Мы посетили магазин будущего без кассиров и продавцов в Сан-Франциско на первой неделе его открытия, где детально проверили алгоритмы машинного обучения и компьютерного зрения, ассортимент товаров и их цены.
Итак, чтобы начать совершать покупки, на входе в магазин необходимо просканировать личный QR-код в заранее скаченном приложении Amazon Go на своем смартфоне. В магазин нужно заходить через турникеты, как в метро или автобус, по одному аккаунту несколько человек, но для этого нужно каждый раз сканировать QR код, пропустив гостей вперед. В этом случае, когда продукты берет ваш спутник/ца, покупка будет записываться на счет владельца аккаунта.
При посещении нужно помнить два основных правила:
- Нельзя брать передавать продукт от одного покупателя другому;
- При возврате взятого с полки продукта, его необходимо положить на то же место.
После входа в магазин комплексная система Амазона с сотнями датчиками на полках и камер компьютерного видения на потолке начинает детально отслеживать поведение человека в магазине. Автоматизированная система Amazon Go при помощи машинного обучения аккумулирует массив полученных данных для идентифиции любого твара в магазине с покупателем без штрих-кодов и чипов на товарах.
Очевидные плюсы этой технологии — это избавление от очередей в супермаркетах и уменьшения сотрудников в магазине. Видимо, так как система только обкатывается и люди знакомятся как она работает, количество продавцов-консультантов на метр торговых площадей магазина будущего Amazon Go сейчас зашкаливает. Кроме того, есть повара, работающие в кулинарии и сотрудники, осуществляющие контроль за продажами алкоголя и проверки документов покупателей.
Необходимо отметить, что данная система позволяет набрать огромный массив данных для анализа поведения покупателей, что позволяет Амазону выйти на новый уровень рынка больших данных. Полученную статистику можно использовать для улучшения расположения продуктов, цен, ассортимента и даже ингридиентов.
В ходе нашего визита и неформального теста автоматизированной системы, она выдала ошибку — нам пришел счет за товар, который мы смотрели в магазине, но не покупали. Нужно отдать должное, что возврат средств занял менее 1-й минуты и не потребовал каких-либо разбирательств со службой поддержи или «кассиров» магазина.
Чтобы увидеть подробный обзор магазина, ассортимента и возврата ошибочно оплаченного товара, посмотрите видео ниже.
Как вы думаете, будет ли успех у подобных автоматизированных магазинов без кассиров в России?
Комментарии (44)
KutsykM
12.11.2018 23:58Успех таких магазинов наверно предопределен, зашел после работа взял что нужно и ушел. Легко и просто. Интересно другое, возможно ли мошенничество в таком магазине?
StartupNTravel Автор
13.11.2018 00:11Нам это тоже очень интересно!
Предполагается, что в магазине Amazon Go люди не будут так просто воровать, как в обычных магазинах, так как здесь осуществляется авторизация личности на входе, и незаметно взять товар с полки на порядок сложнее.
Хотя, уже есть случаи, когда искусственный интеллект опять ошибся — не посчитал взятый товар из магазина. Amazon Go пока не внедрил для клиентов функцию для уведомления о подобных ситуациях, поэтому такие товары «воруются» официально бесплатно.GeneAYak
13.11.2018 10:23Ну вы для начала себя поставьте на место всех этих камер и нейронных сетей, за всем ли вы уследите? А через год? Думаю, что через год вы будете отсматривать все намного лучше. Тоже самое и с амазоном, они начали, постепенно научатся, натренируют алгоритмы. И главное о чем стоит помнить, это Амазон, они вращают такими деньгами, что хоть все товары бесплатно отдавай с этих шести магазинов, для них это даже не капля в океане, для них главное опыт, который они обретают. А конкуренты нет.
professor9
13.11.2018 06:09-2да apple сделали хороший продукт, но надо подождать пока он пойдёт в ширпотреб. и в россии тоже всё будет работать. тут вопрос практически в грамотной софтине которая будет понимать «взял или не взял»
leR12
13.11.2018 07:46-2вот прямо и вижу как у нас… зайдёт тысяча покупателей заберёт всё и уйдёт… половину смогут просто украсть… магазин обанкротится в первый же месяц работы, а лишённые места работы продавцы… наверно найдут способ ликвидировать столь успешный проект )))
MiXei4
13.11.2018 07:52Что мешает тысяче покупателей зайти в пятерочку забрать всё и уйти? Зачем им идти в магазин с сотней камер?
