
В первой части этого материала мы объясняли, что IT-рынок не умер — он перестраивается. Что за громкими заголовками про «массовые увольнения» и «схлопнувшийся пузырь» скрывается не катастрофа, а «нормализация» и «взросление отрасли».
Иными словами, в прошлой части мы говорили, что не все так плохо. Наша сегодняшняя героиня — не согласна. Картина, которая открылась нам с ее помощью, не только констатирует реальность кризиса на российском IT-рынке, но и очерчивает его причины — в целом, перспективы выходят довольно мрачные.
Вместо предисловия
Сегодня IT все меньше похоже на великую гонку и все больше — на выживание в сложной экосистеме, причем правила этого выживания до сих пор не вполне ясны.
При описании этого опыта сухие цифры и тренды, пусть даже растущие, уже подходят к пределу своей функциональности и не объясняют ничего. Ведь за статистикой скрываются реальные люди — которые каждый день сталкиваются с задачами, дедлайнами и корпоративной бюрократией, наблюдают, как изменилось само положение вещей и как нарастает тревога внутри некогда самой стабильной и перспективной отрасли.
Чтобы понять, что происходит с рынком IT сегодня на самом деле, мы поговорили с Натальей — руководителем проектов в крупной IT-компании. Она более 15 лет работает в индустрии и знает, как на самом деле ощущается нынешний кризис, почему многие специалисты устали от неопределенности и как даже в такой ситуации остается место для профессионального роста.
Передаем ей слово.
Взгляд в бездну

Наталья
руководитель проектов в крупной IT-компании, работает в отрасли уже более 15 лет.
— Наталья, действительно ли сейчас в России существует проблема с поиском работы в IT? В чем, на Ваш взгляд, состоят ее возможные причины?
Да, действительно, в России сегодня айтишнику трудно найти работу. Это не иллюзия, это реальная проблема. Правда, ее острота различается в зависимости от роли специалиста — для условных бэкендеров или системных аналитиков все не так плохо, а вот для дизайнеров, бизнес-аналитиков, руководителей проектов вопрос стоит очень остро. Сейчас, когда все экономят бюджеты, компании готовы оставлять только тех, кто занимается непосредственно производством, а все остальные роли срезаются — и их обязанности переносятся на тех же людей, которые раньше занимались только разработкой. Я теперь наблюдаю тенденцию во многих проектах, что от разработчика-бэкэндера ожидают, что он дополнительно будет совмещать в себе и системного аналитика, и архитектора, и, например, девопса. И еще и настраивать CI/CD ICD.
— А зарплата у него при этом остается та же?
Безусловно, иногда даже снижается! Я вижу, что за 2025 год снизились зарплаты процентов на 20-30, даже по открытым вакансиям. Из моего окружения довольно много людей сообщили, что у них больше нет премии, либо премии срезаны в этом году и неизвестно, вернут ли их вообще. Идет на самом деле большая волна сокращений, оптимизаций, регулирования численности, точнее, две волны, первая произошла начиная с января, а вторая была в середине года — потому что big tech мыслит кварталами и смотрит отчеты. Всегда есть надежда, мол, вот в этом квартале мы чуть-чуть подрастем и может быть сохраним команду. Нет, ничего не подросло, команды не сохранились — соответственно, на рынок вышло очень много людей с действительно ценными знаниями, с большим опытом работы в сложных проектах, сложных системах, но теперь самих этих систем стало намного меньше.
— Это вызывает проблемы в адаптации при поиске работы?
Да, когда эти специалисты с большим опытом приходят, например, в средний бизнес или в небольшие проекты заказной разработки, то попадают в совершенно другое окружение, где от них требуют иметь мышление стартапера, предпринимательское. У людей, которые работали в корпорациях, очень узкая специализация по большей части, и поэтому когда от них ожидается, что каждый и швец и жнец и на дуде игрец, конечно, адаптация прохо��ит сложно.
— А как это все коррелирует с сокращением числа вакансий на рынке?
Начнем с того, что уменьшение числа вакансий вообще не означает, что трудоустроенных стало больше. В поиске сейчас находятся даже те, кто трудоустроен. Потому что текущие условия работы совершенно никого не устраивают. Я видела опросы в айтишных чатах по поиску работы, где было больше 5000 участников, и там были результаты, что 30% вообще не нашли работу, 20% нашли, но она их не очень устраивает, и только 7% удалось найти работу мечты (но мы не знаем, какая база была у этих кандидатов). То есть, большинство людей сейчас в компромиссном состоянии, они смирились с положением дел и вышли работать туда, где им платят или где у них обязанности похожи на то, что они делали раньше.
— Насколько серьезное значение тут имеет конфликт между ожиданиями кандидатов и ожиданиями HR? Как текущий уровень молодых специалистов и фактических их знаний соотносится с притязаниями?
