
Однажды мне попалось интересное видео о необычном бизнес‑лайфхаке. Англоязычный автор рассказывал о том, что создаёт детские книжки полностью с помощью нейросетей и продаёт их в цифре на Amazon. Эти детские книжки были совсем незамысловатые: большая, размером в страницу, нейрокартинка и пару предложений поверх. Свёрстанные 10–12 страниц — и книжка готова к продаже. «Ну чем я хуже!» — прозвучал в моей голове голос предприимчивой Фрекен Бок. И вот уже ChatGPT строчит мне первую сказку. А потом вторую, а потом третью, четвёртую, десятую. Нет, не для продажи. Для того, чтобы добиться хотя бы минимального качества текста, который бы мне было не стыдно опубликовать.
Довольно быстро я осознал, что все попытки нейросети: шаблонны, поверхностны, скудны, бессмысленны и очень скучны. Уже тогда было понятно, что нейросети, если и заменят когда‑нибудь писателей, случится это ещё очень и очень не скоро. И даже в этом случае над текстами придётся ещё много работать редактору. На данный момент даже элементарные детские истории, написаные нейросетями, не выдерживают никакой критики человека, которому не далека литература.
Тем не менее, в списке «Популярные электронные книги, черновики и аудиокниги авторов Литрес» за май в разделе Детская литература из 10 представленных книг три написаны именно нейросетями. Как ни печально, это шаблонные, поверхностные, скудные, бессмысленные и очень скучные произведения, отличающиеся одним и тем же характерным стилем для ChatGPT. Конечно же, на странице этих товаров нигде не указано, что они созданы с помощью нейросети. Об этом можно догадаться разве что по комментариям. Забавный факт: у одного автора (не уверен, что таких можно называть даже авторами) также продаётся книга «Как написать кнмгу с помощью ИИ». По сравнению с таким творчеством русские народные сказки являются шедевром слова и моральной насыщенности. Возникают также сомнения в объективности рейтинга данных книг на платформе Литрес. В целом ситуация складывается печальной, по моему личному мнению. В указанном списке рядом со вполне хорошими книгами соседствуют литературные продукты, которые не должны оказаться у родителей и быть прочитаны детьми, если мы хотим для них самое лучшее.
Отличить детские тексты, написанные нейросетями, очень просто. В различных вариациях их начало соответствует формуле: Жил‑был (персонаж) — Он был очень (характеристика) — Однажды (событие) — Персонаж решил (действие) — Положительный конец. Особое внимание следует сосредоточить на действии: оно бесхитростно, прямонаправленно и не имеет никакой связи с характером персонажа. Это важный момент: характеристика персонажа никак не проявляется ни в действии, ни в последствиях. Скромный не становится отважным, глупый не становится хитрым — персонажи в принципе не развиваются. Сами действия никак меняют ситуацию, а лишь возвращают сюжет к status quo. К примеру, на королевство, где жил герой, напали соседи, но герой сумел победить. Зверушка встретила путешественника в лесу и помогла ему, после чего путешественник ушел. Соответственно, никакой морали, как в русских народных сказках, нет в помине. Нет даже намёка на то, что быть жадным/агрессивным/наивным и т. п. плохо. Ключевой момент сказки в принципе отсутствует. Отсутствуют подтекст, глубина, мораль. Нейросеть создает абсолютно плоский сюжет, поскольку понимает смысл и направленность действий, но эмоциональное значение действий понять не способна.
Тексты для детей, написанные нейросеткой, также характеризует крошечный объем (не более 3–4 абзацев), грубые переходы между этапами сюжета, отсутствие развития действия (завязка переходит в кульминацию), сухая кульминация, отсутствие развития персонажей. Герои же нормальных сказок для детей проходят трудности для достижения результата и становятся в конце концов другими: умнее, хитрее, сильнее и т. п. Одним из распространённых мотивов героев нормальных сказок также является достижение справедливости. Жизнь такого персонажа становится благополучнее, в то время как у нейросетки положение дел возвращается в изначальную точку, что создаёт ощущение бессмысленности всех предыдущих действий. О достоинствах человеческих сказок можно рассуждать ещё долгое время. Основная суть данных подробностей заключается в том, чтобы наглядно показать, как можно определить текст, написанный нейросетью. Однако, на самом деле всё гораздо проще, и если вы хотя бы раз читали такой текст, вы с лёгкостью будете определять его каждый последующий раз.
