Музыканты — ребята творческие. И называют они себя и свои произведения тоже творчески. Иногда так заковыристо, что программистам стримингов и музыкальных сервисов остается только посочувствовать.

Вот, казалось бы, что может быть проще: создать базу треков и исполнителей. Пишем имя артиста/группы, название альбома, список треков и даем возможность по ним искать. Но потом натыкаемся на исполнителя Prince, который изменил своё имя на знак, который не существует и начинаем печалиться, потому что непонятно, как его искать после переименования. Фанаты вроде как нашли выход и предложили использовать 4 спец.символа юникода Ƭ̵̬̊, что тоже похоже на костыль, а задавать старое имя как псевдоним, вроде как концептуально неправильно. Ну или попадаются металлюги Brouillard, у которых каждый альбом называется так же - Brouillard. А каждый трек внутри альбома имеет такое же название.

Но это еще цветочки, потому дальше тесты целостности библиотеки начинают падать, так как в ней попадаются треки длиной либо одну секунду, либо 639 часов. Ну или встречаются треки с нулевым номером, потому что это так называе "секретные" композиции, которые можно было найти включением первого трека и переключением плеера назад. Как вы понимаете, сегодня мы поговорим о музыкальных edge-случаях. Заходите, будет интересно.

Символы вместо названий

Раз уж мы начали с символом вместо названий, давайте приведем несколько примеров таких композиций:

  • † от Justice (в вики его предпочитают называть Cross, т.е. "крест").

  • ★ от Девида Боуи

  • () от Sigur Rós

  • ⬛ от Caravan Palace

Кстати, любовный символ "певца, ранее известного как Prince", официально назывался Love Symbol #2 и выглядел так:

Чтобы его написать, фанаты используют четыре юникод-символа: 

  • U+01AC, Латинская заглавная буква T с крючком, Ƭ

  • U+030A, Комбинирующий кружок сверху, например с буквой, Å

  • U+0335, комбинирующий знак, перечеркиват букву

  • U+032C, комбинирующий знак, ставит галочку под букву.

В итоге все равно получается какая-то ерунда: Ƭ̵̬̊. 

Еще интересно, что обязательное использование юникода в названиях исповедует жанр Витч-хауса (российские исполнители не исключение). Как пишут в википедии "использование символов Юникода подразумевало невозможность поиска музыки онлайн посредством их ввода в поисковых запросах, что способствовало бы изоляции витч-хауса от остальной музыки в целях сохранения индивидуальности жанра".

Для тех, кто хочет копнуть глубже, вот еще несколько "шедевров" из беседы с разработчиками Navidrome - опенсорсного сервера потоковой музыки) :

  • KEYGEN CHURCH выпустили два альбома: "░█░█░░█░█░█░" и "░ ▒ ▓ █"

  • Spın̈al Tap - обратите внимание на точку без i и металлические умляуты над n

  • И завершаем подборку альбом Four Tet с названием ⣎⡇ꉺლ༽இ•̛)ྀ◞ ༎ຶ ༽ৣৢ؞ৢ؞ؖ ꉺლ , который ломает верстку странице Википедии. Причем в вики даже жалобную плашку повесили - мол, у нас тут нестандартный юникод, не надо нам репортить об ошибке

Еще немного издевательств

Забавно получается, когда музыкой начинают заниматься IT-шники. К примеру, проект Master Boot Record занимается переосмыслением музыки из классических игр. Ну и альбомы у них называются соответственно:

Ну или как вам название "///////-//-/////" от группы с говорящим названием The You Suck Flying Circus (я бы перевел их как "летающий цирк "Отстой").

Врезка: кстати, такими проблемами озадачены не только в музыке. Так в Великобритании недавно и запретили названия компаний, содержащие компьютерный код. Поводом послужило то, что некто зарегистрировал компанию под названием "; DROP TABLE "COMPANIES";-- LTD".

А иногда названия и вовсе отсутствуют. К примеру, у 7-го альбома Rammstein или 8-го альбома Korn (название группы, кстати, тоже непонятно как правильно писать). Из русскоязычных авторов это "Сектор Газа" с концертным "альбомом без названия" и Николай Носков, выпустивший в 2012 году такую же пластинку.

Назови своё имя

Ок, проблема с названиями понятна. Но они, названия, хотя бы статичны. И при определенной изворотливости их можно отобразить. А вот как быть, когда сами исполнители со временем меняют своё имя? Как тот же Prince из вступления. Ну или P. Diddy, который в разное время был Sean Combs, он же Puff Daddy, он же P. Diddy, он же Гога, он же Diddy, он же Love. И это еще не полный список его псевдонимов.

