Сегодня я хочу поговорить о том, что такое «цифра». Цифровая трансформация, цифровые активы, цифровой продукт… Эти слова звучат сегодня отовсюду. В России нацпрограммы запускают и даже министерство переименовывают, но читая статьи и доклады натыкаешься сплошь на округлые фразы и невнятные определения. А недавно по работе я был на совещании «высокого уровня», где представители одного уважаемого института, готовящего кадры в сфере информационных технологий на вопрос «В чем разница между информатизацией и цифровизацией» ответили, что «это одно и то же — просто цифровизация — это такое хайповое словечко».

Мне кажется, пора разобраться.

Если вы попробуете где-то найти четкие определения, их нет. Обычно отталкиваются от технологий (мол там где внедряют биг дату, искусственный интеллект и тому подобное — там цифровая трансформация). Иногда во главу угла ставят участие человека (мол если роботы вытесняют людей это и есть цифровизация).

У меня же другое преложение. Я предлагаю найти критерий, который поможет отличить «цифровое» от «обычного». Найдя критерий мы выйдем на простое и понятное определение.

Чтобы не устаревать, этот критерий не должен аппелировать ни к технологиям (они появляются, как грибы после дождя), ни к участию людей в технологическом процессе (это история уже «отработана» технологической революцией).

Обратим внимание на бизнес-модель и продукт. При этом продуктом я называю нечто (товар или услугу), что несет в себе ценность (например, торт, автомобиль или стрижка в парикмахерской), а бизнес-моделью — набор процессов, направленных на производство ценности и доставку ее потребителю.

Исторически продукт был «обычным» (если хотите — говорите «аналоговым», но по мне так «буханка аналогового хлеба» — звучит вычурно). В мире были есть и будут масса обычных товаров и услуг. Всех их объединяет тот факт, что для производства каждой копии такого продукта нужно затратить ресурсы (как говорил кот Матроскин, чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное). Чтобы сделать буханку хлеба нужны мука и вода, чтобы сделать автомобиль нужно много всего, чтобы постричь кого-то нужно потратить время.

Каждый раз, для каждой копии.

А есть такие продукты, стоимость производства каждой новой копии которых равна нулю (или стремится к нулю). Например, вы записали песню, сделали фото, разработали программу для айфона-андроида и все… Вы продаете их снова и снова, а они у вас, во-первых, не заканчиваются, а во вторых, каждая новая копия вам ничего не стоит.

Идея не нова. В мировой истории есть масса примеров продуктов, производство каждой копии которых не стоило ничего. Например, продажа участков на луне или более близкие к нам паи в какой-нибудь финансовой пирамиде (например, билеты МММ). Обычно это было что-то незаконное (при этом я сейчас даже не об уголовном кодексе, а о том самом законе сохранения «энергии-материи-жизни-вселенной-и-всего-такого», который озвучил кот Матроскин).

Однако, с развитием технологий (появлением компьютеров, компьютерных сетей, и всего производного от них — облачных технологий, искусственного интеллекта, биг даты и т. п.) появилась уникальная возможность копировать продукты бесконечно и бесплатно. Кто-то воспринял это буквально и просто на ксероксе копировал деньги (но это опять таки незаконно), а вот продажа оцифрованных музыкальных композиций на Ай-тюнс, цифровых фотографий в фотобанках, приложений в Гугл-плей или Аппстор — все это законно и довольно прибыльно, ведь, как вы помните, каждая новая копия приносит деньги и не стоит ничего. Это и есть цифровой продукт.

Цифровой актив — это то, что позволяет производить продукт (тиражировать товар или оказывать услугу), себестоимость производства каждой следующей копии которых стремится к нулю (например, ваш интернет-магазин, через который вы продаете что-то или база данных датчиков атомного реактора, которая позволяет строить прогнозы и проводить эксперименты).

Цифровая трансформация — это переход от производства материальных продуктов к производству цифровых продуктов, а также (и/или) переход к бизнес-моделям, использующим цифровые активы.

Как видите, все просто. Такая вот трансформация.

Комментарии (10)


  1. propell-ant
    12.05.2019 20:48
    +2

    Так что насчет вопроса —

    в чем разница между информатизацией и цифровизацией?
    В заголовке вы намекаете что ответ либо неверен, либо неточен. Меня заинтриговало, но под катом про это ничего нет.


