Я хотел бы поговорить о том, что сегодня в России понимается под проектным управлением и в чем, по мнению многих, заключается роль руководителя проекта.

Коллеги знают, что у нас в стране по этой теме есть определенные разночтения и одни активно несут верное понимание в массы, другие оставили попытки и окуклились в своем уютном мирке, а третьи, к сожалению думая, что занимаются управлением проектами сейчас обнаружат, что это не так.

Чтобы понять всю глубину заблуждения достаточно открыть любой сайт с вакансиями и вбить в поисковике фразу «руководитель проектов». Как вы думаете, каких вакансий будет больше всего? Правильно — вакансий продавцов. Руководителей проектов по продажам, руководителей проектных продаж, менеджеров по проектам с поиском клиентов, холодным обзвоном и так далее. И хорошо бы, если это просто такой специфический бизнес, в котором тебе дают стул, стол и телефон, определяют отрасль и предлагают самому найти себе заказчика на проект, а потом и все остальное, включая ресурсы на его исполнения. В этом смысле это будет, конечно, проектная деятельность, однако чаще речь идет просто о неформализованных процессах продажи и исполнения заказов.

Возможно это звенья одной цепи с известными менеджерами по продажам, которые у нас до сих пор во многих магазинах вместо продавцов, но на мой взгляд — это результат глубинного непонимания со стороны руководителей и владельцев бизнесов того, что же такое проекты, кто и для чего ими руководит, какими компетенциями должен обладать и чем это все отличается от обычной операционной деятельности (более того, что такое операционная деятельность тоже часто не знают — для них фирма просто занимается тем-то люди там занимаются тем-то а все остальное — модные словечки и прочий хайп).

Наверное по этой же причине многие фирмы называют проектами. Итого на каком-нибудь мероприятии можно запросто услышать что-то типа: «У меня новый проект в индустрии красоты — открыл салон в бойком месте — есть у тебя какая-нибудь толковая девочка на руководителя проекта, ну так чтобы и на ресепшн и за мастерами следила и материалы вовремя заказывала?»

Я ни в коем случае не принижаю тут роль специалиста и не выпячиваю роль руководителя проекта. Команда программистов без руководителя скорее всего способна создать продукт (пусть это будет дольше, дороже и не всегда то, что хотел заказчик), но руководитель проекта без команды продукт сделать точно не может. Рынок труда в этом смысле давно расставил все о местам и зарплата программиста (члена проектной команды) часто выше, чем зарплата руководителя проекта.

Я лишь говорю о том, что все люди разные и хороший специалист может не вырасти в руководителя (в том числе и проектов), а хороший руководитель проектов вряд ли будет настолько же хорош, в качестве, например, аналитика или архитектора информационной системы.

Владелец бизнеса часто нанимает себе РП, рассказывает ему о своих идеях и начинает ждать результата. Через какое-то время РП приходит с черновиком устава проекта и интересуется а где же команда, так как надо бы обсудить структуру работ, составить расписания, идентифицировать и оценить риски. И тут он слышит: «Ну ты тут пока сам порешай, людей не отвлекай, люди будут потом, кстати, вот тут еще такая идея есть — пошерсти по рынку — составь мне справку о возможных вариантах, плюсах и минусах.» Приехали! РП уже, в лучшем случае, аналитик.

Итого, проекты часто путают с процессами, а руководителей проектов со специалистами или операционными руководителями. К чему призываю? Называть вещи своими именами, а для этого читать матчасть — взяться и прочитать, как бы он страшно не выглядел, PMBOK, PRINCE2 Manual, сходить на курсы по внедрению пары-тройки более легких феймворков типа P3Express, Канбан и при случае подсказать в непринужденной дружеской беседе знакомому владельцу бизнеса что есть что. Глядишь, через некоторое время мы с вами и увидим позитивные сдвиги в массовом сознании.

Комментарии (9)


  1. rsashka
    26.02.2019 19:33

    А так же бывает, что после слов И тут он слышит:
    — А где результат?
    — Ну и что, что команды нет?
    — Тебя же взяли РП, вот и решай давай возникшие сложности.