Тут появляется важный вопрос, связанный с творчеством как таковым: если в определенный момент времени исполнитель считает себя вот этим персонажем, корректно ли показывать другие альбомы и треки этого человека, когда он называл себя иначе? И как тогда выстраивать поиск?

И стоит нам ответить на этот вопрос, как появляется какой-нибудь GZR, который именует себя "g//z/r" на первом альбоме, "geezer" на своем втором и GZR на третьем. Вроде как все один персонаж, просто это такое концептуальное написание

Но ладно с изменениями имен, которые делаются намеренно. А что делать с транслитерацией сложных фамилий? К примеру, свет наш Пётр Ильич Чайковский как только не записан в музыкальных базах. Про Шостаковича даже смотреть страшно.

Вообще с классической музыкой открывается дополнительный уровень сложности. Потому что композитор и название композиции может быть в единственном экземпляре, а вот исполнителей - множество. Да даже больше - у исполнителей может быть несколько версий исполнения, которые вообще непонятно как отображать. И кто возьмется решать, какое исполнение надо выводить первым как ответ на поиск?

Поэтому любители классической музыки предпочитают специализированные сервисы, где эти проблемы учтены.

Трудности перевода

Ок, случай с Чайковским показывает, что переводов может быть несколько. Но как быть, когда сталкиваешься с региональными особенностями изданий? К примеру, у The Eminem Show Эминема имеется 17 версий издания.

Или есть такая группа Sybreed. В ее альбоме Antares присутствует 12 треков. В российском издании треков становится 11, а в Европейском и вовсе остается 8.

Спотифай, кстати, показывает как раз версию с 11 треками.

Еще один забавный случай, уже именно со странной "локализацией". У Оззи Осборна есть альбом Speak of the Devil, который в Англии назвали Talk of the Devil. Хотя, казалось бы, и то и то английский.

Когда проверки не помогают

Мы все любим тесты. Но как быть, когда встречаются треки длительностью от 1.3 секунды (трек You Suffer от Napalm Death, занесенный в книгу рекордов Гиннеса как самый короткий трек в истории музыки). Кстати, Яндекс Музыка играет её 4 секунды, из которых 2.7 - это тишина, что делает его равным по продолжительности треку Павла Воли "Самый короткий трек в мире (Ждём номинацию в книге рекордов Гиннеса)". А еще есть трек: The Rise and Fall of Bossanova продолжительностью 13 часов, который хоть для какого-то удобства делят на 5 частей. Тут простыми проверками не обойтись.

А как быть с так называемыми секретными треками? С воцарением CD-дисков появилась такая фишка как pre-gap, когда треки прятались перед первым треком и попасть на них можно было только включив первую композицию и перемотав на плеере вперед (пример Ferocious Soul из альбома Muse Sick-n-Hour Mess Age от Public Enemy). В списке треков эти композиции, естественно, тоже не упоминались.

По сути, перед нами самая настоящая музыкальная пасхалка, использующая технологию своего времени. И если мы переносим этот альбом на стриминг, то корректно ли переносить и этот трек, и если да - то как его нумеровать? И как показывать в списке треков? К слову, ни Спотифай, ни Яндекс Музыка этот трек в списке альбома не показывают.

Еще один способ прятать треки - включать их после паузы (длительной или короткой - тут уже на усмотрение творца) в финальном треке. Т.е. технически играет все еще официально объявленный трек, а вот композиция уже другая.

Скрытый текст

Наиболее известной "скрытой песней" считается "Endless Nameless" группы Nirvana, с альбома "Nevermind". Она начиналась примерно через 10 минут после окончания последней официальной песни "Something in the Way". Вице-президент по маркетингу Geffen Records Роберт Смит объяснял ее появление в 1991 году так: "Это была своего рода шутка группы - мы не собирались указывать ее на коробке и вообще упоминать о ее существовании. Это для того человека, который включает CD, он заканчивается, они ходят по дому, и через десять минут... Бабах!"

Однако "игра в прятки" сыграла злую шутку с самим альбомом - дело в том, что звукоинженер на мастеринге решил, что запись закончилась из-за долгой паузы и просто обрезал трек. Ошибку обнаружили только после того, как напечатали первые 40,000 копий. В итоге сейчас существует две версии этого альбома - со скрытым треком и без него. Естественно, обе версии имеют идентичный список композиций.

Здесь было бы логично упомянуть скрытые треки российских авторов, но по странному стечению обстоятельств, все известные автору случаи имеют плашки иноагентов. Поэтому ограничимся импортными примерами.

Заключение

Как видите, музыкальные метаданные могут быть настоящей головной болью для разработчиков. Тут и проблемы юникода, и версионирования, и локализации, добавим еще исторические изменений и замешаем на творческой свободе артистов, которые класть хотели барабанные палочки на все эти конвенции именования. Кстати, забавно, что главные «потрясатели основ» — это металлисты и прочие рок‑деятели. 

