Получилось так, что второй год подряд я вхожу в число советников SXSW Pitch event. Сегодня я расскажу, с чего начиналась история одного из крупнейших «гиковских» эвентов в 70-е и 80-е.
Фотография: Brian Dooley | Flickr | CC BY ND
SXSW (South by Southwest) проходит каждую весну в Остине, штат Техас. Ежегодно его посещают сотни тысяч человек, миллионы — следят за репортажами в соцсетях и СМИ. Это — мероприятие, которому удалось объединить в себе интерактивное искусство, медиа, IT и музыку.
Чтобы понять, как появился такой неочевидный фестиваль, надо понимать контекст.
В 1960-х, какие и многие студенческие города, Остин был либеральным и прогрессивным. В 70-е в здесь открыли свои производства крупные IT-компании: IBM, Texas Instruments и AMD. Они активно нанимали выпускников UTA (Техасский университет в Остине). С другой стороны, жизнь студентов не ограничивалась исключительно учебой и работой в сфере IT.
В 73-м году в штате Техас снизили возраст, начиная с которого разрешается употреблять алкоголь, до 18 лет. Это не могло не повлиять на развитие барной культуры и музыкальной сцены Остина. Повсюду открывались новые заведения, музыку играли везде.
В 1976 молодой телепродюсер Билл Архос (Bill Arhos) решил, что эту культуру музыкального креатива, открытости и свободы нужно транслировать на всю страну. Так появилась самая длинная в истории американского телевидения музыкальная передача Austin City Limits.
Два пилотных выпуска сняли всего за 13 тысяч долларов — и даже после десятилетий в эфире — шоу всё ещё снимали с помощью старой камеры 1937 года, которой управляло четыре человека. Эта передача была важным элементом идентичности Остина.
В 1980 году в Техасе начался банковский кризис. В том же году закрылся Armadillo World Headquarters, а бюджет Austin City Limits сократили. У власти был Рональд Рейган. Возраст употребления алкоголя подняли до 21 года из-за роста количества аварий по вине пьяных водителей. Росла безработица. Тогда на будущее Остина повлияли два события, связанные с музыкой и предпринимательством. Во-первых, открылся Остинский технологический инкубатор.
Во-вторых, появилась идея фестиваля SXSW. Она родилась не в вакууме.
Фотография: Silicon Prairie News | Flickr | CC BY ND
Тогда к Рональду Свенсону, редактору местной альтернативной газеты The Austin Chronicle, обратилась команда New Music Seminar — нью-йоркского музыкального фестиваля.
Так начала складываться музыкальная вертикаль South by Southwest — фестиваль рос из года в год. Он открывал новых исполнителей и был местом, где они заключали крупные сделки. Именно на SXSW начались карьеры Джона Мэйера и Кэти Перри, а Джеймс Блант встретил продюсера своего дебютного альбома после выступления в полупустом зале в 2004 году.
Музыка — первое, но не главное направление фестиваля. Уже на первом фестивале 1987 года проходили панельные дискуссии и мастер-классы, а в редакции The Austin Chronicle велись разговоры о будущем интерактивных развлечений и медиа.
Эта повестка стала одной из центральных на SXSW.
Конференция SXSW Film & Multimedia, которая тремя годами позже станет отдельным вектором фестиваля SXSW Interactive, состоялась в 1994 году. Это был важный сдвиг в позиционировании фестиваля — он стал не просто музыкальным, но и медийным. Кстати, на фестивале 94-го года состоялась презентация CD-ROM. Поэтому и без технологий здесь не обошлось.
Фотография: Ed Schipul | Flickr | CC BY ND
Другим примечательным экспонатом тогда был театр World Wide Web — комната с несколькими подключенными к интернету компьютерами. Чтобы попасть в неё, люди стояли в очередях часами.
Интернету было посвящено и выступление композитора и музыкального продюсера Тодда Рундгрена (Todd Rundgren) в 1995 году. Тогда он предсказал распространение онлайн-медиа.
Первая SXSW Interactive была очень маленькой: всего несколько комнат в отеле Hyatt, десяток панельных дискуссий и выступлений плюс пара сотен участников.
Сейчас — это более 30 тысяч посетителей и участников.
Постепенно фестиваль разрастался. Стартапы становились крупнее, а участники представляли уже не только технологии, но и продукты. Это были Blogger, Friendster и Twitter.
В итоге 2007 году появился SXSW Accelerator. Через него прошли сотни стартапов и молодых команд со всего мира. Лучшие из лучших представляли свои проекты инвесторам и журналистам технологических изданий в формате SXSW Pitch. Если поднять статистику, за 11 лет SXSW Accelerator помог 403 молодым командам привлечь почти 5 миллиардов долларов.
16% из этих стартапов были выкуплены Google, Huffington Post, Apple и Live Nation.