Сказки для детей, написанные с помощью нейросети, вызывают те же этические вопросы, что и песни на Spotify, написанные с помощью, например, Suno. С той огромной лишь разницей, что такие песни порою действительно выглядят весьма правдоподобно и обычному человеку будет крайне тяжело отличить нейро‑голос от настоящего. Как уже было сказано, отличить текст нейросетки гораздо проще, едва ли не проще, чем отличить нейро‑картинку, особенно новейшую, от фотографии. Поэтому угрозы засилия подобных текстов в современной литературе нет, по крайней мере сегодня. И хлебу детских писателей тоже не угрожает по сути ничего со стороны нейросетей. Как обычно, продукты нейросетей смогут занять рынок лишь до какого‑то эконом‑сегмента, поскольку сегменты выше и премиум‑класс однозначно будут требовать 100% работы автора‑человека (не одного, учитывая редактора/корректора/верстальщика/дизайнера и т. п.). Однако, к сожалению, распространение нейро‑текстов подорвёт хорошее отношение к будущим молодым авторам из‑за уже существующего негативного подозрения в использовании ИИ.
Буквально каждый знает об использовании фотошопа для редактуры фотографий селебрити. Каждый наверняка знает и о скандалах, когда широкой публике были показаны настоящие фотографии. Те же самые процессы сегодня происходят и в мире нейросетей. Под многими фото и даже видео в социальных сетях вы можете найти комментарии с вопросом об ИИ, которые набирают большое количество положительных оценок. Даже профессиональным фотографам в своих аккаунтах приходится оправдываться и доказывать, что они честно работают без использования ИИ‑помощников. Похожие процессы будут происходить и в литературе. С той лишь разницей, что работу человека отличить гораздо проще от текста нейросетки. Тем не менее, многих молодых авторов будут обвинять в использовании ИИ. И лишь время расставит все по своим местам, когда объем и качество проделанной автором работы будет однозначно доказывать его честность. И все же некая нервозность среди массового читателя будет присутствовать, как и грязная возможность для конкурентной борьбы.
Стоит отметить еще один интересный момент. К концу XX века роль редактора [толстого журнала] свелась практически к роли администратора. Если еще в начале века редактор играл судьбоносную роль, определяя, кого будет читать общество, то с распространением интернета каждый стал сам себе редактором. Впрочем, это сыграло плохую шутку и с качеством литературы. С появлением нейросетей возникла необходимость в эксперте, который мог бы отличать подобные тексты и не допускать их к распространению. Иными словами, редактор вновь стал важным фильтром литературного процесса. По крайней мере в России, где издательское дело, с почти полным отсутствием литературных агентов, не столь развито, как в США. Стоит полагать, что постепенно маркировка участия нейросетей будет вводиться повсеместно. Уже сегодня ее можно встретить на некторых самиздат‑платформах. А следом за сегрегацией последует и нишевизация. Вероятнее всего, появится отдельный жанр нейро‑литературы, который будет пользоваться популярностью у отдельных категорий читателей, как сегодня происходит с такими жанрами, как попаданцы или бояръ‑аниме. Иными словами, в настоящее время русская литература переваривает новую для себя пищу (опустим шутки про последующие процессы).
Несомненно, каждый может повлиять на этот процесс и на улучшения качества литературы. Достаточно не оставаться в стороне от оценок и комментариев. Особенно в случае с действительно стоящими произведениями. К сожалению, многие стесняются своего мнения из‑за опасения оказаться в меньшинстве или даже подвергнуться критике за наличие этого мнения. Также не стоит забывать про проблему искусственного создания оценок и комментариев, ответственность за которую лежит на платформах. Тем не менее, литературный рынок работает точно так же, как и любой другой экономический рынок: конкуренция за общественное мнение. Ключевое слово в этом процессе: рынок работает. Это рабочая схема, которая поможет ускорить процесс нишевизации нейро‑литературы и поможет талантливым авторам стать заметнее. Как уже многократно было заявлено с различных площадок: оценки, лайки и особенно комментарии важны в наши дни. К тому же от них действительно можно получать удовольствие. А для кого‑то они вовсе являются хобби.
Если у вас есть хотя бы подозрения в том, что какие‑то тексты были написаны с помощью нейросетей, об этом вы можете высказаться в комментариях. И это будет небольшой вклад в улучшение качества литературы. Сотня таких вкладов уже точно принесут результат. Но как часто бывает, эта сотня не может случиться лишь по одной приичне: нужен первопроходец. К слову, это интересная модель для платформ: монетизировать отзывы. К тому же уже реализуемая на некоторых платформах. Остается лишь одна-единственная просьба: не использовать нейросети для собственных комментариев. Пожалуй, это станет какой‑то постиронией. Впрочем, всё на ваше усмотрение. В конце я лишь добавлю: читайте человеческие книги, особенно своим детям.