И если для обычных пользователей все что перечислено выше — просто интересные факты, то для программистов это часы дебага, костыли в коде и вечные споры о том, как правильно хранить и индексировать данные.

Бонусный трек

Во время поиска музыкальных «аномалий» я наткнулся на интересную историю про то, как музыка и музыканты могут менять жизнь целой страны. Она не очень подходит к общему повествование, но интересна сама по себе. Поэтому я включил ее в этот «скрытый трек».

Итак: в 1970-х годах в Республике Верхняя Вольта (ныне Буркина‑Фасо) существовала джазовая группа Tout‑à‑Coup Jazz, что в переводе с французского означает «внезапно». На гитаре в ней играл Томас Санкара, а его близкий друг — Блез Компаоре был вокалистом.

В 1983 году в стране произошел военный переворот, в результате которого Санкара стал президентом. Будучи главой государства, Санкара продолжал играть на гитаре для официальных гостей и даже выступал во время кампании по вакцинации детей в сельских районах. Более того, он написал гимн для переименованной страны и поддерживал местных музыкантов.

История закончилась трагически: в 1987 году Санкара был «внезапно» убит в результате военного переворота, организованного вокалистом его же бывшей группы Блезом Компаоре, который затем правил страной 27 лет. Чем занимался басист этой группы — неизвестно.

Комментарии (69)


  1. DjUmnik
    29.10.2025 07:47

    Можно ли найти песню Земфиры (*внеземной агент) - по слову "бесконечность"?


    1. Un_ka
      29.10.2025 07:47

      Да
      Да
      Да


  1. polearnik
    29.10.2025 07:47

    большинство проблем решается полем комментарий в который можно писать уже что угодно


  1. Blast_Furnace
    29.10.2025 07:47

    Spın̈al Tap - обратите внимание на точку без i

    Может всё же "i без точки"? Или я просто не оценил шутки...

    альбом Four Tet с названием ⣎⡇ꉺლ༽இ•̛)ྀ◞ ༎ຶ ༽ৣৢ؞ৢ؞ؖ ꉺლ

    Это не название альбома, а один из псевдонимов, что явно и указано на странице исполнителя. Названия же альбомов (хотя, справедливости ради, это не альбомы, а синглы и EP, что, опять же, указано прямым текстом) идут дальше на скриншоте.

    такая фишка как pre-gap, когда треки прятались перед первым треком и попасть на них можно было только включив первую композицию и перемотав на плеере вперед

    Если "перед первым треком", то мотать надо уже назад.


  1. ofthevoid
    29.10.2025 07:47

    если бы я был музыкантом, я бы пошёл искать самое часто используемое слово на английском языке. и взял бы это как название группы. так было бы просто нереально искать в поиске. а названия треков оставлял бы пустыми.

    хотя ещё больше мне нравится имя группы в виде обычного символа пробела, и названия треков такие же.

    хорошая статья, было интересно читать


    1. Kerman
      29.10.2025 07:47

      "The"


      1. homya4ok
        29.10.2025 07:47

        Уже занято с 1979. The The. И, кстати, прекрасно ищется поисковыми системами.


        1. ofthevoid
          29.10.2025 07:47

          тем лучше если занято, если будет 50 разных the, то поиск сломается


          1. k4ir05
            29.10.2025 07:47

            Так это ещё хорошо если будут разные. А то некоторые (например Qobuz) тупо объединяют дискографии. Никто ж не запрещает использовать существующее название. Разве что в рамках одной страны, наверное.


        1. Moog_Prodigy
          29.10.2025 07:47

          А была ли музыкальная группа The The Rev ? Не была, ну если чо я первый в цари буду =)


        1. tongohiti
          29.10.2025 07:47

          Уже занято

          Тогда "A".

          (даже не хочу проверять....)


      1. id_Alex
        29.10.2025 07:47

        Live - прекрасная группа кстати!


    1. Melirius
      29.10.2025 07:47

      Когда-то имел проблемы с поиском одноименного альбома группы Sky.


    1. yargolubev
      29.10.2025 07:47

      Cellar door о котором писал Толкиен уже занято.


    1. vadim_bv
      29.10.2025 07:47

      Есть группа "A"


      1. Vsevo10d
        29.10.2025 07:47

        Это же та выпустившая мощный сингл на MTV, а затем альбом какого-то говна?


        1. vadim_bv
          29.10.2025 07:47

          Не знаю, у меня в плейлисте две песни: Old Folks и Monkey Kong 1999 года


    1. Sumio_Mondo
      29.10.2025 07:47

      Yes ничего такие


  1. Guid0Fawkes
    29.10.2025 07:47

    Как же скучно я живу...