Здесь можно подать свою заявку на участие (к сожалению, участие платное)
Сегодня — он есть в каждом iPhone.
Ещё одна история успеха на SXSW — кредитная онлайн-платформа Kabbage. Она закрыла многомиллионный раунд при поддержке японской SoftBank.
Сегодня SXSW — ежегодный фестиваль, куда приезжают айтишники, предприниматели, музыканты, режиссеры, ученые и художники из разных стран. Здесь проводят музыкальные вечеринки, запускают стартапы, представляют новые технологии и строят арт-объекты.
При таких масштабах сохранить вектор — непростая задача. Однако фестиваль остается хорошим местом для встреч и общения. Люди, которые вряд ли встретились бы в других условиях, знакомятся на тематических лекциях, ходят вместе на кинопремьеры и обсуждают проблемы.
Фестиваль постоянно растет — как в масштабе, так и в статусе. Например, в 2016 году там выступил Барак Обама, а в 2017-м — астронавт Базз Олдрин и миллиардер Марк Кьюбан. В 2018 году перед зрителями конференции появился Илон Маск и сделал несколько громких заявлений — например, назвал своим источником вдохновения творчество Канье Уэста.
Коммерциализация, безусловно, меняет фестиваль, но дух Остина 70-х и его хаотичная природа всё ещё здесь. Это — в первую очередь — люди, которые не готовы отступаться от своих убеждений. И на десять дней в году они собираются вместе на «South by», чтобы заявить о себе.
Что еще я делаю на Хабре и за его пределами:
Фотография: Brian Dooley | Flickr | CC BY ND
SXSW (South by Southwest) проходит каждую весну в Остине, штат Техас. Ежегодно его посещают сотни тысяч человек, миллионы — следят за репортажами в соцсетях и СМИ. Это — мероприятие, которому удалось объединить в себе интерактивное искусство, медиа, IT и музыку.
Чтобы понять, как появился такой неочевидный фестиваль, надо понимать контекст.
Остин в 70-е
В 1960-х, какие и многие студенческие города, Остин был либеральным и прогрессивным. В 70-е в здесь открыли свои производства крупные IT-компании: IBM, Texas Instruments и AMD. Они активно нанимали выпускников UTA (Техасский университет в Остине). С другой стороны, жизнь студентов не ограничивалась исключительно учебой и работой в сфере IT.
В 73-м году в штате Техас снизили возраст, начиная с которого разрешается употреблять алкоголь, до 18 лет. Это не могло не повлиять на развитие барной культуры и музыкальной сцены Остина. Повсюду открывались новые заведения, музыку играли везде.
Например, в клубе Armadillo World Headquarters (AWHQ) встречались представители разных культур и играли самую разную музыку: от классических жанров до зарождавшегося «реднек-рока» и «прогрессивного кантри». Музыканты экспериментировали с инструментами, вокалом и текстами песен. Их вдохновляло движение хиппи и антагонизм к коммерциализации.
В 1976 молодой телепродюсер Билл Архос (Bill Arhos) решил, что эту культуру музыкального креатива, открытости и свободы нужно транслировать на всю страну. Так появилась самая длинная в истории американского телевидения музыкальная передача Austin City Limits.
Два пилотных выпуска сняли всего за 13 тысяч долларов — и даже после десятилетий в эфире — шоу всё ещё снимали с помощью старой камеры 1937 года, которой управляло четыре человека. Эта передача была важным элементом идентичности Остина.
80-е и старт SXSW
В 1980 году в Техасе начался банковский кризис. В том же году закрылся Armadillo World Headquarters, а бюджет Austin City Limits сократили. У власти был Рональд Рейган. Возраст употребления алкоголя подняли до 21 года из-за роста количества аварий по вине пьяных водителей. Росла безработица. Тогда на будущее Остина повлияли два события, связанные с музыкой и предпринимательством. Во-первых, открылся Остинский технологический инкубатор.
Во-вторых, появилась идея фестиваля SXSW. Она родилась не в вакууме.
Фотография: Silicon Prairie News | Flickr | CC BY ND
Тогда к Рональду Свенсону, редактору местной альтернативной газеты The Austin Chronicle, обратилась команда New Music Seminar — нью-йоркского музыкального фестиваля.
Они планировали провести в Остине небольшой фестиваль в том же формате и под своим брендом — New Music Seminar Southwest. Получилось так, что этот проект не был реализован, а вот идея осталась. Свенсон с другими редакторами организовали местный музыкальной фестиваль в 1987 году — на нём выступило 177 артистов. Это было однозначным успехом.
Так начала складываться музыкальная вертикаль South by Southwest — фестиваль рос из года в год. Он открывал новых исполнителей и был местом, где они заключали крупные сделки. Именно на SXSW начались карьеры Джона Мэйера и Кэти Перри, а Джеймс Блант встретил продюсера своего дебютного альбома после выступления в полупустом зале в 2004 году.
