В последнем сезоне «Симпсонов» главный герой узнал: чтобы очаровать гиков, надо запустить песенку, которую сочинила нейросеть. Все будут заворожённо слушать и подтанцовывать. Компания «Яндекс» почти воплотила в жизнь эту идею.

Композитор Кузьма Бодров рассказал, что свою последнюю работу — Сочинение для альта с оркестром — написал не один, а в соавторстве с нейросетью «Яндекса». Специально обученная на классической музыке нейросеть сгенерировала музыкальный ряд, на основе которого Кузьма смог написать мелодию и развить её в целую пьесу. Музыкальная премьера опуса состоится на гала-концерте закрытия XII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи.

«Идея была совместной — Юрия Башмета и Дмитрия Гринченко, — говорит композитор. — Я получил около двадцати с чем-то файлов от нейросети Яндекс. Это были мелодические линии, изложенные на фортепиано. Как ни странно, в них были интересные зёрна, за которые цепляется слух. Но они были не оформлены. Это шло единым бессмысленным потоком, как бывает речь у нездоровых людей. Хотя возникали иногда ритмические образования в этом потоке. Я взял оттуда несколько таких тем и немножко отшлифовал их. Затем продолжил более осознанное выстраивание формы, сделал оркестровку и вывел партию солирующего альта. Получилось такое произведение».

Нельзя ожидать, что нейросеть будет надёжно выдавать музыкальные шедевры. Однако она способна генерировать бесконечное количество музыкального материала, в котором попадаются интересные фрагменты. Это может помочь авторам, которые ищут идею: «Композиторы, когда начинают сочинять, обычно сталкиваются с проблемой: за что зацепиться, за какую ниточку дёрнуть, чтобы найти мелодический оборот, либо аккорд, либо тембр, — объясняет Кузьма Бодров. — И это найденное начинает, как бы, обрастать. В этом поиске всегда состоит трудность. А в этом случае было легче. Эти зёрна уже были заданы. Я получил кирпичики, из которых начал строить здание. Это можно назвать соавторством, потому что мелодические линии были предложены не мной, а нейронной сетью».

Кузьма Бодров шутит, что авторское вознаграждение действительно нужно выплачивать обоим авторам, потому что это полноценное соавторство.

Автор рассказал, что по продолжительности произведение идёт 7-8 минут. Автор оттолкнулся от английского жанра «граунд», где мелодия повторяется, а всё вокруг меняется. При этом он решил выбрать быстрый темп, который ему предложила нейросеть «Яндекса». Предложенную мелодию он отдал солирующему фортепиано, начал закольцовывать много раз и вокруг выстраивать вариации.

Название для произведения пока не придумали. Пьесу ещё послушают редакторы «Яндекса» и могут предложить какие-то толковые идеи.

Это уже не первая музыкальная работа нейросети «Яндекса». В 2016 году она помогла сочинить альбом «Нейронная оборона», выполненный в стилистике Егора Летова и группы «Гражданская оборона». Правда, там работа Искусственного интеллекта ограничилась сочинением стихов.

«Нейропоэт» у «Яндекса» работает достаточно давно. В 2017 году он сочинил стихи в стиле Курта Кобейна, солиста «Нирваны». Тем музыкальным проектом руководили Алексей Тихонов и Иван Ямщиков, сотрудник Института научной математики Общества Макса Планка в Лейпциге. Одновременно авторы опубликовали препринт научной работы о генерации музыки нейросетью.

Скорее всего, на этой же научной работе основан и новый проект автоматической генерации музыки. Статья Music Generation with Variational Recurrent Autoencoder Supported by History несколько раз обновлялась, а последняя версия датирована 12 ноября 2018 года. То есть видно, что авторы продолжают работу над проектом.


Схема вариационного рекуррентного автокодировщика с поддержкой истории (Variational Recurrent Autoencoder Supported by History, VRASH) для генерации музыки. По щелчку открывается увеличенное изображение

«Яндекс» будет транслировать концерт, на котором исполнят Сочинение для альта с оркестром, написанное в соавторстве с нейросетью. Трансляция пройдёт 24 февраля в 19:00 (по московскому времени). Трансляцию также можно запустить на сайте телеканала «Культура».

Комментарии (7)


  1. kolbaskinmax
    22.02.2019 13:22

    Мне кажется, многие тексты наших поп. исполнителей написаны нейросетью…


    1. SmallRussia
      22.02.2019 14:17

      … обученной наскальной живописью вокзальных уборных?


  1. undisclosed
    22.02.2019 15:11

    Интересно как будут обстоять дела с авторским правом на эту пьесу?
    Чья это интеллектуальная собственность?
    Кажется уже были прецеденты со слонами, мартышками, ремейками и т.д.


    1. VictorGM
      24.02.2019 16:10

      Как ниже правильно замечено, ничего нового в проблеме таких произведений нет. Объектом авторского права может быть то, что создано творческим трудом, а субъектом авторского права (т.е. автором) — тот, кто этот творческий труд осуществил.
      Авторы самой нейросети, несомненно, приложили немало творческого труда, но в отношении лишь самой нейросети, а не пьесы, потому авторами пьесы вряд ли могут быть признаны.
      Сама нейросеть не может быть автором, потому что она не правоспособна))
      А художник, использовавший нейросеть, вполне может претендовать на авторские права. Проблема лишь в определении его творческого труда — был ли он? Скорее всего, в какой-то небольшой мере он всё же был, и этого достаточно.
      Есть и четвёртый вариант — авторских прав на то, что создано нейросетью нет ни у кого. Собственно, почему бы нет? Думаю, это будет вполне справедливо, если художник, использовавший нейросеть, никакого творческого труда со своей стороны не вкладывал, а значит не имеет и правового интереса, требующего охраны.
      Решить задачу с авторскими правами на плоды нейросети можно через прецеденты прошлого. Например, когда павиан Наруто отобрал у человека Дэвида Слейтера фотоаппарат и сделал селфи, авторские права после долгого разбирательства были признаны за фотографом, потому что он выставил параметры на фотоаппарате, выбрал время для фотосъёмки и многое другое. Можно сделать общий вывод, что если результат взаимодействия человека с машиной или животным так или иначе обусловлен творческим решением человека, то его вполне можно считать автором произведения, а машину — инструментом, использованным в творческом процессе.
      Мы с коллегой как-то посвятили целый подкаст этому вопросу, рассуждали про авторские права на реди-мейд, соотносили это всё с делом Наруто… Можно тут послушать, если интересно.


  1. KIRIDU
    22.02.2019 15:15

    Когда я пришёл на сайт, я думал, тут можно правду писать.
    Но модерация не пропускает мой негативный комментарий про Яндекс, просто потому, что с Яндекса Хабр имеет, а с меня нет.

    Такой вот ресурс. Сплошной позитив. Замечательный воображаемый мир и информационный пузырь.


    1. KIRIDU
      23.02.2019 11:57

      Кто минусует, работники Яндекса?


  1. Alek_roebuck
    23.02.2019 03:59

    Не новый приём, очень не новый. Его более двадцати лет назад уже провернул композитор Моше Котель, заявив, будто его пьеса написана котиком, пробежавшим по клавиатуре, а сам Котель её лишь доработал. Вот если композиторы начнут бегать по клавиатурам, а коты и нейросети научатся «дорабатывать» получившиеся звуки до приличной пьесы — тогда другое дело.