    При составлении своей музыкальной коллекции до сих пор самой большой проблемой, если это можно так назвать, была передача в названии композиции «?». Обычно меняется на «_».
    А уж ворчание по поводу несовпадения дат выхода релиза у Discogs и какого-нибудь музыкального стриминга...

    Век живи — век удивляйся.


    1. DmitTrix
      29.10.2025 07:47

      … передача в названии композиции «?» … меняется на «_»

      Ну, это какое-то кодирование с потерями получается… :)

      Сегодня Юникод есть практически везде. Большинство, если не все, «проблемные» символы можно (без особых проблем с читабельностью, как минимум для человеков) заменять на соответствующие символы из блока Юникода Halfwidth and Fullwidth Forms. Там и вопросительный и восклицательный знаки есть, и прямой и обратный слэши, и (прямые) апострофы с кавычками, и звёздочка, и ещё много чего.

      Ну и другие варианты есть, типа:

      • ? → ﹖(SMALL QUESTION MARK, U+FE56), или чисто визуально ʔ (LATIN LETTER GLOTTAL STOP, U+0294)

      • / → ⁄ (FRACTION SLASH, U+2044)

      • " " → “ ” (LEFT DOUBLE QUOTATION MARK, U+201C; RIGHT DOUBLE QUOTATION MARK, U+201D)

      • и т. д.


      1. Blast_Furnace
        29.10.2025 07:47

        В тэгах аудиофайлов все проблемные знаки можно прописывать и без применения юникода. А вот вести коллекцию через имена файлов, а не их тэги - решение странное, как мне кажется.


      1. Guid0Fawkes
        29.10.2025 07:47

        @DmitTrix Благодарю за идею с вопросительным знаком и ссылку на Halfwidth and Fullwidth Forms!

        Оказывается, есть даже альтернативное двоеточие! Встречается в названиях коллективов и треков реже, чем «?», но тем не менее...

        @Blast_Furnace С тегами вопросов нет. А сами директории и файлы Вы бы предложили называть по какому принципу?
        Представьте, что Вы — диджей. И отбираете себе треки для сета. Будете просматривать теги каждого трека, названного как-то иначе, нежели обычное %artist% - %title%?
        Я не DJ, но за более чем 25 лет использования музыкальных файлов так и не нашёл лучшего варианта нейминга файлов, чем %track_number% - %artist% - %title%. Как вариант, если альбом одного артиста, то можно без %artist%. Но это опять же в случае, если трек не будет использоваться вне своей директории. Иначе нужен артист, а вот номер трека в имени файла теряет смысл при использовании вне релиза.
        Из чего, кстати, можно сделать вывод, что в разных ситуациях удобны разные схемы именования файлов. Веб-разработчики вообще могут организовать залив и хранение на сервере файлов с рандомным именем, а метаданные сохранять в БД. Но это точно не для домашней коллекции.


        1. DmitTrix
          29.10.2025 07:47

          У меня трёхуровневая структура директорий:

          %artist%/(%year%) %albumName%/%artist% - (%year%) %albumName% - %trackNum_2digits_withLeadingZero% - %trackName%

          Со временем пришёл к тому, что именно такая структура, с дублированием инфы в именах директорий и файлов, мне удобна.

          @Blast_Furnace Понятно, что в тэгах все символы можно использовать. Но файлы (и директории, где они лежат) всё равно как-то же должны называться – а раз так, то удобно всю важную информацию иметь доступной прямо в именах. И тогда можно, к примеру, отcортировать список файлов в чём угодно, что умеет сортировать по алфавиту (хоть в плеере, хоть в Excel, хоть в терминале…), и получить логичный порядок. Или, скажем, легко использовать find, grep и т. п.


          1. Blast_Furnace
            29.10.2025 07:47

            И тогда можно, к примеру, отcортировать список файлов в чём угодно, что умеет сортировать по алфавиту (хоть в плеере, хоть в Excel, хоть в терминале…), и получить логичный порядок. Или, скажем, легко использовать findgrep и т. п.

            Это какой-то реальный юзкейс, или просто натягивание совы? Я, честно говоря, не могу придумать, какая ежемесячная отчётность требует вот таких вот сортировок музыки в экселе, или поиска через grep. С чем из этого не справится современный медиаплеер с библиотекой?
            Что я потеряю, если есню "Friend?" буду хранить в виде файла "08 - Friend.mp3"? Или вместо названия альбома "...Ich Töte Mich Jedesmal Aufs Neue, Doch Ich Bin Unsterblich, Und Ich Erstehe Wieder Auf; In Einer Vision Des Untergangs..." назову папку просто "02 - Ich Töte Mich Jedesmal Aufs Neue (1994)"? Как Вам файл с именем "Sopor Aeternus & The Ensemble Of Shadows - (1994) ...Ich Töte Mich Jedesmal Aufs Neue, Doch Ich Bin Unsterblich, Und Ich Erstehe Wieder Auf; In Einer Vision Des Untergangs... - 05 - Im Garten Des Nichts (A Secret Light In The Garden Of My Void).mp3", внушает?
            Про структуру написал ниже, чтобы не дублировать и не подумали, что я призываю всё сваливать в одну кучу.