Комментарии (16)
wtigga
07.08.2025 09:25Тексты для детей, написанные нейросеткой, также характеризует крошечный объем (не более 3–4 абзацев), грубые переходы между этапами сюжета, отсутствие развития действия (завязка переходит в кульминацию), сухая кульминация, отсутствие развития персонажей
К сожалению, такую халтуру "пишут" некоторые "писатели" не первый год без всяких нейросетей.
И хлебу детских писателей тоже не угрожает по сути ничего со стороны нейросетей.
Как не угрожает, если три из десяти книг в топе написаны нейросетью? Теперь для родителя просто ещё сложнее купить нормальную книгу. А если родитель не парится, то у ребёнка ещё больше шанса получить вместо книги кусок
говнтретьесортной "литературы".skazoust Автор
07.08.2025 09:25Про "три из десяти в топе" хорошее замечание. Но стоит омтетить, что это в поле Самиздат одного (пусть и крупнейшего) сайта. Нужно будет как-нибудь посмотреть топы продаж на других площадках, типа Лабиринт, где нет самиздата. Про покупку нормальной книги у меня есть решение в виде отдельного проекта, но пока не хватает времени и сил им заняться.
kenomimi
07.08.2025 09:25Хех, добро пожаловать в капитализм. Это окупается? Да. Это не запрещено? Нет. Всё, шлепаем фигню конвеером и зарабатываем шекели.
В мультиках тоже самое. У меня сейчас живет знакомая с ребенком, и я наблюдаю, какие мультики он смотрит. Это жесть... Кратко - берем юнити, дорисовываем публичные анимешные модельки, генерим локации, генерим нейросеткой сюжет а-ля наруто - хоба, сериал в 100500 серий готов. Главное не забыть щедро пересыпать рекламой, ради чего оно и создавалось, собственно. Я когда увидел это, подофигел. Низкополигональные модельки, пустые локации, и в целом уровень не самой топовой игры 2015 года.
А мобильный гейминг? Вообще 99% мусор, который создан, чтобы показывать рекламу и пропаганду лудоманам, плюс продать им гачи. Да-да, лудоманам, потому что все механики по своей сути заключаются в "заплати и крутани рулетку", либо, в условиях ограничения платежей, "отсмотри рекламу и крутани рулетку". Нормальных игр, которые не склоняют игрока в лудоманию, почти нет. Ну и все те же шаблонные плоские сюжеты, одинаковые модельки, максимально тупой геймплей - ибо часть ЦА дошкольники и младшие школьники, надо чтобы им было понятно.
Тут виноват не ИИ, а именно капитализм и рыночек.
shaman4d
07.08.2025 09:25Ну когда у родителей не хватает образования или начитанности чтобы не покупать мусорную литературу ребенку, то о чем речь? родителям говорят - читать детям полезно, они идут и покупают что на прилавках пиарится. В итоге "все счастливы".
Arxitektor
07.08.2025 09:25Да суровый и жестокий капитализм. Это принесет прибыль ? Используй это!
Вот например таже https://gemini.google.com/gem/storybook делает п промту книжки с картинками )). Думаю можно даже связанный истории писать ) Да всего 10 страниц.
Но за пару часов можно и сборник нагенерить )
Kamil_GR
07.08.2025 09:25Полагаю, я смогу за месяц сделать 100 детских книг с иллюстрациями. Текст на Гемини,картинки на ЧатГПТ. И минимум половину из них отличить от человеческого текста будет крайне сложно.
skazoust Автор
07.08.2025 09:25Это интересный челлендж, но как человек, который не раз пытался делать "100 постов о..." Могу сказать, что все гораздо сложнее. После первой полусотни точно начнутся повторения и мотивация спадет до минимума, особенно при отсутствии результата.
Kamil_GR
07.08.2025 09:25Здесь зависит от промптов и качества модели. А если ориентироваться на современные детские сказки, то конкуренция не слишком высока... Штук 40 сказок можно бахнуть на основе древнегреческих мифов, вообще не задумываясь об авторском праве:
Сказка
Непослушные крылья
В одном очень сером и скучном городе жил-был мальчик по имени Тёма. А еще у него был папа — самый лучший изобретатель на свете! Целыми днями папа что-то мастерил в своей мастерской, и оттуда доносились весёлое жужжание и стук.