Я могу быть субъективна, но полагаю, что уровень притязаний большинства молодых специалистов отвечает здравому смыслу. Но поскольку у работодателей был опыт взаимодействия с людьми, которые много лет не просили повышения, то у них искаженное восприятие. Молодые специалисты, как правило, еще не имели негативного опыта во взаимодействии с работодателями, которые уже привыкли к хорошему для компании и извлекать максимальную выгоду из сотрудников. Поэтому молодые специалисты пока оценивают себя высоко. А у работодателей другая ситуация. Многие находятся в когнитивном искажении. И они на разных концах шкалы. То есть, для того, чтобы эти точки зрения сблизились, у работодателя должно пройти много неудачных кандидатов, у кандидатов — много неудачных собеседований. Но вообще ситуация с затягиванием поясов в компаниях — уже не временная, дальше будет только ужесточаться, поэтому, если на входе не договориться на высокую зарплату, то вряд ли потом сможешь ее себе выторговать. Поэтому мне кажется, что молодые ребята все делают правильно.
— Я так понимаю, у вас есть иллюстрация из собственного опыта про ситуацию с работой в IT?
Да. У меня опыт в ИТ больше 15 лет, и в нынешней ситуации это не помогло быстро найти работу. Число вакансий на позицию руководителя проекта уменьшилось примерно раза в 3, а число людей, которые вышли на рынок, примерно во столько же раз увеличилось. Зде��ь играют роль в том числе алгоритмы подбора.И у меня прошло больше 300 интервью с работодателями, которые закончились ничем.
— Больше 300?!
Да, за три месяца, включая разные этапы собеседования, то есть, примерно в 100 компаний.
Я считаю, что главная проблема при найме сейчас — это глобальное недоверие к соискателям на стороне HR.
Я считаю, что главная проблема при найме сейчас — это глобальное недоверие к соискателям на стороне HR. Поставлен на поток скрининг искусственным интеллектом, и этот метод абсолютно не учитывает разнородного ландшафта российского IT-рынка. Банально: у нас в каждой компании человек может [по должности] называться по-разному, выполняя одни и те же обязанности. И при автоматической фильтрации огромное количество релевантных по существу кандидатов просто отсеивается. Чтобы это исправить, необходимо проводить глобальную работу по обучению самих HR, как правильно формулировать вообще запрос на вакансию, как должен выглядеть ее профиль.
Я была также и в роли нанимающей стороны и понимаю, насколько сложно найти правильного человека, потому что теперь, когда соискатель должен быть готов закрывать несколько обязанностей одновременно, на рынке таких людей может просто не быть. Иногда на собеседовании выясняется, что позиция вообще не соответствует тому, что указали в вакансии. Иногда вакансии просто вывешивают для замера спроса или исследования рынка.
То есть, ожидания участников рынка серьезно разнятся, и для того, чтобы они сблизились, должен пройти долгий период охлаждения. И кандидаты должны ожидания все-таки немного снижать, и работодатели должны, наверное, снизить свой энтузиазм по поводу искусственного интеллекта, потому что они не понимают, что в данный момент он им скорее режет возможности, чем приближает к кандидату мечты.
— Как сейчас изменился основной вектор IT-вакансий — в сторону универсализации (один человек должен уметь много), гиперспециализации (нужны узкие спецы, типа умеющих управлять AI), или и то, и другое в разных секторах?
Гиперспециализация — однозначно существует, а узкие спецы, умеющие управлять искусственным интеллектом — теперь это не узкая специализация, а требование для каждой вакансии. Это может быть не афишировано в тексте, но теперь требуется умение работать с искусственным интеллектом, с чат-ботами, с LLM-моделями. Потому что количество запросов рабочих в один момент времени вырастает так, что достаточно глубокую аналитику каждого вопроса человеческими ресурсами сделать больше не получается.
— Как раз из-за вынужденного совмещения нескольких специализаций в одном сотруднике?
Да, потому что дефицит ресурсов, потому что срезали косты, бюджеты уменьшились. Раньше была потребность в команде из 15 человек, а сейчас эту работу выполняют 9 или меньше. И каждый из них вынужден пользоваться любыми инструментами, которые ему доступны, для того, чтобы хотя бы выполнить свою работу в срок.
Что из этого получается. Уже можно собрать некоторую статистику: я где-то полгода наблюдаю, как команды взаимодействуют с ИИ. Когда непрофильная задача попадает к сотруднику, особенно если он не сеньор, а начинающий, то для них всегда первый шаг, который они делают — это написать в Chat GPT. Это похоже на рефлекс, от которого очень трудно отказаться. И мы видим в результате снижение качества кода у разработчиков, и качество ревьюинга тоже снизилось — потому что те, кто ревьюит, тоже пользуются Chat GPT, чтобы все успеть. Уменьшилось количество документации, часто бывает что, код нечитаем, а поддержка его или масштабирование требует слишком много ресурсов.
Получается, что мы выиграли битву (за продуктивность), но проиграли войну. Это тактическое решение, с повсеместным использованием ИИ, в будущем будет иметь жесточайшие последствия, потому что потребуется рефакторить все. И заниматься этим будут, конечно, молодые специалисты, которые придут в большие компании.

— Звучит довольно мрачно вообще это все.
Я долгое время была оптимистом искусственного интеллекта, но я вижу, что как и любой инструмент, который попадает в руки большой массы людей, становится предметом злоупотребления.