        1. masterthemac
          29.10.2025 07:47

          А сами директории и файлы Вы бы предложили называть по какому принципу?

          Если вся информация содержится в метаданных и существует удобный UI для работы с метаданными, то папки и файлы можно называть рандомными uuid. Правда придется всегда только через этот UI работать.


          1. Guid0Fawkes
            29.10.2025 07:47

            Как ни крути, получается дополнительный уровень косвенности. Чтобы послушать какой-то трек в любимом проигрывателе, придётся идти в этот UI, искать соответствие метаданных и файла в ФС. Потом уже загружать трек по uid.
            Имхо, эта история хороша для бэкенда, а не повседневной жизни.

            Да, ещё была такая история на заре появления дисков с mp3-дискографиями, когда вставляешь диск в привод, он запускается, на экране возникает какое-то окно-фантазия дизайнера, где в кастомном браузере можно серфить дискографию, отбирать треки и слушать в этом же окне. Вот такой уникальный UI.
            И я помню, как у меня впервые подгорело, когда захотелось послушать в любимом винампе, а файлы на CD были с цифровыми названиями.


            1. masterthemac
              29.10.2025 07:47

              Чтобы послушать какой-то трек в любимом проигрывателе

              Эх, любимый проигрыватель... Любимый проигрыватель, так-то, тоже может иметь ограничения. Может не читать файлы с именами, содержащими символы отличными от какого-то ограниченного набора. Может не позволять путешествовать по папкам вообще или только до какого-то уровня вложенности, т.к. иначе получается слишком длинный путь, а разработчики переменную ограничили в длине...

              По идее почти все современные проигрыватели умеют работать с m3u. Можно метаданные треков в нем вести, тогда и отдельного приложения не понадобится.


        1. Blast_Furnace
          29.10.2025 07:47

          Представьте, что Вы — диджей. И отбираете себе треки для сета. Будете просматривать теги каждого трека, названного как-то иначе, нежели обычное %artist% - %title%? Я не DJ, но

          Честно говоря, я не совсем понимаю сути этой логической цепочки. Если Вы не DJ, то зачем мне представлять его [довольно специфичные] потребности? Вы, должно быть, удивитесь, но DJ для сета скорее будет отбирать трэки в первую очередь по BPM (для удобства сведения), а не по артисту; при условии, конечно же, что этот сет для, например, рэйв-вечеринки, а не свадебного корпоратива, где надо будет просто включать свежие и не очень хиты эстрады (с чем справится и плэйлист в винампе).

          Веб-разработчики вообще могут организовать залив и хранение на сервере файлов с рандомным именем, а метаданные сохранять в БД. Но это точно не для домашней коллекции.

          Поздравляю, мы изобрели медиапроигрыватели с поддержкой библиотеки: iTunes, AIMP, тысячи их. Да даже минималистичный foobar2000 может отображать всю муз.коллекцию на основании тэгов, а не имён файлов. Чем они плохи для домашнего пользования? Айтюнсом, к слову, управляю своей библиотекой со времён выхода/покупки iPod Classic, возможно именно это и приучило меня к наведению порядка в тэгах.

          Файлы и папки у меня тоже по красоте, но без излишеств.
          Music
          ├── Artist A
          │   ├── 01 - Album 1 (Year)
          │   │   ├── 01 - Track 1.mp3
          │   │   ├── 02 - Track 2.mp3
          │   │   └── 03 - Track 3.mp3
          │   └── 02 - Album 2 (Year)
          │       ├── 01 - Track 1.mp3
          │       ├── 02 - Track 2.mp3
          │       └── 03 - Track 3.mp3
          └── Artist B


          1. Guid0Fawkes
            29.10.2025 07:47

            Вы, должно быть, удивитесь, но DJ для сета скорее будет отбирать трэки в первую очередь по BPM (для удобства сведения), а не по артисту; при условии, конечно же, что этот сет для, например, рэйв-вечеринки,

            Чуть не так. Кроме BPM, может играть (роль), например, тональность — для гармонического сведения. И то, и другое, конечно, не пропишешь в названии.