leR12
13.11.2018 23:37мешает сотня продавцов и 20 охранников… куда девать то будете всех этих людей. а ещё и беспилотные авто… а как и кто тогда зарабатывать то будет… так что пипец такому магазу настанет быстро
Sedge
13.11.2018 09:44+2При наличии персонифицированной системы доступа с привязкой к кредитной карте, массовое воровство нереально в принципе. Единичные случаи естественно будут, ну так они есть и в любом обычном магазине. Не открою наверное Америки, если скажу, что они не делают погоды в тех суммах, которыми измеряются обороты крупных торговых сетей :)
Кстати, с единичным воровством все тоже не так просто, если кто-то ушлый решит заниматься этим постоянно. Система тупо может собрать статистику появления определенного ид пользователя в непосредственной близости от исчезнувшего товара и, в лучшем случае, просто закрыть фигуранту доступ в магазины. А если еще клиентская база будет общей… ;) Хитрецу придется потом на помойках около ночных ларьков побираться. Дивный новый мир.
JabbaTheHutt
13.11.2018 07:58+1Вот интересно, если взять со стойки Amazon Go бутылку вискаря, выпить половину прямо в магазине и поставить обратно на то же самое место — покупка зачтется?
MiXei4
13.11.2018 09:12Вискарь только по документам и через кассира, поэтому подозреваю, что там нет алкоголя. Откусить от бутерброда наверное можно, но опять же зачем идти в amazon go, почему бы не сделать это в whole foods.
braineater
13.11.2018 12:54Кроме того, есть повара, работающие в кулинарии и сотрудники, осуществляющие контроль за продажами алкоголя и проверки документов покупателей.
Тот же вопрос можно задать про молоко. Хотя в принципе большой разницы с обычными магазинами самообслуживания тут нет, ничто не мешает относительно (все таки камеры везде) незаметно отпить из бутылки или съесть, допустим, конфету.MiXei4
13.11.2018 20:57Упустил момент про алкоголь. Пишут, что на входе в отдел стоит человек и проверяет документы. В таком случае совсем нет смысла идти пить в Amazon Go…
solariserj
13.11.2018 09:13Компьютер никогда не ошибается (HAL9000)
Тут упоминали что люди будут воровать, тут все зависит от людей. Хотят чтоб был удобный магазин самообслуживания — не воруйте,
SkylineIT
13.11.2018 09:47Просто отличное поле для мошенников. Сейчас из актуальных каршеринг дурят с зарегистрированными аккаунтами на левых людей, а тут что? Да всё тоже самое на первый взгляд, единственное — это камеры, но когда это останавливало людей? В общем, до России это не скоро доберется :)
Konachan700
13.11.2018 10:07Мелкое единичное воровство погоды не сделает, в цену товара этот риск заложен. Серийное воровство при наличии такой жирной аналитики будет раскрыватся на ура: сопоставить за некий период ТТ в которых был определенный человек и ТТ с кражами — по получившемуся списку охрана руками по камерам посмотрит, реально ли этот человек воровал или просто совпадение. После двух-трех эпизодов воришку просто перестанут пускать в магазины или сольют полиции.
А если вход по паспорту/карте/телефону прикрутить, то и единичного воровства почти не будет, дураков мало так подставляться.clawham
13.11.2018 12:35мало? тут у людей квартиры вскрывают когда вся семья дома а вы про подставляться… отчаянные времена требуют отчаянных мер… ну и просто тупых — просто за глаза на любых улицах любого города.
adictive_max
13.11.2018 11:17Господа, а о каком, собственно, «воровстве» вы тут говорите. Это магазин формата «взял и ушёл», тут в глобальном смысле поведение «вора» ничем не отличается от добросовестного клиента. И не надо никакой полиции, будет просто «доначисление по итогам инвентаризации». А вот уже если отказывается платить, тогда и разбираться.
paranoya_prod
13.11.2018 12:26Отвечаю на вопрос автора: Нет, не будет подобного успеха у таких автоматизированных магазинов в России.
Во-первых: Госчиновники, которые пекутся о нас, не разрешат увольнять людей.
Во-вторых: ПД — при входе в такой магазин покупателю придётся подписать кучу бумажек.
В-третьих: Импортозамещение не разрешит пользоваться чужим, а своего нет.
В-четвёртых: ЕГАИСы и прочие ИСы ну просто не приспособлены под такой процесс работы магазина. И эти ИСы никто менять не будет.
В-пятых: Возврат денег за не купленный товар, как в примере, будет невозможен по причине особенностей национальной банковской систему.
В-шестых: Возврат денег за не купленный товар будет затруднён потому, что нужно пробивать чек возврата, составлять бумажку и прочие радости пережитка товарно-бухгалтерского документооборота СССР.
В-седьмых: Онлайн кассы, Карл! У них до сих пор протокол обмена не учитывает кучу нюансов ведения реального бизнеса.