Тёма любил сидеть у окна и болтать со своим другом, мудрым воробьём Чириком.
— Ах, Чирик, — вздыхал Тёма. — Как же здесь скучно! Вот бы улететь отсюда, посмотреть на синее море и зелёные леса, о которых ты мне рассказываешь.
— Терпение, мой друг, терпение, — чирикал в ответ воробей. — Твой папа что-нибудь придумает. Он ведь такой умница!
И правда, однажды папа позвал Тёму в мастерскую и торжественно показал ему своё новое изобретение: две пары блестящих механических крыльев, похожих на крылья гигантской стрекозы.
— Ура! — закричал Тёма. — Мы полетим! Мы полетим!
— Полетим, сынок, — улыбнулся папа, надевая на Тёму крылья поменьше. — Но ты должен запомнить два очень важных правила. Первое: не лети слишком низко к воде, а то брызги попадут в механизм, и крылья перестанут работать. Второе: не поднимайся слишком высоко к солнышку. Его лучи могут перегреть моторчик.
— Не лететь низко, не лететь высоко, — повторил Тёма. — Я всё понял!
Мудрый воробей Чирик сел Тёме на плечо и добавил:
— Слушайся папу, Тёма! Он плохого не посоветует.Папа и Тёма включили свои крылья, и те весело зажужжали. Они оттолкнулись от земли и взмыли в небо! Ух, какой восторг! Внизу остался серый город, а впереди раскинулся огромный, прекрасный мир. Тёма хохотал от радости, махая рукой облакам. Ему казалось, что он самый счастливый мальчик на свете.
Они пролетали над синим-синим морем, в котором, как драгоценные камни, блестели рыбки. Потом — над изумрудным лесом, откуда им махали лапками пушистые белки.
Тёме так нравилось летать, что он совсем забыл о папином наказе. «А что, если подняться ещё выше? — подумал он. — Наверное, оттуда, от самого солнышка, видно вообще всё на свете!»
— Тёма, не поднимайся! — крикнул папа снизу.
— Опасно! — прочирикал Чирик.Но Тёма их уже не слушал. Он устремился вверх, всё ближе и ближе к яркому, жаркому солнцу. Ему было так весело, что он даже не заметил, как моторчик на его крыльях стал нагреваться и жужжать как-то сердито. Вдруг — раз! — и моторчик заглох. Крылья безвольно повисли, и Тёма начал падать вниз!
К счастью, он упал не в море, а на большую-большую копну свежего и душистого сена, которая стояла на зелёном лугу. Папа и Чирик тут же приземлились рядом.
Тёма не ушибся, но был очень напуган. Он обнял папу и заплакал.
— Прости, папочка, — всхлипывал он. — Я больше никогда не буду тебя ослушиваться.
Папа крепко обнял сына и сказал:
— Я не сержусь, мой хороший. Главное, что с тобой всё в порядке.Так Тёма понял простую, но очень важную вещь: всегда нужно слушать советы старших. Ведь они говорят что-то не для того, чтобы испортить веселье, а потому что очень любят и заботятся о тебе.
Dron007
07.08.2025 09:25А вы на каких нейросетях это тестировали и с какими промптами? Результат будет очень сильно отличаться. Кто-то на 4-битной Лламе, запущенной на телефоне, генерирует тексты по запросу "напиши мне крутой рассказ", а кто-то задаёт промпт на несколько страниц, сначала запрашивает структуру, прорабатывает персонажей отдельно, указывает основные принципы и хорошие практики и использует какую-то продвинутую рассуждающую модель. Я не утверждаю, что в последнем случае будет прямо шедевр на данный момент, но результаты явно будут сильно отличаться и вероятность "легко распознать ИИ" будет намного ниже. Да, я тоже замечал во многих художественных текстах ИИ шаблонность и сюжетов и даже элементов. Почему-то всюду лепит какое-то эхо, это и текстов песен касается, если задавать что-то общее. Но с промптами и правильным использованием это можно улучшать. В конце концов нейросеть может подкидывать идеи, когда автор застрял и право выбора остаётся уже за ним, может поработать литературным рабом, раскрывая какие-то сцены, которые на глобальном уровне автор накидал, можно и обучить нейросеть на своих текстах, если таковые имеются и потом только корректировать. Одна знакомая художница так сделала с рисунками и находит в этом творческое вдохновение.
skazoust Автор
07.08.2025 09:25Думаю, нужно подчеркнуть важность момента: речь идёт о сказках и детских рассказах, которые в принципе не длинные по своей сути. Поэтому промт в несколько страниц, чтобы получить сказку на несколько страниц выглядит неэффективным. В таком случае проще уже дописать все самому. Я соглашусь, что ИИ может быть способом получить "оригинальные" идеи для сюжета, но моя практика показала, что это тоже неэффективный метод. На уровне "герой-действие-результат" ИИ может выдать разницу. На уровне "значение-мораль" абсолютный ноль. Как уже говорил, нейросеть не понимает семантику и подоплёку человеческих отношений.