            Я, как будущий DJ — надеюсь, хотя бы домашне-дружеского разлива — отбирал бы отнюдь не по BPM. В конце концов в рамках одного стиля BPM плюс-минус отличается не так сильно, и его можно подгогнать. А если сильно — тем хуже для трека :) По крайней мере, в составе конкретного сета.
            А вот по конкретному треку, его мелодике, настроению, энергетике, общей "вписываемости" в сет — да.
            Но тут, конечно, на любителя. Как есть не один вариант сведения, так и способов удобной организации треков множество.

            Поздравляю, мы изобрели медиапроигрыватели с поддержкой библиотеки: iTunes, AIMP, тысячи их. Да даже минималистичный foobar2000 может отображать всю муз.коллекцию на основании тэгов, а не имён файлов. Чем они плохи для домашнего пользования?

            Не изобрёл :) Проходил "айти-вкатунские" курсы, где было про сохранение файлов в БД.
            А плееры ничем не плохи. foobar — до сих пор зверь. Но теги это боль. Не Фубара, а горе-писателей тегов. Как только видишь, сразу же возникает желание править неверную информацию.

            Файлы и папки у меня тоже по красоте, но без излишеств.

            У меня примерно так же. Только между музыкой и артистом есть ещё дополнительный уровень — директория с названием жанра. Также если альбом выпущен под вывеской артиста, но в треках не только его работы, то прописываю между номером и названием ещё и артиста(-ов). Для достоверности, да и не только.

            В общем, любая организация файлов, где не видно артиста и/или наименование трека, вводит дополнительный уровень косвенности. Всё как написал @DmitTrix:

            Но файлы (и директории, где они лежат) всё равно как-то же должны называться – а раз так, то удобно всю важную информацию иметь доступной прямо в именах.

            Была ещё мысль организовать музыкальную медиатеку не по артистам, а по лейблам. Но тут сразу две проблемы:
            — нужно держать в голове, где (на каком лейбле) вышел тот или иной альбом/сингл интересующего артиста с интересующим треком;
            — отнюдь не каждый релиз даже на "топовом" для тебя лейбле представляет интерес, а хранить ненужное не хочется.


  1. NotSlow
    29.10.2025 07:47

    МакSим альбом "мой рай" 2007 последний 12й трек заканчивается на 5:25, потом минута паузы и потом скрытый трек

    Стеклоглазка

    Или вот этой нет ни в одном альбоме:

    Заведи

    Ну и к написанию тоже есть вопросики: Максим, Maksim, МакSим


  1. djawshan
    29.10.2025 07:47

    На альбоме "Перевал" группы Мельница есть скрытый за пятиминутной паузой трек


  1. domix32
    29.10.2025 07:47

    А вот как быть, когда сами исполнители со временем меняют своё имя?

    А ещё есть вариант, когда данных в трек не записали и ты слушаешь трёх разных Unkown Artist - Track 01. Один это трекс который вытащили с CD, другой скачали из сети, а третий это просто кусок сета, который вырезали из общего.

    только включив первую композицию и перемотав на плеере

    перемотать CD? Это как? Я б понял перемотку на кассетах, но не помню чтобы у CD была перемотка назад, да ещё и игнорирующая маркеры треков.


    1. SuperTEHb
      29.10.2025 07:47

      игнорирующая маркеры треков

      Рискну предположить, что именно в этом и дело. Первая дорожка - "пустая" якобы. И вместо переключения на следующий трек требуется либо подождать существенное время, либо переместиться по этой же дорожке дальше.


    1. Mixael-L
      29.10.2025 07:47

      Легко моталось в обе стороны. Кнопки соответствующие есть.


      1. domix32
        29.10.2025 07:47

        Я с такими технологиями не общался, только переносной проигрыватель был. Но не помню была ли там промотка в принципе или только переключение треков. При этом совершенно точно поддерживало переключение альбомов, то бишь папок на диске.


        1. vladkorotnev
          29.10.2025 07:47

          На сд аудио вообще трек — понятие условное. Отдельно лежит длиннющий звуковой блок в PCM формате, отдельно таблица, дескать, трек 01 это вот с такого-то сэмпла по такой-то.

          При этом внутри треков ещё индексы есть, но это толком не прижилось, не считая стандарта, что пауза между треками лежит в 0 индексе и сама песня в 1 индексе. За всю жизнь встретил лишь два плеера, умеющих отображать номера индексов, из которых один — собственной разработки %)

          Через них, кстати, и получался тот самый пре-гап — вставляем музыку в 0 индекс 1 трека, а плееры все приучены при старте диска начинать с 1 индекса 1 трека, и пролистывать между треками всегда сразу на 1 индекс, вот и вся хитрость. При перемотке на индекс пофиг, "скроллим" внутри того самого длиннющего блока данных, и рассчитываем и показываем номер трека пост-фактум.