В-восьмых: Кругом одни воры! Это, к сожалению, образ мышления людей, особенно если он из покупателя (хочу автоматизированный магазин потому, что мне удобно покупать) переходит в статус работника или владельца (Кругом воры! Вынесут всё!)
Последний пункт, в принципе, не так страшен и мнение людей меняется достаточно быстро, но все остальные пункты — нет.roscomtheend
14.11.2018 10:461. Покупатели и продавцы — не люди, их разрешат.
2. Какие ПД? Оплата картой, карты лояльности, вы каждый раз на кассе подписываете согласие на обработку?
3. Так и вижу как заместили те же банкоматы.
4. Алкоголь и там так не продают (да и не всем он нужен), всякие шубы так точно не будут покупать, да и сделать проводку по скану кода не проблема (и требовать таковую, если кто-то взял бутылку с полки).
5. А как это делают сейчас? За купленный, но не вижу принципиальной разницы — возврат есть и банковская система не мешает.paranoya_prod
14.11.2018 12:13Телефон + QR-код + лицо человека = ПД. Так же магазин собирает о Вас кучу информации о том, что купили, когда купили, перед каким стендом задержались. Нашим законотворцам фантазии не занимать.
Согласие на обработку ПД по карте лояльности подписывается только один раз при её оформлении. В случае автоматизированного магазина вместе с QR-кодом покупателя один раз но придётся подписать бумажку об обработке ПД когда в первый раз заходишь в магазин. И это хорошо, если база кодов будет одна на все магазины одного владельца.
По импортозамещению мы только в начале пути, но уже уверенными быстрыми шагами идёт к изоляции.
По возврату денег, вернее части суммы, попробуйте что-то купить картой и вернуть. Всяко пройдёт не пару секунд, а пара недель, потому что у нас везде контроль и надзор, так как кругом мошенники, террористы и прочие негативные граждане.
Если мне не изменяет память, то протокол обмена информацией для онлайн-касс не позволяет вернуть часть денег. Да и по правилам торговли нужно составлять бумажку о возврате, это не говоря о том, что продовольственные товары можно вернуть только если он некачественный (срок годности закончился). Как налоговая будет смотреть на то, что компьютер ошибся и пробил товар который не брали? Я уже вижу здесь интересное поле для штрафов.
Алкоголь у нас продают сканированием кода отдельным сканером. А планируемые изменения в учёте движения алкоголя, предполагают контроль вплоть до учёта каждой конкретной бутылки. Что заставит держать человека-кассира с зарплатой не меньше сферической назначаемой правительством суммы. Финансово для бизнеса: закупили оборудования для автоматизации на Н-дцать миллионов плюс поддержка и всё ещё надо держать кассиров (двух-трех?) для алкоголя.
С точки зрения заботы правительства о нас родимых — массовые увольнения есть очень плохо, а такие увольнения будут, если придут автоматизированные магазины. Соответственно массово пострадают все те надзорно-контролирующие органы, которые получают деньги за медосмотр, следят за трудовой дисциплиной и ещё оставшиеся двадцать с мелочью органов. А оно им надо, терять деньги?
Все эти автоматизированные магазины завязаны на безнал и если у человека на карте не хватает денег, то ему тут же на кассе от этом скажут. А что делать автоматизированному магазину если покупатель ушёл, а денег у него нет, чтобы списать?
Повторю свою мысль — для того, чтобы автоматизированные магазины взлетели в России нужно менять всю систему экономики, жизни и поведения.roscomtheend
14.11.2018 14:01Я, пожалуй, соглашусь что успеха не будет, но совсем по другой причине — чем дальше, тем более не все захотят заходить в российский бизнес, услышал тут о желании расстаться ещё одного владельца со своим не самым малым предприятием, потому как есть места с лучшим климатом, а полосатую одежду он не любит (это вообще не айти бизнес).
swelf
14.11.2018 14:09На самом деле никуда заходить не надо, камеры с компьютерным зрением это красиво, но можно так же эффективно сделать и тележки с кассой внутри, положил — рассчитался. А это могут сделать и наши крупные сети.
Все что касается воровства, как мне кажется от обычных магазинов не будет отличаться. тем более если все посетители будут проходить авторизацию в каком-то виде.
jawaharlalnehru
13.11.2018 12:43В магазин нужно заходить через турникеты, как в метро или автобус, по одному аккаунту несколько человек, но для этого нужно каждый раз сканировать QR код, пропустив гостей вперед. В этом случае, когда продукты берет ваш спутник/ца, покупка будет записываться на счет владельца аккаунта.
