результатах исследования «Управление ИТ-услугами следующего поколения» от аналитической компании «Enterprise Management Associates» отмечен стабильный рост внимания к вопросам автоматизации процессов управления ИТ-активами со стороны бизнеса.

Посмотрим, как большой «слон» – ITAM – чувствует себя в российской практике.
Какие компоненты входят в ITAM-практику
Сначала разберу, на что похож «слон», – так условно называю совокупность компонентов, из которых состоит ITAM-практика.
Вспоминается древняя индийская притча о слоне и шести слепцах.
Первый слепой протянул руку и коснулся бока слона: «Какой гладкий! Слон похож на стену». Второй слепой протянул руку и коснулся хобота слона: «Какой круглый! Слон похож на змею». Третий слепой протянул руку и коснулся бивня слона: «Какой острый! Слон похож на копье». Четвертый слепой протянул руку и коснулся ноги слона: «Какой высокий! Слон похож на дерево». Пятый слепой протянул руку и коснулся уха слона: «Какой широкий! Слон похож на опахало». Шестой слепой протянул руку и коснулся хвоста слона: «Какой тонкий! Слон похож на веревку».
Чтобы не быть похожими на слепцов, посмотрим общим взглядом на ITAM-«слона» и «разложим» его на ключевые компоненты.
|   С.  | 
Соглашения, которые определяют: 
  | 
|   Л.  | 
  Лицензии. Учет и управление лицензиями.  | 
|   О.  | 
  Оборудование. Учет рабочих мест, периферии, серверов.  | 
|   Н.  | 
  Нематериальные активы. Учет виртуальной инфраструктуры, софт, знания.  | 
От чего зависит выбор модели управления ИТ-активами
Практика управления ИТ-активами многоаспектна, и не всем компаниям требуется внедрять абсолютно все подходы и области управления.
Важнее определить, для чего в компании реализуется управление ИТ-активами, каких целей хочется достичь? Это напрямую влияет на «внешний вид» С.Л.О.Н.а, а значит и на выбор последовательности шагов, и итоговую картину модели управления ИТ-активами.

Опираясь на свою практику внедрения ITAM-решений, предложу следующий набор целей, которые можно задать на старте:
- Минимизировать внеплановые закупки ИТ-активов при оптимальном размере складского запаса.
 - Снизить процент секвенции бюджета при ежегодном планировании ИТ-бюджета, как следствие – улучшить обоснование затрат на ИТ.
 - Сократить время на получение актуальной информации по ИТ-активам.
 - Оптимизировать затраты на лицензирование.
 
Достижению этих целей поможет автоматизация функциональных «частей» ITAM. Их специфику рассмотрю далее.
Из каких частей состоит управление ИТ-активами
Поделю С.Л.О.Н.а на крупные части:
- идентификация и отслеживание изменений по ИТ-активам;
 - планирование закупок и списания ИТ-активов;
 - построение ресурсно-сервисной и ресурсно-финансовой моделей учета ИТ-активов;
 - управление лицензиями и поставщиками.
 
Проанализирую первые две части через призму цели > шаги > результаты.
Идентификация и отслеживание изменений по ИТ-активам

Первым базовым этапом при внедрении ITAM должна стать агрегация информации об ИТ-активах компании.
Ставим цели:
- Сформировать централизованный источник актуальной информации об оборудовании, ПО и т.д.
 - Получить актуальную информацию об ИТ-активах, включая:
- количество;
 - виды;
 - учетные параметры;
 - местоположение.
 
 - Установить связь ИТ-активов с Основными средствами как «мостик» для дальнейшего развития.
 
Для реализации целей двигаемся по шагам с учетом ITSM-процессов:
- Выбираем средство автоматизации.
 - Разрабатываем классификатор ИТ-активов.
 - Составляем сценарии обновления базы ИТ-активов.
 - Проводим инвентаризацию и наполняем базу ИТ-активов.
 - Устанавливаем связь активов и Основных средств (нематериальные активы, малоценка).
 

Важно отметить, что управление ИТ-активами рассматривается мною в постоянной связке с Каталогом услуг (в рамках которых осуществляется поддержка ИТ-активов внутри ИТ) и процессами эксплуатации услуг (управление инцидентами, запросами на обслуживание и изменениями).
В результате работа со сформированным единым источником актуальной информации об ИТ-активах позволит:
- Повысить утилизацию оборудования.
 - Уменьшить количество закупаемого оборудования.
 - Упростить процесс инвентаризации.
 - Сократить время на поиск нужной информации.
 
Планирование закупок и списания ИТ-активов

Допустим, что мы «накопили» и сформировали базу ИТ-активов и наладили процесс актуализации информации в ней. Далее наступает этап управления жизненным циклом ИТ-активов и контроля всех процессов, связанных с их планированием, поступлением и выбытием.
Ставим цели:
- Оптимизировать процесс закупки ИТ-активов.
 - Повысить контролируемость процесса списания ИТ-активов.
 
И идем по шагам:
- Проводим стандартизацию ИТ-активов.
 - Разрабатываем сценарии планирования закупок.
 - Интегрируемся с системами закупок.
 - Прописываем сценарии списания ИТ-активов.
 

Эффектом от выполнения указанных шагов станет:
- Консолидация закупок и получение выгодных цен со стороны подрядчиков.
 - Оптимизация складского запаса.
 - Консолидация по договорам поддержки.
 - Упрощение механизмов контроля за многообразием видов техники.
 - Упрощение операций с ИТ-активами.
 
Каковы промежуточные итоги
Многокомпонентный характер ITAM-систем предопределяет поэтапный характер внедрения. Прежде чем внедрять, необходимо учесть следующее:
- Крайне важно уже в начале пути представлять, чего хочешь добиться и на каком этапе. Без этого придется постоянно решать какие-то текущие задачи без понимания дальнейшего глобального развития процесса.
 - Ваши цели и их критичность должны четко ложиться на последовательность того, что вы делаете.
 - Связка с процессами эксплуатации крайне важна и для процессов управления ИТ-услугами, и для процессов управления ИТ-активами.
 
При этом при внедрении ITAM всегда есть точки роста. Например, о том, как построить ресурсно-сервисную и ресурсно-финансовую модели учета ИТ-активов, как организовать процесс управления лицензиями и поставщиками, как развивать ИТ-систему, поделюсь своим мнением в следующей публикации.
Что почитать по теме:
Управление ИТ-активами: как мифы влияют на проекты
Внедрение ITAM-решений: как избавиться от мифов
          
 
Praporshik_Zadov
Мне наоборот кажется, что эта тема по-тихоньку загибается. Начиная примерно с 2012 года принимал участие в нескольких проектах по управлению активами различного рода (лицензии, железо и т.д.). Проекты шли один за одним, заказчики чуть ли не в очередь становились. Но с середины 2015 года количество проектов уменьшалось, а теперь и вообще стало тихо.
Seva4ka Автор
А у нас сейчас диаметрально противоположенное ощущение. Несколько лет назад были разовые проекты. Сейчас видим большой интерес к теме управления ИТ-активами, как в больших компаниях, так и в секторе SMB.