Может ли древняя мечта воздухоплавания наконец стать реальностью благодаря новому союзу — инженера и алгоритма?
Помню, как впервые наткнулся на эту идею в учебнике по истории техники. Схематичный рисунок, похожий на яйцо, и подпись: «Вакуумный дирижабль Франческо Лана де Терци, 1670 год».

Это была одна из тех красивых, но совершенно безумных концепций, которые застревают в сознании навсегда. Аппарат легче воздуха, который поднимается не за счёт водорода или гелия, а благодаря «пустоте» — вакууму внутри прочной оболочки. Просто, элегантно и… физически нереализуемо, как казалось последние триста лет. Атмосферное давление неминуемо должно раздавить такую конструкцию, как пустую консервную банку. Однако за столетия технологии на месте не стояли. Сегодня мы в который раз возвращаемся к ней в истории технологий, но с современным осмыслением «невозможного». И как его технический обозреватель, хочу сразу расставить все точки над i. Представленный концепт «Аэросфера‑V1», как и эта статья, был бы слабо возможен без активного использования искусственного интеллекта. Я не скрываю этого, а наоборот, настаиваю: это современная и необходимая методология.
ИИ в подобной работе — это не совсем соавтор или генератор идей. Он — как интеллектуальный усилитель. Это своего рода высокоскоростной сопроцессор. Вы задаете вектор, формулируете проблемы, а ИИ же берёт на себя титанический объём рутины: от штурма гигабайтов технических отчётов NASA и ESA до виртуальных симуляций бесконечных вариантов потери устойчивости. Представьте: без него одна только оптимизация геометрии силовых рёбер заняла бы очень большое количество времени. Некоторые люди часто говорят о «девальвации авторства» и «машинном плагиате». Их можно понять, но не всегда согласиться. Для меня это звучит так же, как требовать от авиаконструктора проектировать самолёт на кульмане, а не в CAD, только из «чистоты инженерного искусства». Или тогда запретить физику-ядерщику использовать суперкомпьютер, вернув ему логарифмическую линейку. Может, опять вернуть гусиное перо или палочки по воску? Отказываться от новых инструментов — значит сознательно обрекать себя на стагнацию. Ценность работы — в новизне, точности расчётов и строгости выводов, а не в том, каким именно инструментом ты точил карандаш. Если вы скептически относитесь к ИИ, прошу вас задать себе всего один вопрос: почему прогресс должен игнорировать инструменты, которые расширяют границы нашего мышления, которое нельзя назвать идеальным?
В этой статье я насколько возможно в рамках имеющихся ограничений попытался совместить два подхода: технико-экономическое обоснование и живое, человеческое объяснение для всех, кому интересна эта тема. Мы с вами не ищем волшебную таблетку, а честно признаём все риски и необходимость долгих, кропотливых испытаний. Итак, давайте разберёмся, почему вакуумный дирижабль в XXI веке — это не совсем уже и фантастика, а сложнейшая, но решаемая, правда, на технической грани, инженерная задача. И как «цифровой напарник» помогает подобраться к её решению. Здесь мы используем термин «вакуумный» исторически, хотя технически речь идет о создании глубокого разрежения воздуха.
Исторический вызов: почему всё разбивается о стенку в 233 тонны
Принцип архимедовой силы для вакуумного дирижабля звучит обманчиво просто: откачай воздух из оболочки — и она взлетит, вытесняя плотный атмосферный воздух. Но проблема, как всегда, в деталях. Подъёмная сила оказывается весьма скромной, а разрушительное давление атмосферы — просто огромное.
Давайте возьмём для примера простейшую модель — сферу диаметром 3 метра (радиус 1,5 м). Наши расчёты, верифицированные ИИ (стандартные условия: 20°C, 1 атм), наглядно показывают и потенциал, и сложные проблемы. Подъёмная сила: скромный, но масштабируемый потенциал.
