В прошлой статье про первую половину XX века я упомянул два важных момента в развитии дизайна детских книг в России и мире. После чудовищных событий (мировых войн и эпидемий) человечество повторно изобретает детство и обращает внимание на развитие ребенка не как «несамостоятельного взрослого», что практиковалось столетиями, а как на человека в особенном и важном периоде жизни. Еще один момент заключался в развитии технологий передачи информации, появлении телевидения, а следом и мультипликации, которая была нацелена именно на детскую аудиторию. Этот момент следует отдельно подчеркнуть, поскольку таким образом формировалась ЦА, которая пусть и неплатежеспособна, и несамостоятельна, но через которую можно влиять на бесчисленные массы. Запомним это и вернёмся позднее. В первые годы адаптации издательств к целенаправленной детской литературе художники-иллюстраторы обращались за вдохновением к искусству. Авангард и модерн смотрели на аудиторию не только с афиш, но и с книжных обложек. Однако, уже в 30-е годы эти стили стали активно замещаться, как благодаря развитию и влиянию мультипликации, так и благодаря смене социальной-политической культуры, особенно в России. Поворотной точкой в становлении Нового Дизайна (с большой буквы) стало появление летом 1936 года всем нам известной и любимой студии Союзмультфильм. Несмотря на то, что студия едва успела встать на ноги, когда началась мировая война, с её окончанием Союзмультфильму была поручена высочайшая задача.

Всплеск интереса к пропаганде и её роли в государственной идеологии, а также методологии работы с социумом, в послевоенное время заставили обратить внимание правительств по всему миру на детей. Как бы это не звучало ужасно, но немецкая практика воспитания и детской пропаганды не могла не оказать влияние на взгляды политиков из-за своей высокой эффективности за короткие сроки. А становление Холодной войны привело буквально к необходимости в работе с детьми для достижения долгосрочного социального эффекта. Иными словами, политики поняли, что гораздо проще передать детям необходимые ценности и получить в будущем лояльных граждан, чем навязать эти ценности с большими рисками взрослым. А самая простая связь государственного аппарата с детьми может происходить через литературу и телеэкран. И тогда интерес к детству превратился в одержимость детством, что привело с одной стороны к высокой политизации (переписывание учебников), но с другой стороны к расцвету и окончательному отделению детского дизайна от общесоциального. Но и это не единственная в те годы происходившая сепарация. В первые годы послевоенного времени, когда закончился этап восстановления и начался этап дальнейшего развития, встал вопрос о том, в каком направлении должно происходить это развитие в условиях Холодной войны. В это же время появилось такое понятие как «борьба с диснеевщиной», обозначающее отказ от проамериканского дизайна и сосредоточение на развитии собственного стиля. И этот стиль был выработан.

Если честно, довольно сложно охарактеризовать стиль детских обложек послевоенного времени из-за его простоты. Как можно охарактеризовать простой рисунок? Пожалуй, только в сравнении. Прежде всего следует отметить переход от абстракции к реализму. Изображения людей и животных стали гораздо точнее и детализированнее, плавнее, и даже социально-сатирическими. Так у городового на изображении ниже появляется живот, у школьников часто испачкан чернилами нос, бабушки носят обязательные платочки и т.п. При этом, в отличие от западной практики, выбор палитры для обложек советских детских книг в послевоенный период был мягким, пастельным, с дополняющими друг друга цветами. Западные обложки пестрели броскими расцветками, привлекающими внимание, и играли на контрасте. Обложки в СССР сосредотачивали внимание на основном изображении, которое описывало либо главного героя, либо сцену из книги. Обратите особе внимание на частое отсутствии какого-либо фона в композиции. Также можно обратить внимание на проявления в некоторых случаях наивного искусства, например, как на красной обложке книги «Звезда моя вечерняя» на изображении ниже. Мы можем видеть нарушение реалистичных форм, но не в сторону геометрии, как в авангарде, а в сторону упрощения, примитивизма, потери объема изображения. Не стоит забывать и про техническую составляющую дизайна. Обратите внимание на обилие акварельных рисунков, как наиболее распространенной техники среди художников-иллюстраторов.

Одной из важнейших дат развития дизайна обложек детских книг в СССР стало 12 апреля 1961 года. При том необходимо подчеркнуть не только значимость космического полёта Юрия Гагарина для цивилизации, но и вызов для фантазии художников-иллюстраторов. Для творчества в условиях социального реализма достаточно выйти на улицу или прочитать газету. Однако, как бы вы создавали композицию для обложки в стиле космического реализма, ничего не зная о космосе? Жанр и стиль научной фантастики ворвался в умы человечества и умы миллионов мальчишек (да и девчонок тоже) по всему свету, мечтающих отныне стать космонавтами. Это действительно был вызов, поскольку космическая область представляла собой нечто доселе невиданное. Если для сказочных сюжетов для дизайна всегда можно было обратиться к Средневековью, то где искать референсы для космических сюжетов? Некоторые нашли выход в морской тематике неизведанных глубин (глубина моря и глубина космоса). Некоторые развивали идеи существующих технических объектов: скафандр, космический корабль, ракета, искусственные спутники и т.п. Еще любопытнее, что пик интереса к космосу пришёлся на 80-е годы, когда появились и «Тайна третьей планеты», и «Гостья из будущего», и многие другие телевизионные фильмы. Словно целое десятилетие накапливались сюжеты для последующей экранизации.

Конец 80-х годов в СССР обозначился коренными изменениями в социально-экономической, политической и даже технической стороне жизни. Поэтому данный период можно считать окончанием второго этапа развития дизайна обложек детских книг в СССР, начавшегося еще в 30-е годы. Важнейшим моментом данного этапа стало выделение данного дизайна в отдельную категорию, объединившую тысячи людей, создающих произведения искусства целенаправленно для детей. Человечество перешло от формирования отношения к детству, к контролю над детством и даже манипуляции над детством. Тем не менее, для книжного дизайна в СССР было характерно преобладание идеологической основы над рыночной. Это также важный момент, о котором пойдёт речь в следующей статье. Стоит отдельно отметить становление отечественной мультипликации, которая за очень короткий период стала флагманом вдохновения для дизайна детских вещей. Отдельно отметить появление жанра научной фантастики, которая засияла яркой звездой на небосклоне жанров и стилей. Наконец, лично от себя хотелось выразить благодарность большому количеству советских художников-иллюстраторов, которые подарили замечательные художественные образы из детства, формируя уникальную и непередаваемую эстетику. Уверен, нам ещё предстоит вновь переоценить этот этап дизайна и насладиться его Возрождением в будущем.

Комментарии (1)


  1. Serge62
    12.09.2025 09:17

    С радостью присоединяюсь к Вам в благодарности советским художникам "детской вселенной"! Это огромный мир, где ребёнок (да, и взрослый) мог при помощи воображения создавать свои образы и пути между увиденным. Я из 1962-го, сохранил много детских книг из "той вселенной", с детьми и внуками учились на них и рассказывать и читать и рисовать!