    1. g1itch3d_r0m
      29.10.2025 07:47

      Есть один пример: давным давно слушал диск-сборник русской поп-музыки 00ых "Дискотека. Переходный возраст". Начинался он с трека "Танцы" Reflex, но если на музыкальном центре нажать ⏮️, то проигрывалось известное "It really whips the Llama's ass!". Думаю, эта "пасхалка" была на многих музыкальных CD тех времен.


    1. kissmywing
      29.10.2025 07:47

      перемотать CD? Это как? 

      эта функция была на многих плеерах + была возможность программировать последовательность исполнения треков при желании. Было очень удобно, на самом деле


  1. yargolubev
    29.10.2025 07:47

    А потом программисты учат нейронки и они такой вакханалии ломаются.

    Кстати отличное решение использовать спецсимволы что, сборщики данных не могли правилбно пометить данные


  1. vadim_bv
    29.10.2025 07:47

    А вот как быть, когда сами исполнители со временем меняют своё имя

    Вообще не проблема. Для этого в модели данных придумали термин SCD (slowly changing dimension).
    Ну и "исполнитель" в зависимости от композиции - ну тоже ж не проблема. Есть автор, есть исполнитель. Есть год (дата) исполнения.


    1. Guid0Fawkes
      29.10.2025 07:47

      Тоже не понял этот момент в статье. Тут же главное, чтобы конкретный исполнитель имел одно имя в каждый отдельно взятый момент времени.
      Ищущие тот или иной трек в большинстве своём бывают в курсе перепитий переименования искомого исполнителя. Поэтому не должно быть проблем с поиском.


  1. rdp
    29.10.2025 07:47

    Пётр Ильич Чайковский как только не записан

    Неожиданно записан у итальянцев в соответсвии с транслитерацией по ISO 9. Не знал, что кто-то её соблюдает.


  1. kovalexius
    29.10.2025 07:47

    Вообще по..ю
    Главное, чтоб систему не положили и поиск не засоряли.
    Ну если музыкант решил назваться как то витиевато, то это должны быть его проблемы.
    Я б просто сделал бы на сервисах ограничение:
    Только латиница, кириллица, уникальные связки автор-композиция.
    Иначе композиция не добавляется.
    Пусть переименовывают песни и свои названия.

    Так будет проще и программистам и музыкантам и слушателям.


    1. nevervhudo
      29.10.2025 07:47

      Нестандартные названия релизов провоцируют слушателя хранить музыку как зеницу ока, дублировать её на все возможные носители и сервисы, ведь потом не найдёшь. Это игровая практика, способствующая набору популярности артистом. Проще-то оно проще, но музыкантам и так нелегко было выбираться из-под ига мейджор-лейблов, так что запрещать такое не стоит.


  1. Wesha
    29.10.2025 07:47

    Да ладно, в кино такие же проблемы. Можно, например, искать «фильмы братьев Вачовски» — а можно «фильмы сестёр Вачовски»...


    1. rybakolbasa
      29.10.2025 07:47

      А также брата и сестры Вачовски


  1. ertaquo
    29.10.2025 07:47

    Больше всего поиздевались в своё время авторы фильма XXX


  1. vybo
    29.10.2025 07:47

    У Ивана Купалы скрытые треки на всех альбомах


  1. vybo
    29.10.2025 07:47

    А вообще Main Page бы назвать какой-нибудь заметной группе свой альбом и тогда можно претендовать на en.wikipedia.org/wiki/Main_Page


  1. Denis_Chernyshev
    29.10.2025 07:47

    Похоже, первыми пасхалки начали делать еще битлы на виниле. Странно, что не упомянуты

    Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band: Когда «A Day in the Life» заканчивается, раздаётся высокочастотный писк частотой 15 килогерц; его добавили по просьбе Леннона — забавы ради — чтобы подразнить собак. За ним следуют звуки смеха, записанные задом наперёд, и прочая тарабарщина, которые были вставлены в концентрическую выходную канавку пластинки и должны были повторяться беспрерывно на любом проигрывателе, не оснащенном автоматическим возвратом иглы. Также слышно, как Леннон произносит фразу: «Был так под кайфом», после чего следует ответ Маккартни: «По-другому и быть не могло»

    Abbey Road: После песни «The End» следует скрытый трек «Her Majesty», их разделяет 14 секунд тишины (привет Нирване).


    1. stalinets
      29.10.2025 07:47

      Технически на виниле можно ведь сделать скрытую дорожку, которая будет расположена между витками рабочей, начинаться где-то "из тупика" и заканчиваться, вливаясь в рабочую между треками. И попасть на неё можно только удачно поставив на неё иглу или найдя её начало визуально. По-моему, так кто-то делал.