  1. kagarich
    26.02.2019 21:37

    Как по мне, так набор банальностей.
    Если мы говорим про ИТ, то понятие РП, как и других менеджеров — директора портфеля проектов (engagement manager), менеджеров продукта (product manager), сервис-менеджеров и т.п. — давно определены, даже должностные инструкции переведены, адаптированы под реалии, и частично — свободны доступе.
    Допустить, что кандидат приходит в коммерческую ИТ-компанию на позицию РП, а там не знают чем он должен заниматься, я не могу, ну как-то совсем это глупо в нынешнее кризисное время.

    Другой интересный вопрос заключается в том, что должны-ли все эти менеджеры разбираться на определенном уровне в предметной области? Вот есть РП с опытом работы в devops — должен он понимать основной стек применяемых технологий? Уметь обращаться трекерами, репозиториями, линтерами, средами тестирования и т.п.?
    Как по мне — должен. Но именно такие РП — редкий кадр.


    1. kucheriavij
      27.02.2019 10:27

      Допустить, что кандидат приходит в коммерческую ИТ-компанию на позицию РП, а там не знают чем он должен заниматься, я не могу, ну как-то совсем это глупо в нынешнее кризисное время.
      Каждая вторя web-студия нашей страны. Чаще всего это девочка/мальчик, которые могут красиво расписать якобы ТЗ, и с улыбкой на лице ехидным голосочком, по телефону отчитываться перед заказчиком. На деле же, это кривое планирование, проблемы внутри команды, огромный технический долг, и естественно виноваты разработчики, дизайнеры, да кто угодно, но точно не руководитель проекта.

      А вся проблема в том, что у нас в стране абсолютно не верно трактуется понятие «менеджер». Менеджер это уже руководитель, и он должен прежде всего руководить. И если, как вы упомянули, менеджер не разбирается в предметной области, то такой руководитель не нужен команде


      1. kagarich
        27.02.2019 11:15

        В таком случае мы говорим о подмене понятий: отчитываться перед заказчиком, криво планировать, не управлять взаимоотношениями в коллективе — все это умеет Администратор проекта за 40К/мес (мск), и если таких людей берут на должности проджектов или продактов, то это «кривые» руководители / владельцы организации, не те самые проджекты и продакты.
        Когда на должность ГИПа берется вчерашний джуниор и от этого проект делается вкривь и вкось — разве это дискредитирует весь институт ГИПов? Нет, это прямая ошибка руководителя, который нанял такого человека и назвал его ГИПом.


      1. rpiontik
        27.02.2019 11:15

        Если бизнес при этом идет в гору, то это «нужный на данном этапе уровень менеджмета». Это вполне нормально. Молодые владельцы бизнеса, зачастую, отвратительные менеджеры. И умение с ними ладить еще один необходимый скил менеджера. Система приходит со временем.

        И если, как вы упомянули, менеджер не разбирается в предметной области, то такой руководитель не нужен команде

        Это не простой вопрос. РП умеет наладить процессы в команде. даже не зная предметной области, это помогает запустить процесс с большей эффективность. Но вот вопрос контроля и развития, при отсутствии погружения, действительно, в перспективе очень плохо сказывается на проекте.

        Т.е. менеджер должен уметь погружаться в предметную область. Быстро. По мере организации самого процесса.


  1. rpiontik
    26.02.2019 23:49

    А зачем эта очевиднятина? Крик души? (Смайлик)

    Бизнесу нужны люди которые решают их задачи. А как они называются и какие технологии используют это второстепенно. Бизнес не запаривается на тему нежной души РП. Тебя не для просвещения берут. Будешь решать задачи — будешь уважаем и ты и твои технологии. Не будешь — что бы ты там не использовал и как бы не назывался ф топку тебя с твоими технологиями.

    По мне так очевидно. Плюс/минус.


    1. rvignatenko Автор
      27.02.2019 14:56

      Точно! Крик души (смайлик)


  1. uzverkms
    27.02.2019 10:42
    +1

    А чем думал такой руководитель проектов, когда устраивался на работу? Какие вопросы он задавал на собеседовании, чтобы понять окружающую обстановку и свои обязанности?


  1. sanyyy44
    27.02.2019 11:25

    Правильно — вакансий продавцов.
    по моему опыту будет больше РП на стройку – прорабов