Плотность внешнего воздуха: ρᵢₙ = 1,204 кг/м³. Внутреннее давление:0,2 атм (оставляем немного воздуха для структурной поддержки; его плотность ρᵢₙ ≈ 0,241 кг/м³). Эффективная разница плотностей:Δρ = 0,963 кг/м³. Объём нашей сферы:V = ⁴⁄₃πr³ ≈ 14,14 м³. Подъёмная сила считается по классической формуле:
Fᵢₙ = Δρ · V · g = 0,963 · 14,14 · 9,81 ≈ 134 Н,
Что эквивалентно подъёму примерно 13,6 кг. Цифра, согласитесь, не очень и впечатляющая. Однако здесь в игру вступает масштабирование: объём растёт как куб радиуса, а площадь поверхности (а значит, и вес оболочки) — как квадрат. Для 10-метровой сферы полезная нагрузка измеряется уже тоннами. Исторически именно газонаполненные аэростаты без особой альтернативы и выиграли гонку в данной сфере, но вакуум (точнее, сильно разреженный воздух) дает большие преимущества: экологичность и относительную дешевизну, конечно, при доступной в цене оболочке. В экспериментальном исполнении её возможная цена будет достаточно высокой, что на этапе научно-исследовательской работы (НИР) вполне понятно.
Главный враг: потеря устойчивости (Buckling)
А теперь — к суровой реальности. Перепад давления всего в ΔP = 0,8 атм (~81 кПа) — это невидимый убийца. Площадь поверхности нашей сферы: A = 4πr² ≈ 28,27 м². Суммарная сила,сжимающая сферу:
F = ΔP · A = 81 × 10³ · 28,27 ≈ 2,29 × 10⁶ Н
Переведём на понятный язык: это примерно 233 тонны силы, давящие на нашу воздушную сферу. И проблема здесь не в прочности материала на разрыв — с этим современные композиты справляются. Проблема в buckling — потере устойчивости. Тонкостенная оболочка не «рвётся», а мгновенно, волнообразно схлопывается. Именно это явление похоронило десятки проектов — от чертежей XVII века до современных исследований в журналах AIAA. Даже если бы мы сделали сферу из цельного титана, она весила бы так много, что сводила бы на нет и всю подъёмную силу.
Вторая, не менее важная проблема — герметичность. Любая микротрещина, любой неидеальный стык приведут к подсосу воздуха и потере вакуума, требуя постоянной работы насосов и расхода энергии. Традиционные подходы, например, в ракетостроении, часто используют тяжёлые съёмные оправки, что для нас будет не совсем приемлемо.
Возможные решения: три кита концепции «Аэросфера-V1»
Где условный проект строится на трёх прагматичных принципах, вдохновлённых проверенными временем решениями — от геодезических куполов Фуллера до современных синтаксических пен. ИИ выступил здесь в роли сверхмощного оптимизатора, перебравшего множество вариаций материалов и геометрий. Это не догма, а итеративная основа для поиска. Если один «кит» даст трещину, у нас уже есть запасные варианты.
Кит №1: Несъёмная мембрана — сердце герметичности
Наша ключевая основа — отказ от тяжёлой и сложной съёмной оправки. Вместо неё используем ультратонкую полимерную мембрану (многослойный ламинат PET/EVOH/PE, толщиной 25–50 мкм), которую накачиваем до рабочего давления в 0,2 атм. Она остаётся внутри оболочки навсегда, выполняя две критически важные роли:
1. Абсолютный барьер: Её задача — обеспечивать герметичность на уровне ≤0,001 атм/час (сопоставимо с лучшими аэростатными покрытиями Goodyear или NASA). Для компенсации неизбежных микропотечь мы предусмотрели компактный диафрагменный насос (для прототипа — вынесенный, подключаемый по шлангу).
2. Внутренний «воздушный каркас»: При формовке основного корпуса надутая мембрана идеально распределяет давление, позволяя снизить вес силовой конструкции на те самые 20-30%.