    1. rvignatenko Автор
      12.05.2019 22:12

      Тогда уж начнем с компьютеризации :-)

      Компьютеризация — это внедрение компьютерной техники (например, когда на склад установили компьютер и кладовщик теперь заносит поступления и выдачи в складскую программу).

      Информатизация — это внедрение информационно-коммуникационных технологий (например, склад и офис соединили компьютерной сетью и складскую программу интегрировали с бухгалтерской, теперь не нужно переносить все данные вручную)

      В общем случае компьютеризация и информатизация скорее являются необходимыми, но не достаточными условиями цифровизации. Компьютером, сетью и даже интернетом сегодня никого не удивишь во вполне себе «нецифровых» сферах, однако трудно себе представить создание цифровых продуктов без компьютеров и сетей.


  1. pu5her
    12.05.2019 22:48

    То есть к компаниям чей продукт не может быть оцифрован "цифровая трансформация" не приминима?


    1. rvignatenko Автор
      13.05.2019 09:13

      Да, и это не плохо и не хорошо. Такова жизнь. По парку мы гуляем пешком, а в Америку летим на самолете. Простуду лечим таблетками и порошками, а аппендицит вырезаем. Где-то цифровая трансформация возможна, а где-то не нужна. Это нормально :-)


      1. pu5her
        13.05.2019 11:59

        Вы сейчас расстроил всех консультантов, которые продают цифровую трансформацию. Ведь теперь они не могут продавать её нефтянникам)


        1. rvignatenko Автор
          13.05.2019 13:03

          Не так.

          Внутри отрасли всегда есть какие-то внутренние продукты. Например, нужно максимально точно предсказать отказ механизмов. Раньше это считали по справочникам и формулам, а реальна жизнь сложнее. Сейчас можно поставить датчики, собрать биг дату, прикрутить ИИ с машин-ленингом и предсказывать точнее. Итого — алгоритмы, софт, данные = цифровой актив, предсказание срока службы = продукт (ценность в том, чтобы оборудование менять как можно позже, но при этом не допускать поломок) и все это вполне себе цифровая трансформация.

          Но и в самой добыче нечего расстраиваться. Просто там нужно больше роботизации и информатизации. Интернет вещей, «умные» механизмы (труднодоступные месторождения лучше ж роботами разрабатывать, чем ненадежными «кожаными мешками с костями» :-)))

          Или, например, в разведке — собираем массу данных со спутников, датчиков и т п и т д и потом на основе ИИ находим новое месторождение — круто же!

          Там много чего можно интересного делать :-) и да, все это будет «высокотехнологичным», с применением «цифровых технологий». И, возможно, даже можно назвать цифровизацией (ну как «процесс», как «градиент», как «вектор»), ну и в отдельных частях вполне себе «цифровая трансформация»

          PS Кстати, людей они для этих задач ищут :-) так что велкам! https://antirabstvo.ru/vacancies/3151


  1. MMik
    13.05.2019 00:42

    В догонку по этой тематике предлагаю послушать выпуск подкаста Linkmeup Цифровизация и индустрия 4.0.


    1. rvignatenko Автор
      13.05.2019 09:14

      Спасибо.


  1. Barabek
    13.05.2019 01:12

    И всё-таки это действительно просто хайповое слово. Максиму Акимову, куратору программы развития цифровой экономики РФ, задали вопрос, что же за новые сервисы предполагает эта самая цифровая экономика? Первое, что он смог придумать — продажа билетов через интернет и интернет-магазины (Карл, мы это делаем уже лет 10-15, что случилось??). В остальном его мысли занимают страшилки о том, что большой заграничный брат знает, кто как лайкает в соцсетях.


    https://youtu.be/qwzMdnjwpec


    1. rvignatenko Автор
      13.05.2019 09:18

      Так и я о том же! Поверьте, та встреча, на которой я услышал про то, что «цифровизация» это просто хайп — была примерно на том же уровне, о котором Вы говорите.

      «Наверху» мало кто понимает :-(

      Я вижу свою задачу в том, чтобы побольше в информационном протранстве было верного понимания, тогда тем, кто «готовит позицию» проще это будет найти «в интернетах» и потихоньку это будет донесено «наверх».