Лайфхак:
Заходим в магазин через турникеты без авторизации и все товары оплатит следующий авторизовавшийся!Anarions
13.11.2018 14:55Написано ж что вначале нужно отсканировать QR и только потом пропускать «гостя» вперёд.
jawaharlalnehru
13.11.2018 15:14-1Представляю гопников в подворотне: «Слышь, эй! Есть QR код? Мне только сигареты купить.»
alchemist666
13.11.2018 14:41-1Вариант для размышления. Вот купил я суп в упаковке, оплатил разогрел и съел. Подошёл взял ещё и положил обратно старую коробку, как он посчитает, увидит ли? Ну вот наперсточники могут попробовать.
MiXei4
13.11.2018 21:03Один из покупателей подойдёт к сотруднику и скажет, что на полке пустая коробка. Сотрудник позвонит в службу безопасности. СБ отсмотрит видеозаписи со всех видеокамер, когда на полку возвращали такой суп. В лучшем случае вам просто запретят входить в магазин.
swelf
От всех людей в магазине пока не избавиться, охранники, консультанты, помошники, много кто нужен. Но от очередей избаваить можно, уже сейчас во многих крупных торговых сетях есть кассы самообслуживания. Ты идешь туда и сам пробиваешь товары. Но там тоже скапливаются очереди.
Решение на самом деле довольно простое — встроить кассу в тележку. Зашел в магазин, авторизовался, как в амазоне по qr коду, еще каким-то образом, типа провел пластиковой картой в терминале. Взял тележку с кассой, а может и с весами, и нет особой надобности в машинном зрении и суппер датчиках. В итоге хоть врятером кидаете в тележку товары, рассматриваете, возращаете. Когда решили что пора домой — пробили их все, оплатили, переложили и вышли.
Воровство? Ну человек авторизовывается при входе в магазин, если он что-то сумеет вынести, не заплатить и сотрудники охраны не заметят этого сразу. То всегда можно по записям камер предъявить претензию.
Moskus
www.fredmeyer.com/d/scan-bag-go а кто не хочет приложение ставить, те могут со стойки на входе взять терминал и вернуть его на выходе.
Охранники в США (а именно об этой стране идет речь в статье) есть практически только в магазинах second hand, где почти все покупатели — из наименее обеспеченного населения, так что воровство — постоянная практика.
StanislavL
В Walmart проверяет охранник время от времени. Подходит и просит показать чек. Пару раз останавливал с арбузом, которые там лежат возле входа.
t38c3j
В Японии такие тележки и корзинки используют
Rambalac
Это вы сами видели, или, вроде бреда про резиновую куклу начальника, по ТВ услышали? В Японии даже кредитки не во всех супермаркетах принимают.
t38c3j
Читал новость. От Panasonic данное решение.
FiLunder7
Где конкретно? Ни разу не встречал.
t38c3j
В Lawson, город Осака. Может уже дальше распространились.
FiLunder7
Ну это какой-то единичный случай. В одном магазине. Не видел такого, хотя в Лоусонах бываю регулярно.
MiXei4
В Sam's Club можно сканировать и оплачивать через приложение на телефоне. На выходе правда надо показать телефон и там всё равно теряется секунд 30.
kvasdopil
В Стокгольме в больших супермаркетах такая система уже несколько лет используется. Заходишь, берёшь тележку и небольшой ручной сканер штрих-кодов. Покупки сканируешь и складываешь в корзину. На выходе в терминале оплачиваешь покупки и всё, вы восхитительны.
braineater
Ашан в Краснодаре (Мега Адыгея) имеет потрясающую схему. Обычный кассир пробивает покупки и выдает чек который надо оплатить картой в автомате. Так и не понял зачем оно надо. Причем со стороны оно выглядит как обычная касса, первый раз я туда забрел случайно и сильно удивился. Потом забыл (редко бываю) и поперся сразу к автоматам, они выглядят как полноценные кассы самообслуживания. Кассир тормознула, я вспомнил весь гемор этой схемы и со словами «ну нафиг» пошел искать нормальную человеческую кассу.
vindy123
В Москве в Ашане на Красносельской много лет назад поставили кассы самообслуживания, работающие именно как селф сервис. Через несколько недель перевели их на уродскую схему, которую вы описали. Видимо, уровень воровства при нормальном режиме работы оказался выше, чем они ожидали.
roscomtheend
Подозреваю что кассир требует матответственности (и большей зарплаты), а так проходит как какой-нибудь укладчик. Э. Экономия.
vindy123
ну и наверное какое-то небольшое время экономится у этого кассира-укладчика за счет того, что стадию расчета с покупателем он не проходит. Но вообще я как интроверт со стажем конечно предпочел бы нормальный селф сервис каунтер, как в европах.