Такие мембраны — не фантастика. Они уже много лет работают в стратосферных шарах, где условия куда суровее. Исследования ESA за 2022 год подтверждают их относительную надёжность.

По «полюсам» оболочки встраиваются два патрубка для формовки, вращения, вакуумирования и контроля: Нижний— для подключения вакуумного насоса и датчиков и верхний — для предохранительного клапана и точки подвеса при вращении.
«Шарик»подвешен словно в большом токарном станке, где в точках крепления — патрубках — подается/откачивается воздух. Происходит надув до 0,2 атм и активация Системы Активного Поддержания Давления(САПД) для стабилизации геометрии. При дальнейшем «запекании» препрегов через систему подается и поддерживается горячий воздух нужной температуры.
Кит №2: Геодезическая оболочка из синтаксического препрега
Против 233 тонн нужна не просто грубая сила и вес монолитного бетона, что не подходит к такой задаче, а интеллектуальная структура. Мы должны покрыть пленку, предварительно прошедшую плазменную активацию ≥20 Мпа для лучшей адгезии, тонкой сферической «кожей», усиленной рёбрами жёсткости, уложенными по геодезической сетке (для этого используем частоту v4 — это даёт оптимальное распределение нагрузки).
Материал: Это не просто углепластик. Используем и синтаксический препрег — эпоксидную смолу, наполненную множеством полых стеклянных или керамических микросфер. Плотность готового материала — всего 0,2–0,4 г/см³, а удельная жёсткость на сжатие в 5-10 раз выше, чем у традиционных композитов (данные из Composites Science and Technology).
На всю оболочку потребуется 16 кг препрегов(вместе с обрезкой), чистый вес — около 12 кг. Такой материал имеет очень высокий модуль упругости на единицу веса, что критически важно для борьбы с buckling. Углеволокно промежуточного/высокого модуля + качественные стеклянные/керамические микросферы. Смола с улучшенными свойствами. Смесь микросфер разного размера для более плотной упаковки и минимизации объема смолы. Плотность микросфер должна быть как можно ниже (0.2-0.4 г/см³).
Синтаксические системы на основе фенольных или цианатных эфиров могут быть еще легче и термостабильнее. Нужны будут волокна с модулем упругости от 230 Гпа и выше. Ткань саржевого или атласного плетения для лучшей драпируемости на сфере. 350-450 г/м² включает в себя и вес волокон, и вес смолы с микросферами. Это тот самый диапазон, который при многослойной укладке дает в теории необходимые нам 420 г/м² готовой оболочки. Промежуточный вывод: нужные материалы в потенциале сегодня существуют, но задачка еще та!
Формирование композитного пакета происходит в одной операции. На пленку укладываются два базовых слоя:
Слой 1— стеклопрепрег.
Дополнительно по линиям геодезической сетки v4 укладываются узкие полосы(формирует ребра) препрега шириной 20-30 мм.
Слой 2— углепрепрег.
Здесь ИИ провёл вычислительную оптимизацию. Алгоритм на базе генетических моделей при заданной массе в 13 кг нашёл подходящую геометрию рёбер v4, которая максимизирует критическую нагрузку. Результат: запас по устойчивости ≥2.0 при давлении в 0,8 атм, но опять же это в ИИ-теории. Рёбра принимают на себя до 80% нагрузки, перераспределяя её по всей сети. Для прототипа мы aim for монолитную оболочку, не подверженную деформациям.
Риски? Да, композиты могут быть хрупкими на удар. ИИ это учитывает, и в расчёты заложены гибкие демпфирующие прослойки. Альтернатива — эксперименты с углеродными нанотрубками (последние работы MIT, 2023), которые могут дать прирост жёсткости до 50%.