Dron007
07.08.2025 09:25Ну, почему, у промпта общая часть может быть, с описанием требований для всех рассказов. Типа, там, "не рассказывай, а показывай" и всё такое. Мораль это нужно что-то отдельное придумать и в дискуссии с ней сначала можно обсудить, что хочется получить. Я думаю, если перечислить ей примеры хороших, по мнению, автора историй, то будет намного лучше результат. Я тестировал на стихах. Если указать только тему, будет как правило ерунда. Если же указать, что надо следить за рифмами, размером, смыслом, использовать красивые метафоры, писать в стиле какого-то конкретного автора и дать пример, результаты очень даже неплохие.
Как уже говорил, нейросеть не понимает семантику и подоплёку человеческих отношений.
Это вот совершенно неверно. Она всё понимает, иногда даже лучше людей. В такие глубокие дебри взаимоотношений и психоанализа может завести, куда никто не ходит. Просто принципы другие, если не заострять на чём-то внимание, пропустит.
Dron007
07.08.2025 09:25Вот, ради интереса, попробовал себя в роли детского писателя. Мне сложно сказать, как это воспримет целевая аудитория, но вроде ничего так. Модель правда забыл выбрать thinking, обычная GPT-5.
Промпт:
Напиши короткую детскую сказку по аналогии с русскими народными, но не повторяя сюжетов один в один. Сказка должна быть интересной, поучительной в чём-то, но не навязчивой, с яркими и живыми персонажами. Язык - простой, понятный детям, но при этом красивый, отсылающий к типичному для сказок говору.
Сказка про Лисоньку и Серебряную росинку
Жила-была в лесу лисонька Рыжа-хвост. Умна была — да хитра, быстра была — да горда. Любила она всем зверям в лесу показывать, какая она ловкая да изворотливая.
Как-то раз ранним утром вышла Лисонька к опушке, а трава там — в капельках росы, и среди всех капелек блеснула одна особенная: серебряная, словно крошечное зеркальце.
Подошла Лисонька, полюбовалась и подумала:
— Ай да находка! Буду всем показывать, хвастаться: мол, вот у меня есть росинка, что солнце в ней пляшет!Подняла она росинку осторожно на листочке и понесла в нору. А по дороге встретился ей Зайчонок.
— Здравствуй, Лисонька, что несёшь? — спрашивает.
— Это не для твоих глаз! — отмахнулась она. — Такая редкость только для важных зверей.Дальше идёт — Белочка с ветки свисает:
— Дай взглянуть, Лисонька, что у тебя блестит?
— Не дам, — отвечает лиса, — ещё уронишь, потеряешь.Так и дошла она до норы. Хотела спрятать росинку, да только солнышко поднялось выше — и растаяла она, словно и не было.
Села Лисонька у пустого листочка, хвост поджала и вздохнула:
— Вот так-то… Хотела только себе оставить — и никому радости не дала, даже самой себе.С тех пор Лисонька стала делиться тем, что находила, — ведь радость, разделённая с другими, не исчезает, а множится.
А серебряная росинка? Говорят, на следующее утро её нашли сразу трое зверят — и долго смеялись, глядя, как солнце пляшет в капле.
skazoust Автор
07.08.2025 09:25Собственно: герой - характеристика - событие - действие - отсутсвие морали. Тут ключевой вопрос: причина действия и результат? В русских народнызх сказках действия условной лисы очень четко прослеживаются: голод/холод и т.п. Или хотя бы, как в стандартном сюжете, необходим конфликт/проблематика, которые разрешаются. Но ИИ на данный не способен на такое. Собственно, сказки (не все) несут некую поучающую роль: так делать плохо или так делать хорошо. А ИИ не способные на такую глубину понимания.
Dron007
07.08.2025 09:25Как же отсутствие морали? Мораль - "sharing is caring" даже чрезмерно явно изложена.
Kriminalist
Вы просто не умеете писать правильные промпты ;)
Jorell
Может тот писатель промпты и не писал!?) А писали его дети?