Почему на рынке появилось такое большое недоверие работодателей к кандидатам? существуют ообщества людей, которые обманывают систему с помощью дипфейков и могут друг за друга проходить собеседования. Это дискредитировало практически рынок IT. И сейчас для того, чтобы человек прошел все скрининги и так далее, он должен довольно серьезно раскрыться, в офис приехать, родственников записать в анкету для СБ, подтвердить все свои документы и прочее.
— Я просто хотел отметить некоторую иронию ситуации. Получается, что на собеседованиях работодатели буквально применяют все, что только возможно, чтобы человек, проходящий собеседование, не читерил, не пользовался ИИ. А потом, если он попадает на работу — то должен пользоваться ИИ все время.
Да, но мы говорим про разные модели, разные сценарии. Естественно, у человека просто нет выхода, когда у него ограниченный срок и есть задачи, которые превышают этот срок по трудоемкости. Без искусственного интеллекта уже не обойтись. Тем не менее, естественно, у работодателей есть четкие разграничения, для чего это можно использовать, для чего нельзя. Я видела, например, что были претензии к аналитикам, что их документация написана Chat GPT, а не ими, потому что как-то «слишком правильно сформулировано».подобные подозрения сильно мешают рабочему процессу.
И еще возникает ситуация, когда HR защищает компанию от кандидата, а кандидат уже со дня найма начинает считать себя ущемленным, потому что он согласился на более низкую зарплату, чем хотел бы. И он начинает искать способы, как себе компенсировать этот компромисс, на который он согласился.. И дальше это противостояние внутри продолжается. Вместо того, как было изначально задумано, что HR должны поддерживать сотрудников, создавать доброжелательную атмосферу, помогать им в развитии и прочее, развитие в компании теперь существенно ограничено. Рост не очень-то поддерживается, я бы сказала. Можно сказать уже, что, мы сейчас находимся в режиме выживания. Предпосылки были видны еще в декабре, но сейчас мы видим как разворачивается этот тренд.
— К чему готовиться?
Есть разные сценарии развития. Если будут политические развороты какие-то, то, соответственно, [отрасль] пойдет вверх. Но поскольку у нас инерция очень высокая, то есть мы и кризис-то заметили через полгода после того, как он начался, а может через год даже. Даже если в больших неповоротливых системах произойдут изменения, то мы это заметим не сразу, как лягушка, которая варится очень медленно.

И как с этим жить
Слова Натальи отражают реальность, которую официальная статистика, кажется, предпочитает не замечать: российский IT-рынок сегодня переживает системный кризис, и проблемы с поиском работы не кажутся, они вполне реально есть. На фоне сокращения вакансий, усиления недоверия между работодателями и специалистами и массового внедрения нейросетей отрасль вступила в фазу болезненной перестройки (а в какую форму — пока непонятно).
Получается, что универсализация ролей, некоторое обесценивание экспертизы и перегрев ожиданий стали новой нормой (хочется верить, что только на время). Если всего несколько лет назад айтишник был героем эпохи — востребованным, избалованным предложениями, уверенным в будущем — то теперь он стал лакмусовой бумагой состояния всей экономики.
IT-отрасль больше не «островок стабильности» и не мифическое Эльдорадо: ее сотрясают те же волны недоверия, оптимизации и инфляции ожиданий, что и все остальные сферы. Просто по ней это в большей степени заметно, так как новые технологии (вроде нейросетей) в первую очередь обкатываются на технологической сфере.
И, возможно, все-таки для еще достаточно молодой отрасли этот кризис — взросление, болезненное, но необходимое. Несмотря на всеобщую усталость, обесценивание того, что казалось незыблемым, и ощущение, что «золотая эра» IT осталась позади, наша отрасль все еще остается одной из немногих, где перемены — не приговор, а источник энергии для эволюции.
Спасибо, что дочитали, и расскажите, если вам несложно, в комментариях о собственном опыте поиска работы/найма в IT (также, разумеется, ждем комментов, что автор неправ и эксперт тоже).
Комментарии (3)

kenomimi
29.10.2025 06:10Есть серьезный кризис перепроизводства стажеров, который удачно наложился на приход нейросетей. Рынку эти люди более не нужны, из стажеров могут найти себе что-то разве что те, кто заинтересован в самом процессе (а не только в деньгах), для кого это хобби, и он готов долгое время забесплатно чинить опенсорс, например.
Рыночек джунов и миддлов тоже в стагнации, особенно в тестировании, аналитике и и прочих. Но тут причина другая - "заморозка" ФОТ из-за высокой КС, а следовательно, дорогих оперативных кредитов. Все развитие сейчас идет на кредитах, потому найм заморозился на непонятное время. Вроде специалисты и нужны, но бюджетов на них не выделяют, потому абстрактные спрос и предложение большие, но в реальности сильный перекос в сторону предложения.
По синьорам и выше - не сказать, что все настолько плохо. Их не так много, кто-то уходит, кто-то уезжает - движение есть вполне себе.
saag
"...Нам нужен не простой программист, и всего на 120 рублей..."(С) "Понедельник начинается в субботу"