Здесь прекрасно слышны возражения скептиков: «А если ваши материалы не выдержат? Это же всё не проверенная практика!». И они будут абсолютно правы. Кто этим занимался, кто делал вакуумные шары? Единственный ответ на этот вызов — честные, прозрачные и многоэтапные испытания. Без них любой расчёт — просто интеллектуальное упражнение. Подчеркнем, что получение нужного материала с воспроизводимыми свойствами — одна из ключевых научно-технических проблем проекта.
Кит №3: Интеллектуальная in-situ полимеризация
Строить большой автоклав под НИР — дорого и непрактично. Предлагаем более изящное решение: превратить саму конструкцию в «интеллектуальную печь».
- Композитный препрег укладывается на надутую мембрану. 
- Всё это укрывается лёгким внешним гермокожухом (по сути, одноразовый модуль-автоклав). 
- Система под управлением ИИ (он отслеживает температуру и напряжения в реальном времени) подаёт горячий воздух (80°C) и контролируемое давление (0,5–0,7 атм) одновременно и внутрь мембраны, и в полость кожуха. Процесс длится 2-4 часа. 
Итог: Идеально круглая, монолитная и герметичная сфера, вес которой в теории не должен превышать 13 кг. ИИ оптимизирует температурные режимы, чтобы избежать внутренних напряжений.

Дорожная карта: от расчётов к полёту в ангаре
Возможные цели на ближайшие несколько лет реалистичны и сфокусированы на доказательстве или опровержении концепции.
Параметр Целевое значение
Диаметр 3,0 м
Объём 14,14 м³
Внутреннее давление 0,2 атм
Масса оболочки ≤13,0 кг
Подъёмная сила 13,6 кг
Полезная нагрузка ≥0,5 кг (с учётом внешнего насоса)
Герметичность ≤0,001 атм/час
Дорожная карта от ИИ (24 месяца):
Этап 0: Испытания материалов: Тестируем 20-30 плоских образцов и 2-3 сферы-демонстратора диаметром 0,5 м. Цель — жёстко проверить расчётные характеристики на buckling и герметичность. Только после этого и возможен переход к следующему этапу.
Этап 1: Сборка прототипа:Отработка технологии полимеризации, сборка полномасштабной «Аэросферы-V1», статические испытания на устойчивость (доведение давления до 0,75 атм в контролируемых условиях).
Этап 2: Лётные испытания:Зависание в ангаре с внешним вакуумированием продолжительностью ≥10 минут. 100 циклов нагружения-разгружения для проверки усталостной прочности. Сбор телеметрии и финальная верификация наших моделей.
Критерии успеха жёсткие, но при определенных условиях уже достижимые: отсутствие деградации материалов и способность прототипа оторваться от земли без внешней поддержки. Если мы провалимся на каком-то этапе — это не конец. Это повод для новой итерации.
Открытый вызов:
Пример с «Аэросферой-V1» с самого начала задумывался как open-source проект. Все прекрасно понимаем, что «специальности инженер по вакуумным дирижаблям» не существует. Здесь все — первопроходцы.
Представленная концепция — не истина в последней инстанции. Это, скорее, набор «маяков», показывающих возможное направление мысли. Просто ждать конструктивной критики — её у ИИ и так предостаточно! Но лучше— идеи: Если у вас есть лучшее решение — предлагайте, присоединяйтесь к обсуждению.
Задачка старая, сложно решаемая (если вообще решаема в нашем технологическом развитии?), но этим для современников и привлекательно интересная.
 
           
 
RusikR2D2
А зачем? при таком остаточном давлении внутри, сравнимый по размерам гелиевый шар будет давать большую подъемную силу (не говоря уже про значительно более легкую оболочку). А водородный еще больше.. И компенсацию утечек значительно проще проводить.
Max-G Автор
Спасибо за важное уточнение! Вы совершенно правы, и этот вопрос затрагивает саму суть экономической и инженерной целесообразности проекта. Давайте разберем его по пунктам.
1. Подъемная сила и "легкая оболочка".
Ваш расчет верен. Для прототипа или небольшой платформы гелиевый шар будет эффективнее. Но наша цель — не создать конкурента существующим аэростатам, а решить системные ограничения, которые проявляются при масштабировании и долговременной эксплуатации.