SXSW Interactive в 90-е
Музыка — первое, но не главное направление фестиваля. Уже на первом фестивале 1987 года проходили панельные дискуссии и мастер-классы, а в редакции The Austin Chronicle велись разговоры о будущем интерактивных развлечений и медиа.
Эта повестка стала одной из центральных на SXSW.
Конференция SXSW Film & Multimedia, которая тремя годами позже станет отдельным вектором фестиваля SXSW Interactive, состоялась в 1994 году. Это был важный сдвиг в позиционировании фестиваля — он стал не просто музыкальным, но и медийным. Кстати, на фестивале 94-го года состоялась презентация CD-ROM. Поэтому и без технологий здесь не обошлось.
Фотография: Ed Schipul | Flickr | CC BY ND
Другим примечательным экспонатом тогда был театр World Wide Web — комната с несколькими подключенными к интернету компьютерами. Чтобы попасть в неё, люди стояли в очередях часами.
Интернету было посвящено и выступление композитора и музыкального продюсера Тодда Рундгрена (Todd Rundgren) в 1995 году. Тогда он предсказал распространение онлайн-медиа.
Первая SXSW Interactive была очень маленькой: всего несколько комнат в отеле Hyatt, десяток панельных дискуссий и выступлений плюс пара сотен участников.
Сейчас — это более 30 тысяч посетителей и участников.
00-е и SXSW Pitch event
Фестиваль SXSW помог с популяризацией ряда новшеств: потоковое видео (1999), блоги (2000), носимые устройства (2001) и Wi-Fi (2003). Тогда он был чем-то вроде выставки идеалов: участники хотели менять мир, а не поднимать инвестиции и перепродавать бизнес.
Постепенно фестиваль разрастался. Стартапы становились крупнее, а участники представляли уже не только технологии, но и продукты. Это были Blogger, Friendster и Twitter.
В итоге 2007 году появился SXSW Accelerator. Через него прошли сотни стартапов и молодых команд со всего мира. Лучшие из лучших представляли свои проекты инвесторам и журналистам технологических изданий в формате SXSW Pitch. Если поднять статистику, за 11 лет SXSW Accelerator помог 403 молодым командам привлечь почти 5 миллиардов долларов.
16% из этих стартапов были выкуплены Google, Huffington Post, Apple и Live Nation.
Здесь можно подать свою заявку на участие (к сожалению, участие платное)
Многие продукты, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, пришли к нам именно благодаря этому акселератору. Например, в феврале 2010 года бывшие сотрудники Стэнфордского исследовательского института выпустили бесплатное приложение для iOS, над которым они работали два года. Сервис требовал большой мощности процессора и слишком медленно работал на многих моделях iPhone. Разработчики представили приложение на SXSW, и спустя месяц их компанию приобрела Apple. Этим продуктом был цифровой ассистент Siri.
Сегодня — он есть в каждом iPhone.
Ещё одна история успеха на SXSW — кредитная онлайн-платформа Kabbage. Она закрыла многомиллионный раунд при поддержке японской SoftBank.
Что сейчас
Сегодня SXSW — ежегодный фестиваль, куда приезжают айтишники, предприниматели, музыканты, режиссеры, ученые и художники из разных стран. Здесь проводят музыкальные вечеринки, запускают стартапы, представляют новые технологии и строят арт-объекты.
При таких масштабах сохранить вектор — непростая задача. Однако фестиваль остается хорошим местом для встреч и общения. Люди, которые вряд ли встретились бы в других условиях, знакомятся на тематических лекциях, ходят вместе на кинопремьеры и обсуждают проблемы.
Фестиваль постоянно растет — как в масштабе, так и в статусе. Например, в 2016 году там выступил Барак Обама, а в 2017-м — астронавт Базз Олдрин и миллиардер Марк Кьюбан. В 2018 году перед зрителями конференции появился Илон Маск и сделал несколько громких заявлений — например, назвал своим источником вдохновения творчество Канье Уэста.
Коммерциализация, безусловно, меняет фестиваль, но дух Остина 70-х и его хаотичная природа всё ещё здесь. Это — в первую очередь — люди, которые не готовы отступаться от своих убеждений. И на десять дней в году они собираются вместе на «South by», чтобы заявить о себе.
Что еще я делаю на Хабре и за его пределами:
- Записываю подкасты — например, про медиапредпринимателей [iTunes] [Веб] [Хабр]
- Или еще — подкаст про тех, кто создает всевозможный контент [iTunes] [Веб] [Хабр]
- Экспериментирую с видеобэклогом [Часть 1 в FB] [Часть 2 в IGTV]
- Рассказываю истории [например, про Techstars Startup Digest]
- Снимаю фотоэкскурсии по коворкингам [SOK] [#tceh] [Ключ]