  1. Squoworode
    29.10.2025 07:47

    4 спец.символа юникода Ƭ̵̬̊,

    Похоже на человека, который пинает


    1. Squoworode
      29.10.2025 07:47

      Забавно: под виндой перечёркивающая черта рисуется справа от буквы, чётко формируя ногу, и верхний кружок рисуется с интервалом, пропорциональным длине шеи. А на ведроиде кружок даже слегка утоплен в вертикальную черту, перечеркивающая черта именно перечеркивает вертикаль, а запятая чётко отделена от символа и больше не создаёт согнутую ногу...


  1. sic
    29.10.2025 07:47

    Да, witch house конечно победили умом разум. На какое-то время понравился стиль, накачал каких-то популярных исполнителей на mp3-плеер. Он не умел в юникод совсем. Да что уж там, он и в русскую буквы Щ и Ъ не умел, и все эти треки показывал "квадратиками". Иногда знакомые спрашивали, что слушаешь, ну говорю вичуху. А что конкретно? Не знаю.

    Так вот я, до сих пор не знаю, что конкретно я слушал.


  1. Vsevo10d
    29.10.2025 07:47

    Помню, на альбоме Clawfinger Zeroes and Heroes после собственно альбома было штук 90 пустых треков. И на 83-м вроде были звуки саундчека, потом пара тактов какого-то индастриала, а потом вокалист издевательским голосом нараспев говорил "I gave you my middle clawfinge-e-er!".


  1. CitizenOfDreams
    29.10.2025 07:47

    Чем занимался басист этой группы — неизвестно.

    Мысли басиста: "Ми Си Соль Ми Си Соль До До До..."


  1. Dr_Faksov
    29.10.2025 07:47

    Не надо считать что " альбом без названия" это альбом без названия. В Канаде широко известен продуктовый брэнд "no name" . Ладно в Канаде, а как называется палец, расположенный между средним и мизинцем?


    1. Wesha
      29.10.2025 07:47

      как называется палец, расположенный между средним и мизинцем?

      По имени камчатского вулкана, конечно же!


  1. vlatro
    29.10.2025 07:47

    Лично для меня вывод из статьи такой: Никогда не говори «Никогда». Нет такого краевого случая, который не случится в эксплуатации.


  1. nebularia
    29.10.2025 07:47

    Вообще KEYGEN CHURCH и MASTER BOOT RECORD это один и тот же чувак)


    1. CitizenOfDreams
      29.10.2025 07:47

      Это он специально переименовался, чтобы запутать Энди. :-)


  1. Aggle
    29.10.2025 07:47

    К примеру, проект Master Boot Record занимается переосмыслением музыки из классических игр. Ну и альбомы у них называются соответственно:

    Удивительно, как они не дошли до альбома "C:\>FORMAT C:". Наверное, в творческих планах.


    1. Maslukhin
      29.10.2025 07:47

      Им они завершат карьеру :)


  1. MaksFay
    29.10.2025 07:47

    На сколько я знаю, при цифровом мастеринге трека в него "вшивается" индивидуальный ID содержащий информацию об авторских правах, самом треке и т.п.
    В чём проблема использовать его и уже к нему привязывать названия групп и альбомов?


  1. rybakolbasa
    29.10.2025 07:47

    Шикарно, спасибо. Столько вопросов, так мало ответов.


    1. Wesha
      29.10.2025 07:47

      Столько вопросов, так мало ответов.

      «Проблема не просто ширше — она гораздо, гораздо ширее!» ©

      «Всё не так плохо, как вам кажется. Всё гораздо, ГОРАЗДО хуже!»

      (@alex0x08: «Этот список надо отправлять каждому, кто считает что „нейросеть скоро заменит программистов“, для осознания реальности.»)


      1. alcotel
        29.10.2025 07:47

        Очень познавательная серия статей. Плюсую. Половину из них помню.

        Но, похоже, их мало кто читает. Буквально на днях столкнулся с приложением ооочень большого и известного российского банка. Ругалось оно, что в поле ввода недопустимые символы. Методом научного тыка я выяснил, что этим "недопустимым символом" была ооочень известная русская буква Ё. Как будто ребята ещё в КОИ8 работают в 2025 году. Какие уж там высшие материи, юникод...


  1. mari_shishkina
    29.10.2025 07:47

    Но ведь и сами программисты тоже творческие ребята, их хлебом не корми - дай задачки со звездочками порешать


  1. alcotel
    29.10.2025 07:47

    Оставлять композиции без названия - ну это уж с незапамятных времён повелось. А зачем им название? Просто композиция. А симфония №40 или концерт №2 - конкретный номер уже потом потомки учли и пересчитали.