Масштаб: При увеличении объема сфера вакуумного аппарата становится прочнее и легче относительно подъемной силы (закон квадрата-куба работает на нас). Для гелия же вес оболочки и систем управления плавучестью растет почти линейно с размером.
"Вечная" подъемная сила: Вакуумная система не требует дорогостоящего и утекающего рабочего тела (гелия). Через 10 лет эксплуатации ваш гелиевый дирижабль потратит миллионы на replenishment газа, а «вакуумный» — ноль.
2. Водород — палка о двух концах.
С водородом вы получаете максимум подъемной силы, но в придачу — колоссальные риски и затраты на системы безопасности, сертификацию и страхование. Вакуумная система по умолчанию безопасна — утечка это просто воздух, а не гремучая смесь.
3. Компенсация утечек — ключевой миф.
Вот здесь ваш аргумент кажется неоспоримым, но это не так. Компенсация утечек гелия — это не "проще", а принципиально иной и часто более сложный вызов.
Гелий: У вас есть постоянная и неконтролируемая утечка самого дорогого элемента конструкции. Вам нужны системы его рекуперации, хранения, дозаправки. Молекула гелия — одна из самых проницаемых, она проходит через материалы, через которые воздух не проходит.
"Вакуум": У нас утечка — это медленное падение давления из-за микроподсоса воздуха. Здесь компрессор не должен быть сложным — ему нужно откачивать не уникальный газ, а обычный воздух, и делать это можно с меньшей точностью и в прерывистом режиме. Энергозатраты могут быть сопоставимы с системами поддержания давления в гелиевом баллонете.
Вы задали главный вопрос: "Какой ценой (а зачем?)?"
Гелий/Водород: Низкая начальная цена, но высокая эксплуатационная (газ, безопасность).
"Вакуум": Запредельно высокая начальная цена (материалы, R&D), но потенциально низкая эксплуатационная составляющая.
Это поиск решений не для завтрашнего дня, а для послезавтрашнего, где независимость от дефицитных ресурсов и долговременная автономность будут стоить любых первоначальных сложностей.
RusikR2D2
Возможно, проще нейросеть встроить в сам Хабр, чтобы она и комментарии писала и статьи... Если бы мне был интересен ответ нейросети, я бы у нее и спросил.
Max-G Автор
Согласен с Вами, что тяжело спорить с нейросетью. Так весь концепт на этом и построен и большой раздел в начале написан не просто так.
PereslavlFoto
То есть вы признались, что не хотели писать.
Так зачем было мучить себя? Не хотите — и не пишите.
Umkasik
Ну смысл есть, например, для управляемости. Качая туда сюда воздух, можно добиться изменения подьемной силы с большой скоростью и точностью, и оно сможет плавать прямо, как подводная лодка. Ну и цена, гелий то дорогой. И еще одно применение это сверх высокий аэростат. Пусть внизу его раздавит, но если подняться до 40 км, там уже и так нет давления, но гелий уже перестает работать, зато мы можем продолжать откачивать вакуум и взлететь до самого космоса. А у меня другой вопрос, почему бы не сделать несколько оболочек, вложенных друг в друга. Между стенками можно сделать небольшой перепад давления, скажем всего 0.1 атм и постепенно понижать пока не дойдет до 0 в центре шара. И распорки между ними сделать, что только увеличит прочность при минимальном весе.
RusikR2D2
Чем меньше плотность окружающего воздуха (чем выше), тем меньше будет подъемная сила. И тяжелая оболочка вакуумного дирижабля тут проиграет. У автора 3м шар имеет оболочку 13кг, тогда как гелиевый будет весить менее 100гр (в случае с одноразовым шаром). Сделав внутри гелиевого шара дополнительный шар с воздухом и закачивая его туда или откачивая можно добиться той же самой "точно управляемой плавучести".